Пабло Пикассо.Портрет Ольги в кресле.1917г Музей Пикассо в Париже)
(От королевы до чудовища)
Имя Ольги Хохловой тесно связано с именем основоположника кубизма Пабло Пикассо. Она стала его первой женой.
Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в семье полковника Русской императорской армии Степана Васильевича Хохлова и его супруги Лидии Зинченко в городе Нежине. Она хотела стать балериной с того момента, как посетила Францию и увидела представление мадам Шрёссонт. Училась в Петербурге в частной балетной школе.С 1915 г. Ольга стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева.
Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом "Парад" Пикассо заметил на сцене Ольгу Хохлову и влюбился. На протяжении года художник ухаживал за русской балериной, но сдержанную Ольгу было не так просто покорить.
Ольга и Пабло обвенчались 18 июня 1918 года в Париже в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе. После свадьбы, и до смерти она носила фамилию Пикассо. После замужества по настоянию мужа прекратила балетную карьеру.
Мать Пикассо с горечью говорила, что ни одна женщина не сможет быть счастлива рядом с ее сыном, который слишком увлечен самим собой .Они были очень разные. Ольга была тихой, замкнутой, в то время как Пикассо отличался взрывным и экспрессивным характером. Однако на тот момент все это казалось мелочью, а на первом плане стояла любовь.
В своих письмах Гертруде Стайн Пикассо писал, что его покорили мудрость и спокойствие супруги, что является гораздо более редким даром, чем умение танцевать. Ольга превратила мужа из художника, окруженного безвестными натурщицами, в уважаемого члена общества, которому были рады на любом светском мероприятии.
После встречи с Хохловой, Пикассо отворачивается от кубизма, и в его творчестве начинается период неоклассики, что во многом обусловлено желанием его жены «узнавать свое лицо» на картинах. Многие современные исследователи называют этот период в творчестве Пикассо «периодом Ольги» (картины «Ольга Хохлова в Мантильи», «Женщина за чтением», «Портрет в кресле»). Художник, окрыленный чувством влюбленности в кроткую Ольгу, один за другим пишет ее портреты в образе античной богини.
4 февраля 1921 года у Ольги и Пабло родился сын Пауло (Павел, Поль).Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.
В 1925 году в работах художника завершается период классической красоты, который еще называли "периодом Ольги". В следующие десять лет ее образ претерпевает пугающие превращения. На картине "Большая обнаженная в кресле" 1929 года перед нами уже не античная красавица или задумчивая муза, а чудовище — отталкивающая бесформенная фигура. В ней больше страдания, чем любви.
С 1927 года отношения супругов начали стремительно ухудшаться. В 1927 году Пикассо начал встречаться с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза ожидала ребёнка. Дочь Пикассо и Вальтер родилась в 1935 году. В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями. Взяв с собой Пауло, Ольга немедленно разорвала отношения с мужем, выехала на юг Франции и подала на развод.
Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовал заключённый между ними брачный договор, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Пикассо быстро охладел к Марии, сменив ее на Дору Маар, затем Франсуазу Жило.
Ольга Хохлова до смерти считала себя законной женой Пабло и состояла с ним в семейной переписке, по воспоминаниям Франсуазы Жило .
Ольга Степановна Пикассо умерла от рака в 1955 году в Каннах и была похоронена на местном кладбище Гран-Жас. На похороны Пикассо не пришел, заявив, что пишет картину…
Из всех портретов своих женщин, когда-либо им нарисованных, Ольгины портреты - самые реалистические, как будто отвечающие ее буржуазному вкусу. Хотя, безусловно, классицизм Пикассо был очень специфическим, его знаменитых "больших женщин" можно отнести к реалистической живописи лишь условно.
И все же все они писаны с Ольги, и во всех этих величественных образах матрон ее черты легко узнаваемы. И лишь в конце 20-х, когда их отношения уже испортились, а в европейском искусстве уже господствовал сюрреализм, Ольга появляется на его картинах в виде страшных искореженных персонажей.
Но всё же каноническими образами Ольги Хохловой в истории искусств остаются её реалистические портреты, написанные им в ту эпоху, когда он её ещё боготворил. ;Их брак с Пикассо на холсте напоминает поединок, где нет победителей — только жертвы.