Ходжа и спасение падишаха

Булат Диваев
Однажды один падишах,
Позабыв о важных делах,
Решил прогуляться в горах.
Да заблудился, о Аллах!

Придворных обуял вдруг страх,
(Пропал ведь их шеф как никак)
И у них у всех на устах:
"Погибнет в горах падишах!"

Чуя, что настигнет их крах,
Они на свой риск и свой страх,
Решили: "Раз  наш падишах,
Погиб, обратился он в прах!

Надо, чтобы в наших руках,
Власть осталась, все при чинах,
Быстро нам найти двойника,
Падишаха,  больше - никак!


И, вот, когда, всё же в горах,
Не убился наш падишах,
А живой, на крепких ногах,
В своих объявился  краях.

Взбунтовались все во дворцах,
Визирь промолвил: О, Аллах,
У нас же есть свой падишах!
Тот - нелегитимен в правах!

Жмёт башка ему на плечах!"
И, шах со слезой на глазах,
Вышел к народу: " Я в веках,
Прославлю того, кто в судах,

Докажет, что всё ж двойника,
На престол возвели, пока,
Я искал дорогу в горах.
Найдётся ль средь вас адвокат?"

Волнуется вся Бухара,
Бурлит и народ в кишлаках,
В спорах идут все вечера,
"Кто двойник, а кто падишах?"

Когда ж на судейских часах,
Пробил миг и встал на весах,
Правосудья сам падишах,
Ходжа появился в дверях.

"Всем известно, что падишах,
О, дай ему силы Аллах!
Грезя о далёких мирах,
Дал мне обучить ишака,

Словесности, чтобы в стихах,
Ишак мог бы ясно: "ИА!
Произнести, и в наших умах,
Восславился б наш падишах.

Так я уверен, что ишак,
Кем бы ни был наш падишах,
Здесь, на деле, не на словах,
Узнает его хоть в потьмах.

Судья, в чьих был нынче руках,
И двойник и сам падишах,
Сказал: " Что же, если ишак,
К кому-либо  сделает шаг,

Тот значит и есть падишах!"
И узда из рук старика,
Спустилась, почти без рывка,
От шагов его ишака,


Который,  ноздрями слегка,
Пошевелил и в два прыжка,
Достиг падишаха бока,
И ткнулся в его кармана.

Тут все удивились, слегка,
А больше всех сам падишах.
Никто не верил, что ишак,
Знает, кого выбрал Аллах.

А Ходжа шепнул: Дурака,
Меня прости, мой падишах,
За то, что тебе горсть овса,
Подкинул я для ишака."

Был признан тут наш падишах,
Взяли под арест двойника,
А Ходжа, поклонившись слегка,
Промолвил: "О, если б руках,

Не сталось овса, падишах,
Клянусь, ждал бы здесь меня крах,
А затаскав дело в судах,
Лежал б твой прах  ныне в горах."