Распределение

Эдуард Саволайнен
«Орёл да Кромы - первые воры,
Ливны - всем ворам дивны,
А Елец - так и всем ворам отец»
Старая поговорка

  Церемонию торжественного вручения дипломов Санитарно - Гигиенического Медицинского Института я прогулял. Наконец, в июле, заставил себя поехать в деканат за дипломом. Все во мне бунтовало против предстоящей карьеры, на последнем 6-м курсе я делал всё, чтобы меня выгнали из института. Но, к счастью, с последнего курса выгонять было не принято, поэтому я чудом дотянул до госэкзаменов по ненавистным гигиеническим дисциплинам.
  Я постучал в кабинет декана, он пригласил сесть. Полез в сейф и достал синюю книжечку с гербом СССР, достал из папки приказ о распределении. Я прочитал: «Сан-эпид. станция города Кромы, Орловская область. Приступить к исполнению обязанностей 1 августа 1983 года». Я расписался в ведомости и с облегчением вышел на улицу. Там я еще раз открыл диплом, в нем была указана загадочная специальность: санитарно-гигиеническое дело. Я оглянулся на красные корпуса Альма-матер: шесть лет обучения с грехом пополам оказались позади, впереди была полная неопределённость.
  В Москве я подзадержался и прибыл в Кромы только утром 5-го августа. Невзрачный серый городок был вытянут вдоль трассы Москва-Симферополь, но в городе она превращалась в улицу Карла Маркса. Санэпидемстанция была 2-х этажным зданием на улице основоположника марксизма. Я постучался в обитую красным дерматином дверь, вошёл в кабинет главного врача и представился.
  -«Ааа, явился не запылился. Чуть задержался, значит. Но это не беда, тут вот какая оказия. У нас вакансия для тебя так и не освободилась, зато есть вакансия в Ливнах. Сейчас я позвоню главврачу в Ливны и мы всё устроим. Алё, Нечипоренко? Помнишь, говорили про выпускника Ленинградского Сан-гика. Приехал. Сегодня не можешь? Так я сам привезу, расселю, а с понедельника он в должность заступит. Лады, договорились»
  Мы с врачом уселись в Ниву и поехали по разбитым дорогам в Ливны. Путь был не близкий и главврач, желая лучшим образом всё устроить, стал благосклонно вводить меня в курс дела.
  «Ты не расстраивайся, Ливны даже побольше город. Здесь, на Орловщине, жить вполне можно. Земля знаешь какая жирная? Такой даже в Америке нет. Бывает копают могилу, а чернозем не кончается. Так в него и хоронят. Ей богу, здесь хоть лыжную палку в землю воткни, зазеленеет весною. А какие у нас сады! Хорошие это места, сытные. Да и работа у нас отличная. Оклад ничего особенного, но и три оклада сверху можно срубить, если голова на плечах есть. Ты думаешь Нива - это моя машина? Нет, служебная. У меня своя Волга для парадных выездов, туда-сюда, в Орёл слетать. А Нива это так, совхозы бомбить. Мы деревенских знаешь как приучили? Приезжаешь в совхоз с проверкой, они с порога чирик в листок заворачивают и говорят: это вам для ознакомления. Умора. А что, думаешь на коровнике или свинарнике нарушений нет? Полно. Так за день пяток совхозов объехал — полтинник. Столовые, рестораны, пищевики - это всё наш хлеб. Заходишь, портфель в кабинете главного оставляешь, пошел с проверкой, возвращаешься, а он раздулся, потяжелел. Колбаса, конфеты, коньяк. Если мало - ужесточаешь надзор, протокол о нарушении норм и правил составляешь. Если нормально - только мелкие замечания. А если много... Ну, впрочем, много не бывает. Ты, главное, портфель себе срезу купи, не будешь же ты с этим желтым рюкзаком по объектам ходить. Не солидно. Главное - никакой инициативы. Возьми предыдущие акты и копируй. Сразу на людей не наезжай, дай им привыкнуть к своей персоне и трудной фамилии. Самое плохое в нашем санитарном деле - это гигиена детей и подростков. С них вообще взять нечего, разве что в столовой накормят. Не могут же они тебе, в самом деле, десятиклассницами взятки давать? А начнут давать, так ты через три года и уезжать не захочешь».
