Поворот судьбы. Третий экспериментальный конкурс

Ольга Анцупова
ЭК3. КН. Оглядываясь назад. 479 слов

Татьяна Николаевна кивнула официанту, благодаря его за кофе, и не спеша оглядела уютный зал ресторана, где через неделю решили встретиться ее бывшие одноклассники. Место это было примечательно тем, что лет сорок назад здесь была обычная советская столовая, в которой когда-то весело и шумно их класс отмечал получение Аттестатов, самозабвенно клялся в любви своим учителям, а мамы из родительского комитета, хоть и взволнованные до слез, ни на минуту не выпускали из глаз потенциальных нарушителей порядка, так и норовящих незаметно выскользнуть на улицу с пачкой «Казбека» или, красуясь перед девчонками, стащить со стола взрослых бутылку «Мадеры».

Татьяна Николаевна печально улыбнулась, вспоминая, как взахлеб делились они в тот день своими мечтами и планами, с бесшабашностью и уверенностью молодости расписывая свою жизнь на много лет вперед. Они даже и помыслить тогда не могли, что совсем скоро с карты мира навсегда исчезнет страна, в которой они родились, а в новом государстве все они в одночасье вдруг станут «совками».

Деликатное покашливание рядом отвлекло ее: официант с блокнотиком в руках всем своим видом выражал готовность записывать заказ. Татьяна Николаевна махнула рукой, отсылая услужливого мальчика, и снова окунулась в воспоминания.

Перемены, происходившие тогда в стране, были одновременно и ошеломительны, и пугающи. Конечно, труднее всего пришлось старшему поколению, у которого отняли в те дни не только страну, но и перечеркнули махом всю прожитую жизнь. Татьяна Николаевна вспомнила, как после какой-то статейки про блокадный Ленинград от очередного обличителя «советского мракобесия», ее дед, искалеченный на войне, страшно потемнел лицом и процедил что-то про «поганых манкуртов». Но потом, перехватив участливый взгляд внучки, махнул рукой:

- Ты, Танюшка, главное – не раскисай. Наш с тобой род и не такие испытания переживал! Если голова у тебя на плечах есть, то не станешь тратить время на нытье, а начнешь строить свою жизнь заново. В прошлое будешь оглядываться в старости, а сейчас гляди только вперед и ищи свое место под солнцем.

Ныть ей, собственно, тогда было и некогда: маленькую дочку не накормишь воспоминаниями о том, как ее мама-микробиолог, блестяще защитив диссертацию, уже оценивала открывающиеся перед ней перспективы научного будущего. Только вот будущее оказалось внезапно смутным и безо всяких перспектив  - не то что в науке, а вообще, в любом направлении.

Многие ее коллеги-ученые в перестроечной безработице принципиально не желали работать «не по специальности», заявляя, что не для того они получали университетские дипломы, чтобы теперь трудиться в школах или на заводах. А вот она трудилась – трудилась и на местном хлебокомбинате простой фасовщицей, и консьержкой в гостинице, и даже успела поработать учителем биологии в своей родной школе №7. И, в конце концов, волна перестройки вынесла ее, бывшего специалиста по бактериальной сукцессии, к совершенно неведомым берегам и заставила с упорством, доставшимся ей от деда, осваивать новые территории…

Женщина допила уже остывший кофе и потянулась за сумочкой.

- Татьяна Николаевна, Олег Петрович просит подождать его, – рядом снова стоял официант. - Он сейчас проводит инструктаж с нашими новыми сотрудниками.

Владелица ресторана с улыбкой кивнула и уселась поудобнее в ожидании супруга.