Первый в Приамурье кадетский казачий класс

Ольга Камоско
Листая страницы истории нашей,
Мы вспомним всё это и скажем опять:
Пусть век уже новый, но мы, безусловно,
Историю нашу обязаны знать!
ВОЗРОЖДЕНИЕ.
       90-е годы 20 века стали началом нового возрождения казачества и у нас на Амуре. Казачьи войска, общины, организации действуют сегодня во всех уголках нашей необъятной страны. Возрождаются вековые обычаи, создаются новые славные традиции. Казачий народ выжил, благодаря тому, что умел сохранить духовность, культуру, жизненную активность и умение передавать все от поколения к поколению.
       В казачьих рядах сегодня все чаще можно увидеть не только мужчин, но и бравых девушек в казачьей форме.  Исторические исследования открывают для нас множество примеров воинской доблести женщин-казачек, не раз становившихся на пути врага рядом со своими отцами, мужьями и сыновьями.
Быт казаков всегда был наполнен красивыми обычаями, песнями и рассказами и в сохранении этих традиций играла важную роль женщина казачка. Будущего казака готовили с детства. Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования. Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период.
 Его воспитывали весь уклад жизни казачьих семей. Непрерывное казачье воспитание формировало личность молодых людей, которые продолжали традиции предков, способны сохранять в себе сильный казачий дух, несмотря на искушения современности.
В современном мире, где юным умам бывает трудно найти опору, такие устои, несомненно, помогут выпускникам казачьих образовательных учреждений стать зрелыми личностями, достойными гражданами своей страны.
Как известно -дети наше будущее. Именно поэтому, в период возрождения казачества вплоть до 2007 года   Белогорские казаки приходили в классы, на родительские собрания. Они рассказывали учителям и родителям, что независимо оттого, сын это, или дочь-ребенок должен быть готов ко взрослой жизни. Надо уберечь их от дурной компании, а для этого нужно иметь крепкий моральный стержень. Тем более, иногда сверстники бывают агрессивными, ребенок обязан уметь за себя постоять. Несмотря на то, что беседы с детьми и их родителями показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему амурского казачества, интерес к проблеме и желание узнать новое сводились к нулю.
Но однажды случилось чудо, Белогорские казаки, пришли в Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение "Школа №201 города Белогорск" и начали вести разговоры о казаках о том, что ребята обучаясь в кадетском казачьем классе это будущее нашей страны, это подготовка к службе в вооруженных силах.
Задумались ребята и их родители.  Понятно стало, казаком быть, Родину защищать. Заинтересовались чем же казачий кадетский класс будет отличается от обычного?
«Дети в таких классах более углубленно будут изучать историю и культуру родного края, традиции и обычаи предков-казаков, основы православной культуры.  Их научат чеканить шаг на уроках строевой подготовки. К девятому классу кадеты будут отличаться от сверстников, -убеждал родителей войсковой атаман Амурского казачьего войска Союза казаков России Василий Горосов: Мы расширим кругозор ребенка. Он будет воспитываться не только в рамках среднего образования, он изучит глубже историю России и казачества. В школе для юных кадетов организуем уроки конной езды и строевую подготовку, которую будут преподавать профессиональные военные».
 Проникнув идеей возрождения казачества начиная со школьной скамьи, директор школы Ирина Александровна Губина, учителя и родители 5 класса, поддержали амурских казаков.   Родители единогласно написали заявление о принятии их детей в кадетский казачий класс.
Вот, так появился казачий класс в Белогорске – единственный в 2007 году в Амурской области.  Казачатами стали семнадцать мальчишек и три девочки.
В пояснительной записке Компилятивной программы дополнительного образования «Кадетский казачий класс» под девизом «Жизнь-Отечеству, Честь никому!» написано, что кадетский казачий класс стал структурным звеном МОУ ООШ №201 города Белогорска Амурской области, и руководствовался в своей деятельности Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, положением о кадетских классах.
Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Создание кадетских классов вызвано убежденностью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. В Приамурье с давних времен уважаемы и поныне сохранены славные героические традиции казачьего войска.
Среди учебных курсов, составляющих школьный компонент учебного плана, «Историческое краеведение» с темами, которые охватывают темы по истории Амурского Казачьего Войска.
Среди курсов дополнительного образования можно назвать строевую подготовку, сборку и разборку оружия, рукопашный бой, занятия фольклором, спортивный час, психологический тренинг, уроки нравственности и духовности.
«Это первый опыт, идет тяжело, поскольку нет специальной литературы, - рассказывал учитель Владимир Кобозев. – И мы вместе с Белогорским краеведческим городским музеем, с другими учителями пытаемся это историческое пятно убрать».
Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывалась на системе традиционных мероприятий: Исторические и краеведческие игры и викторины ; Уроки здоровья, спортивные соревнования;
Военно-прикладные игры; Выставки художественно-прикладного творчества; Смотр строя и песни; Дни памяти; Праздники военно-патриотической казачьей песни;
Встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн; Акции «скажи наркотикам-нет»; Посещение воинских частей; Посещение конноспортивной школы; Принимать участие во всех слетах военно-патриотических казачьих клубов и центров, принимать участие в «казачьих играх» и фестивалях, экскурсиях и турпоходах. Прибрести туристическое снаряжение и организовать летнего лагеря с конноспортивной и фехтовальной подготовкой. Ребятам было куда и силу приложить ,и мастерство со смекалкой оттачивать и кругозор расширять.
