Немного о сути 1

Валерий Иванович Лебедев
или Буквально, входя в мир, задаться вопросом

Старый писатель, предпочитал не писать, говорить, что и делал, с блеском, но иногда писал, приходилось обращаться к большой аудитории, куда денешься.
Сначала предположим. Потом продолжим.

1.
О чем же он говорил, тот писатель, о человеке, что можно сказать о нем, о человеке?
О писателе. Сначала предположим. Потом продолжим. Свет не оставил его, более того, не остановил. Как ни грустно, свет может остановить, кого? Того, кто попытается идти на свет. Пойти самому. Мало того. Позвать прочих. Идти. Потому что есть свет. Не дойти. Потому что свет остановит. Свет, который может остановить кого угодно. Странный свет. Не зря зовут высшим. Звали. Ныне? Вопрос к потомкам. Возвращаясь к писателю, что же он увидел, нечто прискорбное.
Звучит, примерно так, выпали из времени.
Есть другое время, какое? Оставили без ответа, читатели, еще бы, не наше время, тратить себя на чужое время. Но начало было. Никто не может обойтись без начала. Наше начало, как и всякое, потащило нас, куда? Как ни странно. В наше настоящее. Которое вне времени. Особенность? Претендует на вечность, тогда что тут особенного. Все претендуют. Все стремятся войти. Из настоящего, всякому можно, нужно?.. что-то увидеть, на то и настоящее. Прошлое, кому хочется вспоминать варварство, не вспоминать, быть без памяти. Будущее, до которого никому нет дела, и там все тот же варварский горизонт. Оставаться в настоящем, не выходить из него, не покидать, не стремиться выйти, даже не искать таких возможностей, кому еще удавалось такое.

На что обращает внимание старый писатель, пристальное, говорит о сути.
Для него, для писателя, это естественно. Говорить о сути? По существу. То, что составляет самую суть общества и жизни, кавычки опущу. Общество человеческое, другого нет. И жизнь человеческая, хотя есть и другая жизнь. И вообще. Есть жизнь. Сначала жизнь. Еще до человека. И только потом жизнь человеческая. С ее нудными вопросами. Почему бы не продолжить. Есть общество. Сначала общество вообще. И только потом то или иное общество, в том числе, общество, в котором живет он сам. И живется ему неплохо. Живет неплохо, значит, общество, какое оно? Вопрос задан. А значит, напрашивается. Возможно общество, которое придет на смену тому, в котором Старому, небольшая вольность с моей стороны, выпало жить. Напрашивается? возможна жизнь после-человеческая. Возможен ли такой подход. Что здесь такого. Такой подход отказывает человечеству в вечности. Все равно, как  если бы не-вечный человек отказывал себе в этом стремлении. Я не-вечен. Так. Но что мешает мне стремиться к вечному. Возможно ли такое. Кажется, я отвлекся.

Как передать, если не четкий образ, хотя бы ощущение этой общественной сути.
Два свойства. Извлекает их? Конечно, из человека. Потому. Два чувства. Два человеческих чувства. Коль так. Общество продолжает человека. Всякое общество. Кто-то возразит, человек продолжает общество. Человек создает общество, как условие, которое позволяет ему продолжать самого себя. А что значит продолжать самого себя, если говорить о человеке? То же возражение. Общество создает такого человека, который позволяет ему продолжать самого себя. Можно предположить. Общество позволяет человеку быть человеком, самим собой. А если тот человек не вписывается в рамки общества, выпадает, коль так, общество позволяет ему выпасть, на то и общество. Чтоб позволить уйти. Уходи. На другой день забыли. Не выпадает. Не уходит. Не желает. Помочь. Вызов. Бросает. Отдалить. А то и вовсе. Удалить.
В рамках данного предположения. Человек есть продолжение.
И общество есть продолжение. Каждый феномен намерен продолжать самого себя. Каждый феномен проявляет упорство. В продолжении себя. Что тут скажешь, остается пожелать удачи каждому, на своем уровне. Рано или поздно удача изменит, на то и удача. И что, продолжение одного или другого не состоится? Но если не состоится продолжение одного, любого, не состоится продолжение и второго. Что остается, пожелать, опять удачи. Цепляйтесь, господа, друг за друга, хотя бы пальчиками, глядишь, не изменит, я об удаче. Где бы еще найти такие пальчики. Какие? Погрязшие в удаче.

