Кавказская рапсодия. Лейла

Александр Белодеденко
Эта удивительная история начиналась и длилась добрых пол века.
А начиналась она в году 1963 когда я неудачно закончив свою  военную карьеру после госпиталя и санатория приехал в Сухуми, где к этому время поселилась наша семья. Отец cо своим однополчанином построили дом у самого моря на две семьи. Скажу откровенно, когда приехал и увидел где мне предстояло жить,  был очень разочарован. Во-первых, климат был для меня не подходящий, очень сырой зимой и очень душный и жаркий летом. В доме было не уютно, зимой холодно и сыро, отопления нормального не было, ставили "буржуйку". Мой характер изменился, я стал мнительным, боялся всего! Простудится, промочить ноги, холода и сквозняков. А тут в доме  бытовые условия оказались не на высоте! Долгое время был на всём готовом! За меня стирали, готовили, одевали и обували и содержали в тепле, а тут такое!!! Короче я скис!  Но выбирать не приходилось. Конечно со временем  стал  привыкать. Первое время не работал имея группу инвалидности, но время шло и надо было искать свой путь в жизни.

Через год окончив курсы радио-теле-механиков и имея опыт  в радиотехнике устроился на работу в Сухумский аэропорт в службу связи. Постепенно молодость брала своё. Здоровье восстанавливалось, решил заняться спортом и записался в секцию плаванья. Плавал  я и раньше хорошо. У меня был первый разряд на дистанции 50 и 100 метров брассом. Результаты росли, выполнил норму кандидата в мастера спорта. Тренер Акоп Самвелович включил меня в сборную, правда вторым номером и я стал участвовать в соревнованиях. Жизнь уже не казалась такой уже мрачной! А летом вообще наступила лафа! В курортный сезон приезжало много девушек со всего союза, готовых на всё! А тёплое море пальмы фрукты вино и кавказская экзотика делали своё дело, и я не терял времени даром, пускаясь во всё тяжкое. В  конце сезона на нас страшно было смотреть, мы выглядели как  драные коты! Зимой конечно всё затихало, был мёртвый сезон…

И вот где-то под новый год мне неожиданно позвонил Акоп.
-Саша выручай!
-А что случилось?
-Да вот случилось, в рамках зимней спартакиады мы должны выступить на лыжных соревнованиях в Бакуриани!!
-Да ты что Акоп! Какие в Сухуми лыжники?!!
-Так, завтра на тренировке всё обсудим.
Зимой мы тренировались в крытом бассейне санатория МВО. На следующий день  все  собрались. Акоп  рассказал. что в Республиканском спорт-комитете к концу года скопились деньги которые нужно было освоить до конца года, иначе в новом году урежут финансирование, а для "боссов от спорта" это смертельно! Все они кормились за счет бюджета. Короче нужна команда по зимним видам спорта.
-Юношей я беру на себя, сказал тренер, а вот взрослых нужно найти.
-Александр ты же русский? Жил в России на лыжах ходил?
-Ну ходил в школе! Но давно это было.
-Да не страшно! Выйдите на старт, немного пробежите и благополучно сойдёте с дистанции. Главное участие!
-Так, условия такие, червонец за каждый день прибывания и талоны на трёхразовое питание в неограниченном количестве!
-Ладно Акоп! Идёт! В общем через неделю мы были готовы.

Бакуриани был известной  в Советском союзе, горнолыжной спортивно-туристической базой, где проводились лыжные соревнования и прыжки с трамплина. Ехать  было недалеко. Компания собралась приличная. Кроме команды целая делегация чиновников всех рангов вместе с жёнами, детьми и любовницами. Горной курортной экзотики всем хотелось за государственные деньги. Сначала из Сухуми мы выехали до станции Хашури, затем на электричке до Боржоми. В Боржоми мы задержались так как в Бакуриани можно было добираться только на старинной узкоколейке построенной ещё в прошлом веке. Поезд ходил редко. Но в Боржоми было на что посмотреть. Минеральной водички "Боржоми" мы попили вволю!   

