Венсен под Парижем. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
Во время своего первого путешествия во Францию я обратил внимание, что все экскурсоводы непременно говорят, что тот или иной дом, замок, дворец, собор, охотничий домик построен на месте другого.

Я храню, например, изображение средневековой резиденции  французских королей, она была, якобы, на том самом месте, где сегодня стоит Лувр. Иначе говоря, на месте нынешнего Лувра был очень величественный замок. Он выглядит великолепнее, чем нынешние строения Луврского дворца (фр. palais du Louvre). Википедия утверждает, что Лувр — старинный королевский замок в Париже, перестроенный во дворец, он расположен  на правом берегу Сены между садом Тюильри и церковью Сен-Жермен-л’Осеруа. Сегодня Лувр один из самых богатых музеев мира, его  возведение длилось почти тысячелетие.

После той экскурсии во Францию  я стал интересоваться и более древними постройками. А потом понял. Та история, которой мы в основном пользуемся, сочинена во Франции.  Фальсификаторам, которые формировали прошлое, приходилось решать, что там или здесь было до того… И, естественно, сочиняли, поскольку интернета и словарей-справочников  с точно закреплёнными датами и координатами тогда ещё не было.

Это – растянутая в веках история - относится и к самому зеленому лесному массиву в Париже. Его прошлое тоже растянули на века. Правда, теперь он полностью вошёл в границы Парижа.

Венсенский лес (фр. Bois de Vincennes) — парк площадью 995 га в XII округе на востоке Парижа.
Когда Гуго Капет,   сначала герцог франков (960—987), затем их король (987—996), основатель королевской династии Капетингов,  решил обосноваться на острове Сите, Венсенский лес стал местом его охоты. Позже он стал охотничьим поместьем всех королей Франции. При Филиппе Августе лес был обнесён оградой по периметру 12 километров. Многочисленные усадьбы были построены в окрестностях  Венсенского леса (в том числе Венсенский замок). При Людовике XV лес был облагорожен для прогулок.
После Французской революции лес превратился в зону военных учений.
Между 1855 и 1866 годами указом Наполеона III лес был преобразован в настоящий парк. Территорию спланировали в стиле английского парка с насаждениями деревьев разных видов и развитой водной сетью озёр и каналов. Лес был усеян живописными элементами: мостами, искусственными фонтанами, киосками и ресторанами.
Большое число  соревнований летних Олимпийских игр 1900 года прошло именно в Венсенском лесу.
В 1931 году Венсенский лес стал  местом проведения Парижской колониальной выставки.
Сейчас парк насчитывает четыре озера, многочисленные искусственные каналы и фонтаны.
 Через Венсенский лес проходят автомобильные дороги, но они доступны только пешеходам и велосипедистам.   
В Венсенском лесу находятся ипподром, национальный институт спорта и физической культуры, тропический и ботанический сады, велодром, буддийская пагода и другие объекты. По материалам Википедии

В XIV—XVII столетиях в Венсенском лесу был построен для королей Франции Венсенский замок (фр. Ch;teau de Vincennes). Обращаю внимание на слово Ch;teau, оно же в родственных отношениях с русским словом ХАТА и с английским МАНХЭТТЕН (англ. Manhattan),  историческим ядром  города Нью-Йорка в США.

Смотрим в словаре Владимира Даля.

ХАТА ж. южн. зап. хатка, хаточка; хатина, хатинка, хатишка; хатища; изба, домишко, халупа; хата бывает: турлучная или плетневая, камышовая, мазанка, битая, земляная и лимпачная, бревенчатая, из дикого камня. || Хата, вят. горница, комната. || Твер. изба, зимовка, скотная изба во дворе, для дойных коров и телят. || Ряз. клеть. || Хатина, ниж.-срг. хоромина, сенница, сарай, пелевня. Хатное тепло, избяное, комнатное.
Своя хатка родная матка. Чем хата богата, тем рада.
Улица-то прямая, да хата кривая.
Моя хата с краю, я ничего не знаю! Толковый словарь живого великорусского языка


Венсенский замок был построен  на месте охотничьего поместья XII века. Вокруг замка со временем сложился город Венсен, юго-восточное предместье Парижа.


