Метрополии и метрополитены. Охота на слова

Александр Ерошкин
Начать хочется издалека, со стихов нашего детства. Я не знал, что такое метро, не видел, как оно действует даже в кино, но знал стихи о метро, правда, как выяснилось, не все строфы. Стихи написала  русская советская писательница, поэтесса, автор книг для детей Нина Павловна Саконская (настоящее имя — Антонина Павловна Соколовская, урожд. Грушман; 10 (22) июня 1896, деревня Мысовая, близ Красноярска — 7 июля 1951, Москва).  После школы Антонина уехала в Москву учиться в Московскую консерваторию. Музыкантами стали также брат и сестры.
Позже. В 1922—1929 преподавала музыку во 2-й Московской музыкальной школе. После рождения сына начала писать детские стихи. Они были опубликованы под псевдонимом Нина Саконская в память о рано умершей гимназической подруге.

Есть такое чудо,
О нем твердят повсюду,
Придумано не худо,
Устроено хитро.
Плывет и не качается,
Течет и не кончается,
Где такое чудо?
На метро!

Есть такие двери,
Особенные двери:
Разиню и тетерю
Не пустят на порог.
Поезд отправляется –
Сами закрываются.
Где такие двери?
На метро!

Есть такие залы,
Гранитные кварталы,
Подземные вокзалы
Блестят, как серебро.
С просторными перронами,
Узорными колоннами.
Где такие залы?
На метро!

Есть такие люди,
Настойчивые люди,
Они сказали:
"Будет
Сдана работа в срок!"
Проходщики, бетонщики,
Забойщики, кессонщики...
Где такие люди?
На метро!

По образцу этого стихотворения выпускается сегодня видео-блог «Время, вперёд!», посвящённый достижениям современной России, он выходит на YouTube каждое воскресенье (за редким исключением). Сначала речь о достижениях, а в конце – о людях, их подвигах и поступках.

Сергей, а ты вчера хорошую подсказку сделал. Метр, метрика, метрология, метрополия, метрополитен в словарях указаны как происходящие из разных языков. Метролитен, похоже, это те пути, которыми владела метрополия, центр Мировой империи. И митрополиты - ставленники, наблюдатели от Центра.
Метрополитен – слово интересное, сложное и содержит немало скрытого смысла, как и то, что этим словом обозначено. Смотрим Википедию.

Метрополитен (от фр. mеtropolitain, сокр. от chemin de fer mеtropolitain — «столичная железная дорога»), метро (фр. mеtro, англ. subway или metro, а также брит. англ. underground) — городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения и предназначенная для пассажирского движения.
Может быть подземным (в тоннелях), наземным (на поверхности земли) и надземным (на эстакадах).
Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении).
Крупнейшие метрополитены в мире:
• по количеству станций и маршрутов — Нью-Йоркский (472 станции, 28 маршрутов);
• по длине линий — Шанхайский (743 км) и Пекинский (697 км);
• по годовому пассажиропотоку — Пекинский и Токийский;
• по суточному пассажиропотоку — Пекинский.
Самые короткие (короче 9 км) метрополитены: в венесуэльском Маракайбо, индийском Ахмедабаде, итальянских Катании и Генуе, украинском Днепре.
Лозанна, Брешиа и Ренн — самые маленькие города мира, имеющие метрополитен.
Российские города, имеющие метрополитен: Москва (с 1935), Санкт-Петербург (с 1955), Нижний Новгород (с 1985), Новосибирск (с 1986), Самара (с 1987), Екатеринбург (с 1991) и Казань (с 2005).

В общем, к метрополитенам относят   любую внеуличную городскую пассажирскую  транспортную систему с курсирующими по ней маршрутными поездами (например, городской монорельс).

Название «метрополитен» (метро) принято во многих странах. Большинство действующих метрополитенов - это разновидность железной дороги.
Первая подземная железная дорога, по официальным данным,  была построена в Лондоне в 1863 году компанией «Метрополитен рэйлуэй» (англ. Metropolitan Railway — букв. «столичная железная дорога»). Первую подземную линию Лондонского метро называют «Metropolitan», а всю остальную подземку называют «Лондон-андеграунд» (англ. London Underground, «лондонская подземная железная дорога» или, также, «лондонская подземка», а в  разговоре - «тьюб» (tube, «труба»).

