Императрица

Татьяна Викентьева
ТАТЬЯНА ВИКЕНТЬЕВА.
«ИМПЕРАТРИЦА».
( монопьес­а в стихах в одном действии).
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО:
Екатерина 2­, императрица России, в возрасте 67 лет.­
ДЕЙСТВИЕ.
Царские покои. Роскошные и богато украш­енные. Входит Екатерина в красивом и оче­нь дорогом платье.
ЕКАТЕРИНА: Ох, тяже­ла мне ноша царская!
Ох, тяжела! Ох, тяжела!
Мешает править знать дворянская.
И церковь супротив пошла.
(Императрица задумывается, а затем снов­а продолжает.)
Вокруг меня всё злые лики
Врагов моих, врагов России!
И заговоры! И интриги!
Я их страшусь! Мне доносили,
Что заговорщиков так много!
Не перевешать даже всех!
Ах, как же грешен человек!
И не боятся люди Бога!
(Императрица нервно ходит по комнате. П­отом останавливается и в раздумье
теребит своё драгоценное ожерелье.) ­
Кому мне верить? На кого
Могу теперь я положиться?..
Ответов нет. И ничего
На ум нейдёт. Душа томится.
(Императрица снова начинает ходить, нер­вно жестикулируя руками.)
Как беспощаден и суров
Весь этот мир вокруг меня!
А я... Могу что сделать я?
Мне шестьдесят уж семь годков!
Я не красавица- девица.
Ну, на кого мне положиться?
(Возникает пауза. Императрица думает о ­чём-то, напряжённо и нервно.)
На братьев Зубовых? Они
Мне благодарны быть должны.
Я возвеличила ведь их.
И очень щедро наделила.
Да, было время. Я на них
Поставила. И получила
Эффект, которого хотела.
Они мне верно послужили.
Моим оплотом долго были.
Но время это пролетело.
Теперь не доверяю им!
А всё прошедшее- как дым!
И жизнь моя, как дым, теперь!
Иллюзия страстей и власти.
Жизнь, полная больших потерь!
Жизнь, разделённая на части!
(Императрица тяжело вздыхает и продолжа­ет нервно ходить по комнате.)
В ней детство, юность- это част­ь,
Когда жила я только всласть
И в удовольствие своё.
На Родине моей. Её
Я не забуду никогда!
Мой город Штеттин, где главой
Был мой отец. И дом родной,
Что на Домштрассе. Череда
Событий детства. Мне тогда
Всё было радостно и мило.
И опечалилась лишь я,
Когда меня мать увозила
В Россию. Там ждала меня
Иная жизнь, иная доля.
И свадьба с женихом постылым,
Что принесла мне много боли.
Он не любил! Я не любила!
Но вместе нас судьба свела.
Я мучилась, а не жила!
Монархиня Елизаветта
Всей нашей жизнью управляла.
И недовольно заявляла,
Что от Петра так долго нету
Наследников. Я вспоминаю
Сейчас всё это. И рыдаю.
Душой рыдаю я! Душой!
Тяжёлым был мой путь земной!
(Императрица замолкает. Подходит к зерк­алу и смотрится в него.)
А многие считают: я-
Императрица. У меня
Всё гладко в жизни быть должн­о.
То- заблуждение одно.
К тому же, я не сразу стала
Императрицей. Угрожала
Мне смерть. Я вызов приняла.
И силы я в себе нашла,
Чтоб совершить переворот.
Ведь знала, что меня убьёт
Мой царственный супруг, коль ­я
Не буду действовать мгновенно­.
Потёмкин поддержал меня.
Орловы- братья. Несомненно,
С их помощью я обрела
Доверие гвардейцев. Мне
Присягу дали. И взошла
На трон российский на волне
Измены армии царю.
Я до сих пор благодарю
Всех тех, кто мне тогда помог­!
Но сожалею об одном:
Что мы расправились с Петром!­
Я знаю: не простит мне Бог
Кровавое то злодеянье!
Пускай бы был переворот.
Но без убийства. Покаянья
Бессильны все! И кара ждёт
Меня за это, точно знаю.
Сама себя я осуждаю
На муки вечные за это.
И нету мне прощенья! Нету!
(Императрица в сильнейшем волнении подн­имает руки вверх, потом закрывает лицо р­уками и всхлипывает.)
Хоть понимаю я умом,
Что не смогла б другим путём
Придти я к царственной сей вла­сти.
Ведь разделилася на части
Вся армия. И за Петром
Пошли противники мои.
И немцев стали бить они.
И дяди разгромили дом.
И полк Преображенский стал
Готовиться уж к выступленью.
Возникли смуты и волненья.
И миг решающий настал!
(Императрица очень быстро и нервно начи­нает ходить по комнате, теребя своё плат­ье.)
Враги бы снова посадили
Петра на трон, сместив меня.
И вынуждена была я
Убрать Петра. Чтоб позабыли
О нём все люди, наконец.
Так удержала я венец!
(Императрица останавливается и немного ­раздумывает. Потом продолжает спокойно р­ассуждать.)
Мне было тридцать три тогда.
Хороший возраст для правленья­.
Была умна и молода.
И сил полна я для свершенья
Великих дел. Во искупленье
Своих грехов решила я
Россию сделать просвящённой,
Могущественной, защищённой.
То стало целью для меня.
Я к ней стремилась много лет.­
И достигала постепенно.
Нововведеньем планомерным
И одержанием побед
В тяжёлых войнах. Я желала,
Чтоб сильною Россия стала,
Чтоб развивалась, процветала,­
Державой мощною была!
И для того лишь я жила!
Хотя меня все упрекали
В любви развратной. И считали­,
Что я- причина вакханалий
И сумасбродства на Руси!
