Мое путешествие в Болгар

Георгий Пещеров
Мое путешествие в Болгар

Всякая культура есть культура духа, имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
Н.А.Бердяев

У меня давно возникло желание посетить Болгар, но стечение обстоятельств вынуждали постоянно откладывать это путешествие. Вот, наконец, в конце октября 2021 года я решился осуществить свою давнишнюю мечту. У туроператора «Русь» я выбрал 4-х дневную экскурсию «Татарстан на 100%» с посещением города Болгар. Экскурсия осложнялась тем, что до Казани и обратно нужно было добираться самостоятельно. К тому же, меня пугали постоянно вводимые ограничения, в связи с эпидемией Ковида-19, поскольку вполне может получиться, что к приезду в Казань опять возникнут какие-нибудь дополнительные ограничения, например с гостиницей. Как бы то ни было, решение принято, и я купил путевку на экскурсию и билеты по маршруту Москва – Казань и обратно в соответствии с программой экскурсии. В назначенный день, вечером, я сел в поезд и начал свое долгожданное путешествие. Хороший купейный вагон, добродушные попутчики придали радостные ощущения в начале моего путешествия. Утром на подходе к Казани, нас вежливо, приятным голосом разбудила красивая проводница. Я давно не был в Казани, город изменился до неузнаваемости. На входе в железнодорожный вокзал Казань-2 меня уже ждал такси и буквально минут через 20, я очутился в холле гостиницы Амакс Сафар. Правда, мне пришлось некоторое время ждать заселения в холле, но ожидание оказалось недолгим. Пришедшая на смену новая дежурная быстро нашла свободный номер и меня поселили в прекрасный обустроенный номер. Хотя гостиница значится, как 3-х звездочная, но оформление, наличие в номере телевизора и холодильника, а также обилие всевозможных услуг значительно повышали ее уровень.
Определившись с номером, я решил прогуляться по городу. Пройдя немного по улице, я увидел вдали на берегу реки красивое сооружение, похожее на чашу. Подойдя ближе, передо мной выстроилась действительно уникальное строение с экзотическими крылатыми существами двух видов, стоящими с четырех сторон здания. Причем, 2 самки с детьми и с сиськами, самец Ак Барса с видимыми половыми членами, а вот самец Зиланда без видимых половых членов. Поскольку скульптуры сказочных существ, возможно, что половой член у Зиланда скрытый и выдвигающийся при необходимости, подумал я. Оказалось, что это Ак Барс из Герба Татарстана и сказочное существо Зиланд – сказочный дракон, который был Гербом Казанской губернии в царские времена, а в настоящее время Зиланд является Гербом города Казани. Легенда гласит, что в месте основания Казани было много змей, которые мешали жизнедеятельности населения и люди решили их истребить. В один из дней, люди подожгли возвышенность, где обитали змеи. Все змеи погибли, а одна крылатая змея Зиланд улетела и впоследствии была приручена человеком и стала служить людям. Это Дом Семьи, ЗАГС, сказал мне мужчина, прогуливающийся по набережной. Утро оказалось прохладным и с речки постоянно дул холодный ветер. Я одел перчатки и пройдя еще немного по набережной, вернулся в гостиницу.
Благо, у меня была запланирована он-лайн конференция по интернету и я с удовольствием заполнил паузу, участием в научной дискуссии с коллегами в области совместного исследования.
В 13.30 подошла гид и мы направились в автобус. Несмотря на прохладную осеннюю пору, желающих путешествовать в автобусе было достаточно много. Сначала нас повезли на обед в кафе «Хаял». Обед сопровождался национальными песнями и танцами. Молодой человек по имени Ринат демонстрировал нам национальные музыкальные инструменты и сам же прекрасно играл на них национальные песни и музыкальные произведения разных эпох. Возможно музыкальное сопровождение способствовало возбуждению аппетита, но, как мне показался, обед и без этого был очень вкусным. После обеда мы продолжили экскурсию по городу и под монотонную ознакомительную речь о достопримечательностях Казани, подъехали к Храму Казанской иконы Божией Матери. Исторический экскурс гида о пожаре в Храме, затем явление Божией Матери во сне девочке и последующие поиски в пепелище пожара иконы Божией Матери и последующая пропажа иконы однозначно трогают Душу. Казанская Божия Матерь действительно является спасительницей России и тому достаточно примеров из истории страны. Это и первая Отечественная война 1812 года, вторая Отечественная война 1941-1945 гг. и многое другое.
