Столица небес. Часть вторая. Каменная прохлада

Александр Пиявский
Но не успели мы войти в парадную отеля как кто-то окликнул.
Хохлушка Оксана с каким-то мужиком. Она, без прелюдии, поинтересовалась, не хочу ли я посмотреть остатки одного заброшенного храма. Отказаться было невозможно.
Опять поехали по какой-то дороге не понятно куда. Ну правда на сей раз не за пределы города. Некие руины, с памятной табличкой.
Это останки одного из первых христианских храмов. - Как заправский экскурсовод начала Оксана. Но в реальности это был Храм Гелиоса. Культ как раз не христианский.
-Хорошо вы объясняете, вам отец рассказывал? – Я решил дать понять, что знаю кем она приходится Бенито.
-Не только, - Оксана не удивилась. Я заканчивала искусствоведческий университет во Флоренции.
Но про культ Гелиоса расскажу позже. А пока попробую обратить ваше внимание на такой момент в истории Рима как окончательное принятие христианства.
Каноническая история не представляет, что творилось в головах римлян. В момент смены религии. Да и момент тот растянутый во времени лишь в официальной истории ознаменуется примерно одной датой.
Власть была озабочена процессом внедрения новой веры на государственном уровне. Хотя момент был боле чем благоприятный. Обуславливалось это могуществом единого бога или слабостью людей сказать было сложно. Конечно можно было насильно крестить или просто утопить. Однако для свободного Рима даже времен упадка не подходило. Предвыборная компания проведена была с размахом.
Глашатаи разносили весть, что подобно гнусным гадам, язычники тормозят развитие Рима. И единственно средство вернуть былое величие новая вера. Деньги в предвыборную агитацию вбиты были не слабые. Чудеса исцеления. В каждом кабаке сидел нищий, который рассказывал про чудеса спасения. За пару медяков естественно.
Так же театрализованные представления, на площадях. Кого-то для наглядности даже распяли по-настоящему.
Разложившийся Рим довольно охотно верил. Религией, пожалуй, уже стал атеизм, а не старорежимное язычество.
Однако некоторые противились. Одни понимая кто прейдет к власти другие из-за того, что сопротивлялись все новым течениям. И наконец третьи сами не понимая почему.
Большинство же римлян, собственно, нового или точнее уже не нового бога, воспринимали как еще одного из пантеона таких же. И надо сказать, что он в отличие от устаревших участников вел себя активно. Являлся в сновиденьях многим римлянам, о чем все друг другу докладывали, даже что-то исполняли.
Однако всегда есть не просто враги, а фанатичные враги. Одна римская матрона являла собой именно это явление
Мать матрона собирала вокруг себя всю знать не признающих нового верования. И надо сказать, что лобби образовывалось не хилое. И власть скинуть и к истокам вернуться.
Тем временем император, воистину уверовавший в христианство, менялся на глазах из безвольного и глупого превращаясь в волевого и весьма проницательного субъекта. Буквально менялся на глазах. Поступь и та изменилась. Иначе как чудом назвать сие было нельзя. У любого чуда есть земные исполнители. Все ближние грешили на странного советника. Старца Авраама. Старцем называли его не из-за возраста. Был тот мужчина лет сорока. Старец Авраам происходил из старинной римской фамилии. Фамилии с дурной репутацией. Много лет Авраам странствовал по свету пока не появился в высшем свете. Поддерживал его много кто из знати в том числе и мать императора. Поговаривали что они сожительствовали, но это мелочи.
Кроме религиозного разлада прилагался и разлад экономический. А именно группировка христиан с императором владела только деньгами бюджета и казны. Которая надо сказать прибывала на тот момент не в самом лучшем состояние.
Группировка нехристиан, питалась со всех практически торговых операций, проходящих через великий город. И в финансовом плане превосходила законную власть.
Старинные дворы патрициев с припрятанным сокровищами если их всех собрать воедино могли обеспечит бюджет Римма на много столетий вперед. Собственно эту мысль старец Авраам и мама императора вкладывали в уши последнему.
Не христиане хотели видеть на престоле своего императора, и очередная гражданская война приближалась. Но, очевидно, здесь и проявилось могущество нового бога. Не допустившего раньше времени втягивания государства в пучину раздора.
Наша матрона собрала на очередной сход глав кланов приверженцев новой веры. Собрались они в одном из подземных святилищ. Куда дорогу знали лишь избранные. Однако новый бог видел все и вся и как раз на полный кворум оппозиции заявилась преторианская гвардия. Бойню устроили прямо там. Не кто не ушел.
