Круиз на Канине

Вячеслав Кисляков 2
     (Из воспоминаний начальника РТС с острова Большой Олений).

     Было это в июле 94-ого. Я тогда служил по контракту в 70-м Районе Береговой системы наблюдения Северного флота. Пост наблюдения РТВ-1760, на котором я нёс службу, был расположен на о. Большой Олений.

      От г. Североморск, где и находилось управление нашей части, это семь-восемь часов пути на быстроходном катере. Уже не помню, по какой причине мы с женой прибыли с острова в город. Видимо, были какие-то дела, да сейчас это и неважно. Но просто так, типа, «по магазинам прошвырнуться» с постов никто не уезжал: служба есть служба. Пробыв в Североморске пару недель и уладив все свои дела, мы должны были возвращаться на остров Б.Олений. По постам наблюдения, которые находились на побережье Кольского полуострова, людей и продукты доставляли на катерах. Две БГКашки да ПС «Аянка» использовались для этой цели. Но, старушка «Аянка» была в ремонте, да и оба катера БГК, тоже не первой свежести - стояли на приколе. Это были «лихие 90-е» - денег не хватало то на топливо, то на запчасти.

     Возник вопрос: как нам добраться до о. Большой Олений? И не только мне с женой. Ещё ждали отправки к месту службы семь матросов-новобранцев, жена комвзвода с о. Большой Олений и мичман - старшина нашей роты. Он с четырьмя матросами из семи должен был отбыть на о. Харлов.

     И тут командир части предложил нам отправиться по местам службы на пассажирском теплоходе «Канин». Он в то время курсировал между Мурманском и Гремихой. Что же, идея хорошая, и билеты не дорогие. Да вот только есть загвоздка: если на острове Харлов у теплохода штатная остановка, то как нам добраться до Оленьего? Но командир успокоил нас, сказав, что он уже со всеми договорился. И даже с капитаном т/х «Канин» - он остановится в миле от о. Большой Олений, и со служителями маяка «Русский», что находится на том же острове, они встретят нас на шлюпке. Почему-то никто из нас, включая командира части, не думал о нашей личной безопасности. Какой бы безветренной ни была погода, в открытом море всё равно есть небольшое волнение. А нам предстояло как-то перейти с "Канина" в шлюпку. У нас на посту не было даже спасательных жилетов – это я знал точно, а у маячников, если и было несколько жилетов, то их всё равно бы на всех не хватило. Да и какая разница, в жилете или без, ты упадёшь в холодную воду. В Баренцевом море вода даже летом не прогревается выше плюс десяти. О каком-то другом развитии событий, кроме положительного, никто не думал. Да и что там сложного: остановился теплоход, пересели в шлюпку, пришли на остров. Проще некуда.

     Уже была назначена дата отправки, и мы пошли по магазинам. Нужно было купить всё, что нам потребуется на острове в ближайшее время. Ведь когда в следующий раз доведётся побывать в городе – неизвестно. Ну и про гостинцы оставшимся на посту надо было подумать. Мы потратили все деньги, оставив только часть на билеты. И вот наступил этот день. Из Североморска в Мурманск до морского вокзала нам предстояло доехать на ЗИЛе с КУНГом. Погрузив в машину сменные блоки для радиостанций Р-619 "Акация",  которые нужно было доставить на посты, мы загрузились и сами.

     «Поехали», - как сказал Гагарин, благо ехать было недалеко. Сопровождающим с нами поехал помощник дежурного по части, он-то и решил подвезти нас прямо к борту "Канина", чтобы нам не пришлось далеко таскать тяжёлые блоки, коих насчитывалось шесть штук. Да, видимо, выбрал не ту дорогу. И уже в самом Мурманске, на пути к морскому вокзалу, мы встали на ж/д переезде у закрытого шлагбаума. Если бы не эти злополучные блоки, то мы бы и пешком преодолели оставшуюся часть пути. А так, простояв на переезде 20-ть минут, мы опоздали и «Канин» ушёл без нас. Мы предполагаем, а Бог располагает. «Это судьба уберегает нас от чего-то непоправимого», - оправдывали мы досадное опоздание. Повторить операцию было решено через два дня. В этот раз мы не стали рисковать и доехав на машине до ж/д вокзала г. Мурманск, остаток пути до морского вокзала было решено преодолеть пешком. Два вокзала разделяло чуть больше пятисот метров и половину из них нужно было идти по пешеходному мосту над железнодорожными путями. Матросы, выстроившись в цепочку друг за другом, взялись нести блоки. Как-то я видел по телевизору, как ходят слоны, взявшись хоботом за хвост впереди идущего. Вот и наша процессия напоминала что-то подобное. С небольшими перекурами мы добрались до причала, у которого стоял белоснежный т/х «Канин». Купив билеты до о. Харлов, мы разместились в каютах. И вот началось наше небольшое круизное путешествие. С круизом по Средиземному морю не сравнить, конечно, но… Несколько круизных часов на "Канине" в гражданской обстановке, разбавят монотонность и однообразие нашей службы на острове.