Далее по маршруту мы объехали Казанский Кремль, познакомились с национальными особенностями татарской культуры, выдающимися людьми, жившими в Казани в далеком историческом прошлом. Хорошее впечатление оставило посещение «Родной деревни», где стилизованная под старину деревушка с национальными деревенскими домами, утварью, банями, магазинами и, конечно, продуктами национальной кухни, которые не могут не понравиться даже самому искушенному путешественнику. Продолжая автобусную экскурсию по городу, я впервые обратил внимание, что в Казани очень много мечетей. Правда, они не так выделяются, как в южных странах и в отличие от мусульманских стран, я ни разу не услышал призыв муэдзина на намаз. Видимо, смешение религий православия и ислама накладывает отпечаток более сдержанного проявления религиозных особенностей в процессе повседневной жизнедеятельности. Среди деревьев, посаженных на улицах Казани, особенно осенью очень ярко выделяются красные рябины. Их обилие на улицах города придает хорошее приподнятое настроение и радует глаза прохожих.
В Казани московское время, но Казань значительно восточнее Москвы, поэтому темнеет рано. Завершив экскурсию, мы разбрелись на ужин, чтобы в 21.00 снова выехать на экскурсию по ночной Казани «Огни Казани». Вечерняя экскурсия оказалась невероятно интересной, поскольку те же архитектурные сооружения ночью в темноте под особенным освещением выглядывают порой сказочной красотой. Наиболее привлекательным, на мой взгляд, показался Дворец земледелия и Кукольный театр, специально оформленное освещение которых придавали зданиям особый сказочный колорит. Завершив экскурсию к 23.00, мы прибыли в гостиницу. В теплом номере гостиницы я принял душ и в мягкой постели мгновенно провалился в сон. Будильник разбудил меня в 7.00 утра. Проснувшись, немного полежал в постели, просматривая новости и прогноз погоды по телевизору. В новостях объявили об ужесточении мер по профилактике Ковида. Как я успел вовремя оформить экскурсию, подумал я, поскольку уже на следующей неделе, возможно, и не смог бы поехать, поскольку я не имею QR кода о вакцинации. Спустя некоторое время, встал, умылся и направился на завтрак. Шведский стол на завтрак прекрасно организован и качество пищи не оставляет сомнений. Да, гостинице нужно давать 4 звезды, подумал я.
К 9.00 я спустился в холл для поездки в город Болгар. По прибытии автобуса, гид пригласила нас на посадку. При посадке в автобус, водитель предупредил, чтобы были одеты маски у всех пассажиров. Расстояние 190 километров от Казани до Болгар было заполнено историческим экскурсом о Болгарском государстве и рассказами о населенных пунктах, которые мы проезжали по маршруту следования. Гид рассказала о разнообразии татарского народа, куда входят поволжские татары, уральские татары, сибирские татары, крымские татары, мишаре и крещенные татары, отличающиеся не только особенностями языка, но и культурно-традиционными характеристиками населения. По историческим фактам, наиболее продвинутыми считаются крещенные татары, поскольку именно представители этого народа играли ключевую роль в развитии России. Среди них фигурируют такие личности, как Борис Годунов, Михаил Кутузов, генерал Д. Карбышев и др.
