Рецензия на роман Наоборот Ж. К. Гюисманса

Вес-На
Выскажу в рецензии собственное мнение, которое нигде не найдете. Ведь я не буду пересказывать роман, а пройду по структуре и тому смыслу, который до меня никто не увидел. Лишь слова Барбе д’Оревильи о романе «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса: «После такой книги автору остается одно из двух — либо удавиться, либо уверовать», поставлю эпиграфом, ибо полностью согласна с французским писателем.

Роман «Наоборот» (1884г) признан библией декадентов. Я докажу, что наоборот — это библия не упадничества, а подъема витиеватым путем ошибок, окруженным туманом человеческой гордыни. Многие считают, что роман сух, но язык произведения сочный. Читать одно удовольствие для тех, кто любит читать и вообще работает со словом. Однако и среди приближенных к литературе распространено мнение, что текст перегружен излишними подробностями с одной стороны, а с другой — текст страдает от статичности — отсутствия движения. Это я тоже опровергну.

А начну с того, что все ругают третью главу с описанием библиотеки главного героя. Если современники Гюисманса относились с пресным пониманием к главе изобилующей перечислением книг на латыни (я думаю, многие только из желания создать видимость образованных людей и навряд ли читали все перечисленные книги), наши современники честнее — пренебрежительно морщатся на такое «ненужное» изобилие того, что столь далеко, что невозможно распознать даже направление мысли. Я тоже не являюсь специалистом античной философии, но «зацепившись» за авторский крючок не могла пройти мимо. Зачем все это втиснул автор, который явно умеет работать с формой?

Всем, кто знаком с правилами «хорошего тона» тех веселых авторских будней, известно, что поразить соперника-автора в собственном произведении, методом оскорбления, унижения, убийства персонажа, списанного с автора-противника из жизни, было делом обычным. Невозможно не заметить толстый намек во вступлении к роману:

«Мало-помалу он и от них отошел и подался к писателям, с которыми ему и говорилось, и дышалось легче. И снова разочарование: те возмутили его своей злобностью, мелочностью, банальными разговорами и оценкой достоинств написанного по тиражу и гонорару. В то же время он убедился, что свободные мыслители, эти доктринеры от буржуа, жаждут собственной свободы мысли, чтобы душить чужую, тогда как пуритане наглы, жадны, а что до образованности — темней сапожника».

Для всех читателей дальнейший поиск на том и закончился — прочитали и оценили абзац, как прямые слова Гюисманса в адрес собирательного общества авторов, без конкретного личного противостояния с каким-то реальным автором — современником. Но ВесНа Ларина не из таких. Я просто так крючки не пропускаю.

В самой третьей главе Гюисманс пишет, что ГГ не восхищался искусственно выровненным языком, а предпочитал хлесткий, живой, более древний. Его восхищают басни, написанные «грязным» слогом, реалистичный роман, написанный уличным языком, полный наречий разных народов, завезенных в Рим. Запомните это противоречие между эстетствующим богатеем и его лингвистическими приоритетами.

Сейчас вспомним: высказывание Ницше — «Бог умер», появилось в написанной в 1881–1882 годах книге «Весёлая наука». Это высказывание, как пушечное ядро вытолкнуло Ницше на вершину признания. Однако до него это утверждали Достоевский и Гегель, в свою очередь на их мировоззрение повлияли учения древних философов: Аристотеля, Платона, Плотина и др. Иносказательно и очень тонко Гюисманс намекает на заимствование — отсутствие собственных мыслей у Ницше. С какими подробностями и как методично (как боксер на ринге) Гюисманс расписывает те времена, когда чуть ли не на каждом шагу говорили то, что Ницше приписал себе.

Здесь же автор отмечает: «Часть полок, прикрепленных к стенам оранжево-синего кабинета, была забита латинскими книгами; умники, прирученные жалкими лекциями в Сорбонне, обозначают их родовой кличкой: декаданс». Вот она — армия Гюисманса, которая еще не знает, что ей автор предсказывает, но обо всем по порядку.

Далее мне очевиден ответ на вопросы многих рецензентов: непонятно, как такой пресытившийся, развращенный ГГ пришел к Богу. Отвечаю: этот поступок вытекает из бунтарского характера дез Эссента. Следуя декадансному канону — природа отжила свое, человек искусством заменит этого неумелого сценариста, дез Эссент и вступает в схватку.