После семьи оппозиции были объявлены вне законна, а их имущество национализировано, или проще говоря перешло к императору.
Вся операция прошла успешно, что еще раз указало на могущество нового бога.
Разумеется, римляне не сразу поняли бесперспективность сопротивления и еще пару волн резни язычников прокатилось ближайшие несколько лет.
Надо сказать, что прежние верования и впрямь не отличались крепостью, за буквально десять лет Рим стало не узнать.
Оксана взяла паузу. Как хорошая артистка. Очевидно, давая возможность переосмыслить. Я искренне сочувствовал римлянам, представляя, что лет этак на восемьсот станет у них все весьма мрачно и грязно. Мыться перестанут принципиально, а Риму как столице мира, прейдет финал.
Вот дура матрона собрала всех в одном месте, может конечно же специально. Я еще раз оглядел развалины. Мраморные глыбы на полметра на замлей какой-то стилет колонны. Таких площадок в Риме не счесть. Полагается чувствовать энергию места, но ни чего кроме голода и усталости я не чувствовал. Надо было у вдовы Клавдии плотнее поесть.
-А зачем вы нам все это рассказываете? - Сформулировал я чувства Оксане.
-Бенито вернее его род считался потомками того старца Авраама. – Оксана выглядела не как простая симпатичная девушка с претензией на мировую порно модель, а реально римская матрона. Затащившая всю оппозиционную власть в ловушку.
-На этом месте и произошла эта история. Закончила она.
-И началась другая. Сам не знаю зачем промолвил я. Зачем вы мне все это рассказываете? Ну похож я на некого римлянина, а дальше. Кто он хоть известно? -

Въехал я в Апиевые ворота перед самым расцветом. И солнце уже низко, маячило небо неестественным бронзовым отливом. Кусок мрамора под рогожей удивил преторианца. Что ж ты так внимателен, тебе бы спать, да дисциплиной заниматься.
В Иудее, не скажу, что народ распущен, но они как-то по-другому существуют. До сих пор, наверное, не могу представить всех их порядков. Сколько я там прослужил, семь лет. Своей мне та местность не стала. Хотя тем и жив римлянин, что колонии ему чужие, и если б было наоборот, то великий бы город рухнул давным-давно.
-Мрамор специальный, буду делать бюст сенатора. Вот и грамота.
Преторианец смерил меня подозрительным взглядом. Все-таки учуял, но не к чему придраться не смог.
-Проезжай.
В дом Клавдия я въехал пополудни. По ходу подкрепившись и прикупив вина.
-Мне говорили о ваших работах. -На встречу ко мне вышел старик. Кажется горбатый, из-за мантии не рассмотреть.
-Вы сможете изваять его? Тем более что видели, мне доложили. Версалий и еще многие говорили, что вы не только верный солдат, но и выдающийся скульптор-
-Я не знаю. Попробую быть достойным рекомендаций.
-Зачем мне это надо? И не сочувствую ли я им. Знаю что хочешь спросить. -Старик сел. Да совсем он дряхлый. Видно даже задыхается. Успел бы заплатить за работу. Хотя я хочу это сделать даже и бесплатно.
-Я поставлю это в своем пантеоне. Ты слышал о пантеоне великих столпов.
Мне не очень нравится, что сейчас происходит в империи. Да и в мире. Мы отходим от корней, сейчас начинается как бы то сказать новая эпоха. Я понимаю, что мир меняется, но поверь пока время есть еще через несколько сотен лет Рим падет.
Мне, конечно, понравилась забота дедушки на несколько веков вперед.
-А потом Рим возродится, это я прочитал недавно в поэме. - Подбодрил я старца Клавдия.
— Вот чего не знаю, того не знаю. Но пока я хочу оставить своим потомкам все что могу. У меня целый пантеон. Слышал о нем? – Повторил Клавдий.
Слышал и даже не от него. Мой преподаватель рассказывал и объяснял, что этот Клавдий самый искушенный ценитель портретного бюста. И собрана у него лучшая коллекция. Голов. Самых интересных персонажей какие были за последнее время.
Я всего этого не говорил, а только объяснил, что слышал краем уха. Старик не стал вдаваться в подробности, а задал вопрос по существу.
- Что ты видел в Иудеи?

Оксана на мой вопрос закатила глазки.
-Ну вот что вы так интересуетесь. Я ж сама не понимаю. Могу только предполагать.