     До высадки на о. Большой Олений было ещё несколько часов и это время мы коротали как могли: матросы, помывшись в душе, спали, мы с мичманом и женщинами - пили чай и болтали ни о чём. За разговорами и пролетело время. Было около часа ночи, но полярный день вносил свои коррективы - было светло. Вот уже и появился на горизонте о. Большой Олений. Женщины и три матроса начали готовиться к высадке, а я пошёл в рубку радиста, чтобы связаться с сигнальщиком на острове и уточнить план наших действий. То, что сообщил мне сигнальщик, поставило меня в тупик: «Маячники напились, и вас никто не встречает. Два дня назад они готовы были вас встретить, а сегодня они просто – «готовы». Извечный вопрос: как быть и что делать? Я сказал сигнальщику, чтобы он позвонил дежурному по части в Североморске и обрисовал ситуацию. Что мог сказать дежурный? Только одно: «Решать проблемы по мере их поступления. Билеты у вас до о. Харлов, вот и отправляйтесь все туда. А потом уже решим, что с вами делать». Эта поправка в план нашего небольшого путешествия не очень обрадовала женщин: во-первых, там негде было жить, а во-вторых, непонятно, как долго предстояло там жить. Но, для нас
других вариантов не было... И мы продолжили наше путешествие.

    Через пару часов «Канин» лег в дрейф в проливе о. Харлов. Матросы вынесли на верхнюю палубу блоки радиостанций, мы - свои вещи. Вся наша делегация, в количестве 11-ти человек, собралась у забортного трапа. У нижнего конца трапа покачивался на волнах ЯЛ-6. На этом ЯЛике был установлен подвесной мотор, которым управлял смотритель маяка «Харлов» – Петрович. Потрёпанный вид шлюпки и мотора говорил о том, что это плавсредство видело на своём веку не только воду, но и огонь, и ещё много всяких катаклизмов. Да и годами была ровесница Петровичу. Он, в выцветшем от времени брезентовом плаще с капюшоном, восседал у мотора. Спустив в шлюпку весь свой багаж, разместились и сами. Я спускался последним, и мне осталось место только на носу шлюпки. Ноги было ставить некуда – всё дно шлюпки заставили блоками и сумками. Ну, как говорится, в тесноте, да не в обиде. До берега метров 200 – потерпим. Борта шлюпки немного протекали, но спокойный вид Петровича вселял надежду - до берега доберёмся. Он дал матросам какой-то черпак и сказал, чтобы отчерпывали воду, если будет сильно прибывать. Мы уже были готовы отчалить от борта т/х «Канин», как на мостик вышел капитан и сказал: «Судно выносит на берег, так как течение в проливе очень сильное и нужно немного пройти вперёд. Вы держитесь там, пройдём «малым ходом» пару кабельтов, а там уже и отшвартуетесь». Теплоход медленно начал набирать ход... Вначале всё шло хорошо - шлюпка, как щенок на поводке, послушно следовала параллельно кораблю. Но потом… Набегающая волна с носа корабля прижала шлюпку к борту и начала заваливать на бок. Вода стала переливаться через борт. Я попытался оттолкнуть нос шлюпки от борта корабля, но силы были неравны. Да мне и самому как-то нужно было держаться. Вахтенный матрос метался в растерянности по трапу, не зная, чем нам помочь. Свистели, визжали и кричали все, не выбирая выражений, включая бывалого Петровича.

     Если говорить литературным языком, то мы хотели донести до капитана следующее: «Товарищ Капитан! Не могли бы Вы застопорить ход и прекратить дальнейшее движение корабля. Так как вынужденная буксировка нашего маломерного судна вышла из-под контроля. А из-за того, что шлюпка имеет крен на правый борт, забортная вода, заполняющая шлюпку, скоро может превысить критическую отметку. Вследствие чего она пойдёт ко дну вместе со всем содержимым. А следом и мы окажемся в воде, что крайне нежелательно». Нам же хватило пять-семь слов из богатого и могучего русского языка, а т.к. капитан тоже был русским, то он сразу понял весь трагизм нашего положения. Жаль, что корабль нельзя остановить, как автомобиль - просто нажав на тормоз. «Канин» ещё какое-то время двигался, постепенно замедляясь. Наконец он остановился – шлюпка выровнялась. Матросы вычерпывали воду, кто чем мог. Нервы у всех были на пределе. Немного успокаивало лишь то, что шлюпка всё ещё на плаву, мы не утонули и скоро уже отчалим.

