Миф об упадке России

Михаил Абрамов
Опасность пропагандистской войны не в последнюю очередь еще и в том, что в пропаганду начинают верить люди, которым она не предназначена.

Видимо, опасность, что реальные политики США станут жертвами собственной пропаганды так велика, что в ноябрьском выпуске солидного американского журнала «Foreign Affairs» появилась статья «Миф о закате России» (The Myth of Russian Decline), в которой авторы предупреждают, что слухи о смерти России несколько преувеличены.

Ниже приводится сокращенный перевод этой статьи.

%%%%

The Myth of Russian Decline
Why Moscow Will Be a Persistent Power

Администрация Байдена с момента прихода к власти руководствовалась четким и недвусмысленным приоритетом внешней политики: противостоять растущему Китаю.

Вопрос о том, как вести себя с Россией, напротив, отошел на второй план. Сосредоточение российских войск на границе с Украиной в апреле 2021 года должно было послужить напоминанием, что не замечать Москву крайне опасно. Но уже в июле президент Джо Байден вернулся к заявлению, что Россия «сидит на вершине экономики, у которой есть ядерное оружие, нефтяные скважины и ничего больше».

Байден не первый американский лидер, который выступает с подобными заявлениями. С момента окончания холодной войны американские политики периодически заявляли, что дни России, как подлинной мировой державы, сочтены. В 2014 году сенатор-республиканец от Аризоны, Джон Маккейн, назвал Россию «бензиновой колонкой, маскирующейся под страну». В том же году президент США Барак Обама назвал Россию просто «региональной державой». Вскоре после этого Россия успешно вмешалась в сирийскую войну, вмешалась в президентские выборы в США в 2016 году и вмешалась в политический кризис в Венесуэле и гражданскую войну в Ливии. И все же восприятие России как бумажного тигра сохраняется.

Проблема в том, что аргументы в пользу упадка России преувеличены. Многие свидетельства этого упадка, такие как сокращение населения России и ее ресурсозависимая экономика, не так важны для Кремля, как полагают многие в Вашингтоне. США также не следует ожидать, что Россия автоматически откажется от курса на конфронтацию, как только президент Владимир Путин покинет свой пост. Внешняя политика Путина пользуется широкой поддержкой правящей элиты страны, и его наследие будет включать в себя множество неурегулированных споров, главным из которых является аннексия Крыма. Любые разногласия с Соединенными Штатами никуда не денутся.


ОШИБОЧНЫЕ ПОСЫЛКИ

Ожидания упадка России не безосновательны. Экономика страны переживает период застоя, и у нее мало источников валюты, кроме добычи и экспорта природных ресурсов. Вся система изобилует коррупцией и в ней преобладают неэффективные государственные или контролируемые государством предприятия, а международные санкции ограничивают доступ к капиталу и технологиям. России с большим трудом удается развивать, удерживать и привлекать таланты; государство хронически недофинансирует научные исследования; а бесхозяйственность бюрократии препятствует технологическим инновациям. В результате Россия значительно отстает от США и Китая по большинству показателей научно-технического развития. За последние четыре года военные расходы не растут, и, по прогнозам, к 2050 году население сократится на десять миллионов человек.

С такими мрачными перспективами естественно предположить, что способность России к подрывной деятельности на международной арене тоже скоро уменьшится - что Кремль просто исчерпает ресурсы для своей агрессивной внешней политики. Но эти данные упускают из виду более широкую картину. Они подчеркивают слабые стороны России и преуменьшают ее сильные стороны.

Рассмотрим экономику страны, которая, даже если она находится в состоянии стагнации, по-прежнему крупнее и устойчивее, чем многие думают. Аналитики любят указывать на то, что ВВП (Валовой внутренний продукт —  рыночная стоимость товаров и услуг, которые были произведены или оказаны в стране) России в 1,5 триллиона долларов сопоставим с ВВП Италии или Техаса. Но эти 1,5 триллиона долларов рассчитываются с использованием рыночных обменных курсов. Если учесть паритет покупательной способности (Паритет покупательной способности (ППС) в экономике – это соотношение между двумя или более валютами на основе предположения о том, что в разных странах на одну и ту же сумму можно купить один и тот же набор продуктов), он вырастет до 4,1 триллиона долларов, что сделает Россию второй по величине экономикой в Европе и шестой по величине в мире. Ни один из этих показателей не является полностью точным - один, вероятно, недооценен, другой - завышен, - но сравнение показывает, что экономика России далеко не так мала, как принято считать. В любом случае, чистый ВВП часто является плохим показателем геополитической мощи: его нелегко перевести в военный потенциал или международное влияние.

