Первый пиджак

Борис Цыганский
Я стою неподвижно.
Раскинув в стороны руки.
У окна на третьем этаже крошечной однокомнатной квартиры.
Так приказал портной.
Дядя Гриша.
Я уставился на клетку с канарейкой.
Жду новой команды.

Гриша - настоящий военный.
Был. Даже слишком.
Без ноги. Инвалид войны первой группы.
Привёз из Германии трофеи.
Отрез настоящего габардина.
Ещё довоенного, английского.
Зингеровскую машинку, ручную.
И... понеслось-поехало.
Портной.

Много говорит сам.
Расспрашивает, вникает, советует.
Я часто забегаю к нему.
Сколько себя помню - просто так.
Он - сосед.
Люблю Гришу.
И Милу - его жену.

Гриша работает.
На пошивочную мастерскую артели инвалидов.
Вместе с Милой.
Смеётся
-Чепуха, ширпотреб. Выполняем план.
Сто пять процентов.

И, конечно, на себя.
Не просто работает.
Священнодействует.
Другой человек.
В глазах - блеск.
Говорит отрывисто.
Командует.
Попробуй не повернись.

Второй брак.
Не от хорошей жизни.

Семью Гриши убили.
В Одессе.
Через несколько дней после оккупации.
Это всё, что я знаю.
Не стоит расспрашивать - ему больно.
Зато он знает цену.
Всему и всем.

Муж Милы погиб на фронте.
Работала паспортисткой.
В Кагановичском районе.
Уволили в 49м.
За космополитизм.
Я долго не знал - что это?
Мила, по-моему, тоже.

Несчастные люди.
Нашли друг друга.
Жили в согласии.
Хотя и в бедности.

Гриша делает примерку.
Первый пиджак в моей жизни.
Кажется, седьмой класс.
Хочу пригласить девочку.
В театр.
Без пиджака никак.
Он придаёт солидность.
Сами понимаете.

Гриша с мелком, булавками во рту.
Глядит орлом.
Целится в меня зрачками.
Я должен слушать, молчать и поворачиваться.
По команде.

Вдруг Гриша исчезает…
Вижу его - за боковиной шкафа.
Спрашивает.
Трагическим шёпотом
-Мила, они не смотрят?
Я ничего не понимаю.
Мила идёт к окну.
Прикрывает обзор своими объемами.
Портной возвращается, но молчит.
О ком он говорил?
Что случилось?

Вернувшись домой, решил спросить бабушку.
Она отвечает
-Финотдел.
Я не сразу понял.
Кто этот страшный человек?

Бабушка объяснила.
Тоже была не в ладах с финотделом.
Получала крохотную пенсию за сына, погибшего под Ржевом.
Подрабатывала шитьем бюстгальтеров.
И другого дамского белья.
Мне выдавала суммы на мелкие расходы.
Пиджак - её денежка.

Разновозрастные клиентки.
В основном не смущались.
Моим присутствием в комнате.
Бабушка обещала
-Он не смотрит. Ему не интересно.
Он любит читать.

Бабушка ошибалась.
Первый пиджак - это возраст.
Становится интересно.
Не только читать...