Застаренная кровь. Истории другого времени

Рейтаро Уза
Ваша жизнь всегда будет выстроена из одного и того же материала, из тех же кирпичей, из тех же проблем, и то, что вам поначалу будет представляться «новой жизнью», очень скоро окажется лишь чистой вариацией той, предыдущей.
                © Милан Кундера
 
У неё такая древняя кровь,
Что те, кто казались - стали как есть,
Как будто бы их здесь нет.
И они не знали, зачем она здесь.
И они пытались её купить,
Не зная, что это нельзя купить.
И они вились вокруг её ног,
Как мотыльки на свет.
                © Борис Гребенщиков


- Все здесь? - спросил, не поворачиваясь по сторонам, пожилой мужчина слегка за пятьдесят, и, увидев кивающие ему в ответ головы собравшихся людей, продолжил. - Итак, не будем тянуть время. Хочу представить вам нового директора ресторана. Прошу любить и жаловать. Особенно, любить. Теперь он для вас, несмотря на свой возраст, и мама, и папа, и господь бог. Надо освежить кровь этому заведению. Как говорится, движение - это жизнь. Поближе познакомитесь без меня, я поехал.

Говоривший простился с молодым человеком, сказав на прощание, чтобы тот звонил при необходимости по любому вопросу лично. Новоиспечённый директор лишь слегка улыбнулся, провёл левой рукой по короткому ёжику волос на своей голове и оглядел своих подчинённых. Далее выяснилось, что ему 29 лет, женат, работал в крупнейшей во всём регионе фирме из нефтегазовой сферы, является инженером по специальности. Всё это больше добавило вопросов, чем прояснило сложившуюся ситуацию, особенно, учитывая, как хозяин ресторана перед ним расстилался. Кроме этого, в конце встречи прозвучала фраза, которая точно должна была всех насторожить:
- Ну, что ж, уважаемые, даю трое суток для ваших предложений. Готов выслушать всё, даже бредовые идеи. Лишь бы они в дальнейшем принесли пользу ресторану и прибыль. Потом я буду действовать по своему усмотрению.

И, действительно, три следующих дня прошли в привычном режиме. Директор никуда не вмешивался, хоть был всё время на работе - приезжал раньше всех, уезжал позже всех. Никого специально к себе в кабинет не приглашал, знакомился с каждым на его рабочем месте. Даже остался обычным зрителем при двух скандалах и одном факте случайного боя посуды нерасторопным официантом. Хотя позже в коллективе некоторые уверяли, что смотрел он на произошедшее словно рентген или лазерный сканер. У подавляющего большинства работников уровень беспокойства заметно снизился. Особое напряжение прожигало изнутри только менеджера зала, бухгалтера, завхоза и их родственника-дворника, который по совместительству был ещё и водителем последних двоих.