  Через пару часов разговоров и тряски, мы подкатили к гостинице города Ливны. С регистратором у главврача произошел странный разговор: «Это новый врач санэпидемстанции. Сегодня пятница, поселите до понедельника без регистрации. А при следующей инспекции вам всё зачтётся. Я с Алексей Степанычем обо всём договорился».
  -«Вот ключи, в понедельник тебя на служебную площадь переселят. Ну, как говорится, удачи на новом поприще и ратных подвигов!» - он протянул мне руку. Я вытянулся, выпучил глаза и браво гаркнул в ответ: «Жужу Советскому Союзу!».
  В комнате было две односпальной кровати, крепко пахло табаком, потом и русской провинцией. Я улегся не кровать, взял увесистый том Николая Лескова, он был из этих мест. Прочитав пару страниц я понял, что ничего не выйдет, Лесковым бошку не обманешь. Пошёл изучать окрестности. Ливны произвели на меня самое удручающее впечатление. Смесь красных и желтых кирпичных зданий с деревянными постройками, разбитый асфальт и бетонный мост через реку. Во времена Лескова картину отлично завершили бы пьяные урядники и свиньи в оврагах. Я вошел в стекляшку с вывеской «ПИВНАЯ». Был день, но все столики были заняты. Дождавшись очереди, я наивно спросил барменшу: «Какое у вас пиво из крана?». «Какое, какое! Наше, орловское. Нашел что спрашивать! Капусту брать будешь?» - обслужила меня крикливая продавщица. От кислой капусты я отказался.
  Один стул был свободен. За столиком сидели склонившись трое. Один, видимо начальник, говорил двум: «В прошлом квартале, ребята, ваша бригада выдала неплохой результат. На 8% перевыполнили план и это похвально. Однако, не всё хорошо в шестой бригаде, где работают одни девчата. Вот мы и подумали на партактиве: может кто нибудь  возьмёт шефство над шестой бригадой? Например ты, Фролов?». Фролов отхлебнул пива и закусил капустой. Тут же рука начальника нырнула под стол и оттуда появилась бутылка водки. Он плеснул ёё  в кружку Фролову. Фролов одобрительно следил за движением руки и после того как бутылка скрылась под столом, он сказал: «Я хоть и хороший работник, но агитатор из меня никудышный. Не вышел ни ростом, ни голосом. Предложите лучше Карапетяну. Он видный парень, вмиг заставит девок работать». Фролов быстро хлебнул, накинул на ерша капусты и уставился на правую руку начальства. Но рука не торопилась за водкой. Вместо этого начальник хлебнул из кружки и добавил себе одному прозрачной жидкости.
  Пиво было отвратительным, как будто недобродившим и прокисшим одновременно. Мне захотелось на свежий воздух. Находиться в этом городе трезвым было решительно невозможно. Я зашел в магазин «ВИНО» и стал изучать, что берут местные. Все они покупали местное «Плодово-Ягодное», по 2-3 бутылки. «Значит, по одному флакону на рыло» - подумал я.  Я попросил одну, продавщица с жалостью посмотрела на меня, как бы подсказывая: «Дурачок, ты хорошо подумал?».
  Я пришел в номер, проглотил два стакана бормотухи и пошел искать примирения с действительностью. Бродя кругами, я быстро изучил весь центр и когда в третий раз вышел к бетонному мосту через реку Сосна, то у меня созрел план действий. Я вернулся в гостиницу, допил вино, открыл окно и выбросил через него рюкзак. Спустился налегке, положил ключ на стойку и, подхватив рюкзак, отправился на автобусный вокзал.