Пятиклассников водили на экскурсию в Белогорский краеведческий музей, где краевед В.П. Голубев показывал настоящую казачью шашку и самодельную винтовку и рассказывал о военном быте амурских казаков. Директор музея и руководитель культурного центра Амурского казачьего войска, культуролог-музеевед Ольга Камоско рассказывала о культуре и традициях амурских казаков, ребята играли в ролевые игры, разгадывали загадки, ребусы и викторины.      
Музыкальные занятия по фольклору проводила руководитель народного фольклорного ансамбля «Казачья Вольница» Валентина Ткачук, впоследствии создав при коллективе, ансамбль- спутник «Казачата».
В Белогорском городском музее, в отличие от школы, учеба шла легче. В помощь педагогам был наглядный материал: нагайка, шашка, самодельная винтовка, одежда казаков и казачек. Все это ребята могли подержать в руках, внимательно рассмотреть. Изучая культуру и традиции амурских казаков ребята погружались в историческое прошлое вспоминали какие традиции сохранились в их семьях. И это было тем более удивительным, действительно в семьях очень много сохранилось, только никто не говорил, что это идет от далеких предков казаков, а, может, и не знали.      За классом был закреплен наставник казак Олег Тимошков, состоящий в городском казачьем обществе. Он служил для ребят примером поведения при общении со старшими, младшими и равными, отношения к государству, работе, семье. К нему дети могли обратиться за советом и помощью.
   Он регулярно проводил с детьми беседы о вреде курения, употребления алкоголя и опасности наркотиков, выезжал вместе с ними на экскурсии.
Строевую и огневую подготовку вёл Владимир Бурдинский.Одним из таких мероприятий было принятие присяги. Среди гостей были ветеран ВОВ, старейшина Казачьего центрального округа Петр Александрович  Кононенко, атаман центрального округа Владимир Бурдинский, основатель казачьего кадетского класса , войсковой атаман Амурского казачьего войска Союза казаков России Василий Горосов.
В торжественной обстановке ученики приняли Присягу, им вручили пагоны кадетского корпуса, а затем для гостей и родителей была исполнена патриотическая казачья песня. Девизом праздника звучали слова «Нам историю России дальше делать суждено».
Учителя в школе отметили, что пятиклассники стали более дисциплинированными. И это – главное.
«Ведь самая главная задача – отвлечь их от улицы, - рассказывала заместитель директора по учебной работе школы № 201 г. Белогорска Виктория Гамаева. – Надо, чтобы они находились в школе, были заняты делом и не были подвержены влиянию социума, который в данном микрорайоне очень неблагоприятный. А вообще желательно чтобы это было непрерывное образование, где в штатном расписании стояли занятия, чтобы те, кто преподавал казачий компонент получал зарплату как учитель или воспитатель».
    Первый опыт показал, что действительно, надо создавать не только классы, а возможно и казачью школу. 
В казачьих школах большое внимание уделяют не только образованию, но и воспитанию, закладывая в подрастающем поколении понятия чести, долга, ответственности, патриотизма.   
  Идея наших занятий была в том, чтобы дети изучая историю амурского казачества, должны помнить, что они получили в наследство огромную и прекрасную страну, и обязательно надо любить свой край, малую родину.
Интересная была задумка. В Белогорске намеривались открыть еще шесть таких классов и посвятить в казаки учеников из других школ.
Но как всегда, вмешались не зависящие от нас обстоятельства, вначале несогласованность между казаками, к сожалению в казачьей среде произошли разрушительные изменения когда разделили казачество на общественников и реестровых, ко всему этому 201 школу расформировали и закрыли.
 Времена изменились, изменилось общество, в современной России нет сословий, давно нет царя.
Воевать с шашками и нагайками на лошадях уже не актуально. Есть ли место казачеству в современных реалиях и не будет ли возрождение казачества политическим суррогатом и сборищем «ряженных» ролевиков?
Исследование показало, что именно казачья доблесть и образ защитников славянских народов может быть отличным примером для подрастающего поколения, тем более казаки с их склонностью к самоорганизации и традиционализмом, могут стать важной опорой для россиян в условиях глобализации и размывании ориентиров в наше время.
      Сегодня казаки успешно служат в танковых войсках, ВДВ, ПВО.   Восстановлена казацкая форма, вернулись атрибуты казаков.      
 В куренях по всей России возрождается казачий уклад, культура и традиции, казаки активно занимаются патриотической работой с подрастающим поколением.
В заключении хотелось бы напомнить слова протоирея Аркадия Шатова:
«Мы не умеем друг с другом взаимодействовать. Проблема, которая стоит перед нами, -это создание единого педагогического православного пространства для наших детей. Наша задача-воспитать поколение, которое будет ценить опыт предков и передаст это своим потомкам. Поколение которое с гордостью будет жить под девизом «За веру, народ и Отечество!»