Анна Андреевна

Лариса Евмина
Моя свекровь, полная коренастая женщина, внешностью не блистала, да и лет ей было уже за шестьдесят. Очень хотела выйти замуж за хорошего человека. Ведь мы с мужем постоянно убегали погулять: то в театр, то в кино или просто побродить по городским улочкам, а она оставалась одна с собачкой Мики у телевизора. Зато Мики со свекровью никогда не было скучно. Он её просто обожал. Любил бегать по её крупным формам, как маленький олень, когда она возлежала у телевизора, явно давая всем понять, что она принадлежит только ему. Без своей «подруги» Мики очень скучал и не мог дождаться её прихода. Свою любовь свекровь проявляла по-своему: она закормила его деликатесами так, что Мики однажды облысел…. Но с Мики не поговоришь…
И вот нашли Анне Андреевне одного вдовца, полковника с большой квартирой. Свидание состоялось. Приходит наша мама домой. Недовольная.
- Ну, что? Хороший человек?
- Хороший-то хороший, гостеприимный, но некрасивый (?) и нос картошкой.
- А вы ему понравились?
- Конечно, понравилась! Ещё бы не понравиться! Даже очень. (А говорила, нужна душа…)
И мы поняли – наша мама с такой самооценкой замуж никогда не выйдет… Что и оказалось в дальнейшем…
… Сидим обедаем. На столе, как всегда, изобилие мяса, холодцов и всяческих рулек. Свекровь давно страдает от подагры и большого камня в почке.  Я:
- Володька, ну не ешь ты столько холодцов и рулек. А вдруг и у тебя такой камень появится?
Свекровь возмущенно:
- Пусть ест, пока камней нет!
… Как-то прихожу домой. Свекровь на диване. На её спине, как всегда,Мики в позе телохранителя. Смотрят телевизор. Прошла очередная серия, довольно длинная.
- Ну, что я там пропустила?
А. А. долго молчит, потом отвечает:
- Ну… она от него ушла.
… Свекровь очень любила покушать и буквально всё тратила на еду. Была необыкновенно чистоплотна, но носила всё старенькое, перелицованное и латаное. Туфли, одни и те же, постоянно ремонтировались. И даже на верху туфель были аккуратные латки, что я ни у кого никогда не видела, даже у бедных.  Кримпленовому пальто было лет сто, но новое не покупалось.
- Да что же вы не купите новое, уже в таких никто не ходит. Мы же не бедные.
- Знаешь, когда появляются деньги, я не могу удержаться, сразу же их трачу, прямо карманы горят. Спрячь от меня деньги подальше и купи пальто, сама не куплю…
Обмерила её веревочкой и пошла искать пальто, чтобы – лёгкое, и подошло.
Обегала все магазины и еле-еле нашла. И, представьте, угодила. Я и мужу всё покупала без примерок. А в те годы ничего в магазинах приличного не было…
Свекровь мне нравилась. Она была человеком добрым, щедрым, трудолюбивым. Ко мне относилась хорошо, с большим чувством такта: все мои вещи, где бы я их ни бросила, всегда оставались на своих местах. В нашу комнату никто никогда не заходил и ничего не искал. Перед смертью свекровь через подругу просила у меня прощения и звала прийти. А я не пришла. Каюсь. С мужем мы тогда уже разошлись, и мне тяжело было ехать в этот город. Кстати, в истории про Хачика Саакяна была описана именно Анна Андреевна. Тогда я еще не знала, что она будет моей свекровью. Светлая ей память. Вспоминаю её с теплом.