Н. Чупиро и его рассказы об авиации

Александр Соханский
Фотографии Александра Соханского



       Интерес Николая Леонидовича Чупиро к авиации возник с юношеских лет, когда он выбрал для учёбы Владимирский авиамеханический техникум. Последующее направление в Тюмень на электромеханический завод Министерства авиационной промышленности послужило основой для расширения знаний об авиационной технике. В домашней библиотеке Николая появились издания по авиации, справочники и мемуары известных авиаконструкторов.   
       Волей случая его соседом по подъезду стал военный пенсионер Владимир Иванович Гребнев (1946-2013)*, страстно увлечённый авиацией. Немало содержательных бесед провели эти авиационные знатоки на досуге. В коллекции Гребнева находились десятки масштабных моделей самолётов гражданской и военной авиации, около 200 выпусков уникального еженедельника «Мировая авиация. Полная энциклопедия» и другие редчайшие издания по авиации.  После смерти Гребнева его жена подарила всё это авиационное богатство Николаю Леонидовичу как другу семьи и признанному ценителю и знатоку истории авиации.

       В 2000 году произошло редкое открытие тюменским краеведом Виктором Ефимовичем Копыловым имени позабытого авиаконструктора Александра Сергеевича Москалёва, о чём он рассказал в очередном издании своей энциклопедии «Окрик памяти».** (см.фото обложки) Оказывается в период Великой Отечественной войны Москалёв основал и возглавлял авиазавод под Тюменью. 
       Чупиро, с подачи Виктора Ефимовича, заинтересовался судьбой Москалёва как краевед и историк авиации и начал собирать дополнительные материалы о нём. Настоящей удачей было приобретение книги В.В.Гагина,*** посвящённой юбилею А.С.Москалёва, с размещением в ней мемуаров авиаконструктора «Голубая спираль» (см.фото обложки). Постепенно под впечатлением незаурядной личности Москалёва и воздействием мемуарных публикаций Николай Леонидович проникся идеей создания собственных записок о деятельности Москалёва. Самая первая статья и предисловие будущей книги (Невостребованные крылья Москалёва - http://proza.ru/2021/10/20/838) были им написаны в 2004 году, а к 2014 году сборник был, в основном, завершён в представленном здесь виде.

       По окончании творческого этапа работы у автора возникла проблема с печатным изданием книги. Непреодолимой трудностью стала финансовая сторона проекта.**** Предполагаемые спонсоры если и знакомились с принтерной распечаткой рассказов и комплектом иллюстраций, то без всякой надежды возвращали её автору, скорее всего, так и не разобравшись в обилии неизвестных имён, специальных терминов, множестве цифр и шифров.

       Подкрепить позиции автора в обращении к спонсору мог бы положительный отзыв на рукопись от авторитетного эксперта и Николай Леонидович обратился за помощью к нашему общему знакомому, профессору Виктору Ефимовичу Копылову.***** На исследование рукописи ушло какое-то время, после чего тот пригласил автора на встречу, которая состоялась в Музее науки и техники Зауралья при ТНГУ (см.фото).
       Я присутствовал при той беседе и она, как гром среди ясного неба, оставила у меня самые негативные впечатления.
       Вначале профессор отметил большой объём собранной автором информации по заявленной теме. Но сразу обозначил, что примерно 40 процентов объёма книги рассказывает о достижениях отечественных и зарубежных авиаконструкторов, военных подвигах планеристов, военном потенциале промышленности Германии, США, Англии и других стран, что имеет самое косвенное отношения к главной теме произведения — конструкторской деятельности Москалёва. Другая часть работы представляет воспроизведение сведений, содержащихся в книге Москалёва «Голубая спираль».***
       Довольно резко профессор отозвался о качестве приложенных фотографий для иллюстрации будущей книги и их явной недостаточности.
       В заключение он выразил сомнение, что издание данной книги сможет оказать добрую службу памяти о полузабытом талантливом авиаконструкторе. Виктор Ефимович имел богатый опыт издания собственных книг. Он полагал, что книга о человеке такого уровня, как Александр Москалёв, должна иметь очень высокие полиграфические качества, издана в глянцевом твёрдом переплёте, на мелованной бумаге и с отличными иллюстрациями.
       Мягко, по-дружески, Виктор Ефимович объяснил, почему не может дать благоприятного отзыва на изученную им рукопись. Он попросил понять, что как учёный несёт ответственность за свою подпись на документах такого рода, как рецензия на техническую статью. Статья же нуждается в значительном сокращении и дополнительном редактировании, а иллюстрации в пополнении и основательной обработке в графическом редакторе.

