Морские сувениры

Евгений Сипков
               
    Из книги " Охота и рыбалка"

    Раньше, ещё при Советском Союзе, многие, кто побывал на море - в Крыму или на Кавказе, скорее всего, привозили от туда самопальные сувениры в виде:  засушенных крабов и рапанов на дощечке, или на большой овальной гальке намалёванный рисунок с курортной тематикой и надписью: «Привет из Сочи, Ялты или Гагр!»
  Я, честно говоря, не очень люблю такой вид народно-прикладного творчества, но, чего там греха таить, бывало, когда жил в Новом Афоне, к этому делу тоже прикладывал  руку...
  Особенно, когда приходилось помогать чистить сети, в смысле – собирать  улов. Часто в них попадались, довольно крупные крабы.  Их бывало, я собирал, почти, полное  ведро и потом мы по несколько дней ими питались.
  А, когда попадались крупные экземпляры, то делал сувениры. После варки, прикрепив на соответствующего размера специально заготовленную красиво вырезанную и отшлифованную дощечку, ставил её на инжирное дерево, по которому  муравьи всегда ползают целыми стаями. Вот, так через недельку и оставалась, только одна внешняя оболочка с выеденными внутренностями.
  Затем,  сувенир надо было только покрыть бесцветным лаком, сделав соответствующую надпись. Этот не хитрый способ мне подсказал сосед-армянин Серёга Мунтян.
  И вот, один раз попался большущий краб, я такого - видел впервые.
  Грех его было есть и после того, как он покраснел и окочурился, прикрепив  на приготовленную дощечку блестящими тонкими проволочками,  поставил её повыше на толстую ветку инжира.
Думаю:  «Хороший сувенир получится, можно будет продать отдыхающим по дороже».
 Но, так вышло, что через пару дней мне с сыном пришлось поехать в Гагры, где мы пробыли больше недели, а когда вернулись назад, то я первым делом – к инжиру.
 Смотрю, а на ветке нет краба.
«Вот беда какая, - подумал я, - куда же он подевался? Может, кто-то из приезжих спёр?»
Но, оглядев внимательно внизу кусты вокруг дерева, увидел дощечку на которой была всего одна погрызенная клешня, а рядом валялось, то, что осталось от бедного краба.
  И тут я всё понял! Это - соседские коты, увидев такую добычу, разгрызли панцирь,лапы и клешни.
 «Вот, гады, - подумал я, - и даже нашего собакона не побоялись».
  Делать нечего, пришлось отодрать бесхозную клешню, а дощечку припрятать для следующего случая. 
  Но, за целое лето, так подходящего экземпляра и не нашлось…
  Вот и пришлось, как говорится, - переквалифицироваться на другие сувениры, типа, в виде миниатюрных рисунков на больших плоских овальных камнях с видом гор, моря, парусников и чаек.    
   Правда, такой вид творчества занимал больше времени, чем изготовление чучел крабов или пепельниц и статуэток из раковин рапанов…
   Новый Афон - это, наверное, самое благодатное место во всей Абхазии. Географическое местоположение очень удачное тем, что берег мелкий и спроецирован практически прямо на Юг.
  Мы, часто по утрам взбирались на  Иверскую гору, - это метров триста над уровнем моря, и разглядывали в мою сорока кратную подзорную трубу, сверкающие снежные вершины турецких гор.   Казалось, что они совсем близко, хотя расстояние до них было километров сто двадцать, а может быть и больше. На побережье получается своеобразный микроклимат, а в сочетании с мелким морем - это очень благоприятное место для обильного проживания морской фауны. Даже бывают такие места, как рассказывал мой приятель - Андрей Чабанный,  дед у которого прямо на берегу имел дом, и он летом там с детства постоянно жил, что отплывёшь метров двести или двести пятьдесят от берега, и рифы, почти у самой поверхности и, когда он с пацанами взбирался на них, то вода доходила, лишь, до подбородка. Вот они прямо у волнорезов легко собирали: мидий, креветок, рапанов и крабов…
  Говорят, что рапаны появились в Чёрном море после второй мировой войны. Их случайно завезли корабли, которые пришли из Японии.
   О полезности его мяса, написано много, я лишь, скажу, что оно стимулирует выработку желудочного сока, улучшает пищеварение и усвоение питательных веществ, и очень ценится благодаря высокому содержанию белков, до восемнадцати процентов и двадцати пяти – жирности. Вот  мы со старшим сыном и подсели на этот очень ценный продукт, да ещё и потчевали отдыхающих.