Хотите съездим к друзья господина Бенито. Может они дадут вам ответ.-Не дожидаясь согласия предложила сесть в машину.
Снова покатились куда-то за город. Опять бетонная ограда. На сей раз вилла была без признаков роскоши, больше напоминала то ли отель средней руки то ли бункер. Стены бетон, ракетой не пробьешь. Чуть ли не ПВО во дворе.
Обыскивали меня долго. Что искали?
Затем я попал в номер, больше напоминающий кабинет для допросов. Сидел минут сорок в ожидание не понятно чего. Надо сказать, что от круговорота событий последних дней я стал уже меньше удивляться и меньше рефлексировать, но на сей раз испугался не на шутку. И чем дольше сидел в странной, не уютной комнате, только что без решеток на окнах, хотя надо сказать, что там просто не было окон, тем больше осознавал жуть происходящего.
На конец дверь отворилась и вошло два дюжих молодца, а за ним какой-то человек средних лет средней комплекции. Да и вообще весь из себя средний. По виду национальность не прочитаешь. Лицо абсолютно без мимики.
Если все виденные раньше персонажи действа были по-своему обаятельны, то этот скорее резко не приятен своей безликостью.
-Господин Бил. -Представился за него охранник на среднем русском.
Повторите еще раз обстоятельства вашей беседы с господином Бенито.
Я опять закрутил шарманку.
— Вот из ит? - Прервал меня школьной фразой Билл.
— Вот? - переспросил я. Что.
На стол легла фотография мужчины. Где-то я его видел.
-Не знаю где-то видел, но не мог вспомнить. - Я ответил честно. Переводчик донес.
-Ну а как думаете. Отвечайте первое что прейдет в голову.
Я еще раз вгляделся. Что-то римское присутствует. Наверное, еще одна реконструкция по мраморной голове. Но кто это.
-Цезарь. -Выдал я первое что пришло. Ну собственно, как и просили.
Не что похожее на улыбку про скользило по фейсу Билла. Может я угадал.
— Вот из ит.? - Повторил он и на стол легла еще одна фотка.
На сей раз изображен ребенок. Так это ж мой сын.
Я испугано произнес это. На лице Билла опять появилась та же людоедская гримаса.
-Вы понимаете, что будет не только с вами, но и с вашей семьей если что-то пойдет не так. - Переводчик был точен.
А что может пойти не так? И как будто я уже с ними связан. Мы вместе какой то чудный план реализуем. Затем господин Билл достал еще одну фотография и долго смотрел.
В далеком предалеком детстве, пытались мы экранизировать сказку Буратино. Здесь Италия и соответственно экранизация Пиноккио. Вот только кто есть кто. Сказку эту я помнил хорошо.
Ну господин Бенито похоже главный действующий персонаж. Его дочь Оксана с голубыми волосами по определению фея. Карабас Баробас.Это этот Билл. Нет куда-то я уже не туда заехал. Очевидно, от страха все мысли спутались.
Господин Билл увидел полное мое смятение чувств и предложил стакан воды. Я, кстати, отказываться не стал. Выхлебал сразу. Даже легче стало.
-Успокоились? - Переводчик транслировал речь начальника. От вас требуется не много. Не знаю, как вы вошли в эту историю, но уж теперь придётся вам нам помогать. Не волнуйтесь не бескорыстно. Требуется от вас не много.
Когда прейдет время, вам надо будет сказать, что в последнем разговоре господин Бенито пару раз произносил, что новая эра пришла.
-Что? -Я несколько замешался. Что я должен сказать? Какая эра. Кто меня должен про это спросить.
-Еще раз. Новая эра пришла. Бенито вам это сказал как бы между прочим. Всего одна фраза. Вы и у него начали интересоваться подробностями, но старик соскочил. Фразу эту вы в серьез не восприняли и пропустили мимо ушей. - Все, больше от вас ничего не требуется.
-А кто меня про это спросит? -
-Если никто не спросит, еще лучше. - Прозвучало не менее загадочно, чем все остальное.
Господин Билл еще раз посмотрел на фотографию в своих руках и на меня. Поменял одно каменное выражение лица на точно такое же и дал знак своим, типа все.
Оксана довезла меня до отеля. Щебетал всю дорогу как ни в чем не, бывало, о красотах города и жадности итальянцев. Прямо не дочь миллиардера, а продавщица эмигрантка. На мой вопрос кто ж такой господин Билл, закатывала глазки и произносила, типа хороший дядечка. Вы его слушайте. Напомнила еще раз фразу, которую я должен был озвучить если спросят. Высадила рядом с гостиницей и помахав ручкой уехала.

