1 Краткая энциклопедия персонажей фэнтези

Александр Михельман
Приветствую вас, мои любимые читатели, а так же, начинающие писатели, хочу предложить вам мой путеводитель по фэнтези. Пока что начнем с персонажей, вдруг кому пригодиться? Особенно тем, кто не очень разбирается в вопросе, и не хочется лично лазать по энциклопедиям. Сам я пользуюсь своей домашней, автора Кирилла Королева, рекомендую всем искренне, и, разумеется, Википедией, куда без неё? Сам я использую абсолютно все мифологии, но тогда бы пришлось переписать целую кучу энциклопедий, а это долго и никому не нужно. Большинство авторов, пишущих в силе фэнтези, ограничиваются десятком народцев. Хочу уточнить, что собираюсь внести и кое-что своё, потому как каждый автор чуть-чуть меняет классических персонажей, по своему усмотрению. В первую очередь, в моих произведениях нет и быть не может «плохих» народов. Только отдельно взятые герои и злодеи, могущие быть кем годно. Хватает и добрых троллей с гоблинами, и злых альвов… Итак, начинаем, доброго всем пути.
               

А


Светлые альвы: Вне сомнения, одни из самых главных персонажей мира фэнтези. Прежде всего, чтобы не путаться, уточню, что отец жанра фэнтези Толкин обозвал их «эльфами», смешав образы, заодно, и с ирландскими сидами. Не нравились ему классические маленькие крылатые малыши, видите ли, и все тут. А поскольку автор гениальный, последователей правда не интересовала вовсе. Я же, как старый любитель мифологии, не могу такого принять. К тому же, не то, чтобы поклонник Толкина, не вижу в нем для себя авторитета, которому необходимо подражать абсолютно во всем. В лучшие времена, когда писал талантливее, даже называли «Антитолкиным». Но, вернемся к нашим альвам. Они пришли из германо-скандинавской мифологии духи природы, реже классифицируемые как мужские духи предков или род богов. Бессмертны, но не то, чтобы полноценно, просто не умирают сами. Сейчас бы сказали, что у них отключен ген старения. Так-то убить не сложно, в отличие от тех же вампиров. Считаются перворожденными. Ещё одно прозвание  - «остроухие» из-за длинных заостренных ушек. В «Эдде» альвы представляют собою самостоятельную группу мифологических полубожественных существ, наиболее близко стоящую к богам-асам. Возможно, потому они так горды, неприступны, смотрят на «короткоживущих» свысока и стараются ни с кем не сходиться. Эдакие высшие аристократы мира фэнтези. Если не считать гордыни, абсолютно идеальны во всем. Безупречно красивы, умны, блестяще образованны, отважны, как львы. Но, ценя свою вечную жизнь и симпатичные личики, предпочитают атаковать врагов на расстоянии, потому стали опытными меткими лучниками. Не то, чтобы не умели драться, все же, безупречны во всем, искусны в фехтовании и рукопашном бое, но куда проще истыкать недруга стрелами, ничем не рискуя. А учитывая, что обитают в лесу, и являются опытными следопытами, имеют как достаточно материала для изготовления любимого оружия, так и возможность воевать любимыми методами. Разумеется, многие авторы именно альвиек делают идеальными возлюбленными или дамами сердца главных героев. Первоначально слово альв могло означать «белая туманная форма» (с немецкого weisse Nebelgestalt), «светлая форма» (с немецкого lichte Gestalt). По-видимому, ;lfr имеет индоевропейские корни со значением «белый, ясный, светящийся» (например, латинское albus или греческое ;;;;;). Считается, что в свою очередь географические названия Альпы, Альбион и Эльба происходят от слова альв. Чтобы придать своему повествованию определённый порядок, автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон — самостоятельно или опираясь на недошедшие до нас источники — разделил альвов на три категории: светлые, тёмные.


Темные альвы: отличаются от сородичей тем, что склонны к черной магии, служат демонам, живут в пещерах и под землей. Так же безупречны, но в другом смысле слова, идеальные злодеи. Коварны, безжалостны, безнравственны, настоящие садисты. Нет такой подлости, на которую неспособны и любое преступление приятно их холодному сердцу.  Светлых и темных можно сравнить с небесными ангелами и павшими ангелами. Свет и тьма. Будучи изгнанными и проклятыми, не имеют права использовать луки вовсе. Любимы авторами жанра фэнтези, как главные потенциальные негодяи, всегда интересные и яркие. Лично я, впрочем, делаю их, периодически, неоднозначными, способными на разное, даже хорошее. Всем надо давать шанс стать лучше. Насчет роста имеются разночтения, он небольшого, с ребенка до чуть выше людей среднего роста.


