О чем молчат элита и народ

Виктор Морозов
     Принято считать, что  под культурой следует понимать созданную человеком материальную и духовную среду обитания, которая способствует воспитанию среди людей гуманизма. Между тем культура – это вся среда обитания, всё, что создано и создаётся человеком, человечеством, а не только её светлая, достойная внимания, сторона. Любая, так называемая культурная среда, прежде чем предстать в том или ином виде, проходит противоречивый путь эволюции. На этом тернистом пути всем и всегда очень тесно, потому что там встречаются две противодействующие друг другу тенденции: окультуривание и  разкультуривание человека, людей, цивилизации. В результате политический и экономический авантюризм, преступность, всевозможные фобии тоже приходится считать элементами культуры. Их можно дополнить ещё и особенностями той или иной нации, народа: отсутствием патриотизма, национальной гордости или, наоборот, высокомерием, эгоизмом. К той же тёмной стороне культуры следует отнести   такие свойства отдельных личностей, как отсутствие честности в отношениях, совести, чести, благородства, милосердия. Разных причин, из-за которых складывается культурная среда можно привести множество. Но все они существуют и определяются основным противоречием, характерным для развития любой социальной системы. Противоречие состоит в том, что  логика развития социальных систем следует объективным законам и закономерностям, а история - субъективным предпочтениям и желаниям людей. Сами желания и предпочтения могут быть вызваны объективными потребностями людей, но вот формы, которые выбирает человек для их удовлетворения, субъективны.
 
     Известно, что любая наука является наукой в той мере, в какой ей известны (или неизвестны) объективные законы развития различных систем, их логика. На сегодня историческая наука, оперируя множеством противоречивых фактов, испытывает трудности с пониманием их объективной логики. Поэтому зачастую эти факты просто констатируют или ими манипулируют в угоду сиюминутным политическим и иным потребностям. Отсутствие понимания объективной стороны процесса развития цивилизации, порождает внутри неё различные условия для существования и роста там неуправляемого хаоса. Для  «усмирения» социального хаоса исторически сложились и действуют различные приёмы и методы. Независимо от их масштаба и декларируемой роли, все они, в конечном счете, нацелены на изменение культурной среды, на поддержание в ней баланса между окультуриванием и разкультуриванием людей. Однако с их помощью сохранить этот баланс и удержать  социальный хаос «в узде» длительное время еще не удавалось и не удаётся. Когда в прошлом социальный хаос выходил из-под контроля, всегда происходила просто «ротация» элит, которая имитировала возможность победы над хаосом не сейчас, а в будущем. Каждая уходящая элита,  в том или ином виде, дискредитировалась новой, а в лихие времена так и вообще уничтожалась физически. Однако противоречие между историей и логикой, без понимания новой элитой объективных законов развития систем, вновь создавало условия для повторения «старой» истории, потому что, как в известной песне, неизбежно «всё опять повторится сначала».

     В результате «бесконечной» повторяемости одной и той же истории в разных социальных системах постепенно возникает глобальная, качественно однородная культурная среда. Её однородность состоит в том, что в ней стирается различие между окультуриванием и разкультуриванием людей, создается иллюзия возможной победы над социальным хаосом в будущем. В перспективе такая среда готовится стать единственным источником формирования у людей культуры их мышления. Но повторяемость истории создаёт условия не только для появления однородной культурной среды. Возникает и передается «по наследству» историческая усталость различных элит от их несбывшихся надежд. Идеалы гуманизма, провозглашённые в прошлом, кажутся элитам недостижимыми, а  смыслы в жизни, основанные на нём, неактуальными. Происходит вырождение элит, когда вместо гуманизма она же дискредитирует его необходимость. Идеалы гуманизма в однородной культурной среде неизбежно заменяются элитой на одно, единственное требование – быть как все. Идеалы гуманизма сменяются разного рода доктринами  и догматизмом, а то, что проповедовалось как демократия, тоталитаризмом.

     В отличие от просто культуры, культура мышления - это то, из чего складывается определенный тип человеческой личности,  нации, народа, цивилизации, их разнообразные судьбы. В книге «Судьба России» Н.А.Бердяев писал: «Для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной. Россия противоречива и антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами». И действительно, русский человек с завидной регулярностью устраивает себе «конец света», крушит до основания собственную страну и культуру, чтобы потом отстраивать здание, сильно напоминающее старое.  Молчаливое, но страстное сопротивление любым, как мягким, так и жёстким, требованиям «быть как все»  и, одновременно, собственное желание всё же изменить свою жизнь приводят русского человека к глубокому душевному разладу, метаниям и крайностям. 

И ни церковь, ни кабак  –
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так,
Все не так, ребята!

     Нежеланием быть как все объясняется судьба русского народа и то, что при бесконечных «перестройках», затеваемых очередной разочарованной элитой, сущность России не меняется. Одновременно, Россия – страна величайшей духовной жажды, о которой ещё А.Блок справедливо написал:

Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений.
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.

     Оборотной стороной такой духовной жажды является культурное варварство и бытовое хамство. А элита, при этом, не желает изменять свою культуру мышления, ограничиваясь только политическим, экономическим и иным фоном. Затянувшееся молчание и топтание элиты на месте, рождает бесконечные эсхатологические ожидания в жизни всей русской цивилизации. Вот и религия продолжает помещать сферу религиозного идеала в недостижимую область, за пределы земного мира. Земная жизнь рассматривается как скорбная юдоль, а идеалом считается человек, отказавшийся от мира. Но такое отрицательное отношение к окружающему миру, быту, собственной истории приводит к тому, что окружающее загажено, а порой просто отвратительно и жалко. При этом политические и экономические баталии последних десятилетий остаются оторванными от жизни и не идут дальше обычной демагогии. А периодическое охаивание своей истории, переписывание, похороны её бесценных страниц, тайное молчаливое мечтание нашей элиты о какой-то демократии по образцу, с тем чтобы русские и Россия стали как все, - просто убоги…