Безусловно, экономика России не слишком добра к своим гражданам. Реальные доходы сегодня на десять процентов ниже, чем в 2013 году, сведя на нет почти десятилетний рост. Но макроэкономические показатели достаточно стабильны, и позволяют Москве не моргая смотреть в будущее. После аннексии Россией Крыма и оккупации востока Украины в 2014 году международные санкции и падение цен на нефть привели к краху ее экономики. Однако в последующие годы правительство ограничило свои расходы и адаптировалось к снижению цен на нефть, создав профицит бюджета и растущий военный фонд. По последним оценкам, по состоянию на август 2021 года, стоимость Фонда национального благосостояния России составляет около 185 миллиардов долларов, а его валютных резервов - 615 миллиардов долларов, что вряд ли является картиной нищеты. Новая политика импортозамещения, разработанная в ответ на международные санкции, вдохнула новую жизнь в сельскохозяйственный сектор, экспорт которого в настоящее время составляет более 30 миллиардов долларов в год. Кремль также переориентировал торговлю с Запада на Китай, который в настоящее время является его торговым партнером номер один. Ожидается, что к 2024 году товарооборот с Китаем превысит 200 миллиардов долларов, что вдвое больше, чем в 2013 году.

Как насчет зависимости России от добывающих отраслей? Продажа нефти и газа по-прежнему составляет около 30-40 процентов государственного бюджета, а это означает, что будущий отказ от ископаемого топлива будет болезненным. Но неясно, насколько на самом деле это будущее близко. А Россия производит энергию по такой низкой цене, что другие страны-экспортеры, скорее всего, будут зажаты задолго до того, как увидят, что ее бюджет ограничен. Кроме того, Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Европейский Союз, чья зависимость только выросла за последнее десятилетие: ЕС получает 41 процент своего природного газа, 27 процентов своей нефти и 47 процентов своего твердого ископаемого топлива из России. Проблема Москвы в том, что ее ресурсы не безграничны. Добыча нефти в России достигнет пика в ближайшее десятилетие - некоторые думают, что она, возможно, уже достигла пика, - а это означает, что возможности страны по экспорту легко извлекаемой (и, следовательно, дешевой) нефти достигнут потолка.

Между тем, хотя Россия отстает от Соединенных Штатов в области технологических инноваций, она по-прежнему входит в первую десятку в мире по расходам на исследования и разработки. Что касается разработок по искусственному интеллекту, это может даже не иметь значения, является ли страна лидером или последователем: учитывая множество приложений и коммерческую полезность этой технологии, Москва, вероятно, получит некоторые второстепенные преимущества, позволив Соединенным Штатам и Китаю взять на себя расходы и риски, связанные с его разработкой. Более того, в России существует, пусть даже испытывающий трудности, но жизнеспособный технологический сектор, и она разработала собственные аналоги Facebook, Google и других популярных онлайн-платформ, каждая из которых достаточно успешна в России.

Одно из наиболее распространенных заблуждений о России заключается в том, что демографические перспективы страны резко ограничат ее возможности в будущем. Такой демографический детерминизм исторически не мог предсказать судьбу России. По прогнозам ООН, к 2050 году население России сократится примерно на семь процентов; более пессимистические прогнозы предполагают снижение до 11 процентов. Даже в последнем случае Россия с большим отрывом останется самой многолюдной страной в Европе и Евразии. Она может быть отстает от высокоразвитых западных стран по ожидаемой продолжительности жизни и уровню смертности, но с 1990-х годов она существенно сократила этот разрыв. Страна определенно не находится на грани демографического коллапса.

Более того, необходимо переосмыслить важность демографии для государственной власти. Современные великие державы определяются не численностью населения, а качеством населения: здоровьем людей, уровнем образования и производительностью труда, среди других показателей. В противном случае такие страны, как Бангладеш, Индонезия и Нигерия, были бы среди самых могущественных государств мира. Как написал американский ученый Хэл Брэндс (Hal Brands): «При прочих равных условиях, страны со здоровым демографическим профилем могут создавать богатство легче, чем их конкуренты». На этом фронте с 1990-х годов Россия продемонстрировала значительные улучшения: снизилась смертность, увеличилась продолжительность жизни и повысился коэффициент рождаемости. До 2015 года он неуклонно рос по таким индексам, как Индекс человеческого развития ООН и показатели производительности труда Организации экономического сотрудничества и развития. Экономическая рецессия с тех пор замедлила эту тенденцию и свела на нет некоторые достижения, но общая ситуация в России значительно улучшилась по сравнению с демографическим кризисом 1990-х годов и предсказаниями демографической гибели в первые годы этого века.