       По сути это был разгром. В тот день мне до слёз было жаль удрученного состояния Николая Леонидовича и оглушительного провала его надежд на скорое издание книги, с содержанием которой я тогда был ещё не знаком. Я предложил Николаю слегка снять стресс в ближайшей кафещке на углу улицы Республики, где мы сиживали не раз. Но он был так подавлен, что резко отказался и поспешно отправился на остановку автобуса.
 
       К настоящему времени в процессе подготовки к публикации мне пришлось проштудировать внушительную электронную рукопись Николая Леонидовича вплоть до каждой буковки. И сегодня я полностью солидарен с заключением профессора Копылова. К тому же, с моей точки зрения, автор чересчур увлёкся техницизмом, совершенно упустив человеческие качества своего главного персонажа - А.С.Москалёва.
       Как-то в нашей беседе Николай Леонидович обмолвился, что дочь Москалёва считала отца неудачником, но сообщить источник этих сведений наотрез отказался.
       Я взял эту информацию на заметку и сделал её стержнем исследования москалёвских мемуаров «Голубая спираль».
       Воистину, зигзаги судьбы этого человека сформировались настолько драматичным образом, что откровенно жестокое высказывание дочери было неоспоримо точным. Непредвиденными путями рока самые существенные достижения его конструкторской мысли во многих случаях заканчивались тупиком.
       Александр Сергеевич Москалёв пунктуально описывает подробности событий жизни в своих воспоминаниях. В его фатальном невезении были повинны и внезапные репрессии в авиационных верхах, и жестокие пертурбации военных лет, и предвзятые отношения соперников, и личная нерешительность авиаконструктора. Он не был фартовым.

       Николай Леонидович ничего этого не заметил и продолжал трубить Москалёву громкую славу, начало которой положили удачные краеведческие находки, но не всегда точные выводы профессора Копылова. К этому же призывали и яркие изображения существования Москалёва в мире зла и репрессий 30-х годов в книге В.В.Гагина.*** И с этой позицией авторов уже ничего не поделать. Как говорится, что написано пером, того не вырубишь топором.

       И вот сегодня я завершил на своей странице сервера Проза.ру публикацию сборника рассказов Николая Чупиро. Это не печатное издание, о котором мечтал Николай Леонидович. Но я сделал для него всё, что в моих силах. Без купюр и редактирования. Как есть.
      
       Должен заметить, что данная публикация это не просто автоматическая копия цифры с флеш-накопителя Н.Л.Чупиро. Много времени мною затрачено на компоновку и оформление глав, правку машинописных опечаток, многократную подчитку, форматирование текстов и ввод их на сервер Проза.ру.
       Но главное, к чему я стремился — показать в жёстко ограниченных рамках сервера как можно больше иллюстративного материала. Для реализации этой задачи я по максимуму использовал возможности создания коллажей в программе Word. Иллюстраций автора для освещения темы было недостаточно. Пришлось раскрыть свои архивы, а также воспользоваться электронным ресурсом интернета. В условиях скромных возможностей сервера удалось в 20 главах разместить более 90 картинок. Эта трудоёмкая работа подарила, на мой взгляд, рассказам Николая Леонидовича больше доказательности и наглядности.

       Опубликованное произведение перенасыщено фамилиями авиационных деятелей, названиями летательных аппаратов, специальными терминами и обилием цифр. Некоторым читателям Проза.ру это оказалось не по силам и они ушли. По моим наблюдениям только немногие авторы нашего сервера, зашедшие на эти страницы, смогли дочитать сборник до конца.

       Но главное состоит в том, что увидели свет работы Николая Леонидовича, упрятанные до этого на веки вечные в переданный мне автором безмолвный флеш-накопитель и обречённые на безвестность. 


       Эту публикацию я посвящаю другу и сподвижнику Николаю Леонидовичу Чупиро.

       Светлой памяти тебе, Николай.




       Александр Соханский
            1 ноября 2021 г. 