Современный Болгар – это небольшой город. Древние, уже практически разрушенные строения в настоящее время восстанавливаются. Стоящее внимания сооружение – это музей Корана, где туристам представляют Коран размером 1,5 на 2 метра и весом 500 килограммов. Впечатляет воображение. После этого вниманию туристов представляют 6 этажный музейный комплекс на причале, где представлены многочисленные археологические находки с описанием истории развития древнего Булгарского государства. Но есть и минус этой экскурсии – это долгое брожение по развалинам и поздний обед в 16.00 в кафе «Регина». Обед качественный, нечего сказать, но, если бы он был вовремя, было бы еще лучше. Видимо, пробелы в организации экскурсии, где организаторы не совсем продумали все детали спланированных мероприятий. Я уже после приезда домой связался с руководством Туроператора Лидер Казань и предложил свой вариант рационализации экскурсии. Мне ответили, что обязательно примут меры по улучшению организации экскурсии. Не знаю, может, действительно следующим туристам уже будет намного лучше.
В конце экскурсии нас привезли к самому красивому сооружению в этой экскурсии – Ак Мечети. Ак Мечеть – поражающее воображение архитектурное сооружение. Однако, из-за не совсем грамотной организации экскурсии, войти внутрь нам не удалось. Таким образом, завершив экскурсию, мы поехали обратно в Казань. На вечернюю экскурсию, «В гости к Баю», я уже не поехал. Накопленная за день усталость направила меня в гостиницу на отдых. Я спустился в казанское метро и увидел не менее потрясающее сооружение. Оформленное в национальном стиле метро, выглядело очень красиво. Рассматривая особенности оформления каждой станции, я доехал до гостиницы.
В следующий день нас повезли в остров-град Свияжск, город с легендарной историей и прекрасными современными архитектурными музеями, где до мельчайших подробностей рассказывается о процессе жизнедеятельности населения этого города. Затем посещение Собора Богоматери «Всех Скорбящих Радость», Успенского монастыря и Конного двора с ремесленными мастерскими и сувенирными магазинами. На обратном пути из Свияжска остановились на обед в кафе «Облака», где после обеда нам продемонстрировали «Секреты татарской кухни» - мастер-класс приготовления татарского национального блюда «Очпочмак», по-русски Треугольник. После обеда нас привезли на площадь Габдуллы Тукая для продолжения самостоятельной прогулки по городу. Попытка зайти в Торговый центр «Кольцо» не удалась, поскольку с ужесточением мер по борьбе с Коронавирусом, у нас потребовали QR код. Пришлось ограничиться прогулкой по городу, благо стояла теплая сухая погода. После прогулки я вернулся в гостиницу.
На следующее утро после завтрака мы поехали на экскурсию «Белокаменная крепость». Экскурсия началась возле Казанского Кремля с рассказов об истории ее возникновения и развития. Затем гид повела нас в главный мечеть города – Кул Шариф. Прекрасный вид, устремленной ввысь мечети, поражает воображение, где круглые сутки читают Коран и в течение дня совершают традиционный намаз. Следующий объект экскурсии – старейший православный Благовещенский Собор Казанского Кремля. В продолжение экскурсии, гид рассказывает легенды и историю, связанную с падающей башней и ханшей Сююмбике.
В дальнейшем, мы поехали на выставочно-зрелищный комплекс «Городская Панорама», где в миниатюрном виде выполнены макеты города Казани разных эпох с демонстрацией фильмов, соответствующей каждой эпохе. В 13.50 нас привезли на обед в кафе «Облака». Вкусовые качества пищи и оперативность обслуживания туристов просто поразительна. После обеда нас привезли на экскурсию «Овеянная легендами Земля», где гид познакомила нас с историей и духовным наследием, расположенного в 30 километрах от Казани Раифской обители. Расположение монастыря, его величественный архитектурный ансамбль, чудотворный Грузинский образ Пресвятой Богородицы ХVII века поражают воображение. Побывав в этой обители, я почувствовал духовное обновление и огромный прилив сил, наполнивших мое тело, воодушевление и радость в сердце и умиротворение в душе. Путешествие подошло к концу. Меня привезли к железнодорожному вокзалу Казань-2. Я поблагодарил гида и водителя за прекрасно проведенное время и попрощавшись с группой направился в здание вокзала.
Рано утром поезд прибыл на Казанский вокзал Москвы и через некоторое время я уже был дома, наполненный воспоминаниями о прекрасном путешествии.