Амазонки: Конечно, рассказывая о персонажах фэнтези, нельзя обойти вниманием ещё одних персонажей, безупречных героинь, которые всегда красивы, отважны, искусны во владении любым оружии, сидят в седле, как влитые, при этом, диковаты, воинственны, ненавидят мужчин, потому приходиться завоевывать, укрощать и доказывать своё право быть рядом. И это – амазонки, гостьи из греческой мифологии. Убежденные феминистки, спартанки, ненавидящие мужчин, предпочитающие их убивать, даже собственных сыновей, (или же отсылают отцам). Сходятся с «самцами» лишь для развлечения или продолжения рода, конечно, с пленниками. Живут в собственном максимально милитаризированном государстве. По легенде, самые первые амазонки произошли от Ареса и Гармонии. По легенде, выжигали себе грудь, чтобы не мешала стрелять из лука, но в фэнтези подобное не упоминается, не эстетично, как-то, в кино или мультфильме не будет смотреться, а какой автор не мечтает, однажды, стать сценаристом? Предпочитаем иную версию – название «амазонки» могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины), но если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание переводилось бы наоборот, как «полногрудая». В поддержку этой легенды нужно отметить, что в произведениях античной живописи представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, но уха. Используют абсолютно любые виды оружия, но больше, для произведений, походят «красивые» и «женственные», вроде сабель, цепников и копий, в сочетании с метательными кинжалами, ножами и лезвиями. Обычные люди разного роста.   
               

Б


Баньши: Конечно, кроме главных героев и злодеев, должны быть и персонажи второго плана, жутковатые или очаровательные, в зависимости от поставленной автором задачи. Предупредить о чем-то, напугать, или вдохновить на подвиги. В этом плане, безупречны баньши или бэнши (женщина из Ши) — вот что сообщает Википедия: «в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии, особая разновидность фей, предугадывающих смерть. Принимают различные облики: от страшной старухи до бледной красавицы. Обычно ходят крадучись среди деревьев, либо летают. Издают пронзительные вопли, в которых будто сливаются крики диких гусей, рыдания ребёнка и волчий вой, оплакивая смерть кого-либо из членов рода. Появляются банши вечером или ночью, перед самым рассветом. Появление их может сопровождаться звуком, похожим на хлопанье крыльев, отсюда миф о том, что плакальщицы способны принимать обличье птиц. Увидеть их можно поблизости от дома, где живёт тот, кому суждено умереть. Иногда привидения заглядывают в окна жилища за несколько часов или даже дней до кончины, но чаще всего они стирают бельё у водоёма. Стирают они не что иное, как саван для будущего мертвеца. Другие варианты – выпачканная в крови одежда и окровавленные внутренности. Это занятие длится всю ночь. Приближаться к упомянутым созданиям опасно – это чревато гибелью или травмированием излишне любопытного человека. Банши, как предполагают специалисты по ирландскому фольклору, не имеют прямых аналогов в верованиях других народов. Однако в бретонском фольклоре есть нечто схожее с банши — вестник смерти Анку, также подобные персонажи встречаются в валлийской мифологии. Это даёт основания предполагать, что образ банш уходит в древнюю кельтскую мифологию. При описании внешнего вида банши, мнения диаметрально противоположны. Одно остаётся неизменным — женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах для детей: это молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами, в длинном белом плаще с капюшоном. Банши описывают также как маленькую старушку, но с длинными волосами — белыми или седыми. Вообще длинные волосы — это такая же отличительная черта банши, как и её крик. Реже встречается описание чёрных или тёмных волос банши, так же, как и тёмных или цветных одежд, так как совершенно очевидно, что в сумерках или темноте (времени появления банши) её проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми, волосами, что также подтверждает легенду о банши - старухе. Головной убор упоминается крайне редко, так как он был бы неуместен ввиду наличия длинных развевающихся волос. Так как плащ банши в основном доходит до пят, обувь также упоминается крайне редко. Некоторые носители традиции считают, что она ходит босой». При желании, таких персонажей можно использовать и как боевых, служащих тьме или свету. Звуковая атака способна убить или надолго вывести из строя. Лично я был в восторге от баньши из сериала «Зачарованные», которые криком превращали ведьм в себе подобных. Оригинальный вариант и актрису красивую подобрали. Отличный пример того, как можно классику переиначивать правильно. Обычные, как люди, разного роста. Скорее зло, чем добро.


Боггарт: (привидение, домовой) — Весьма интересны и перспективны такие духи или домовые, гости из английской низшей мифологии. Советчики, способные как подсказать чего-то, направить героев в путь, так и дать им полезный артефакт или показать клад. Обычно боггарт дружелюбно настроен к хозяевам дома, но иногда способен и на довольно злые проделки (отвязывает домашний скот, бьет посуду, крадет пищу), подойдет для ужастиков в стиле фэнтези. В этом случае, персонажам даже идти никуда не придется, (подходит для авторов с небольшой фантазией, но мастеров экшена), воевать дома со злом. Тем более боггарты показываются в основном ночью, когда их легче спутать с настоящими чудовищами. Обычно привязаны к дому, и в этом случае единственный способ избавиться от них — переехать. Однако, случается, что боггарт берёт на себя труд перебраться вместе с обитателями дома. И чем больше отчаивается семья, тем веселее монстру. Небольшого росту.


