Википедия. Вид изнутри

Василий Пономарев-Полянский
Википедией пользуются все. Даже те, кто никогда в этом не сознается.

Но меня каждый раз поражает, насколько фантастические представления о Википедии у людей, которые её не пишут. (Надо сказать, у людей, которые её пишут, — тоже.)

Википедия кажется очень странным созданием, с надуманными, неестественными правилами, сложной организацией и высоким порогом вхождения.

А я вам скажу, что правила как раз очень даже естественные, и Википедия — весьма устойчивый организм, переживший войны, кризисы, блокировки Роскомнадзором и существующий уже более 20 лет.

Открыть тайны нашей секты?

Итак, меня зовут Василий, и я админ.

_____________
Немного истории

Википедия не задумывалась такой, какой мы её сейчас видим. Это продукт долгой и довольно хаотичной эволюции.

Она была создана как черновик для "настоящей" энциклопедии (под названием "Нупедия"). Нупедия не была вики-сайтом, статьи проходили стадию экспертной оценки, и за год там насоздавалось аж 12 статей. Википедия быстро обогнала Нупедию и стянула на себя одеяло.

В 2012 году она оказалась на 6 месте среди наиболее посещаемых сайтов мира. В 2021 году в рейтинге alexa.com на 14 месте, она серьёзно развивается и среди всех существующих энциклопедий вне конкуренции как по объёму, так и по актуальности.

Проблемы вандализма сильно преувеличены. Сейчас основную нагрузку несут несколько ботов с поддержкой системы машинного обучения, администраторам остаётся лишь корректировать их работу и подчищать продукты деятельности единичных прорвавшихся вандалов.

Вообще, я скажу сейчас страшную вещь. Её пока никто не говорил, и я не знаю, как отнесутся мои коллеги.

Википедия перестала быть IT-проектом. А была? Да. Поначалу её наполняли почти сплошь айтишники, и это, кстати, наложило определённый отпечаток на её образ.

Но сейчас администратор Википедии — не айтишник, а психолог.

В центре Википедии стоит не машина, а человек



С точки зрения технических навыков в Википедии ничего сложного нет.

Все сложности от того, что в одном месте собрались очень разные люди.

Некоторые обладают дополнительными техническими возможностями. А большинство авторов — нет.

Напомнить, что случилось в Стэнфордском тюремном эксперименте?

И вспомните заодно, что по этому поводу говорил Филипп Зимбардо в "Эффекте Люцифера" (кстати, благодаря родственному Википедии проекту вы можете прочитать эту работу бесплатно: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000025899/ )

Люди собрались в одном месте, и у них разные мотивы. Вот об этих мотивах и надо думать.

В Википедии есть хотя бы общая для всех цель — создание энциклопедии.

Вот в реальном мире нет такой цели. В Википедии в этом смысле лучше.

Многие и сбегают из реального мира сюда, и это тоже надо иметь в виду. Это их безопасное место, и они оберегают его. Иногда слишком.

Вообще, это уже отдельная тема, будет интерес — посвятим ей новый креатив.

Что ещё раздражает тех, кто недавно пришёл в Википедию?

____________
Авторские права

А ведь ничего сложного нет.

Кто сказал, что Википедия прогибается под копирастов?

Наоборот. Википедия борется с ними, на глобальном уровне. Википедия показывает преимущество свободных лицензий (и доказывает его своим глобальным успехом).

Художники передают свои работы. Сайты переходят на свободные лицензии. Kremlin.ru работает под свободной лицензией. Продолжается работа с законодательной властью (в 2014 году серьёзный прорыв — свобода панорамы для архитектурных сооружений в России). В этом миссия: показать преимущества свободы, свободы панорамы, свободных лицензий, это вполне официально:

The mission of the Wikimedia Foundation is to empower and engage people around the world to collect and develop educational content under a free license or in the public domain, and to disseminate it effectively and globally.

А если "по простому", то вообще элементарно: свои произведения вы можете отдать либо в общественное достояние, либо под лицензией линейки Creative commons (важно разрешить и коммерческое использование, и создание производных работ). Вы это можете сделать непосредственно при загрузке на Викисклад, либо указав явно на своём сайте (только не надо отмывания лицензий), либо указав в письме (есть шаблонная форма для отправки разрешений).

Чужие работы лучше загружать как-нибудь потом, когда у вас появится опыт. Просто "взять картинку из интернета" не получится. Но по сути в этом тоже ничего сложного нет, всё решаемо (кроме произведений с недоступным правообладателем в России, тут уж вопросы к Госдуме РФ).

________
Безопасность

Если не уверены, не разглашайте своё настоящее имя. Потом его уже в бутылку не запихнуть.

Не угрожайте ничем, ни судом, ни Роскомнадзором, ни крутыми ребятами.

Не пытайтесь никого обмануть (это очень видно, когда пытаются).

А так — просто приходите и начинайте править. Регистрация не нужна, авторизация не нужна, ни смс, ни mail'а, ничего не нужно. Просто приходите и начинайте править.

И потом скажете своим детям: а ведь эту статью написал я.



Литература и фильмы:
Эрик Берн. «Игры, в которые играют люди» и (особенно) «Люди, которые играют в игры»

Элиезер Юдковски. «Гарри Поттер и Методы рационального мышления»: hpmor.ru

«Дитя интернета. История Аарона Шварца» (en:The Internet's Own Boy) https://www.youtube.com/watch?v=YOys9VLKfq0 (rus), https://www.youtube.com/watch?v=3Q6Fzbgs_Lg&t=20s (en)

«Эксперимент» (нем. Das Experiment) — фильм Оливера Хиршбигеля 2001 г., отражает многие реальные события Стенфордского тюремного эксперимента (СТЭ). В главной роли Мориц Бляйбтрой.

Факультативно:

Романов В. Н. «Историческое развитие культуры (психолого-типологический аспект)» — М., Савин. 2003. — 448 стр. — ISBN 5-902121-03-5

https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ПРИЯТНО