Вот череда событий, удлинивших историю.
Около 1150 года на месте замка был построен охотничий дом для Людовика VII.
В XIII столетии поместье было расширено Филиппом Августом и Людовиком Святым (именно из Венсенского замка Людовик отправился в роковой для себя крестовый поход в Тунис).
Во второй половине XIII века в Венсенском замке женились короли Филипп III и Филипп IV; скончались Людовик X, Филипп V Длинный и Карл IV.
В XIV веке, при Филиппе VI, замок был существенно расширен и приобрёл башню-донжон высотой 52 метра, в котором были устроены королевские покои и библиотека.
Около 1410 года, уже при Карле VI, был завершён периметр внешних стен.
Во времена французских религиозных войн XVI века замок стал тюрьмой, в том числе — для будущего короля Генриха IV.
В XVII веке архитектор Луи Лево выстроил по заказу Людовика XIV два павильона — один предназначался для вдовствующей королевы, другой — для кардинала Мазарини. Однако после того, как внимание короля отвлёк новый проект — Версаль — работы по обустройству новых дворов были заброшены.
Строители вновь пришли в Венсен только в 1860 под руководством реставратора Виолле-ле-Дюка.
В XVIII веке короли навсегда покинули замок. В нём расположились венсенская фарфоровая мануфактура (c 1740) и опять-таки тюрьма.

В Венсене сидели герцог де Бофор, Николя Фуке, Джон Ванбру, маркиз де Сад, Жан-Анри Латюд, Дидро и Мирабо.
В 1804 году во рву крепости по приказу Наполеона расстреляли похищенного герцога Ангиенского. Его  подозревали в подстрекательстве к покушению на Первого консула в октябре 1803 года. После судебного разбирательства и подавления роялистов он был застрелен и похоронен в ямах замка.
В XX веке замок получил мировую известность в связи с казнью французами в 1917 году Маты  Хари, а в 1944 году немцы расстреляли здесь 30 мирных заложников.

О Мате Хари хочу сказать особо.

Её настоящее имя - Маргарета Гертруда Зелле (нидерл. Margaretha Geertruida Zelle), она прославилась  как исполнительница экзотических танцев и куртизанка фризского происхождения, подданная Нидерландов.

В начале XX века она  стала широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля».

Во время Первой мировой войны она занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. Расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу противника в военное время.

Судьбе Маты Хари посвящено множество документальных и художественных книг, фильмов и произведений других жанров.

Маргарета Гертруда Зелле родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды)  в семье владельца шляпного магазина Адама Зелле. У неё было три брата. Адам сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. До тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 году Адам обанкротился и вскоре развёлся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891 году. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек. Она продолжила своё обучение в Лейдене, собиралась стать воспитательницей детского сада, но директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. От него она вскоре сбежала к своему дяде в Гаагу.

11 июля 1895 года в Амстердаме, 18 лет от роду, Маргарета вышла замуж за 39-летнего капитана Рудольфа Маклеода (1 марта 1856 — 9 января 1928), голландца шотландского происхождения, с ним она познакомилась по объявлению. Они переехали на остров Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), там у них родились двое детей.

Брак не принёс им счастья.  Рудольф был алкоголиком; часто скандалил с женой, обвинял её в том, что его не продвигают по службе. Он открыто содержал любовниц.
Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехала к ван Редесу (Van Rheedes),  другому голландскому офицеру. Она интенсивно изучала индонезийские традиции, чтобы   успешней работать в местной танцевальной группе.

В 1897 году она впервые упомянула свой артистический псевдоним:   Мата Хари по-малайски означает «солнце» («Мата» — глаз, «Хари» — день, дословно — «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

Рудольф  уговорил  Маргарету вернуться к нему, хотя агрессивное поведение он не изменил. В 1899 году умер их сын, умирал долго и мучительно, похоже, от сифилиса, которым заразился от родителей.  Супруги пытались взвалить вину на домработницу,  якобы она отравила, но дочь умрёт в возрасте 21 года,  скорее всего, также от осложнений сифилиса.

Пара развелась в 1903 году  после возвращения в Голландию, причём Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери.

Маргарета Зелле оказалась в жесточайшей бедности, отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Маклеод».

С 1905 года начинается её громкая слава танцовщицы «восточного стиля». Так появилась Мата Хари.

Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой (по легенде, «так было угодно Шиве»).

Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т. п. В общем, сценическая жизнь была наполнена легендами, и Мата Хари вела себя, по её словам, как восточная богиня, потому  имела большой успех в Париже, а потом  и в других европейских столицах.

Трудное детство, жестокость мужей, насилие, финансовые трудности привели её к печальному положению куртизанки, женщины легкого поведения, вращающейся в высшем свете, ведущей светскую жизнь и находящуюся  на содержании богатых и влиятельных любовников.

