Как же боль мне эту превозмочь?

Анна Ковалёва 49
   Смерть ребенка, независимо в каком он возрасте - малыш или взрослый мужчина, для родителей огромная трагедия. Есть такое изречение - Пока живы родители, мы остаемся детьми. И совсем неважно, сколько  сыну лет, для матери он всегда ее ребенок. Невозможно представить  и   измерить горе матери похоронившей  своего сына. Смерть  детей, это и смерть матери, только кажется, что она жива, в ней ничего не остается живого. Как же не сойти с ума, при такой  душевной боли, которая разрывает сердце на части, нет ни минуты покоя, когда не можешь ни спать, ни есть, ни говорить… Душевная боль гораздо тяжелее  переносится людьми, чем физическая. Человек теряет смысл жизни, и только родные и близкие люди своим вниманием, любовью и заботой могут очень медленно и осторожно вывести его из такого состояние. Нужно время, оно  хороший лекарь.
    Ровно год назад 31 октября 2020 года умер от ковида мой племянник. Потеряла сына моя невестка, жена моего  горячо любимого умершего брата. Геннадий был взрослый, состоявшийся мужчина, ему был 51 год. Красавец и умница в самом рассвете сил. У него было трое детей: два сына – высокие спортивного сложения парни, уже женатые и красавица дочка, которой было 10 лет. Но от того что сын был уже взрослым человеком, для матери горе меньше не стало. Как же  долго и трудно выходила она из депрессии и состояния безысходности. Большую помощь матери, ее  возврату к жизни  оказала ее дочь-прекрасный  врач и замечательный человек. Она  окружила ее любовью, вниманием и заботой, предугадывала каждое ее желание, замечала малейшее отклонение в здоровье.
     Я тоже, как могла, поддерживала Веру, она на тот момент не жила, а существовала, была совершенно  безучастна и безразлична ко всему происходящему, к жизни. Я ей звонила, она брала трубку, но не могла произнести ни слова. Прошло достаточно много  времени, месяца два и она мне написала по вацапу - Ты пиши, говорить не могу. Каждый день я ей писала, желала доброго утра, поздравляла с праздниками, писала о каких- то позитивных новостях. Таким образом,  через месяц - полтора, она стала отвечать, на мои послания только и писала - Всего Вам хорошего, берегите себя. Потихоньку, Вера вернулась к жизни, мы  с ней делились впечатлениями о внуках, погоде, природе ,она даже присылала мне веселые смайлики.
    Но душевные раны заживают очень медленно и периодически Вера срывалась, раны обнажались и она не находила себе места. Она мне писала, нет, это были не послания, а крик ее страдающей души.
   -    Вот малая часть  из ее переписки: Спасибо сестричка! Спасибо! Все идет кругом, ночь была без сна. Вроде бы все в норме и давление и голова, и пила все по плану, но…Спасибо, что ты есть;
-Какое- то волнение внутри, и давление около нормы, голова кругом, даже не знаю, что пить…Все кругом хорошо, а мне нет,…Хочется рыдать… Лежка…;
-Слишком большие и больные раны, и не заживают…Расслабиться не могу,…Как же эту боль мне превозмочь…
   Я ей:
-Верочка, дорогая ты не одна, мы вот с Валентином сидим и плачем с тобой вместе, разделяем твое горе,посылаем тебе силы, чтобы тебе стало хоть немного легче.
  Вера:
- Милая дорогая моя сестричка! Огромное тебе спасибо за все! Спасибо, что ты есть у меня.
    Эти выдержки я написала, чтобы  показать, что боль ее никогда  не покидала. Она, то немножко стихала, вроде притуплялась, а то как вулкан вырывалась наружу и жизнь ее опять превращалась в кошмар.
     Вера не смогла справиться…
     Она была любящей женой, прекрасной матерью и незаменимым превосходным профессионалом - учитель от Бога. Всю свою жизнь посвятила детям,работала завучем школы и была непревзойденным учителем математики. Вера была очень активная, общительная, жизнерадостная, даже не могу сказать что для нее было важнее семья  или работа. Наверное, это две равноценные составляющие ее жизни. Вера Андреевна не могла представить свою жизнь без работы, а без семьи – жить не могла.