Кто ж должен теперь меня опрашивать. Вышли всей семьей гулять, дабы хоть немножко отвлечься и продышаться. Шли будто под конвоем хотя вроде не кто специально рядом не вышагивал. Супруга вздыхала. Сынок веселел. Не врубается куда попали. Ведь ничего не делали, просто пообедали в злачном, другого слова не подберешь, месте.
На пути очередной красивый собор. Решили заглянуть подальше о мирской суеты. Соборчик не большой по римским меркам. Холодная белизна мрамора, запах деревянных скамеек. Святые со стен, от напряжения последних дней, особенно от общения с господином Биллом святые стали, мне казаться, вполне себе объемными. Готовыми в любой момент спустится. Попробовал расшифровать пару сюжетов, изображенных на стенах.
 Слабоват в библейских знаниях, однако если представить лет этак двести назад. Человека окружают картины его каждодневного быта. Порой не самого комфортного и, если зайти в церковь, картины библейского содержания. Это, переведем на новый язык, как если бы по телевизору показывали один и тот же сериал. Серил Бог. Веру, конечно, укрепляет. Под самым куполом была изображена сцена, Христос рядом с римским легионером. Нет тот его не конвоирует, такое впечатление что Христос освещает какую-то каменную глыбу. Зачем только в этот момент рядом римский солдат?
Собор был пустой. Практически кроме нас и ароматов, соответствующих месту, мрамор дерево и легкий тмин. В прохладе как основе пространства буквально человек еще пять. Хотя повторюсь храм не большой, между улочек даже не виден. Наискосок от нас сзади сидел дедуля в аккуратном костюмчике. Ему б еще шляпу и такой классический благопристойный итальянец. Тенор, наверное. Почему я так подумал?
Еще раз посмотрел на загадочную картину. Надо будет полистать в нети на момент сюжета. Новая эра. Что ж за пароль такой. Две тысячи лет назад вроде уже была новая эра. Интересно много народу поняли, что она новая. Ну которые изображены на стенах и на сводах сего места вестимо поняли. А остальные.
Что за пароль, который я должен буду подтвердить.
Дедуля тенор между тем встал со своего места обещал ряды и подсел прямо ко мне. Вежливо улыбнулся в качестве приветствия и указал перстом на картину. На ту которую я рассматривал. Как он угадал.
-Картина восемнадцатого века. Художник Гоцелли. Иисус указывает скульптору.
Произнес это дедуля на чисто русском языке, без малейшего акцента. Везде наши туристы, не вздохнуть.
-Вы от куда, в смысле из какого города приехали? -Сын решил поддержать беседу.
-Из Рима.-Дедуля улыбнулся.
-Понятно, а в России, где живете?
-Нет я из Рима. Мои родители были эмигранты из России. Мать полька. Сам я родился и вырос в Италии. Скажите Федя, а почему вы посмотрели именно на этот сюжет.
От куда он знает, как меня зовут? Ой, все понятно. Хвост за нами. Господин Билл велел приглядывать.
-Представлюсь, меня зовут Энцо. Я являюсь официальным представителем Ватикана. Дальше тенор извлек какую-то книжечку и показал мне. Кроме его фотографии и загадочных вензелей ни чего я не понял. Не отдела не звания. Однако, какие старые сотрудники.  Что ж не могли дело кому помоложе поручить. Или дед лютый профессионал. Ну давайте спрашивайте. Руки у меня, надо сказать, малость затряслись.
-Не волнуйтесь, -Энцо улыбнулся. Мы в храме, эти стены призваны не только направлять на нужный путь, но и защищать. Так что считайте вы под защитой.
-Чьей.
-Бенито тоже задавал такие вопросы, - странно продолжил дед.
По легенде изваяли статую Исуса еще при его жизни. Сделал это римский скульптор, по совместительству легионер. Заслушавшись, сам попросил у Христа разрешения. На что тот не отказал и не разрешил. А лишь указал на кусок мрамора и произнес.
-Не отказать не разрешить я тебе не могу. Это твое право и право того камня, который будет преображён в изображение. Вот мраморная глыба спроси у нее. 
-И что на ответила? — Это уже мой сынок, как ни в чем не бывало, поинтересовался.
Дедуля ксендз из Ватикана премило улыбнувшись потрепал пацана по голове.
-На следующий день молния ударила в глыбу и откололся кусок. Вполне годный для изваяния бюста.
