Совершенно секретно! Дело лётчиков. 22

Вячеслав Полежаев
Глава 22. 1941.

Дни шли за днями. Наступила осень. Забот вместе с ней прибавилось. Полёты становились более частыми, бои в воздухе – более жестокими. Немцы стремились захватить Мурманск, как цитадель и крепость в нашей обороне. Для этого они применяли разные способы нападения. Но мужество и стойкость наших солдат не давали им ни одного шанса. Эшелоны с товарами из-за моря двигались постоянно. Немцы пытались их бомбить, а мы защищали подступы к эшелонам и железной дороге.
Звено лейтенанта Рыженкова Сергея почти не выходили из самолётов, делали по четыре – пять вылетов в день. Но дни становились короче, а ночи длиннее и холоднее.
- «Ромашка», я – «Пион Восемь», ответьте.
- Слушаю тебя, «Пион Восемь», я – «Ромашка».
- В квадрате шестнадцать наблюдаю колонну немецких танков, около двадцати штук. С ними идут бронетранспортёры и грузовики, накрытые тентом.
- Понял вас, «Пион Восемь». Уходите оттуда, сейчас туда «Пешки» придут.
- Пока они придут, темно станет, ничего не видно будет.
- «Пион Восемь», приказ поняли?
- Поняли. Мартин, прикрой, атакую!
- Дементьев, кто у нас дежурит?
- Сейчас Третья, командир.
- Поднимай Третью. Квадрат шестнадцать. Там наши разведчики в бой вступили. Связь с Сафоновым мне.
В небе догорела сигнальная ракета, оставив свой хвост. Истребители один за одним поднимались в воздух, покидая аэродром. В это время к КП полка подъехал автобус. Дементьев подошёл к нему, поговорил со старшим, и из автобуса начали выходить молодые лейтенанты. Дементьев подошёл ко мне:
- Товарищ командир, прибыло пополнение. Что делать будем?
- Ты что, не знаешь, что с ними делать? Отправь в столовую, пусть накормят. Завтра решать будем.
Связист доложил:
- Товарищ командир, Сафонов на проводе.
- Борис Феоктистович, приветствую тебя. Полежаев на связи.
- Здравствуй, Вячеслав Валерьевич. Рад тебя слышать.
- Борис Феоктистович, у меня вопрос: твои соколы готовы к работе?
- Что за вопрос, Вячеслав Валерьевич! Мои соколы всегда готовы! Куда лететь и что делать?
- Наша разведка заметила передвижение немецких танков и другой техники в шестнадцатом квадрате. Колонна крупная, около двадцати танков.
- Ого! Соколы вылетают. Спасибо за информацию.
- Там работают наши соколы, смотрите аккуратнее там.
- Хорошо, Вячеслав Валерьевич.

Истратив все «эрэсы» на танки, мы повернули домой. И тут из-за туч выскочили четыре «мессера». Откуда они тут взялись?
- Мартин, у нас гости.
- Вижу, командир. Надо в тучи уходить.
- Знаю, Мартин. Только можем не дотянуть до них.
Тут прорезался голос «Ромашки»:
- «Пионы», держитесь. К вам идёт помощь.
- Спасибо большое, «Ромашка». Мы принимаем бой.
И завертелось. Мартин, хоть и молодой ещё лётчик, но держится уверенно и цепко. Следит за небом, видит противника, не даёт близко подойти. Мы уже почти добрались до спасительных облаков, почти спрятались в них… По моему самолёту удалили молотки, оставляя на обшивке рваные дыры. Зацепило и меня в правую ногу. Нога перестала меня слушаться. Самолёт готов был сорваться в штопор, а у меня от боли едва хватало сил удержать его в горизонтальном полёте.
- Мартин, меня зацепило.
- Держись, командир! Мы уже в облаке.
- Нам бы только до линии фронта дотянуть. К нам летят наши, они помогут.
- Командир, всё будет нормально, не переживай!
И тут я увидел неяркий голубой блеск среди облаков. Мелькнула шальная надежда, что это дорога домой.
- Мартин, слушай мою команду! Делаем построение в кильватер! Без возражений!
Уговаривать Мартина не надо было, он молча пристроился ко мне в хвост. И тут у меня голова закружилась. Как сквозь вату услышал голос Мартина:
- Командир, да очнись же ты наконец! На себя ручку!
Открываю глаза – и вовремя! Я летел уже на бреющем над самыми верхушками елей.
- Всем, кто меня слышит! Я – «Пион Восемь». Отзовись!
В наушниках раздался очень удивлённый голос:
- «Пион Восемь», я – наблюдательная вышка. Идентифицируйтесь!
- Наконец-то! Я дома! Мартин! Я дома!
- «Пион Восемь», что это значит?
- Вышка, говорит лейтенант Рыженков Сергей. Я ранен в ногу. Сопроводите меня и моего ведомого на аэродром.

