Толпа и стадное чувство

Гадаев Алексей Вениаминович
Стадное чувство основано на стадном инстинкте.
Стадный инстинкт
Материал из Википедии — свободной энциклопеди
Стадный инстинкт — это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени как к людям, так и к животным.
Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. Как отметил В. Троттер, в своей работе «The Instincts of the Herd in Peace and War», искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и не разрешим.
Стадный инстинкт у животных
В природе зверям свойственен стадный образ жизни. В ней такое образование — это иерархическая структура, где своей персональной ролью обладает каждая особь[1].
За функционирование данной структуры и отвечает стадный инстинкт, поддерживая указанную иерархию. Данный инстинкт является, по своей сути, генетическим фактором.
Роли и ранги в стаде определяются в первую очередь показателем физической силы, также значительную роль играет «наглость» особи. Именно «наглость», а не уверенность в себе или собственных силах, так как при столкновении с представителем иного, более высокого ранга, «наглость» исчезает, уступая место беспрекословному подчинению.
Подобное положение вещей необходимо для осуществления естественного отбора на основании одних лишь физических параметров (в подавляющем большинстве случаев — силы).
Группа животных, убегающих от хищника, показывает характер стадного поведения. В 1971 году в статье "Геометрия для эгоистичного стада" эволюционный биолог У. Д. Гамильтон утверждал, что каждый отдельный член группы уменьшает опасность для себя, двигаясь как можно ближе к центру убегающей группы. Таким образом, стадо выступает как единое целое в движении вместе, но его функция вытекает из несогласованного поведения эгоистичных индивидов[2].
Нарушение симметрии
Асимметричная агрегация животных в условиях паники наблюдалась у многих видов, включая людей, мышей и муравьев[3]. Теоретические модели продемонстрировали нарушение симметрии, аналогичное наблюдениям в эмпирических исследованиях. Например, когда паникующие люди заперты в комнате с двумя равными и равноудаленными выходами, большинство предпочтет один выход, в то время как меньшинство предпочтет другой.
Возможные механизмы такого поведения включают теорию эгоистичного стада Гамильтона, копирование соседей как побочный продукт общения социальных животных.
Во время побега проявляются следующие стереотипы стадного поведения:
• Люди пытаются двигаться быстрее, чем обычно.
• Взаимодействие между индивидами становится физическим.
• Выходы становятся арочными и забитыми.
• Побег замедляется упавшими особями, которые являются препятствиями.
• Индивиды проявляют склонность к массовому копированию поведения.
• Альтернативные или менее используемые выходы игнорируются

Стадное чувство – своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, моноидеизмом, нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В толпе индивид легко подвержен эмоциональному заражению. Толпа – явление анормальное, вредное. Быть может, атавистический пережиток стадности первобытного человека (A.B. Миртов, Умение говорить публично).
В толпе, в массе людей, отдельное лицо находится до некоторой степени в состоянии опьянения, при котором деятельность чувства повышена, а интеллектуальная сфера, напротив, в качественном отношении стоит ниже обычного уровня. Близость многих людей порождает возбужденное настроение (Н. Ферстнер, Творческая фантазия).
Сравните изображение психического состояния шахтеров и их жен, собравшихся бастующей толпой и атаковавших вызванных солдат (Э. Золя, Жерминаль).
Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами… и выражающих только слабость и жестокость человеческой природы (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).
***
Материал психологос
Толпа
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Толпа - (неодобр.) неорганизованное скопление людей. Нейтрально - группа или большая группа людей.

Из книги Д. Майерса «Социальная психология»

Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку
Результаты экспериментов по социальной фасилитации говорят о том, что группы способны возбуждать людей. Если возбуждение накладывается на отсутствие личной ответственности, а общепринятые нормы поведения размываются, последствия могут быть самыми неожиданными. В подобных ситуациях люди способны на самые разные поступки – от нарушений правил поведения (швыряние еды в обеденном зале, препирательство с рефери, крики во время рок-концерта) до импульсивных проявлений самых низменных чувств (группового вандализма, оргий, ограблений) и деструктивных социальных взрывов (зверств со стороны полицейских, бунтов и самосуда толпы).

То есть в группе люди более склонны к тому, чтобы отбросить ограничения, действующие в повседневной жизни, утратить собственное Я и стать восприимчивыми к групповым нормам или к нормам толпы. Иными словами, происходит то, что Леон Фестингер, Альберт Пепитоун и Теодор Ньюком назвали деиндивидуализацией.