Википедия утверждает, что слово-калька «подземка» введено в русский язык
Максимом Горьким в книге «Городе Жёлтого Дьявола» и  прижилось для обозначения зарубежных метрополитенов: лондонская подземка, нью-йоркская подземка, парижская подземка и т. д.   В российской прессе обычно пишут слово МЕТРО, а эстакадные метрополитены называют НАДЗЕМКАМИ, хотя таких метрополитенов в России пока ещё нет.

В немецкоязычных странах распространены термины — U-Bahn, S-Bahn и Schwebebahn. U-Bahn - это сокращение от Untergrundbahn — букв. «подземная железная дорога»,  S-Bahn  - от Stadtbahn — городская железная дорога, а Schwebebahn – подвесная железная дорога, или Hochbahn. В Берлине первоначально называлась SS-Bahn от Schnellstadtbahn — скоростная городская железная дорога.

Можно, конечно, рассказать, как и когда построены метрополитены, где недострои остались, но меня интересует  больше само слово МЕТРОПОЛИТЕН, на мой взгляд, содержащее в себе тайну мирового значения.

Но прежде заглянем в словарь иностранных слов и обнаружим там такие понятия, как МЕТР в нескольких значениях (мера, размер, чередование ритмов и пауз, учитель-наставник и другие), метраж, метранпаж, метрдотель, метрика, метрит, метрический, метро, метрология, метроном, метропатия, метрополитен, метрополия.

Смотрим слово МЕТР  в словаре Владимира Даля.

МЕТР м. греч. мера; размер, мера стихов, стопа; счет долгих и коротких слогов. || Французская мера протяженья, десятимиллионная часть четверти земной окружности или 3,2809 русских футов или 1. 2/5 аршина. Метрика ж. приходский список рожденным, умершим и повенчанным; || свидетельство о рождении и крещении. || Собрание актов о дворянских родах; родословные книги. Метрический относящийся к метру, к метрике. Метрическое стихосложение, основанное на счете стоп, или долгих и коротких слогов. Силлабическое, которое считает только число, а не долготу слогов; тоническое, в котором, как в русских песнях, не считаются слоги, ниже долгота их, а в каждом стихе соблюдается известное число певучих ударений. Метрическое свидетельство, метрика, выписка из нее о рождении, крещений, повенчании, смерти. Метричный, относящийся к метрике. Метрикант м. чиновник при дворянских родословных.
Метрология ж. описание мер и весов. Метрологичный, метрологический, к нему относящ.
Метроном м. снаряд, который указывает лад (такт) в музыке и ставится по любому размеру. Толковый словарь живого великорусского языка


Сразу укажем на фикцию, на ложь, поскольку десятимиллионную часть четверти земной окружности, проходящей через Париж, нельзя измерить, да и теоретический расчёт мало что даст.  Первый эталон МЕТРА (т. н. архивный метр, хранящийся в Международном бюро мер и весов – МБМВ) изготовлен французским  мастером Э. Ленуаром под руководством французского физика Ж. Ш. Борда (1799) в виде концевой меры длины – платиновой линейки шириной 25 мм, толщиной 4 мм, с расстоянием между концами, равным принятому размеру МЕТРУ. Затем оказалось, что определённый таким способом размер МЕТРА не мог быть вновь точно воспроизведён.

Множество косвенных фактов дают основания предполагать, что прежде в строительстве дворцов и величественных храмов использовались скипетры и пропорции человеческого тела, начиная с косой сажени и кончая локтем и ладонью. Обычно измеряли тело прораба, то есть производителя, организатора работ. Потому по всей Евразии стоят величественные храмы и нет среди них одинаковых.

Сравним слова МЕТРОПОЛИТЕН и МЕТРОПОЛИЯ, первые 9 (девять) букв совпадают, а если сравнить дефиниции (определения, обозначения) и  комментарии в различных словарях, то можно понять, что между ними ничего  общего. Одно слово якобы из французского, а второе из древнегреческого. Снова обращаемся к Википедии.