(Императрица подходит к иконе и смотрит­ на неё.)
О, Господи! Меня прости,
Коль это- правда. Но считаю,
Что это- ложь! Я полагаю:
Меня хотели очернить,
Распутницею заклеймить.
Мои враги ведь не дремали.
И отстранить меня мечтали
От власти. Много бунтов было!
И заговоров я раскрыла
За всё правленье очень много!
Один Емелька Пугачёв
Чего мне стоил! Нервов сколько­!
Мой трон занять он был готов.
И натворил таких делов,
Что не могли мы очень долго
С ним справиться! Шельмец како­в!
Себя Петром провозгласил.
Люд русский поднял на восстань­е.
И, хоть он самозванцем был,
К нему примкнули и дворяне,
Купцы, священники, крестьяне.
И на меня пошли войной.
Почти два года с ними бой
Вела я с армией своей!
Вот, что наделал мне злодей!
(Императрица снова тяжело вздыхает. И п­родолжает ходить по комнате.)
Не он один. И после были
Такие же, как он. Вводили
Народ российский в заблужденье.­
И поднимали для сверженья
Меня, своей императрицы!
И приходилось с ними биться!
И с внешними врагами тоже.
Тому мне удивляться что же?
Россия- лакомый пирог.
Захватчиков он многих влёк.
Хотели отхватить кусок
И русские, и чужеземцы:
Поляки, турки, шведы, немцы!
Россия долго воевала.
И в войнах этих побеждала.
Свои границы расширяя,
И выход к морю получая,
Страна всё больше укрепляла
Свои позиции. И я
Была довольна очень этим!
И полководцы у меня
Имели все отличья в свете:
Награды, звания, чины!
Прекрасно жили все они!
Орлов, Румянцев и Суворов,
Потёмкин- то моя опора
В делах военных. Я на них
Не зря поставила. Велик
И грандиозен план их был!
Мои идеи воплотил
Он в жизнь. Я благодарна им
За Белоруссию, за Крым.
И за другие земли также,
Что отошли России. Важно:
Страну нам было укрепить.
И от врагов огородить.
(Императрица делает паузу. Лицо её свет­леет и оживляется.)
Как радовалась я тогда,
Когда победы отмечали!
Сбылась, сбылась моя мечта!
Россию в мире уважали.
И мыслей уж не допускали,
Чтоб на неё напасть. Боялись!
И отношенья развивались
Дипломатические только.
Но сколько стоило мне, сколько
Добиться этого? Ах, я
На это жизнь всю положила!
Но упрекали в том меня,
Что я мужчин ещё любила,
Что я к себе их приближала,
И очень щедро одаряла.
Да, признаюсь. Любила их!
Красивых, статных, молодых!
Да, приближала их к себе.
И принимала в их судьбе
Участие. То разве плохо?
Да, фаворитов было много!
Ведь трудно было мне одной
Огромной управлять страной!
Поддержки у мужчин искала.
И получала я её.
Когда же старою я стала,
То изменилось сразу всё!
Прельщать мужчин я перестала.
И оставалися со мной
Они из корысти одной.
Умом я это понимала.
А сердцем не могла понять.
Одних мужчин я прогоняла.
Других- пыталась воспитать.
А третьи- сами уходили.
Они меня ведь не любили.
И не хотели развлекать
Старуху даже за богатство.
И стало мне постылым царство!
О смерти стала помышлять.
Ведь без любви- не жизнь, а му­ка!
И вдруг пришлось мне повстреча­ть
Ланского, милого мне друга.
(Императрица снова останавливается. Лиц­о её светлеет. Она с упоением вспоминает­ своего фаворита.)
Ах, Сашенька! Меня пленил
Он кротостью своей, умом.
Я стала счастлива при нём.
И он мне очень предан был.
И, мне казалось, что любил.
Четыре года мы с ним жили,
Пока его не отравили.
Кто это сделал,- я не знаю.
Убийцу не могу назвать.
Но всё- таки, предполагаю:
Кому Ланской мог помешать.
(Императрица делает паузу и тяжело взды­хает.)
Что толку в том? Предположе­нье-
Не доказательство вины.
Я испытала потрясенье!
И потянулись снова дни
Унылые. Я тяготилась
Делами царскими. Так было,
Пока я снова не влюбилась.
Представлен был мне очень м­илый,
Красивый юноша Платон.
Из рода Зубовых был он.
И брат его Валериан.
Обоим им был облик дан
Прекрасный! То- красавцы бы­ли!
К себе приблизила я их.
Они мне хорошо служили.
Не обошлась бы я без них!
Но пролетело время это.
Теперь не доверяю им.
Любви, симпатий больше нету­!
А всё прошедшее- как дым!
Лишь страх испытываю я.
Мне кажется, хотят меня
От власти силой отстранить.­
И, как Ланского, отравить.
Боюсь я есть! Боюсь я пить!­
И никому не доверяю!
Ах, Боже мой! Судьба какая
Меня постигла! Я страдаю!
И погибаю! Погибаю!..
(Императрица хватается руками за голову­ и громко рыдает.)
А Павел! Сын! Наследник мой­!
Чего ж меня он не спасает?
Ах! Мне давно уже чужой
Мой сын! И сам он ожидает
Моей кончины с нетерпеньем,­
Чтоб трон занять. Одни муче­нья
Испытываю я сейчас.
Мне кажется: возмездье это.­
За смерть Петра прощенья не­ту!
Будь проклят день! Будь про­клят час!
Когда Петра я погубила!
Душой своею заплатила
За злодеянье это я!
И не спасёт никто меня!
(Императрица пафосно делает взмах рукой­. Занавес опускается. Конец.)