   
 

И Н Ф О Р М А Ц И Я

       * Гребнев Владимир Иванович (1946-2013) - участник испытаний атомного оружия на острове Новая Земля. В дальнейшем  обслуживал оборудование для пуска космических кораблей на космодроме Байконур. В Тюмени служил в военно-инженерном училище до увольнения в запас.
       Собрал большую коллекцию, около 100 экземпляров, моделей советских и зарубежных самолётов гражданского и военного назначения. Часть коллекционных моделей В.И.Гребнева представлена в экспозиции Музея истории Тюменского электромеханического завода.
       ** В.Е.Копылов. Окрик памяти, книга 2. Издательская фирма «Слово». Тюмень, 2001
       *** В.В.Гагин. Авиаконструктор А.С.Москалёв. Воронеж. 1999
       **** На сегодняшний день издательская система литературного портала Проза.ру по моему заданию (для информации) подготовила опубликованные произведения Н.Чупиро к изданию тиражом 100 экз. в твёрдом переплёте на черно-белых страницах с минимальными требованиями. Получился объём 400 страниц в журнальном формате А4. Общая стоимость стандартного пакета услуг по проекту договора составила 203 400 рублей (без иллюстраций для простоты расчёта). Дороговато для спонсора. А если сюда ещё добавить иллюстрации...
       ***** Виктор Ефимович Копылов (24 февраля 1932, с. Черноисточинск, Свердловская область – 9 марта 2019, г. Тюмень) – советский, российский учёный; доктор технических наук, профессор; ректор Тюменского индустриального института (1973—1986).
       Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Краевед, исследователь местной истории. Основатель единственного в Сибири музея истории науки и техники Зауралья.
       Прошел путь от бурового мастера до начальника геологоразведочной партии. В Тюменском индустриальном институте, ныне Тюменский государственный нефтегазовый университет, работал заведующим кафедрой, деканом, проректором по научной работе и ректором. С 1998 г. – директор НИИ науки и техники Зауралья. Автор шести изобретений. Написал более 600 научных трудов, в том числе 25 монографий.
       Инициатор спасения ведомственных профильных музеев предприятий города Тюмени: истории судоходства Тюменского судоремонтного завода; геолого-минералогического ЗапСибНИГНИ; истории тюменской авиации.
       Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почета, медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», «Ветеран труда».
       Звание «Почетный гражданин города Тюмени» присвоено решением Тюменской городской Думы № 458 от 1 июля 1999 г. за большой личный вклад в развитие высшего технического нефтяного образования в городе Тюмени, плодотворную деятельность в области краеведения, науки и техники.




Полное содержание сборника статей «Николай Чупиро. Памяти авиаконструктора Москалёва»:

       Н.Чупиро - инженер, историк авиации, писатель - http://proza.ru/2021/10/20/534
       Н.Чупиро. 1. Невостребованные крылья Москалёва - http://proza.ru/2021/10/20/838
       Н.Чупиро. 2. Детство и юность авиаконструктора - http://proza.ru/2021/10/21/415
       Н.Чупиро. 3. Будни серийно-конструкторского отдела - http://proza.ru/2021/10/21/560
       Н.Чупиро. 4. Самолёт САМ 5-бис - http://proza.ru/2021/10/21/623
       Н.Чупиро. 5. ОКБ в авиатехникуме - http://proza.ru/2021/10/21/690
       Н.Чупиро. 6. Творец крылатых «К» - http://proza.ru/2021/10/23/259
       Н.Чупиро. 7. От Сигмы до РМ-1 - http://proza.ru/2021/10/23/318
       Н.Чупиро. 8. Противостояние - http://proza.ru/2021/10/24/461
       Н.Чупиро. 9. Лето арктических перелётов - http://proza.ru/2021/10/24/514
       Н.Чупиро. 10. Предвоенные годы - http://proza.ru/2021/10/25/375
       Н.Чупиро. 11. Антология «безмоторной авиации» - http://proza.ru/2021/10/25/427
       Н.Чупиро. 12. Небесные вагоны Заводоуковска - http://proza.ru/2021/10/26/337
       Н.Чупиро. 13. Операция «Антифриз» - http://proza.ru/2021/10/26/418
       Н.Чупиро. 14. Одиссея сержанта Ильина - http://proza.ru/2021/10/27/291
       Н.Чупиро. 15. Подвиг капитана - http://proza.ru/2021/10/27/317
       Н.Чупиро. 16. Самолёт БИ-1 – от проекта до полёта - http://proza.ru/2021/10/28/528
       Н.Чупиро. 17. Немецкий задел - http://proza.ru/2021/10/29/396
       Н.Чупиро. 18. Летающие крылья и безхвостки - http://proza.ru/2021/10/30/266
       Н.Чупиро. 19. Послевоенные годы работы Москалёва - http://proza.ru/2021/10/31/291
       Н.Чупиро и его рассказы об авиации - http://proza.ru/2021/11/01/617