Метрополия (др.-греч. ;;;;; — «мать» и ;;;;; — «город»; ;;;;;;;;;; — «материнский город») — государство по отношению к своим колониям, поселениям за пределами своих границ, эксплуатируемым территориям, зависимым странам.
В античные времена метрополиями назывались полисы (города-государства), имевшие свои поселенческие колонии в чужих, варварских землях. Талассократическая колонизация побережья Средиземноморья была вызвана нехваткой земли для растущего населения метрополий в сочетании с законодательным ограничением дробления земельной собственности между наследниками. Порой разросшиеся дочерние полисы, сами некогда бывшие колониями, участвовали в дальнейшей колонизации, становясь новыми метрополиями.
Взаимоотношения между метрополией и её колониями строились на взаимовыгодной основе. Материнский полис давал им свою модель государственного устройства, управления, организации хозяйственной, общественной жизни, культуру. В случае внешней опасности — помогал военной силой, в случае большого неурожая, нужды, стихийного бедствия — выделял экономическую помощь. При этом такое покровительство не означало распространения центральной политической власти на периферию; каждая колония была самостоятельным субъектом, а метрополия обеспечивала третейский суд в случае споров между ними.
Основным взаимным интересом метрополий и колоний в эпоху древнегреческой колонизации был торговый обмен, чему способствовала совместимость их правовых систем. В основном, колонии экспортировали в метрополии сырьё — зерно, вино, медь, а также рабов. В свою очередь, в колонии из центра экспортировались изделия из металлов, ткани, керамика и другие ремесленные товары.

Сопоставимая по масштабам территориальная экспансия возобновилась с окончанием Средневековья. Великие географические открытия, ставшие возможными благодаря развитию мореходства и появлению океанических флотов, огнестрельного оружия, промышленной революции в сочетании с вызванной геополитическими и экономическими причинами потребностью в налаживании новых торговых путей, привели к межконтинентальной экспансии европейцев, образованию заморских колоний и мировых колониальных империй.

Ч то касается последнего абзаца, то на мой взгляд, Википедия, да и вся историко-хронологическая наука скрывает, что была Великая Славянская (русская) империя, распад которой, ну совсем, как с распадом СССР, образовалась колониальная система с невиданными прежде грабежами заморских колоний и системами рабовладельческих отношений. Европейские страны, как более продвинутые и научившиеся делать порох из отходов жизнедеятельности,  мечом и огнём покорили весь мир, уничтожили наиболее яркие следы прежних цивилизаций, переписали под себя историю и приготовились жить и господствовать вечно.

Метрополиями первоначально выступили основные европейские державы того времени — Испания, Португалия, Нидерланды,  Великобритания,  Франция и т. д., а позже — и неевропейские США и Япония. При этом в ряде случаев существовала и существует разница между географическим и цивилизационным центром той или иной империи.

Так, в Британской империи под метрополией подразумевался собственно остров Великобритания (англ. metropolitan Britain), он противопоставлялся британским заморским территориям (англ. overseas territories), однако при этом прилегающие небольшие островные владения (остров Мэн, Джерси и Гернси), являясь коронными землями, никогда не считались колониями, так же как и соседний остров Ирландия, с 1541 года состоявший в унии с Англией как Королевство Ирландия, а в 1801 году полностью объединившийся с Королевством Великобритания. Это из Википедии

Метрополия Франции (фр. France mеtropolitaine или просто la Mеtropole) включает в себя европейскую часть страны с примыкающими мелкими островами (France continentale), а также остров Корсика. Совокупно с заморскими колониями (позже — заморскими владениями) она составляла Французскую колониальную империю (L’Empire colonial fran;ais).

Под метрополией Португальской империи (порт. Metrоpole) понималась (и даже была юридически прописана в этом качестве в конституции 1822 года) Континентальная Португалия совокупно с двумя её островными автономными регионами в Северной Атлантике — Азорскими островами и Мадейрой, — в то время как заморские владения назывались Ultramar. Тоже из Википедии

Основными целями метрополий при захвате, удержании и переделе колоний были:
• монопольная эксплуатация их природных и людских ресурсов;
• оптимизация торговых путей, рынков сбыта;
• лучшая правовая защищённость торговли путём унификации правового поля;
• экспорт в колонии части населения метрополии, не могущего найти себе применение, изгоев;
• импорт бесправной по сравнению с жителями метрополии, более дешёвой или вообще бесплатной (см. рабство) рабочей силы;
• цивилизационная, культурная, языковая экспансия, геостратегические интересы, гегемония.