После обильного обеда в ресторане, сели на поезд Боржомской  узкоколейки, который возил людей ещё при царе! Дорога была живописная. Вековые ели и горные склоны покрытые огромными пушистыми сугробами, не тронутый снег на которых, искрился и сверкал под лучами солнца как россыпь бриллиантов, проплывали мимо. Экзотические, старинные вагончики резво бежали, стуча колёсами на стыках, забираясь всё выше и выше. Сразу вспомнился  фильм "Серенада солнечной долины! Было очень похоже. Поездка из Боржоми в Бакуриани заняла 2 часа. Столь большая продолжительность поездки связана с частыми спусками и подъёмами, а также большой крутизной на участках маршрута.
 
Прибыли на место под вечер. Нас разместили на турбазе. Ну что сказать! Бедновато! Щитовой финский обшарпанный домик с печным отоплением. Было холодно, но затопили печь, стало тепло и довольно уютно. Утром на построении, нам объяснили план мероприятий и расписание соревнований. Первые старты были назначены через три дня. Для подготовки прикрепили инструктора. Тут то я и увидел её впервые. Это была молодая девушка, студентка, звали её Лейла. Поскольку другие члены нашей команды не были настроены серьёзно участвовать в соревнованиях и по совету Акопа, собирались сразу сойти с дистанции, отдуваться за всех пришлось мне. Но я был без претензий, наоборот, следуя своим развратным принципам сухумского" Дон Жуана"распустил хвост и принялся усердно ухаживать за девушкой, применив весь арсенал обольщения.

Правда на первых порах особого успеха я не добился. Дело осложнялось тем что Лейла  плохо понимала по-русски и говорила со страшным акцентом. Как она потом мне призналась её задача, была как можно больше получить практики на русском языке. Она училась на журфаке  в Тбилиси и собиралась продолжать учёбу в Москве. Мои витиеватые комплименты она понимала с трудом и без юмора! Девушка она была симпатичная. Спортивная стройная фигурка, огромные миндалевидные  глаза и чёрные брови в разлёт на бледном без единого пятнышка личике и длинные тёмные волосы. Портил её только типичный грузинский, я извиняюсь, носик! Конечно она была не моего поля ягода, но меня понесло! Я делал вид что ни когда не стоял на лыжах и при каждом удобном случае старался на неё опереться, придержать за талию и вообще  быть поближе, казалось что это её мало беспокоит, но это только казалось!

Приближался день старта. Я со страхом ожидал этого момента, так как на самом деле, увидев трассу по которой нужно было стартовать, пришёл в ужас! По ровной местности я  с грехом пополам ещё мог передвигаться, но здесь были горы! Старт начинался сразу с длинного пологого спуска и сразу сойти с дистанции было подозрительно, нужно было доехать хотя бы до первого поворота. Да и стыдно мне было показать себя слабаком! Хотя, по правде говоря, так оно и было!
И вот этот день наступил! Погода выдалась на редкость хорошая с утра светило солнце, небольшой морозец и ни какого ветра. Великолепные горные пейзажи, девственный лес и огромные сугробы создавали сказочное впечатление. Было весело, играла музыка.

Всё было готово. Я стартовал первым из нашей команды. Взял волю в кулак, Лейла видимо увидев в моих глазах страх, подняла пальцы буквой V, победа мол! И я поехал! Последнее, что запомнилось, это поворот в конце спуска! Но я не повернул! Не сумел! И всё перевернулось вверх ногами. Очнулся от резкого запаха нашатыря. Кто-то сказал, во! Очнулся живой! Меня подняли, ощупали, заставили подвигать руками и ногами. Всё было нормально, но сильно болел бок.
Мне повезло. Там у поворота был кустарник и не было деревьев.Я только поцарапал лицо и ушиб левое бедро, на котором разлился огромный страшный синяк. Местная врачиха осмотрела меня, пощупала и сказала ни чего не поломано, как говорится, до свадьбы заживёт. Один день я отлёживался в домике.
 