  Только у него  хватало терпения, одев маску с трубкой, пол дня нырять и на небольшой глубине между камнями и водорослями собирать этих молюсков, а потом еще и готовить.
  Сначала надо было их сварить, потом выдернув пинцетом и отделив кишки и внутренности, жарить на сковородке. Правда, некоторые курортники, особенно гурманы, говорили, что наши рапаны не такие вкусные, как в здешнем кафе. Там они турецкие и крупные и более острее, чем у нас.
  Как, то услышав такую тираду одной отдыхающей из Москвы, мой племяш - Славик, даже хихикнул, а потом мне тихо сказал:
- Ты знаешь почему, они их делают по-кавказски немного острыми? – и продолжил, - просто, никто в кафе не замарачивается отделять кишки и внутренности. Во-первых – это лишняя работа, а когда клиентов много, то времени – в обрез. А, во-вторых – потеря в весе, а соответственно - и денег. Поэтому,  после того, как их сварят, просто выковыривают вилкой и жарят – целиком, добавляя много специй и уксуса. Но, когда плохо промывают, то даже бывает, что песок на зубах хрустит, - и, засмеявшись, добавил, - а, она, дура, так и не врубилась, что их - разводят, ещё и умничает.
 Конечно, у нас оставалось много раковин, и я решил из них делать сувениры, приклеив  на большую плоскую гальку, как на постамент и, делая соответствующие надписи. Но размеры были небольшие...
Двухлетний рапан не представляет большой ценности.  Надо было – постарше, хотя бы трёх или четырёх летние экземпляры. Но, они редко попадались. Нет, нельзя сказать, что их небыло.
Турки в нескольких километров от берега таких ловили. Это мы наблюдали в мою сорока кратную подзорную трубу.
  Небольшой современный шлюп без паруса с лебёдкой, опускал прямоугольной формы металлическую сетку в виде трёх метровой корзины и плавал вдоль берега по мелководью, как тральщик, обезвреживающий мины. Он выгребал со дна всю живность, а потом поднимал её с содержимым. И мы хорошо видели, как рыбаки из такой сети собирали и бросали в пластмассовые ящики большие раковины. Вот, тогда стало ясно, почему у берега попадались, лишь, мелкие рапаны...
  Славик, увидев мои мучения с приклеиванием друг к другу мелких ракушек, для создания хоть какого-то приличного сувенира, как местный абориген – предложил:
- Да, что ты мучаешься, вон напротив железнодорожного вокзала апацха, а за ней целая куча раковин рапанов. Их после приготовления выбрасывают, пойди и поищи.
  И я пошёл, а там действительно их видимо-невидимо.
Откуда там столько ракушек я не понял сначала. Подумал: «Может, это ихнее кладбище, куда они приплывают умирать?»
Потому, как некоторые были, треснутые, расколотые или с большими дырками на боках от сильного прибоя.
 Вот я и начал ковыряться в этой куче, выискивая большие экземпляры.
 Я так увлёкся, что не заметил повара-армянина в белом фартуке, который выбрасывал, какие-то отходы. 
 Я его немного знал, так, как несколько раз видел, когда он приходил к нашему соседу Сергею Мунтяну. И даже запомнил, как его зовут, потому, что у него было не совсем армянское имя - Артём.
- Ты, что здэсь делаэшь? – спросил он меня с лёгким акцентом.
- Да вот,  большие раковины ищу для сувениров, - признался я.
- Э-э, здэсь больших нэт.
- А, откуда столько погибших рапанов, это, что их кладбище?
- Слушай, дорогой, какое-такое кладбище? Ты, что не видишь, что тут апацха-кафе, мы  их готовим, а раковины вибрасываем.
- Жалко, что мало больших ракушек, - посетовал я.
- А, ты, приходи через три дня, когда привэзут из Сухума турецкие рапаны, вот тогда и найдёшь подходящих.
- А, что у нас своих нет, что из Турции приходится вести?
- Э-э, почему нэт? Они, все  у нас ловят.  Видэл их корабль? А, турецкие они, потому, что – большие, - и, подмигнув, добавил, - это мы спэциально, так говорим, что би у нас больше било отдыхающих. А с тэбя, за информацию – сувенир.
- Хорошо!- согласился я.
Действительно, придя, через несколько дней, я заметил, небольшую горку свежих ракушек.
Выбрав несколько экземпляров покрупнее, я опять увидел Артёма, вышедшего покурить .
 Он  держал большую раковину рапана величиной с его кулак.
- Вот бэри! – сказал он улыбаясь, - сдэлай мне, по-братски, пепэлницу и напиши: «Привет, Артёму из Стамбула!»