Она должна быть интересной для многих.  И это ей удавалось.  Ею  интересовались,  её обрабатывали и склоняли к связи многие высокопоставленные  военные, политики, просто  влиятельные лица  во многих странах, включая Францию и Германию. Ей вручали дорогие подарки, но всё равно она испытывала финансовые трудности  и много раз брала в долг. Её страстью стала карточная игра, помогающая отвлечься, расширяющая  круг общения, но на игру уходили все её деньги.

Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и как  голландская подданная  Маргарет Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (а там  была активная немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки.

Похоже, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны, точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 году у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика.

Французы решили испытать её и отправили с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику).

13 февраля 1917 года Мата Хари сразу  же по возвращении в Париж была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней начался 24 июля и проходил при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат (сами материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать). На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана  не только апелляция, но прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре был  неумолим. Смертный приговор остался в силе.

В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи.

В то утро за ней пришла стража, попросила одеться — женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Завтрак был немедленно подан. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Расстрел был произведён 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсене. После казни начальник расстрельной команды подошёл к телу и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные части тела Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении не сохранилось.

Многие историки считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её как разведчицы) был сильно преувеличен — едва ли сведения, реально добытые ею (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.
Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней».
Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Маты Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла стать мотивом вынесения ей смертного приговора. Эти мнения приводит Википедия

Последние минуты Жизни Маты Хари вдохновили яркого поэта, барда Константина Фролова-Крымского.  Я давно слежу за его творчеством на сайте СТИХИ.РУ. У него качественные стихи, которые хочется читать и перечитывать. Судите сами.

Казнь Мата Хари

Константин Фролов-Крымский

Расстрелы проводят, как правило, утром.
Пусть приговорённый поспит .
Наверное, это гуманно и мудро.
А Бог, как известно, простит.
- Мадам, одевайтесь! Надежда напрасна!
Нам выдал решение суд.
- А как же без завтрака? Я не согласна!
Пусть в камеру мне принесут!
Вот завтрак окончен. Спросила негромко,
Как будто сверяя маршрут:
-А мне гарантирована фотосъёмка?
-Так точно! Фотографы ждут.
Смиренна. Но искры в глазах не потухли,
И в сердце звучит камертон.
Высокий каблук на изысканной туфле
Стучит о тюремный бетон.
Вот место расстрела – Венсен, под Парижем.
Нередко тут слышат пальбу.
Мадам Criminel, не теряя престижа,
Спокойно подходит к столбу.
И буднично, аж пробирают мурашки,
Скрывая волненье своё,
Снимает пальто, отдавая монашке,
Обняв напоследок её.
Толпа наблюдает, как быстро и ловко
Мадам привязали к столбу.
Теперь её руки сжимает верёвка,
И чёрная маска на лбу.
Но женского голоса строгие звуки
Заставили вздрогнуть сердца:
- Прошу, господа, развяжите мне руки
И маску снимите с лица!
Сегодня кончается пьеса, не так ли?
И зрителем полнится зал.
Но если уж я – героиня спектакля,
Позвольте увидеть финал.
И старший чиновник, взволнованный, бледный,
Желанье исполнив сполна,
Расщедрился в качестве просьбы последней
На чашку густого вина.
Как будто от жизни устав канительной,
Мадам зелье медленно пьёт.
Напротив, в двенадцати метрах, расстрельный
Тем временем выстроен взвод.
Сержант напряжён. Он взирает сурово,
Как будто не взвод здесь, а полк.
И тут женский крик: - Господа, я готова!
Ну что ж, исполняйте свой долг!
С командою «целься!» казнимой указан
На небо единственный путь.
Двенадцать стволов, подчиняясь приказу,
Направлены в женскую грудь.
И вместе с дописанной Богом строкою,
Как просьба – «Прости! Не ревнуй!»
Мадам успевает свободной рукою
Воздушный послать поцелуй.
Одиннадцать пуль в цель вонзаются  разом,
Аж пыль закрутилась волчком.
Один лишь солдат не исполнил приказа,
Упав без сознанья ничком.
Сержант подошёл, под прицелом ухмылок,
К убитой, (Легко? Не скажи!),
Закончив контрольною пулей в затылок
Спектакль под названием «Жизнь».
                16.15      02.11.21
© Copyright: Константин Фролов-Крымский, 2021
Свидетельство о публикации №121110206186