Идеологическая война сегодня

Александр Ягольник
Любая современная война — гибридная, многокомпонентная. Обязательная часть — идеологическая. С ней даже старые, малоэффективные формы приобретают новую силу и возможности. Например, биологическую войну по ряду причин отправили когда-то в чулан, а теперь достали, приправили идеологическим усилителем и с интересом просчитывают перспективы.

Идеологическая война состоит из двух частей — внутренней и внешней. Внутри нужно убедить свой народ, что правительство делает всё правильно, нужно ему верить, сотрудничать с ним, добровольно помогать, и тогда вместе достигнем победы, успехов и процветания. На внешнем фронте нужно убедить народ противника, что его правительство всё делает неправильно, что если противиться всем его мерам, поступать самовольно, агитировать других не сотрудничать и действовать по иному, то достигнешь личной победы, успеха и процветания. Идея старая, как мир, все тонкости в реализации. Но и здесь ничего нового: создать свою сеть распространения информации, сделать её вызывающей доверие среди разных слоёв населения и вбрасывать правду вперемежку с ложью, предположениями и слухами. Причем для своего народа и народа врага сети должны быть разные, показывая одно и то же иначе в соответствии с целями. Когда-то сети были изустными. Потом появилась печать. Сегодня же есть интернет. Напомнить, кто его придумал? И совсем не для котиков и сисек, а как раз для распространения нужной информации. Поэтому сегодня старую идеологическую войну называют по новому - «информационной».

Чем же сейчас идеологическая война может помочь в новых войнах? Возьмём для примера биологическую. Когда-то на неё возлагали большие надежды. Но потом выяснилось, что либо зараза будет быстрой, сильной и обязательно перекинется на обе стороны, либо медицина и правительство задавят её на ранних стадиях. Успешной такая война была с аборигенами Америки. Но у тех не было ни медицины, ни организации, а у их противников был врождённый иммунитет к применяемой заразе. Есть пример предположительного искусственного происхождения эпидемии клещевого энцефалита. Неприятность большая, но рекомендации по одежде и вакцинация сводят к минимуму потери от этой диверсии. Чтобы реально подорвать живую силу противника, его экономику и способность к развитию, нужно что-то новое, убойное, быстрое, и при этом должна быть возможность уберечь свою страну и союзников.

Есть виды болезней, от которых можно спастись при помощи защиты органов дыхания, мер гигиены, санитарной обработки, вакцинации. Отсутствие этих мер приводит к быстрому распространению заразы и печальным последствиям. Добавляем к заразе идеологию. С одной стороны обучаем своё население самостоятельно беречься от болезни, ограничиваем массовые контакты, контролируем людские потоки, создаём эффективную вакцину. С другой стороны на территории противника распространяем «научные данные», что маска не эффективна, дезинфицирующие растворы вредны, «естественный иммунитет» полезен, а ограничение общения бесполезно, что вакцина, предлагаемая правительством, это яд, а всё, что делается, лишь для обогащения кучки приближённых к правительству бизнесменов.

При этом для воздействия на весь спектр населения следует пускать в оборот как около-научные статьи, псевдовысказывания псевдоучёных и псевдомедиков, цитаты реальных людей, выдранные из контекста, то есть воздействовать на немного образованную и немного думающую часть народа, так и дикие слухи и утверждения вплоть до заговора рептилоидов. Социология, психология и психиатрия дают богатый арсенал для использования в войне. Его с успехом применяют в рекламе, так почему бы не применить и здесь?

Когда со всех сторон льётся чушь, похожая на правду, то и уверенные в пользе мер правительства граждане начинают сомневаться, теряют почву под ногами, колеблются и не могут уверенно агитировать сограждан носить маски, мыть руки и делать прививки. А вдруг всё это правда? Вдруг я посоветую привиться знакомого, а он помрёт или родит неведому зверушку? Всегда находятся «полезные дураки», которые начинают развивать подброшенные идеи, создавая свои завиральные теории, добавляя себе значимости в глазах других людей. И вот уже борьба против масок — это не от недоверия к их эффективности, а за свободу от намордников, рабства и за всё хорошее против всего плохого.

Если вы хотите понять, есть ли война или человечество бьётся единым фронтом против общей угрозы, то посмотрите, что говорят на разных языках в разных национальных сегментах интернета. Если везде призывают к одному и тому же, обмениваются опытом, не препятствуют распространению средств борьбы с заразой, то мы имеем единое человечество. Если же каждый лагерь норовит восхвалить свои меры, свою вакцину и яростно критикует чужую, подмечая даже малые огрехи и не отдавая дань успехам, то мы имеем дело с классической информационно-биологической войной.

Интересно, что совсем необязательно создавать самому биологическое оружие. Можно подождать, когда постарается природа, а самолёты разнесут заразу по миру. Вначале придётся всем тяжко, зато потом победит тот, кто перестроится на военные рельсы. А люди? Так их и так много. Можно и проредить.