  Автобус на Елец подкатил скоро. Народу была тьма тьмущая, пассажиры штурмовали автобус как Бастилию. Инстинкт подсказал мне спустить рюкзак в ноги и вцепиться в поручни на задней площадке. В дверь пролез инвалид на костылях и бросился с рыком на сидящего парня: «А ну дай сесть, я без ноги!». Тот сквозь зубы процедил: «Мужик, пошёл вон отсюда!». Инвалид не смутился и, расчищая проход костылями, стал высматривать новую жертву. Автобус набился под завязку и тронулся. Женщина у прохода вдруг взвизгнула: «Мужчина, прекратите меня по ногам шкрябать. Вот заведите себе невесту и шкрябайте сколько хотите». «Да это вобла в авоське, я не нарочно. Куда я ее дену?» - оправдывался мужчина.
  Вдруг я увидел впившиеся в меня глаза. Ошибки не было, это были глаза интеллигентного человека. Он, не сводя с меня глаз, стал продираться сквозь серо-коричневую людскую массу, приговаривая совершенно неуместное здесь «извините, извините». Когда мы сошлись нос к носу, первыми его словами было: «Молодой человек, что Вы здесь делаете?».
-«Да вот утром приехал по распределению в Кромы. А оказалось, что меня ждет рабочее место в Ливнах. Теперь еду в Елец, чтобы сесть на московский поезд и убраться восвояси отсюда».
-«Уезжайте отсюда куда глаза глядят и как можно быстрее. Вам здесь нечего делать. Я юрист, кончил киевский юрфак и так уж судьба распорядилась, что застрял и не выбраться. Тоска беспросветная. Одна отдушина: собираться по воскресеньям с местной элитой, пить коньяк и расписывать пулю. Но и это, поверьте, смертельная, бесконечная тоска. Сегодня пятница, Вы можете не уехать. Вот моя адресс в Ельце: Улица Коммунаров 9-4. Переночуете у меня, а завтра я покажу Вам музей Бунина, единственную достопримечательность города».
  Внутри розового здания вокзала царила совсем не розовая атмосфера. Очереди не было, я протянул последний червонец и попросил билет до Москвы. «Билетов нет, вы что не видите!» - огорошила  меня кассирша и ткнула маникюром в картонку «БИЛЕТОВ НЕТ»
-«И в общий вагон нет билетов?» - не сдавался я
-«Нет здесь общего вагона, всего три прицепных вагона на запасных путях, купейный и два плацкартных. На завтра тоже всё продано» - добавила она напоследок.
  Я сел на рюкзак. До Москвы 400 км. Вагоны Елец-Москва прицепляют в 3 ночи. У меня есть ключ-трехгранка, он открывает двери вагона внутри и снаружи. Можно попробовать забраться в купейный вагон, в нем легче спрятаться. Я подошел к вагону с неосвещённой  стороны, поднялся по ступенькам, открыл дверь трехгранкой. Кажется проводника не было, может он гостил в другом вагоне. Я открыл второе купе, засунул рюкзак в рундук, скинул один матрас на вторую полку. Потом залез в багажный отсек и развернул два матраса так, чтобы меня было не видно. И почти сразу заснул.
  Когда я проснулся, поезд уже двигался. Я посмотрел в щелку между матрасами, внизу сидел пожилой мужчина, с виду москвич. Я выдвинул матрас, а он схватился за сердце.
-«Тихо, я безбилетник, не выдавайте меня. Я слезу вниз и если что, скажу проводнице, что я зашел в гости. Позже наверняка займут все свободные места, тогда я опять заберусь на багажную полку». Я пытался продемонстрировать ему, что адекватен и не опасен.
  Он успокоился и спросил: «А Вы не в бегах?».
-«Да, вполне можно так сказать» - признался я.
-«У меня был в жизни аналогичный случай. Я бегал от бывшей жены с алиментами»- посочувствовал мне попутчик.
-«Это как раз мой случай. Только мою жену зовут Советское государство».
...................