Спокойно, Маша, я Дубровский

Нина Ватрушкина 2
На глаза попалась заметка «Карательная литература. Детей чтением не развивают, а мучают».

«Принудительное изучение классики убивает в детях желание читать» (цитата из статьи).
Статья, понятно, провокационная, но я не удержалась и поддалась на провокацию.  В качестве примера приводится «Дубровский», а мы его-то как раз и «проходим» с внучкой-шестиклассницей.

«Дочка коллеги на уроке во всеуслышание заявила, что Дубровский — просто разбойник. Никакой не борец, просто разбойник». (цитата из статьи).

Конечно, разбойник, предводитель разбойников. Напомним только, что экспроприирует-то он только  экспроприаторов. Как Робин Гуд. Но все же не идеал. «Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию;  отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем  и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». (А.С. Пушкин).

Есть такие, кто считает, что «не заботясь о будущем» не современно? Шестиклассник не должен задумываться, что учится не для учителя и не для папы с мамой, а для себя? Наивная мысль?

Что сделало Дубровского разбойником? По суду влиятельный помещик Троекуров отобрал у Дубровского — старшего  его имение. Теперь бы мы сказали: дело сфабриковано. Владимир остался без средств существования, крыши над головой, родительского надзора. И у кого не проснется агрессия? Хотя бы внутреннее сопротивление?

Приходилось ли кому-нибудь искать правду в бюрократических органах сегодня? В ЖЭУ, например? Хоть в глаза бы посмотреть начальству? Посмотрели? Думаю, как и мне — не удалось.

Все ли знают, что в XIX веке был драматург А.В. Сухово-Кобылин? Можно сказать, он специализировался на судопроизводстве и бюрократической волоките («Дело», «Смерть Тарелкина»).

В 1837 году, когда умер Пушкин, Сухово-Кобылину было 20 лет. Надо полагать, он знаком был с «разбойничьим романом» классика. (Определение «разбойничий роман» взят из из теста  по книге А.С. Пушкина).

Главный персонаж дворянин, старый офицер, воевавший с Бонапартом за Царя и Отечество, Муромский вынужден дать взятку должностному лицу, чтоб закрыть «Дело», оболгавшее его любимую дочь.
 
Взятка велика  - практически все его состояние. Попытка доискаться до истины только увеличила сумму взятки. В назначенный день он передает спасительный  пакет с 30-ю тысячами рублей. Но должностное лицо с негодованием его возвращает.  Внутри находится …. только 1350 р.

Суд состоялся не в пользу Муромского, дочь обесчещена и разорена. Муромскому остается только умереть. Что он и делает.

Боюсь, что в современной литературе сухово-кобылиных нет,  все  специализируются на убийствах и умопомрачительных расследованиях. Поэтому включать в программу литературы нечего. Разве Улицкую? Но у нее все герои сексуально озабочены. Такое для среднего школьного возраста....

«Не по возрасту книги». (Из комментариев к статье). А что по возрасту 12-летним недорослям? «Чучело» Железникова? Так они его не читают, они сами буллинги прекрасно организовывают. И  это тоже из личного.

«... верить в те «возвышенные мысли» (из комментариев к статье). В качестве домашнего задания дважды составляли таблицы, сравнивали Троекурова и Дубровского - отца, потом Верейского и  Дубровского -сына.

Один из пунктов «отношение» к семье. Пишем: Дубровский - отец балует сына, отсылает денег больше положенного. Отец — Троекуров любит дочь и насильно отдает дочь замуж за человека приятной наружности, любезного «особенно с женщинами». Возраст жениха под 50, а выглядит еще старше.

Владимир влюблен, готов для Маши на все. Верейский считает девушку «достойной для себя партией». Может быть, тут и поговорить о любви, сыновней, дочерней, отцовской? Об ответственности за тех, «кого приручаем».

О необходимости поменять программы уроков литературы не говорит только ленивый. Но эти списки уже столько раз тасовали, убирали, добавляли, что хочется уже сказать: «Оставьте классику в покое». И  учителей литературы тоже! Они сейчас как на переднем крае; ведь главная наша беда: нежелание учеников читать.

Воспитанное на гаджетах, тик-токах, поколение с тоской смотрит не только на толстую книгу, на скромную брошюру: «Это все будем читать?»

«Да!» Мы читаем вместе через абзац. За лето прочитали весь обязательный список, что-то обсудили, на что-то написали отзывы, наклеили иллюстрации, нарисовали. Получился приличный читательский дневник. Никто им не поинтересовался, поскольку учитель, давший летний список, сменился, пришел другой. Пусть так. Мы учимся для себя. Ничто не пропадает зря.

На олимпиаде по литературе среди 5-6-х классов в своей школе заняла первое место. Результат скромный, на добровольном конкурсе присутствовало  не более 20 человек. Но все-таки сама вызвалась, не опозорилась — может летнее прочтение «в четыре руки» и помогло?

В 70-е годы прошлого века славился ленинградский учитель Евгений Николаевич Ильин. Его главной задачей было педагогической общение («не за дисциплину, не за тишину на уроке — за внимание»). Любимый метод: начать рассказывать (пересказывать) и остановиться.... Любопытствующий попытается найти сюжет, прочитать, чем дело кончилось. Он радовался не только умению детей анализировать произведения, а и простому пересказу.

Боюсь, что сегодня и это уже не проходит.

«Литература единственная практически может помочь ребенку стать человеком» (Из комментариев к статье).

«Дубровский» - по сути, приключенческий роман, каких много писалось в те времена. С элементами мелодрамы. Написан прекрасно, человеком, в совершенстве владевшем русским языком. И, наверняка этот роман был безумно интересен в то время.

Легко могу представить себе аристократок, вздыхающих по прекрасному молодому Дубровскому и заливающихся слезами над судьбой Маши Троекуровой (судьбой, списанной с судьбы многих современниц)». (Цитата из статьи).

Какими должны быть уроки? Доступными для детей конкретного класса. Одни умеют слушать пересказ, другие с удовольствием читают по ролям, третьи готовы порассуждать, с четвертыми не сделаешь ничего, разве что проведешь тесты, чтоб выставить хотя бы оценки. Учитель должен быть волен в методиках ведения урока, иначе прекрасная русская литература и правда может стать «карательной».