Лейла сразу пришла, испуганная и заботливая. Принесла мне еду и местные фрукты мандарины, инжир, хурму и чурчхелу. Я достал, припрятанную бутыль вина. Сели с ребятами, выпили за удачный исход. Пели, как тогда было модно, под гитару, пришли на огонёк ещё ребята,из других команд грузины и армяне. В Грузии красивые песни и особое исполнение, даже немного потанцевали. Оказалось что Лейла танцует в институтском ансамбле. Грациозный, темпераментный грузинский танец захватил всех.

Потом мы гуляли. Сказочное зрелище! Ночь, горы, лес, всё снегу. На черном небе полная луна и яркие звёзды, таких я ни где раньше не видел! Было поздно, я проводил Лейлу к её гостинице. Чувствовалось что она уже как то по другому и реагирует и смотрит на меня. Я понимал что делаю что- то не так, она же видимо чувствовала и ждала от меня чего-то большего. Но  обидеть эту девушку у меня рука не поднималась. Мы ещё оставались в Бакуриани несколько дней.Но я уже не участвовал в соревнованиях, а мои товарищи благополучно сошли с дистанции чтобы не получить травмы, так как ходить на лыжах толком ни кто из них  не мог.
В последний день Лейла меня провожала, они  с курсом ещё оставались на соревнованиях по прыжкам с трамплина.
 
Мы стояли на станции узкоколейки, было прохладно, я от чего-то помалкивал, а она смотрела на меня своими большими чёрными глазами и опять как будто что-то ждала от меня. Но я молчал! Да и что я мог сказать!Я знал и понимал что больше мы не встретимся! А обещать и врать я не хотел.Подали состав, я взял её руки и погрел своим дыханием, потом потянулся к ней, чтобы обнять, но она уже всё понимала и сказала своим чудесным акцентом:
-нэ надо! Сандро!!!! И я уехал! И самое поразительное то что я напрочь забыл этот эпизод в своей жизни. Прошли годы. Произошло множество других событий, которые заслонили собой приключения в горах Бакуриани.
 

Сухуми,13 январь 1993
Время наступило тяжёлое. Идёт война между Грузией и Абхазией. Я начальник станции РРЛ 47 Сухуми и вся ответственность за бесперебойную телефон-телеграфную-телевизионную связь на мне! Город в блокаде. Нет ни света ни воды. Мы уже три месяца работаем на дизелях! Остановится дизель, пропадёт вся связь и мне конец! Могут и к стенке поставить. Уф!!! Подымаюсь очередной раз на смену в канун старого нового года. Снег лежит по колено. Для Сухуми это не обычное явление. Снег и раньше бывал, но таял очень быстро.А сейчас лежит уже целую неделю. За очередным поворотом вижу лежащего прямо на дороге человека, подхожу ближе, большая лужа крови на снегу, пол черепа снесено, человек мёртв! Страшно! Барахтаюсь в снегу, хочу по быстрей убраться с этого места. Уже слышен шум работающего дизеля на станции значит все работает нормально.

Добрался! Принимаю смену, остаюсь один. Солярку завезли по норме запас около двух тонн, живём! Постепенно успокаиваюсь, отвлекаюсь. Ближе к вечеру звонят со студии, сообщают что нужно будет перегнать видео материал в Тбилиси. Приедут журналисты и корреспонденты. Это делали уже не однократно так как по другому ни как. Только через нашу РРЛ-47! Дело ответственное. Нужно подготовиться Через час приезжают на БТР- 80, трое. Два мужика и девушка. Говорят только по грузински, Я говорю что не понимаю! Девица так на меня уничтожающе взглянула! Как убила. Я сразу понял кто здесь главный! Но перешла на русский.