На вышке в это время начался переполох: срочно готовилась «Скорая помощь», звонили Шувалову, на уши поставили все спасательные службы. Шувалов звонил в штаб округа:
- Товарищ генерал, появились ещё два самолёта из пропавших двадцать второго июня. Их сопровождают «Сухие» к нам на аэродром…
Тут дежурный докладывает:
- Товарищ генерал, кроме этих двух, ещё четвёрка вернулась.
Генерал услышал слова дежурного и сразу же доложил:
- К этим двоим ещё четыре присоединились.

- Вышка, я «Витязь», приём.
- Что у тебя, «Витязь»?
- Вышка, сопровождаю немецкие самолёты времён Великой Отечественной. По всей вероятности, это «Мессершмидты».
- «Витязь», ты ничего не перепутал?
- Никак нет, товарищ полковник.
- Высылаю вам подмогу. Держитесь.

- Товарищ генерал, за нашими «Яками» притащились четыре «Мессера».
- Как?
- Не могу знать, товарищ генерал.
- «Мессеры» не сбивать, посадить на аэродром. Мне машину, на аэродром ехать нужно.

Я нервничал. И было из-за чего: разведчики оба перестали отвечать на вызов, а топливо у них заканчивается. Связисты непрерывно вызывают «Пиона Восьмого», но безрезультатно. Третья эскадрилья отработала Шестнадцатый квадрат, повернули домой.
- «Пион Третий», я – «Ромашка», отзовись.
- «Ромашка», я – «Пион Третий», приём.
- Паша, оглядись вокруг, наших разведчиков не видишь нигде?
- На первый взгляд не видно. Всю дорогу смотреть будем, может увидим кого-то из них.
- Спасибо, Паша.
Прошло ещё полчаса. Третья эскадрилья вернулась в полном составе, но по пути не заметили разведчиков. Подошёл Дементьев:
- Что ты думаешь по этому поводу?
- Не знаю, Сергей, что и думать. Всякое, конечно, бывает, но чтобы оба сразу и бесследно… Одна мысль свербит где-то в переносице: они вернулись домой.
- Я тоже так думаю. Но червячок сомнений всё-таки гложет…  Сафонов тебе большой привет передаёт, и спасибо огромное. Просил ещё разведчиков поощрить. Они задержали колонну, чем помогли её обнаружить и уничтожить.
- Спасибо ему, конечно, но мне сейчас не до приветов. Каждый день теряем своих боевых товарищей, полк редеет не по дням, а по часам.
- Возьми себя в руки, командир! Это война, а не увеселительная прогулка! Жалко ребят, но что поделаешь?
- Ты меня не успокаивай, я в норме. С завтрашнего дня новых разведчиков создавать будем. Сразу два звена сделаем.
- Зачем два?
- Чтобы они могли сменять друг друга. И направления им разные давать. И ещё. Поставь задачу комэскам, чтобы согласовали периоды обучения желторотиков между собой, чтобы не было споров между собой.
- Хорошо, командир, сделаем.