Жилище ГГ — отражение той современности где политики лживы, где процветает кумовство, разврат, упаднические процессы достигли такого масштаба, что противостоять всему этому может лишь монстр, тонко чувствующий все болевые точки соперника и выставляющий для защиты контрастные шкуры, обои самых неуместных цветов, уродливые колючие вонючие цветы и тд... Вступая в борьбу главный герой сразу говорит, что жить-то он будет по ночам. Я добавляю — когда монстры бодрствуют.

Реальности ГГ противопоставляет фантазию, говорит, что необязательно совершать реальное путешествие, достаточно напрячь мозги и путешествие состоялось (достаточно зайти в интернет, добавляю я). Перебирая в памяти все те грехи и ошибки, которые совершил, дез Эссент словно ведет виртуальный бой с неприятной ему реальностью. Завершая противостояние искусственное — материальными достижениями человеческой мысли-искусства, дез Эссент приходит к тому, что готов противостоять в реальности наступающему монстру, а это эпоха с именем «Бог умер».

К собственному внутреннему миру (в дальнейшем к вероисповеданию) человек обратился на заре противостояния природным стихиям. Здесь вспоминаем лингвистические предпочтения ГГ, которые отражают любовь к языку дикарей и понимаем, что Гюисманс выводит человека декадансного — противника Ницшевскому сверхчеловеку. Человек Гюисманса проходит все этапы шаткой философии Ницше, творя искусство и приходит к тому, что противостоит силой веры расплодившимся уродствам, а человек Ницше убивает Бога, чтобы покорить природу.

Так Гюисманс снова подчеркивает несостоятельность невидимого оппонента — Ницше. Человек Гюисманса идет гораздо дальше, оставляя Ницше далеко позади. Даже можно сказать, дез Эссент использовал Ницше, как ковер, о который протер ноги и пошел дальше. Только каким? Пройдя путь по заветам Ницше, выйдя на собственную прямую, этот человек болен душой и телом. Он раздроблен, подавлен, слаб и тянется к Богу, как утопающий к соломинке.

Кто тот эфемерный человек Ницше, которого никто никогда не видел? А у Гюсманса целая армия тех, кто, пройдя через дебри пресыщения и вульгарной искусственности, вернется к Богу.

И неверна трактовка тех, кто видит роман, как произведение в темных тонах. Через века Гюисманс дает надежду (хоть и литературную — в соответствии со значением слова наоборот, ведь человек Гюисманса не менее эфемерен чем человек Ницше, страшно представить если они оба сбудутся). Оглядываясь на творческую интеллигенцию, «золотую молодежь» и не менее забронзовевших прародителей, мне захотелось, чтобы у них стало еще больше того, что им уже жрать нечем) Пресыщайтесь и бегите, как дез Эссент за исцелением! И снова здесь человек Гюисманса ближе к реальности чем человек Ницше…

Теперь мы видим, что весь роман — это не статичная зарисовка, а наоборот — интереснейший, необычайнейший путь главного героя! Это книга из поджанра «Становление героя», появившегося много позже после смерти автора романа. Название «Наоборот» обыграно автором множество раз. Следовать ли библии-наоборот, как вредным советам, или выйти на ринг против сверхчеловека Ницше своим прямым путем, выбирать читателю. Гюисманс лишь показывает, что бой неизбежен и дает подсказки всем желающим: богатым и бедным, поэтам и прозаикам, избирателям и политикам, преподавателям и ученикам и тд.

Роман интереснейший! Рекомендую читать всем, кто интересуется политикой и социологией. В «Наоборот» вы найдете наиточнейшим образом выписанное общество и отдельных индивидов, окружающих нас сегодня. Одновременно окунетесь в достоверный мир прошлого. Скажу лишь, как в романе ГГ оглядывается и находит окружающих в черных похожих одеждах и радуется, что сам не отличается (похоже на современность, где черный преобладающая цветовая гамма в одежде, словно Гюисманс в будущее заглянул) в то время, как Ницше опирался при описании своего сверхчеловека на прототипы из прошлого: Наполеона, Цезаря… Прочтите «Наоборот» после подсказок и найдете массу отсылок к значению «наоборот» и увидите противостояние двух личностей: Гюисманса и Ницше.