Девицу я разглядел,  не совсем правда, не до этого было, с виду уже не молодая. Типичная грузинка. Большие миндалевидные чёрные глаза и брови разлёт, короткая стрижка густые, цвета воронова крыла  волос! Бледное, чистое, надменное лицо. Губы полные в презрительной улыбке! Фигурка хороша, джинсы, фирма, в обтяжку! Добротная дорогая куртка, дублёнка. Очень качественный макияж! Руки тонкие, но "мосластые" с ярким маникюром и конечно нос с горбинкой особенно её не украшающий.Когда они зашли в аппаратную, она сразу  закурила хотя у нас висело предупреждение НЕ КУРИТЬ!

Начали работать. У них видеокамера Sony Betacam SP,   видак  «Sony BVV-3» и кассеты  Betacam. К нашему старинному ламповому модему не подсунешь, шнуры не подходят, пришлось паять наши разъёмы, провозились, девка нервничает, время идёт материала очень много закончили поздно, около 22 часов вечера. Снизу звонят, говорят что спустить их вниз не могут, такая темень, дорога к нам крутая вся в снегу, того и гляди в обрыв загремишь! Вижу что они сильно устали и совсем сникли! Я их подбадриваю:
-ничего устроимся! Давайте отмечать старый Новый Год! Ну и накрыл им стол! У меня был хлеб, достал пару банок тушёнки, которые "стырил" раньше у охраны, у них был сух- паёк армейский. Я заварил чай и достал припрятанную бутылку чачи которую мне подарил, когда уходил, старшина охраны Гиви. Ребята ожили, сели закусываем!

По ТВ из Тбилиси идёт Новогодняя программа, всё повеселели! Девка к моему удивлению от нас не отстаёт, лихо чачу хлебнула раз, другой! И отпустило её, уже с нами болтает по-простому, весёлая стала! Ну ребята стали "кунять", сказалась усталость, я им постелил наш резервный матрас, за стойками, дал подушку. Они не раздеваясь упали и сразу отключились! Девица на меня смотрит,
-ну я меня куда денешь? Я говорю:
-у меня в кабинете есть диванчик, но там сейчас холодно, я поставлю калорифер, немножко подождём, потеплеет и ты там ляжешь! Смотрю пьяненькой мотает головой, -хорошо, веди меня в номера! Ладно, посидели ещё немного. Пора говорю, пошли! Смотрю, а она стоять на ногах не может, на мне повисла, чача сказалась!
 
Ну повёл её в кабинет, усадил на диван, она меня не отпускает,
-помоги мне, просит, начинает снимать джинсы они у неё в обтяжку, ну я помогаю, еле стянул, осталась она в колготках,
-хочу  "пи-пи"! А удобства у нас на "дворе"!
-Давай, пошли! Повёл её во двор. За меня опять держится ножки её пока не слушаются! Опять помогаю, она стянула колготки, присела, я её за руки держу, меня уже не стесняется! Повёл обратно! На диванчик положил и вдруг она меня обнимает и тянет на себя! Ну  я протестовать не стал! Мне тоже чача по мозгам ударила! Колготки с её окончательно стянул что-то там затрещало! На ней остались только маленькие кружевные трусики, снимать их не стал! А сразу, мимо них и зашёл!  А там меня уже ждут! Она завелась, ну и я за ней! Под алкоголем это у меня долго получается! Да и парфюм у неё какой-то не обычный, возбуждает, или мне это так показалось в этой "экстремальной" обстановке! Короче поигрались вволю! Когда уходил она уже отключилась......