2.
Возвращаясь к Старому, куда без него, или без старости, кому что ближе.
Он среди желающих. Окружен. Вооружен? Возможно. Желающие, чего? Докопаться до сути, кавычки опущу, куда ни глянь, дневники. Тетрадь, возведенная в ранг, чего? А как еще возвести самого себя. С одной из таких тетрадок, говоря грубо, связался другой писатель, говоря условно, Не-Старый, почему? Очевидно. Полная противоположность Старому. Еще бы, между ними более ста лет. Не-Старый спешит, дополняет, цвета, краски, но главное оттенки, сгустить, не упустить. Нажимайте, на что? На курок. Иначе, на самолюбие. Оба, Старый и Не-Старый, отличались по этой части.

Так что там Старый?
Первое свойство, память, а как еще войти в вечность, вспомнить, напомнить. Правда, Старый несколько смещает акцент: пока я помню, я живу — пока меня помнят, я живу. Смещает? Скорее дополняет. Я буду помнить. Тех, до меня. Будут помнить и меня. После меня. Позволю себе что-то вроде вопроса, нужно ли оставлять память о себе, каждый решает сам, в наше время ходовое выражение. Второе свойство. Тревога. За себя. Почему бы не перенести на общество. Пока есть общество, есть и я, так полагает Старый. Продолжение. Пока есть я, общество вправе слушать меня, выслушивать, даже прислушиваться.

Так что там Не-Старый, два свойства, тоже.
Пока есть общество, я могу служить, выслужиться. Даже выслуживаться. При желании. Но могу и уйти, куда? К себе. Свойства мира. Свойства отдельно взятого человека. Два свойства, одним не обойтись. Одно. Загореться, увлечься, бросить себя всего, как будто найти себя заново. И второе. Столь же быстро охладеть, предаться равнодушию, сидеть, снисходительно глядя на толпу. Одно свойство? Ну, это как посмотреть. Гореть всю жизнь, одной свечой, удавалось немногим, да и ныне удается все тем же немногим. А вот брать свечу. Не ждать пока прогорит. Брать колпачок. Гасить. Мир держится на этих коротких чувствах. Какой мир?
Старый, Не-Старый — два разных мира. Что их объединяет?
Другой, не такой, не похожий, его наличие, существование, без другого вообще никакой мир невозможен. Когда было сказано. Потому Старый глядит в соседний мир, ищет свечу. Не-Старый, и он глядит в соседний мир, ищет? Колпачок. Один желает дышать. Второй, уже надышался.

Два свойства, очень интересных, чем? Дают надежду, на что? На завершение. Понятно, кто-то видит завершение как свое свершение. Стоять у рождения. Делать рождение. Создавать совершенное. Попутно и себя являть как совершенного.

Необязательное дополнение
Суть общества, то, что может однажды завершиться, получить достойное завершение.
По крайней мере, видится как завершение, как достижимое. Именно так, достойное. На одном уровне, с чем? На каждом уровне, личном, общем, всеобщем. Не зря же. Мировая держава. Мировая революция. А кто бы желал заполучить не-достойное завершение, таких история, кажется, не выставляла. И здесь, таким образом, у нас всё как у всех, ничего особенного. Вопрос один, кто даст это достойное завершение, кто-то избранный, уже в 19-ом веке выстроилась очередь. Не слишком длинная, я об очереди, но желающих войти хватало.
Не хватало? Мест, нескольких.
Ближайшее, в истории, занимай, снимай, огораживай. Не можешь. Для начала скажи что-нибудь, хоть пару слов. Попробуй, скажи что-то бесспорное, лучше оборвать фразу, не завершить, оставить читателя с чем-то вроде многоточия. Намек? Скорее, подсказка.

Все-таки, что составляет самую суть общества, что-то есть, должно быть, коль Старый говорит, да еще так уверенно. Если коротко.
Соединение + Дополнение. Об этом? Продолжение следует.
Бросить вызов, за этим? Простое желание стать больше, чем бы не мотивировалось. Хотя бы показать, что ты больше, сильнее. Кому? Тому же соседу. Быть больше, чем был вчера. Иначе вчера никогда не уйдет. Не продолжение, только повторение. Усталость. А если становится меньше, меньше? Уходит вместе со вчерашним. Остается там, тоже место, что ни говори.

Суть, то, что определяет все прочее, скажем, власть, какая? Конечно, абсолютная, какой может видеть себя власть, любая, только безграничной. А как стать безграничным, в любом обществе, обрести внешнюю силу, будь то политическая или военная, социальная или моральная. Из всех сил, приходится выбирать какую-то одну, способных владеть всеми силами, таких немного.

Суть общества, если коротко, возможность обретать внешнее. Любое?
А если так. Не идти на свет, даже не выйти, а войти в свет.