ВОЕННАЯ МОЩЬ

Прежде всего, Россия останется военной силой, с которой нужно считаться. Военная мощь исторически была сильной стороной России, компенсируя относительно недиверсифицированную экономику страны, технологическую отсталость и отсутствие политического динамизма. Отчасти поэтому, в прошлом России удавалось выдерживать длительную конкуренцию с экономически более сильными государствами, будь то Соединенные Штаты или Британская империя. После своего крайнего упадка в ранний постсоветский период, российская военная мощь возродилась - и в ближайшее десятилетие будет только улучшаться, даже если американские политики обратят свое внимание на Китай.

Россия остается основным конкурентом США в области ядерного оружия. Она также располагает сильнейшими обычными вооруженными силами в Европе (помимо НАТО), переформированными после периода военных реформ и инвестиций с 2008 года. Этой трансформации в значительной степени не уделялось внимания до 2014 года, что объясняет, почему военные действия России на Украине, а затем и в Сирии застали многих аналитиков врасплох. Сегодня российские вооруженные силы находятся на самом высоком уровне готовности, мобильности и технических возможностей за последние десятилетия. На бумаге НАТО остается превосходящей стороной, но многое зависит от войны, и очевидное превосходство НАТО не гарантирует победу или способность сдерживать Россию во всем диапазоне возможных конфликтов. Россия также располагает гибким набором сил специального назначения, наемников и сотрудников военной разведки. Это не говоря о ее лидирующих возможностях в космосе или ее обширных возможностях кибервойны, которые недавно были продемонстрированы так называемым взломом SolarWinds, когда российские хакеры проникли в несколько правительственных агентств США и шпионили за ними.

С поправкой на паритет покупательной способности и обособленность российских оборонных секторов, аналитики подсчитали, что Россия тратит от 150 до 180 миллиардов долларов в год на оборону, что значительно больше, чем предполагает рыночный обменный курс в 58 миллиардов долларов. Половина годового оборонного бюджета России тратится на закупку нового оружия, модернизацию старого и исследование военной техники, а это гораздо большая доля, чем тратится в этих областях большинством западных вооруженных сил. Более того, это консервативные оценки, поскольку некоторые российские расходы остаются скрытыми, неясными или засекреченными. Используя этот щедрый бюджет, российский военно-промышленный комплекс разработал множество видов оружия следующего поколения, от гиперзвуковых ракет до оружия направленной энергии (например, лазеров), систем радиоэлектронной борьбы, современных подводных лодок и комплексных систем ПВО, а также различные типы противоспутникового оружия.

У российских вооруженных сил есть свои проблемы, и они по-прежнему отстают в некоторых областях. На практике, однако, Россия имеет все возможности для того, чтобы оставаться доминирующим игроком на постсоветском пространстве и бросать вызов интересам США в других регионах, таких как Ближний Восток. Россия сохраняет возможности, необходимые для размещения своих войск на удалении от своих границ. Ее расходы на оборону выглядят стабильными на текущем уровне, несмотря на тройной шок, вызванный экономической рецессией, низкими ценами на нефть и международными санкциями. Российские военные по-прежнему считают себя относительно слабыми, но они стали более уверенными в том, что могут сдерживать НАТО даже без ядерного оружия, а исход затяжной войны между силами России и НАТО трудно предсказать. В этих обстоятельствах Соединенные Штаты и их союзники должны перестать относиться к России как к простому «подрывнику» и признать ее серьезным военным противником как по способностям, так и по намерениям.

ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО В ПУТИНЕ

С картиной упадка России связано представление о том, что Соединенные Штаты в первую очередь сталкиваются с проблемой Путина: как только российский президент покинет свой пост, внешняя политика его страны станет менее напористой. Но вряд ли это так. Во-первых, Путин может законно оставаться у власти до 2036 года благодаря референдуму, который он провел в прошлом году, что позволяет ему отбыть еще два шестилетних срока после истечения его нынешнего срока в 2024 году. В эпоху после холодной войны автократы, которые, как и Путин, находились 20 лет у власти и были не старше 65 лет, в итоге правили в среднем 36 лет.

Это не означает, что Россия обречена на авторитаризм или что смена президента не имеет значения. Тем не менее, эмпирические данные показывают, что действия, которые долго стоящие у власти авторитарные лидеры обычно предпринимают для обеспечения контроля, такие как подрыв гражданского общества и опустошение институтов, которые могли бы ограничить их власть, создают препятствия на пути возникновения демократии. Точно так же простая смена руководства, вероятно, будет иметь значение только маргинальное. Если уход Путина не приведет к значительной смене правящей элиты, представление о том, что Россия сохраняет за собой право на сферу влияния на постсоветском пространстве, останутся несовместимыми с ценностями Соединенных Штатов и их союзников. Проще говоря, американские политики должны быть готовы к тому, что контуры российской внешней политики и, следовательно, намерение Кремля подорвать интересы США сохранятся еще долго после того, как Путин оставит свой пост.