 Пошёл в дизельную, проверил температуру, наличие солярки, всё в норме дизель молотит правильно. Прошёл в аппаратную, поставил будильник на 7 утра и тоже отключился. Очнулся под звон будильника, пошёл в подсобку, включил электроплитку поставил ведро воды. Отрапортовал в Тбилиси по служебной связи, что всё в норме. Ребята ещё мирно дрыхнут за стойками, пошёл в кабинет, осторожно приоткрыл дверь, а девушка уже проснулась, смотрит с недоумением не поймет, где это она! Потом сообразила! Виновато улыбнулась, ну, мол, как получилось так, получилось! Показывает колготки, а на них большая дыра, качает головой, мол, что ты наделал! В ответ пожимаю плечами, ну что тут поделаешь! Говорю:
-сейчас вода нагреется можно и умыться, она кивнула. Принёс воды, она достала из своей сумки зубную щётку, пасту, мыло и полотенце. Мой рабочий халат накинула, пошли на улицу я ей стал помогать помыться. Она личико вытерла, потом половину  полотенца намочила, отвернись, говорит, ну правильно, чистюля однако!

 Потом пошёл будить ребят. Позвонили из ТВ студии, через час поднимется БТР и вывезет  вниз. Идём  с ребятами на воздух. Свежее утро, кристально чистый горный воздух! Как будто нет ни какой войны! Выходит девица, уже в при полном при параде! На меня не смотрит! Слышен шум подымающейся машины. Солнце уже высоко, с удивлённых пальм падает подтаявший снег! С грохотом к станции подкатывает БТР. Ребята грузятся, Девушка подходит ко мне и молча протягивает руку, смотрит пристально, наши взгляды встречаются, в её глазах буря эмоций! Здесь и любопытство и стыд, за то, что как это всё случилось и страх за случившееся и удовольствие от содеянного. Беру её за руку и вдруг тяну  к себе, от неожиданности она подаётся, но потом опомнившись, руку выдернула, на меня зыркнула и вдруг говорит,
-а ты меня не помнишь Сандро? Я улыбаясь как дурак, покачал головой.
-Я Лейла!! Вспомнил!! От неожиданности я оторопел и потерял дар речи, а она повернулась и проваливаясь в снегу побежала к БТР.
 И глядя как её подсаживают на борт, подумал , что это было?! Сон или явь! А когда  опомнился БТР с шумом уже пошёл вниз. Я ещё долго не мог прийти в себя! Она исправила свой акцент и хорошо говорила по-русски! Вот если бы с акцентом сказала! Я бы наверно вспомнил! Солнце уже поднялось высоко! И вдруг сразу стало тепло, как это всегда бывает только на юге! Шапки снега, подтаяв, стали срываться с веток деревьев вниз, через несколько часов вся зима исчезнет! Как будто её  не было и наступит весна "тревоги нашей"!

Послесловие........ Германия, Потсдам, парк Сан-Суси 2005 год!
 Лето, с женой Беллой очередной раз на прогулке. Мы живём  давно в Потсдаме и часто здесь гуляем. Парк Сан-Суси объект показа и сейчас здесь очень много туристов из разных стран. Стоим возле могилы Старого Фрица! Фридрих Великий похоронен вместе со своими любимыми собаками  на плите всегда лежат несколько картошек это связано  с тем, что Фридрих привил в Пруссии любовь к картошке.
Среди разных голосов слышу грузинскую речь и ловлю чей то взгляд, миловидная, полноватая женщина в летах, с любопытством смотрит на меня. Рядом с ней мужчина, девушка и мальчик. Что-то знакомое почудилось мне в этом взгляде! Ну и что грузинки так похожи друг на друга! И всё-таки, эти черные миндалевидные на выкате глаза и брови в разлёт, нос с горбинкой на бледном лице ну похожа! Точно это она Манана! Нет, как её! Лейла! Белла меня отвлекает, женщина отводит взгляд, потом снова смотрит, я слегка улыбаюсь, киваю головой, она в ответ тоже улыбнулась, но головой вроде показывает, нет!!! Неужели она меня узнала!Или мне показалось! Я пожимаю плечами! И она ли это?! Мужчина, что-то ей говорит, показывает и они медленно уходят, она ещё раз оглядывается!!! Белла спрашивает, что это я там увидел, я говорю, да вот это группа грузин, интересно кто они и откуда.......