Фотография - часть истории

Назокат Холова
Историей нашей семьи я интересовалась с самого детства, поэтому я многое могу вспомнить и рассказать своим детям. Сегодня 4 ноября 2021 года - особенный день: моей двоюродной бабушке исполнилось бы 95 лет.

     У моей бабушки Тамары было две сестры - Маргарита и Антуанетта. На этой фотографии изображены три сестры, их мама Эмилия (моя прабабушка Миля) и маленькая Светлана - дочь Тамары. В фотоателье города Сталинабада (Душанбе) они пришли осенью 1942 года, чтобы осталась на память эта фотография, так как они не знали, что их ждёт впереди в качестве трудармейцев.

     По указу правительства СССР от августа 1941 года все люди немецкой национальности, коими являлись все мои родственники по бабушкиной линии, считались неблагонадежными и должны были отправиться в трудовую армию. Сначала на строительство химкомбината в Челябинскую область отправили моего прадедушку, а потом вышло постановление и женщин отправлять на трудфронт. Моей бабушке, можно сказать, повезло. Она была замужем за моим русским дедушкой, который уже в то время был на фронте, и имела маленькую дочь. По этим причинам мою бабушку Тамару оставили в Сталинабаде. А её маму и сестер отправили на трудфронт. Младшей сестре Антуанетте тогда было 16 лет, а средней - Маргарите - 18.

     Как они выжили в нечеловеческих условиях холодного уральского климата, какой шрам этот период в их жизни - это отдельная тема. А сегодня я вспомнила эту историю, потому что младшей сестре моей бабушки Антуанетте сегодня 4 ноября 2021 года исполнилось бы 95 лет.

     Впервые я познакомилась с ней в 1972 году в г. Коркино Челябинской области, где она жила со своей семьёй. А потом они переехали в Таджикистан, жили в Нуреке. Я очень хорошо помню мою двоюродную бабушку, которую я называла тётя Тоня. С детства я восхищалась её абсолютной женственностью, её мастерством очень красиво и модно одеваться, а главное её практичностью и трудоспособностью. Она не боялась трудностей и в 80-х годах уехала в Новый Уренгой. Там были очень суровые климатические и бытовые условия, но высокие зарплаты. И она, отважная женщина, поехала туда работать бухгалтером, чтобы её сыновья ни в чём не нуждались. У неё был очень сильный характер! Я называла её "тётя Тоня" и вспоминаю с большой теплотой, так как она, несмотря на такую тяжёлую жизнь, была всегда оптимисткой! Мне нравился её весёлый нрав! Светлая память!


На фото (сверху) - Антуанетта, Маргарита (стоят), Тамара, Светлана, Эмилия. Осень 1942 года.