   Очень любила своего мужа, до такой степени, что немного ревновала его к родителям и сестрам. Любила по своему, может где- то суетно и беспокойно, но мы ведь все разные и у всех все по- разному. Но любовь ее была бескорыстной, искренней и преданной.
   Ко мне  Вера  мужа не ревновала, доверяла мне, она видела нашу с ним привянность. Мы с братом жили за 1000 км, но были очень близки, звонили друг, другу каждый день, жить не могли друг без друга. Разница у нас  в возрасте  была 10 лет, он старше и называл меня «детка». Он очень гордился мною и любил, я его- боготворила.
     Вера мне рассказывала как произошла их первая встреча. Оба были  такие деловые много работы у каждого, да еще и депутаты  районного Совета, время катастрофически не хватало. Опаздывали на сессию районного  Совета, быстро поднимаются по лестнице Вера первая  за ней  Витя, он ее догнал и придержал за локоть. Она говорит - Меня как током всю пронзило, я оглянулась стоит такой красавец и спрашивает - Что опаздываете? И она влюбилась  в него с первого взгляда на всю жизнь. Молодые, красивые, все завертелось, закружилось, вскоре они поженились. В семье двое детей сын и дочь, жили счастливо, в семье царило понимание и уважение. Я ни разу не слышала каких- либо размолвок между ними или повышение голоса. Но пришла беда Витя заболел, болезнь неизлечимая и сильно прогрессировала. Вера уже не была жизнерадостной, стала задумчивой и серьезной, очень переживала. Вите вида не показывала при нем все также щебетала, чтобы его не расстраивать. Когда ему сделали операцию, он был тяжелый, она никого к нему не допускала, ухаживала сама, сутками не отходила от него. Совсем не брезговала, жалела его, целовала. А доверить  Витю могла только нам - мне и моей дочери, мы приехали с  юга и сменяли ее по уходу за братом.
    Потерю своего любимого мужа  Вера перенесла очень тяжело. Для меня это тоже было горе несовместимое с жизнью. Мы в то время с ней мало общались, выживали в горе  врозь, обе были в тяжелом душевном состоянии. Ее спасали ее дети, меня моя семья. Даже спустя многие годы я с глубокой болью вспоминаю то время, когда случилось непоправимая беда, крушение всех планов и надежд.
      Вера,  все  это долгое  время, почти двадцать лет, жила без мужа, но всегда рядом с ним. У нее в комнате все стены были увешаны рамками  с фотографиями, на которых они были с мужем  и их дети.Она, частенько смотря на фото и возвращалась туда, в то далекое время,где была очень счастлива с ним.Когда мы с ней разговаривали  , все разговоры она переводила на воспоминания о своем муже. Вера говорила - А, помнишь , мы с  Витей...А Витя говорил...Викуля поет красиво,голос - Витин...А Ксюша похожа на Витю...Любила своего Витю самозабвенно, неиссякаемо и всю жизнь хранила ему верность.
    После ухода мужа,она свою жизнь посвятила детям и внукам, просто растворилась в них. Анечка ее дочь и сын Геннадий уделяли много внимания своей маме, а внуки вообще не вылезали из ее дома. У Веры появилось еще одно увлечение, она стала вязать из ниток крючком разные очень красивые вещи: салфетки ,накидки, скатерти.
     Получались просто шедевры, причем без журналов, без каких либо пособий, придумывала  рисунок и воплощала в жизнь. Это были различные узоры, цветы, пейзажи. Малышке внучке вязала: домики, разных зверушек, мебель. В последний раз ,когда приезжали к нам в гости , привезла мне в подарок белоснежную кружевную  необыкновенно красивую скатерть . Интересно сколько дней и ночей она потратила на ее изготовление. Эта скатерть подаренная  Верой, мне память на всю оставшуюся жизнь. Вера меня просто изумляла своим рукоделием. Она же говорила- Ну , что ты удивляешься, ведь это так просто считаешь петли и вяжешь. Нечего себе просто...