УСТОЙЧИВАЯ ДЕРЖАВА

Соединенные Штаты должны видеть Россию не как слабеющую державу, а как стойкую, желающую и способную угрожать интересам национальной безопасности США, по крайней мере, в течение следующих десяти-двадцати лет. Даже если Китай окажется более серьезной долгосрочной угрозой, Россия также останется долгосрочным соперником, способной влиять на глобальные дела и существенно влиять на интересы США. Пространство бывшего Советского Союза остается пороховой бочкой. Там все еще переживают последствия распада Советского Союза, который, как метко выразился историк Сергей Плохий (Serhii Plokhy), следует рассматривать не как событие, а как процесс. Поэтому, независимо от того, насколько Вашингтон хотел бы сосредоточиться на Индо-Тихоокеанском регионе, он должен учитывать перспективу новой российско-украинской войны, военного конфликта в результате политических волнений в Беларуси или кризисов, подобных войне в Нагорном Карабахе 2020 года.

По сравнению с Китаем, Россия также представляет более значительную опасность для территории США. Во-первых, она остается главной ядерной угрозой для Соединенных Штатов, несмотря на растущий арсенал стратегического ядерного оружия Китая. То же самое и со способностью России достичь континентальной части Соединенных Штатов с помощью обычных ракет большой дальности. У России также больше войск, размещенных за границей, чем у Китая, с базами на Кавказе, в Центральной Азии, Европе и на Ближнем Востоке, что позволяет ее вооруженным силам постоянно находиться в непосредственной близости от сил США и НАТО. Когда дело доходит до косвенной войны, история вмешательства Москвы в выборы и взломов демонстрирует, что она может и будет использовать новейшие технологии против Соединенных Штатов и их союзников. Также стоит подчеркнуть, что Кремль может поставить под угрозу интересы США дешевыми средствами. Военное вмешательство России в Украину, Сирию и Ливию было ограниченным и недорогим. То же самое с его кибератаками и усилиями по дезинформации.

Именно в этих сферах - кибервойне и атаках на либеральную демократию - Россия, вероятно, будет представлять наиболее устойчивую угрозу. Россия усовершенствовала недорогой инструментарий, который позволяет ей поддерживать другие авторитарные режимы, усиливать нелиберальные голоса в устоявшихся демократиях, отравлять информационные экосистемы и подрывать выборы и другие демократические институты. Поскольку Москва считает, что ослабление демократии может ускорить падение влияния США, она будет продолжать свои усилия в этом направлении. Другие государства приняли к сведению успехи России в этой сфере и начали подражать им, о чем свидетельствует принятие Китаем информационной войны в кремлевском стиле во время пандемии.

Озабоченность вызывает еще и то, что Москва все чаще находит общий язык с Пекином. По сути, правительства двух стран сформировали стратегическое партнерство, обмениваясь технической и материальной поддержкой, чтобы компенсировать давление Запада и сосредоточить свои ресурсы на конкуренции с Соединенными Штатами, а не друг с другом. Их оборонное и военное сотрудничество также выросло. Воздействие этого выравнивания будет больше, чем сумма его частей, усугубляя вызов интересам США, который каждое государство ставит индивидуально. Таким образом, задача будет заключаться не только в том, чтобы правильно определить приоритетность Китая и России в стратегии США, но и в признании того, что проблемы, создаваемые двумя странами, не обязательно являются дискретными и разделимыми.

ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА РОССИИ

Вашингтон должен отказаться от мифа о том, что Россия - это осажденное или загнанное в угол государство. По правде говоря, мало свидетельств того, что российские лидеры видят свою страну таким образом - напротив, они считают Россию центром силы в своем собственном регионе и уверенным игроком в глобальном масштабе. Такие события, как неудачный вывод американских войск из Афганистана, только укрепляют мнение Москвы о том, что в упадке находятся, скорее, Соединенные Штаты. Игнорирование этой точки зрения создаст ложные ожидания в отношении поведения России, в результате чего Соединенные Штаты и их союзники могут неверно прогнозировать действия России.

%%%%

Майкл Кофман (Michael Kofman ) - директор программы исследований России в корпорации CNA и научный сотрудник Института Кеннана Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне, округ Колумбия.


Андреа Кендалл-Тейлор (Andrea Kendall-Taylor) - старший научный сотрудник и директор программы трансатлантической безопасности Центра новой американской безопасности (CNAS).
До прихода в CNAS Андреа Кендалл-Тейлор работала старшим офицером разведки.