Узник

Александр Хныков
Почему-то в зонах коты живут недолго. Котята, невесть как попавшие в колонии, быстро уходят – чаще из жизни. Иногда их загрызают сторожевые псы, когда кошачье любопытство приводит их в запретную полосу.
Но именно это животное наиболее верно в неволе хозяину и наиболее принимаемо зэком, приносящим из столовой котенку лакомство, кусочек мяса или косточки рыбы.

Коты живут в неволе, но не размножаются – они так и уходят одиночками из жизни, точно в них вселяются не успокоенные души страдающих людей, так и не сумевших обрести покой, и котами в следующем воплощении они и дальше несут какую-то свою кару.

Своего котенка Витька-цирюльник нашел именно возле столовой. Это был комочек запуганной плоти. Витька выходил котёнка, и вскоре этот маленький комочек превратился в важного черного кота. Но крыс он не гонял, хотя они заглядывали в цирюльню – кот был сытым.

Витька освобождался вместе с черным котом, и на вахте сотрудники даже шутили:
– Ну, теперь, Виктор, вы банда!
– Нельзя в колонии ничего оставлять своего, чтобы не вернуться, – заметил Витька, и это сыграло свою роль – кота выпустили.

После серого асфальта локального сектора, среди зелени травы кот забеспокоился. Непросто было ему понять это новое свое ощущение воли – как, впрочем, и человеку.
Витька некоторое время стоял возле колонии, а потом пошел по дороге, ведущей от нее, а сзади него, точно черная тень, шел его кот.

Иногда Витька останавливался, чтобы вдохнуть воздух свободы. Тогда останавливался и его верный спутник.

Это было интересно – умное поведение кота.

И не было у недавнего зэка такого уже сильного чувства неуверенности перед волей, которое есть всегда, когда человек будто переходит в другой мир.

Кот платил за доброту человека в полной мере своим поведением, своим соседством и своим будущим, которое, как и прежде зависело от этого долговязого, худого человека.

На маленьком автовокзале Витька сидел с котом на руках. Ждал автобуса. Какая-то бабушка спросила:
– Откуда такого глазастого везешь?
– Из тюрьмы, – совершенно искренне сказал Витька, и старушка невольно отодвинулась от мужчины с черным котом на руках.

А чёрный кот очень внимательно обвёл своими голубыми глазами бусинками автовокзал, и затих на руках друга.