-Понятно, он скульптор понял знак свыше и изваял.
-А вот в том то и дело, что было дальше не упоминается, вполне возможно, что изваял, но творения никто не видел.
-М да, получается легенда обрывается на середине.
-Ну таких легенд на самом деле много. Библейских сюжетов с открытым концом, есть такой термин.
-Бенито вам кого ни будь напомнил? - Дед сменил тему.
Я несколько озадачился. Однако ответил, как есть, напомнил. Дона Корлеоне. Ну еще Пиноккио.
-Пиноккио.-Дедуля просиял. Молодой человек вы проницательны. Пиноккио.
В некоторых кругах его так и звали. За глаза. Да становление Пиноккио как личности знает весь мир, а вот его дальнейшую биографию…
-Мне кажется вы чувствуете то, что должен чувствовать достойный человек мы с вами переступили какую-то черту. Мир становится другим. Чего только стоит пожар в Роттердам де Парри.
-Господин Бенито вроде тоже говорил что-то о том, грядёт новая Эра. Как-то так. -
Информацию я слил. Ту которую желали вроде и, к слову. А что такое. Тем более, где гарантия что дед не работает вместе с Билом. Пускай сами разбираются в эпохах.
От слов про Эру такое впечатление Энцо кольнуло током.
-Жаль Бенито. Он, конечно, не последний, вы это понимаете, нищий, ушел.
Кстати, знаете почему его называли нищим.
-Он говорил, что какой-то из его предков предводительствовал ватагой ребятни. Был лично помилован римским папой.
Ну вижу он вас просветил. Не много правда под наврал, любил он это дело. Действительно один из его предков был мелким воришкой. Но по велению приведения попал на совещание некой масонской ложи и кое-что там увидел.
-Что?
-Ну мы же сейчас обсуждали легенду о Христе и куске мрамора.
-А, так значит военный скульптор его все ж таки изваял. А почему про это не кто не слышал.
-По тому, что тот, по чему заказу это было сделано, возглавлял довольно странный культ. И для иудейской традиции изображать человека несколько неправильно. Первым христианам это то же было чуждо.
-А что за культ?
-Культ силы неба. По их мировоззрению бог посылает своих странников они уже вершат миром. Этакий культ единого бога, только не в ветхозаветном варианте.
Масонская ложа, на заседание которой угодил юный предок Бенито как раз считала себя последователем этого культа. В Риме было много верований, и они порой отличались от канонически выверенного пантеона богов. Название которых вы наверняка помните.
-Зевс там, Аполлон. -
-Правильно, только вы назвали греческий эквивалент. Многие масонские ложи позиционировали себя как продолжатели тех культов. Надо сказать они были весьма конструктивны.
-А, ну да. А как называлась та масонская ложа. Куда предка Бенито занесло. Она сейчас существует?
-Называлась она Последователи Юлиана. Сейчас не существует, хотя Бенито периодически игрался.
-Юлиана это кто? Чем эта ложа отличалась от других.
-Юлиан отступник. По слухам у них было много статуй в том числе и та.
-Она до сих пор у них? Или у вас? Почему же её не показывают людям?
-Людям не надо все подряд показывать, они могут сойти с ума. Что периодически и происходит, да и по заветам, через статую он смотрит на мир. – У кого статуя Энцо не ответил.
-А так не смотрит? - Прикинул я.
-Правильно и так. Только всякий кто предстанет перед этой статуей не сможет совершить греха больше на земле.
-То есть, все представшие становятся святыми.
-Нет многие становятся покойниками, но не успевают согрешить.
-Бенито, столь состоятельный человек, интересно видел сию статую.
-Нет, иначе как бы он смог оставаться состоятельным человеком.
-М да такую статую лучше людям не показывать. Это ж получается голова медузы горгоны.
-Не кощунствуйте. Тот, кто придумал её изваять, был отнюдь не приверженцем христианства. Да и сам он говорят не желал иметь прижизненного фото.
Господин Энцо был весьма циничен и, пожалуй, не менее логичен.
-А кто ж является моим прототипом, чей бюст сейчас с вами беседует? - Я задал интересующий вопрос. Мне начало казаться что господин Энцо знает все и вся. Все тайны мира от Ватикана.
-Самое смешное, что этого мы не знаем. Поэтому все с вами и носятся.
-А что за эра должна прийти?
-Ну как предыдущая была эра Христа. Прошлая до него, а следующая… Нет они этого не получат. -Энцо вежливо откланялся. И вышел.