Численность группы
Любая группа не только возбуждает своих членов, но и скрывает их. Орущая толпа скрывает орущего баскетбольного фаната. Пребывание в толпе себе подобных внушает линчевателям веру в собственную безнаказанность: они воспринимают то, что происходит, как групповую акцию. Участники уличных беспорядков, обезличенные толпой, не боятся грабить. Брайан Маллен, изучавший случаи линчевания, сделал вывод: чем многочисленнее толпа, тем заметнее утрата её членами чувства самосознания и их готовность совершать всяческие зверства. Поскольку «все так поступают», участники события могут объяснить свое поведение скорее ситуацией, нежели собственным выбором.

Филип Зимбардо полагает, что сама по себе необъятность мегаполисов создает анонимность, а следовательно и нормы, допускающие вандализм.

Физическая анонимность
Человек, становясь анонимом, начинает меньше осознавать себя самого и больше – группу; он также становится более чувствительным к отличительным признакам ситуации, независимо от того, позитивны они (униформа медсестры) или негативны (балахон ку-клукс-клановца). Так, оказавшись в ситуации, ассоциирующейся с альтруизмом, «обезличенные» люди жертвуют даже больше денег, чем обычно.

Возбуждающие и отвлекающие занятия
Агрессивным выходкам больших групп нередко предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают их членов и отвлекают их внимание. Такие коллективные действия, как крики, скандирование, хлопанье в ладоши или танцы, одновременно и «взвинчивают» людей, и снижают уровень их самоосознания.

Эксперименты Эда Динера показали, что такие действия, как бросание камней и пение хором, могут подготовить почву для более решительных действий. Совершение импульсивных действий и наблюдение за окружающими, занимающимися тем же самым, доставляет самоусиливающееся удовольствие. Когда мы видим, что другие делают то же самое, что и мы, нам кажется, что они испытывают те же чувства, какие испытываем мы сами, и наши чувства становятся более сильными. Более того, импульсивное групповое действо приковывает к себе наше внимание. Когда мы поносим рефери, то не думаем о своих нравственных ценностях, а реагируем на сиюминутную ситуацию. Позднее, «протрезвев» и задумавшись над тем, что было нами сделано или сказано, мы порой испытываем сожаление. Порой. А иногда наоборот – ищем возможности обезличиться в каких-либо коллективных действиях – в танцах, в религиозных отправлениях, в мероприятиях, проводимых группой, т. е. там, где мы переживаем сильные положительные эмоции и ощущаем свою общность с окружающими.

Ослабленное самоосознание
Коллективный опыт ослабляет не только самоосознание, но и связь между поведением и установками. Не осознающие себя, деиндивидуализированные люди менее сдержанны, менее склонны к самоограничению, более склонны к тому, чтобы действовать, не думая о своих нравственных ценностях, и более активно реагируют на ситуации.

Все факторы, способствующие ослаблению самоосознания, в частности алкоголь, усиливают деиндивидуализацию. И наоборот: все, что усиливает самоосознание, ослабляет деиндивидуализацию: зеркала и телекамеры, маленькие города, яркий свет, бросающиеся в глаза таблички с именами, не нарушаемая ничем тишина, индивидуальная одежда и индивидуальное жилище. «Развлекайся и помни, кто ты» – вот лучший совет, который могут дать родители уходящему на вечеринку подростку. Иными словами, получай удовольствие от общения с товарищами, но оставайся личностью и сохраняй собственную индивидуальность.

Роль униформы
Готовясь к сражениям, воины некоторых племен (подобно фанатичным болельщикам спортивных команд) обезличивают себя, либо раскрашивая лица и тела, либо надевая маски. Правила обращения с пленными после битвы у разных культур разные: одни убивают, мучают или калечат их, другие оставляют в живых. Роберт Уотсон, тщательно изучавший антропологию, пришел к выводу: жестоким обращением с пленными отличаются те культуры, которым присуща деиндивидуализация воинов.

Резюме
Когда высокий уровень социального возбуждения накладывается на «размытую» ответственность, люди способны забыть о присущей им в обычных обстоятельствах сдержанности и утратить чувство индивидуальности. Подобная деиндивидуализация наиболее вероятна тогда, когда люди возбуждены, а их внимание отвлечено; в таких ситуациях люди ощущают себя анонимами, затерявшимися в толпе или скрывшимися за форменной одеждой. Результатом становится ослабление самоосознания и повышенная реактивность по отношению к сиюминутной ситуации, независимо от того, позитивна она или негативна.