Первая половина четвёртых суток тоже не предвещала перемен, разве что директор с самого утра непривычно заперся в своём кабинете и куда-то всё время звонил.
Революция началась аккурат в обед, когда члены администрации отсутствовали. Сначала приехал небольшой пикап, из него вышел мужичок, похожий на профессионального дачника, и освободил от стеклотары один из чёрных входов здания. Много раз уже просили работники завхоза освободить коридорчик от пустых бутылок, но дело заканчивалось только обещаниями. Позже он попробует высказать недовольство по этому поводу лично директору, который просто даст в руки своего помощника по хозчасти листы с выдержками из правил противопожарной безопасности и санитарных норм.
Следующий ход резко изменил внешний облик "Альпийского уголка" (так назывался ресторан). Между стоянкой для машин и центральным входом некогда популярного кинотеатра в городе была небольшая площадь с фонтаном, которую лет десять назад окружили невысоким металлическим забором. Так вот именно это место и начало преображаться. Из подъехавших фургонов группа молодых парней выгрузила пластмассовые столики и стулья с эмблемой одного сладкого газированного напитка, любимого молодёжью и детьми. Рекламными баннерами с его названием и расцветки украсили все невысокие заборчики, задрапировали стенки рассыпающейся чаши фонтана и вертикали широких ступеней входа. Получилось очень стильно, как-то по-европейски ярко, но не аляписто, а тихо, буднично, словно всегда так и было. Украшением этого своеобразного летнего кафе стала импровизированная сцена на ступеньках ресторана и огромный экран телевизора, который был хорошо виден с каждого столика.
Конечно, и этот шаг директора вызвал протест у завхоза и бухгалтера. Главным вопросом стала предполагаемая сумма затрат на произведённые новшества. Какого же было их удивление, когда узнали, что всё досталось бесплатно. Компания известных прохладительных напитков проводила акции среди собственников малого бизнеса, чтобы те, взяли бесплатно на весь летне-осенний сезон только их пластмассовую мебель, зонты и рекламные растяжки со щитами с условием, что всё это будет функционировать до наступления холодов. Разве можно было упускать такую взаимовыгодную возможность?
Телевизор же был перенесён из одного из пустующих холлов-переходов, где он гипотетически должен был привлекать гостей входящих и выходящих из залов. Собственно, теперь он, скрытый от солнечных лучей балконной террасой и грамотным расположением, по-настоящему развлекал клиентов летнего кафе. Учитывая, что скоро начнётся очередной чемпионат мира по футболу, то из-за разницы во времени даже днём можно будет привлекать болельщиков в часы трансляций матчей. В остальное время будет звучать живая музыка, уже есть список желающих выступать. С кем-то позже будет заключён контракт, придётся платить, но благодаря им, в ресторане появятся завсегдатаи, которые и окупят предполагаемые затраты.
Неужели всё так просто? Нет, конечно. С двадцати трёх ноль-ноль посетители уличного кафе будут наслаждаться не только прохладой ночи, но и её звуками - пением сверчков и, может быть, птиц, шорохом листьев. А любители шумного веселья смогут его продолжить внутри здания самого ресторана или его паба в подвале. 
Интересно, что пара молодых и расторопных людей из числа помощников повара уже на второй неделе сменили график и посменно выходили работать в летник с раннего утра, чтобы подавать завтрак для пяти-шести клиентов, в том числе проживавших в отеле по соседству.
Видя, как быстро стала пополняться касса, а не их карманы, бухгалтер старалась отстаивать и навязать своих поставщиков, а завхоз обратился с предложением сменить иностранного повара на кого-то из местных, из числа своих дальних родственников. Однако, директор вместо ответа повёл своего зама из кабинета на кухню, где остановился возле большого серебристого холодильника. Ткнув пальцем на фотографии, прикреплённые магнитиками с достопримечательностями Зальцбурга,* тихо вполголоса, но жёстко спросил: "Вы, уважаемый, знаете кто это? Хоть как-то интересовались, чем живёт персонал? Это сын нашего повара, в позапрошлом году окончил университет и поступил на хорошую должность в логистическую компанию. В прошлом году женился, ждут наследника. Отец продал свою яхту, чтобы помочь сыну и его семье, купил им квартиру. Нанялся на нефтяную вахту, но заболел, остался в нашем городе, как раз в это время ресторану нужен был повар. И вот этот австрияк, как Вы выражаетесь, будет работать на своё имя и положение, чтобы вновь заработать деньги и купить вот это". При этом директор ткнул пальцем в соседнюю фотографию, где на волнах качался какой-то небольшой катер или может яхта с убранным парусом. Всё это выглядело впечатляюще красиво.
- Ради этого он будет стараться, - продолжил свою речь молодой начальник, подкрепляя её движением левой ладони по горизонтальной плоскости. – Он не опустит свою марку, к тому же он знаток традиционной австрийской и немецкой кухонь, готовит фирменные блюда. Наш же земляк, наверняка, через два-три месяца придёт к выводу, что и так клиенты едят любую его стряпню. Поэтому начнёт хитрить, то с размерами порций, то с ингредиентами, то ещё что-нибудь – лишь бы денег срубить побольше. И Вы прекрасно знаете и понимаете это, но поскольку предлагаете мне, значит, есть повод думать, что в замене повара кроется и Ваш частный интерес. Не общий для ресторана и кафе, а личный. Так думать и работать Вам не дам. Не хотите ¬– увольняйтесь, желаете остаться, то придётся изменить свои принципы и взгляды.

Директор понимал, что их беседу, наверняка, видят и слушают другие, поэтому это были не просто слова, а предупреждение для всех. Первой это поняла бухгалтер, которая написала заявление об увольнении. Словно такой сценарий ожидался, через полчаса после её ухода в ресторан пришла молодая симпатичная женщина, которая стала новым бухгалтером заведения. А затем ушли и другие несогласные, человек пять.
С этого дня прежде сонный коллектив стал превращаться потихоньку в энергичную команду единомышленников, хотя не всегда их инициативы были разумными. Например, директор как-то заметил, что вечерами кто-то из официанток бегал через дорогу в магазин и приносил в пакете мороженое. Очевидно, что это было для клиентов. Однако такой выход из ситуации не был одобрен, хотя никого и не наказали, но разговор был жёстким. Каждый сидевший в летнем кафе посетитель, а теперь их стало значительно больше, мог видеть, что им подают мороженное из магазина по цене ресторана. И дело было не в прозрачности пакета, а в принципиальной неприемлемости самой схемы процесса. Оборудование кухни позволяло самим производить мороженое или заранее закупать нужное его количество.
Словно бы сама аура вокруг ресторана изменилась. В коллективе царило счастливое воодушевление, клиенты получали удовольствие от отдыха и желали прийти ещё. В кафе стали приходить семьями, в ресторан и паб большими компаниями.