Брауни: Следующие персонажи являются самыми обычными домовыми, но звучит красивее, стильнее, снова обращаемся к Википедии — «домашние духи в мифологии Шотландии и северной Англии, в широком смысле в английском употребляется для обозначения духов-помощников. Описываются как небольшие человечки ростом около девяноста сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Описания брауни разнятся от места к месту, они могут обладать какими-то физическими недостатками или выглядеть комично. Брауни проявляют активность в ночное время суток, а днём просто не появляются рядом с людьми, они занимаются «семейными» делами: собирают дикие плоды в лесах, подбирают зёрна с людских полей, пока хозяев нет поблизости. Брауни могут стать домашними. Сначала они ведут наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто «соответствуют их моральным стандартам». Пока люди отдыхают, брауни занимаются хозяйственной всевозможной деятельностью: ткут, готовят, прибираются, моют, занимаются людскими орудиями труда, следя за их исправностью, стерегут кур от лисиц, а также от воров. В ответ брауни ожидает благодарности в виде крынки сливок или парного молока и специально испеченной сдобной лепешки. Однако хозяйка никогда не предлагала брауни лакомство, а только оставляла его там, где он легко сможет его найти: любая попытка заплатить брауни за его труды оканчивалась его уходом из дома. По поверьям обижаются и покидают дом, если им дарят новую одежду. «Бездомный» брауни может напасть, заманить в болото или чащобу. Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный брауни боится христианских символов. Обычно брауни стараются не прибегать к физической силе, а лишь сообщать различными способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни велика, брауни могут применить силу, либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов, фей и пикси, а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев. Но бывают случаи, когда незваных гостей слишком много и они очень сильные и опасные. В этой ситуации брауни либо становятся невидимыми и бегут в лес за помощью эльфов, либо начинается процесс превращения брауни в боггарта». Не надо и поминать, насколько перспективны подобные существа для любого автора фэнтези, нет числа вариантов, как для коротких историй, так и больших серьезных романов. От души рекомендую использовать подобную возможность. Небольшого росту.
               

В


Вампир: Ну, уж конечно как без врагов, особенно таких романтизированных, стильных, классических, могущественных, даже затасканных, несколько, как ходячие мертвецы, поддерживающие свое существование, засчет чужой крови – вампиры, они же упыри, или вурдалаки? Кем они только не были в произведениях разных авторов, от супергероев до злодеев, вспомнить того же Дракулу. Невероятно сильны, двигаются с большой скоростью, малоуязвимы, (опасаются лишь серебра, живой воды и святых предметов, осиновых кольев, чеснока и солнечного света), превращаются в животных, (особенно часто в летучих мышей, собак и крыс), дым, гипнотизируют жертв, в некоторых версиях им прислуживают оборотни, либо просто волки, а так же, цыгане. Разумеется, вампиры предпочитают кусать молоденьких красивых девушек и женщин, а так же, маленьких детей. Конечно, вампирши любят молодых и красивых мужчин. Укусом превращают в себе подобных. Из Википедии: «Считается, что вампирами становились «нечистые» покойники — преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью или заражённые от укусов других вампиров. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках. Термин «вампир» может использоваться, чтобы обозначить любое мифологическое магическое существо, которое является хищным паразитом, высасывающим силу, энергию или жизнь из жертв. Мифологические существа, которые действуют в схожей манере, часто рассматриваются как образец вампира, даже если они не питаются кровью». В качестве антигероев (антигероинь) или злодеев (злодеек), вампиры идеальны, примерно так же, как темные дроу, женщины – авторы обожают таких и пишут о них гениальные произведения. Настоящие мужчины и антигерои или восхитительные соблазнительные женщины. Обычные, как люди, разного роста.



Василиск: Есть монстр, идеально подходящий как для первой схватки героя, так и для финальной, и это василиск — существо, упоминаемое в различных источниках. Кстати, можно вывести и героем или даже питомцем героя, для разнообразия, так же, немало, ярких перспектив. В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи, кобры или гадюки. Но, мне больше нравится другая версия — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы. Змей огромных и без того полно во всех мифах, зачем смешивать? Опасное существо, превращающее взглядом в камень и крайне ядовитое.  Снова призовем на помощь Википедию: «Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил противника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана о том, как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью. (Не понимаю, почему они не могли его забросать метательными или использовать луки и не учили опыт первой жертвы?) Считается, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. Начиная со второго века нашей эры, пошло поверье, что монстр погибает от крика петуха, и поэтому советовали носить этих животных в клетке. Из глаз и крови василисков, якобы, можно было изготавливать различные амулеты и снадобья. В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Также было поверье, что если отразить взгляд василиска зеркалом, то тот умрёт, увидев себя самого, подобно Горгоне Медузе». Думаю, вы, авторы, уже представляете, какие великолепные перспективы открываются? Разнятся от небольшого размера до гигантов.