     Петрович объяснил нам дальнейший план действий: «Мотор старенький, и поэтому у него только одна передача – «вперёд». Как только я его запущу, шлюпка начнёт движение. Ты, - сказал он вахтенному на трапе, – отвяжешь швартовый конец и бросишь его в шлюпку. А ты, - стал объяснять он мне, – лови его. А если верёвка упадёт за борт – вытаскивай ее скорее, что бы ее под шлюпку не затянуло и на винт не намотало». Задача поставлена, план действий ясен – отчаливаем. Хоть мотор и был старенький, но запустился с первого раза. Шлюпка медленно набирала ход. Вахтенный дернул за конец верёвки и… И ничего не произошло. То ли узел затянулся, когда теплоход тащил нас за собой, то ли матрос с этим узлом что-то намудрил - неясно. Да только шлюпка, начавшая было правый разворот, завершить его не смогла. Верёвка натянулась и мы, описав полукруг влево, с треском врезались носом шлюпки в борт теплохода. Петрович смотрел на мотор, не понимая, почему лодка не слушается руля. Вахтенный всем своим видом показывал, что он здесь ни при чём. Не знаю, проводились ли подобные испытания при постройке данной шлюпки, но этот краш-тест она выдержала. Правда, при «испытании» я чуть не свалился за борт. Вот тут наши нервы, и так натянутые как струна, лопнули. Теперь и вахтенный матрос принял на себя всё наше негодование. Мы «объяснили» ему, что швартовый конец он мог бы отвязать чуть пораньше. И не делать окончание нашего затянувшегося морского путешествия экстремальным. И что мы очень хотим на берег. Наверное, наше «объяснение» было слегка грубоватым, т. к. и в этом случае мы использовали выражения из богатого и могучего... Для выбора литературных оборотов был не тот случай. Вахтенный, с трудом отвязав верёвку, держал ее в руках. Петрович вновь запустил мотор. Вахтенный на трапе бросил верёвку не вниз, в шлюпку, как его и просили, а отшвырнул ее от себя. Верёвка плюхнулась в воду. Матрос, с чувством выполненного долга, поднимался по трапу на борт корабля. Обиделся всё же. Я, быстро перебирая руками, начал вытаскивать ее из воды. И мокрую, холодную, складывал себе на колени - больше было некуда. Лишь бы ее не намотало на винт, всё остальное казалось неважным. Мы были рады – шлюпка шла к берегу.

     Там нас уже встречали несколько матросов во главе с мичманом. Ещё по берегу бегали пять огромных псов. Это были собаки водолазы – ньюфаундленды. Оправдывая свою породу, они, не дожидаясь, когда шлюпка причалит к берегу, кинулись в воду и поплыли навстречу. Я в первый раз видел таких собак вживую, а уж чтобы собаки по собственной воле прыгали в холодную воду… Не видел никогда. И как только шлюпка причалила к берегу, собаки стали запрыгивать к нам через борт. Мы не знали, что ждать от этих великанов - но бежать нам было некуда. Оказывается, собаки просто были рады приезду гостей. И весь этот чёрный, лохматый «ураган радости» мы приняли на себя. Собаки лазили по шлюпке взад и вперёд, стараясь поприветствовать каждого, лизнув в лицо. А так как собаки только что вылезли из воды, то с их
длинной шерсти ручьями текла вода. Мы думали, что уже ничего экстремального больше не будет, так нет же – огромные, мокрые собаки.

     И вот мы наконец-то вышли на берег. Теперь и мы были рады не меньше собак: под нашими промокшими ногами была твёрдая поверхность. Вот уж действительно, эти несколько часов нашего небольшого морского путешествия, не только разбавили монотонность и однообразие службы на посту, но и запомнились на долгие годы. Но, как говориться, всё хорошо, что хорошо кончается.

     А на свой пост мы добрались только через два дня. Спасибо капитану с рыболовного сейнера, занимавшегося промыслом недалеко от Харлова, отправил к нам маленький катерок. Вот на нём нас и доставили на о. Большой Олений.

     А если и действительно: Мы убереглись от чего-то непоправимого, опоздав на теплоход в первый раз? Если это так, то от чего? Даже страшно себе представить.