Такая стратегия получила название «колониализм». Определяющей при этом была консервация и усугубление цивилизационного разрыва между метрополией и колонией: за немногими исключениями, империи не были заинтересованы в сбалансированном развитии своих заморских владений. Колонизаторы видели выгоду лишь в росте товарности хозяйств в колониях, они поддерживали и закрепляли феодальные и дофеодальные отношения, рассматривая местную знать в колонизированных странах в качестве своей социальной опоры.

Колонии были лишены или существенно ограничены в полноте  суверенитета  на собственной территории в пользу метрополии — как путём навязывания первым неравноправных договоров, протектората, вассалитета, «аренды», концессии, опеки и др., так и путём прямой оккупации, аннексии, формирования метрополией своей колониальной администрации. Жители колоний были ущемлены в гражданских правах, зачастую проводилась политика дискриминации местной культуры, вплоть до расовой, сословной или иной сегрегации, апартеида, сгона с земли, лишения средств к существованию, геноцида.

В то же время колониализм способствовал развитию медицины, формированию новых социальных институтов, совершенствованию инфраструктуры, внешней торговли, сглаживанию социальных противоречий в метрополиях, международному разделению труда, экономической интеграции, дальнейшему развитию научно-технического прогресса, появлению мировых религий, распространению языков, культурному обмену, глобализации в целом.

Мировая колониальная система, казалось бы, распалась, но  термин МЕТРОПОЛИЯ  не ушёл в прошлое, сохранился, налаженные многовековые связи между метрополиями и их бывшими колониями не прервались, хотя и существенно изменились. Во главе бывших колоний чаще всего стоят марионеточные режимы, во всём следующие указаниям из центров и находящиеся в экономической зависимости от метрополий, особенно это касается местных элит.

Все республики бывшего Союза после распада СССР оказались в зависимости от западных метрополий. Западные страны выстраивают отношения как с колониями, размещают в бывших республиках военные базы, военные учебные центры, биолаборатории, которые неподконтрольны властям, уничтожают промышленность, резко понижают уровень образования, внедряют культуру расчеловечивания.

А вот теперь, набравшись впечатлений от родственных слов, попытаемся препарировать, то есть изготовить компоненты, расчленить, чтобы посмотреть, а что же оно, слово,  конкретно обозначает, кроме тех значений, которые присвоены в связи с использованием.


Вот французское понятие mеtropolitaine из словосочетания France mеtropolitaine, то есть МЕТРОПОЛИЯ ФРАНЦИИ. Сравним с английским  metropolitan Britain, то есть МЕТРОПОЛИЯ БРИТАНИИ.

Получается, что французская mеtropolitaine приравнена к  английской  metropolitan. Как такое может быть?

Отметим главное. Во французском слове  mеtropolitaine смотрим на последнюю часть mеtropolitaine  - taine. А ведь это русская тайна. Такую часть мы найдём во множестве слов, когда слова записаны на латиницу. Это такие слова, как КОНТЕЙНЕР, ФОНТАН, ЛАФОНТЕН (баснописец). Наличие такой части даёт право предполагать, что слово МЕТРОПОЛИТЕН намного древнее, чем нам кажется, и содержит какую-то тайну. Похоже, вовсе не случайно ходят слухи, что в начале ХХ века метро во многих европейских городах не копали, а откапывали, а такие кинофильмы, как «Добровольцы» (1958) и «Я шагаю по Москве» (1963) не проясняют проблему, а дают основания поверить, что метро откапывали.

Вот и в нынешнем ноябре провалился грунт на Краснопресненской набережной в Москве - 1,2 тыс. кв. м. А если точнее - Краснопресненская набережная, напротив дома номер 14,  возле стройплощадки ЖК Capital Towers. Прозвучали предположения, что это подземные воды сделали промоину, которая и привела к обрушению. А сторонники альтернативной истории считают, что на глубине более 30 метров находится древний тоннель, использовавшийся в доисторические времена в качестве метрополитена. Его кровля разрушилась и привела к провалу. Если это так, то МЕТРОЛИТЕН, похоже, это те пути, которыми владела МЕТРОПОЛИЯ, центр Мировой империи, существовавшей до XVII века по нынешнему годоисчислению.