    И вот  теперь новый удар еще сильнее, еще больнее…- Смерть  Гены. Душа ее разрывалась на части, сердце не выдерживало, эта боль ее доводила до изнеможения. Бедная моя сестричка, Вера меня называла - сестричкой.  Мы действительно  были похожи: одного роста, одинаковой комплекции, одинаковый овал лица, светло-русые вьющиеся волосы. Да и в характере много общего обе-» сумасшедшие « матери, за детей дрожим всю жизнь. Одинаковое очень ответственное отношение к семье и работе. Она смеялась и мне говорила - Витя подбирал под тебя себе жену.
   Время, после смерти Гены, было очень сложное, неоднозначное, но как-то жили.
   Но вот наступил октябрь 2021 года, я   заболела- простыла. Обратилась в больницу, там - анализы, снимки, ЭКГ и т.д. Два дня я не выходила  на связь, потом пишу ей- Заболела, поэтому не выходила на связь. Она написала, что тоже заболела, должна прийти медсестра взять анализ. У Веры подтвердился ковид, ее положили в больницу. Это просто поразительно, ведь она сделала две прививки, никуда не выходила, продукты дети покупали. Аня и ее муж Олег тоже переболели после прививок, но в легкой форме. Они ее заразить не могли, были в изоляции, потом сделали тест и совершенно здоровые общались с ней, да и переболели они еще летом в июле. Невозможно даже предположить от кого и как она могла заразиться.  Еще  произошло одно совпадение - непостижимое и ужасное. Вера прошла весь путь своего умершего сына- точно по датам, только годом позже. Заболела 11 октября, в реанимацию перевели 17октября,все как было у него, Гена умер 31 октября 2020 года,  Вера умерла вечером 30 октября 2021 года.Вера хотела жить и боролась до последней минуты, но ковид оказался сильнее и коварнее. Что-же это такое- совпадение, или роковая случайность, а может …  Для нас это закрыто ,непонятно по всей вероятности- не дано знать …
   Мы с  Верой, за этот  последний год ее жизни, очень сблизились,  стали с ней роднее родных. И вот такая потеря, я потеряла свою сестру, мне невыносимо больно и горько, даже говорить об этом, а осознавать что ее больше нет, вообще невозможно. Это мне, а Анечке, как ей перенести удар за ударом.Когда она мне сообщала, о том что мамы больше нет, очень плакала,нет вернее мы с ней рыдали обе, у нас общее горе. Анечка говорила –Также нельзя, сначала папу забрали у меня, потом брата, теперь маму…Я чувствовала ее рядом- обнимала, целовала и утешала мою любимую девочку,хотя между нами расстояние 600 км.Мне хотелось передать ей свою любовь,заботу придать ей сил,чтобы справилась  с постигшей  бедой.
    Похоронили Веру на кладбище рядом с ее любимым мужем, она будет довольна, очень этого хотела. Анечка все сделала, даже невозможное, для своей мамочки.Купила для Веры  самое лучшее и красивое, ее одели, привели в порядок. Отпевали около  церкви, родные  видели издалека ее лицо. Аня заказала все службы в церкви, как положено.Могилка утопала в живых цветах, еще она положила сорок прекрасных живых роз, на сорок дней по одной на каждый день.
   Вера ушла в мир иной в вечную жизнь к своим любимым мужчинам сыну и мужу, наверное, теперь ее душа будет спокойна. Ведь они ее там ждали, Ане  29 октября  накануне смерти Веры приснился сон- Гена приходил в гости. За мамой своей он приходил…
    Анечка, дорогая моя девочка ,она сильная и мудрая,а мудрость, как известно -это ум и доброта,плача сказала мне- Ничего, мы здесь как нибудь справимся,может  она ему там нужнее...Вот так!
    Как бы тяжело не было , надо жить…Но,иногда так хочется вернуться в прошлое, так  не хватает той жизни, тех людей!И вроде бы понятно, все мы уйдем в вечную жизнь, у каждого свой срок, но душа болит, болит…