Кабинет директора стал похож на приёмную в какой-либо городской администрации, куда была очередь из посетителей в чём-либо нуждающихся. Поэтому появление секретаря-помощника никого не удивило, хотя, судя по военной выправке и тщательно скрываемому за костюмом спортивному виду, он был не только секретарём. После того, как двое мужчин в коридоре, уходя, громко  обсуждали, что без полученных здесь толковых советов и рекомендаций никогда бы сами не смогли организовать перевозку через город и установку высоковольтного столба для подачи электричества в новое придорожное кафе, появился второй вход в кабинет директора со стороны двора.
Идиллия делового мира? Отнюдь. Иногда брошенное кем-то из посетителей на прощание дружеское признание "У вас так всё шикарно и вкусно! Обязательно придём ещё, только вот тёмное пиво – отстой, но зато остального на выбор – хоть фестиваль устраивай", становилось поводом для серьёзных разборов и появлению реальных проектов, например, празднования Октоберфеста* в далёком от Германии степном городке.

Однажды по прошествии нескольких месяцев, где-то после зимних праздников, один из работников стал свидетелем странного разговора. Директор беседовал со своим старым другом, возможно, родственником, во всяком случае, очень близким человеком. Что ему отвечали, не было слышно, но что говорил молодой босс - очень хорошо:
- Хотел тебе сделать подарок на день рождения, но внутренне понимал, что не согласишься принять. Жаль, что ты не хочешь быть директором школы. Эти люди мне очень много должны, но пока отдать иначе не могут. Вот и предложили любую школу на выбор. Ладно, это их проблема. Пусть ищут. Привет семье. Обязательно к вам заедем в конце месяца.
Содержание этого разговора, благодаря "сарафанному радио",* стало достоянием всего коллектива. Повар, а также пара иностранцев из числа барменов были очень удивлены, осознавая то, насколько плохо они ещё знают страну, в которой работают. Здесь долги могут возвращать не только деньгами, а и высокими должностями. Но мудрее всех оказалась техничка, которая на своём веку повидала многое и многих. Она сделала вывод, что директор вскоре уйдёт на другую, хорошую работу. Это опечалило слегка всех. Человек пришёл со стороны, всё что делал, делал с душой, как для себя, казалось бы, на века. Теперь он вдруг может уйти, оставить это всё кому-то. Так не бывает? Хотя если человек не привык работать плохо, своим трудом создаёт себе не только имя, отношения, заработок, но и комфортную атмосферу для всех, кто рядом, то иначе и быть не может.

Эти догадки оказались абсолютно верными. Однажды в середине лета директор зашёл в свой кабинет и, вызывая по одному, попрощался с каждым из сотрудников, дав определённые напутствия и рекомендации. Ничего личного он здесь не держал, поэтому ушёл отсюда налегке, с пустыми руками. Конечно, этот ресторан был всего лишь ступенькой в его карьере, строчкой в резюме, однако для тех, кто здесь оставался это было больше, чем простое изменение обстоятельств. Это были не только свежие идеи, новые знания, но и пример того, как можно бороться с сильными мира сего, несгибаемо отстаивать свои интересы тем, что оказываешься нужным, востребованным профессионалом любого дела, за которое берёшься. 

02.11.2021.
==============================

Примечание:

* застаренный – давний, вовремя неизлеченный (о болезнях), устаревший. В современном молодёжном жаргоне означает "намеренно состаренный", как например, модное направление среди автолюбителей -  Rat Look, с английского - «вид, похожий на крысу». Этот стиль впервые появился в Калифорнии в среде участников уличных банд. С их точки зрения, максимальная простота, ржавый кузов, низкая посадка, мощный мотор делают автомобиль максимально «крутым». Сегодня понятие Rat Look не имеет чёткого определения, «творческое начало» находится именно внутри неприметной, непритязательной оболочки. Впрочем, понятие "олдскул/старая школа" тоже отчасти имеет такой же смысл.
 
* Зальцбург — город в западной Австрии, столица федеральной земли Зальцбург. Четвёртый по величине город в стране, в котором гармонично соединились живописные природные ландшафты, замечательная старинная архитектура, искусство и культура, а также традиции и современность. В первую очередь, Зальцбург известен тем, что здесь родился известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Кроме этого, город знаменит своими культурными мероприятиями и фестивалями. Среди достопримечательностей – крепость Хоэнзальцбург, музей Моцарта, улица Гетрайдегассе и дворец Хельбрунн, да и весь исторический центр города (церкви, дома, сады и фонтаны), который был перестроен по заказам князей-архиепископов в течение 17-го и 18-го веков. Этот город в Северных Альпах также известен своим пивом, которое здесь варят с конца 15 века. В настоящий момент в городе функционирует более 10 пивоварен, среди которых знаменитые на весь мир – Штигль, Штернброй, Кальтенхаузен и Августинер. Здесь же расположен самый большой пивной музей Европы.

* Октоберфест — фольклорный фестиваль (нем. Volksfest) с большим народным гулянием, а также самый крупный фестиваль пива в мире, ежегодно проводимый в Мюнхене (Германия). Праздник начинается во второй половине сентября на лугу Терезы (нем. Theresienwiese) в центре Мюнхена, неподалёку от Главного вокзала, и продолжается в среднем 16—18 дней. Праздник отличается большим количеством пивных палаток и разнообразных аттракционов.
 
* сарафанное радио – это слухи, сплетни, мнения, обзоры, комментарии, которые мы регулярно используем в повседневной жизни, чтобы передать собеседнику или собеседникам какую-либо информацию.