Снова про Саньку

Александр Дробноход
 
   Вечерело. Как всегда друзья собирались под старой грушей. Вели беседы на разные темы. Санька постоянно докучал Толику своими фантастическими  мыслями, одну за одной выдвигая идеи. Доходило до страшного невыполнимого.  Но он доказывал о правоте своей идеальной мысли. Толик, как всегда спокойный, поддакивал ему, тем самым разжигал у Саньки азарт.

   В то время ночь оказалась такой темной, ни одной звездочки не просматривалось. Будто занавеской занавесили небосвод.
 Соседка Нюрка, услышав голоса ребят, решила приобщиться, то есть составить им компанию. Ее душа требовала общения. Почти на ощупь она добралась до груши. Ребята увлеченные разговором не услышали, как  подошла крадучись к ним Нюрка.
 В этот момент Санька был увлечен разговором о ведьмах, о чертях волосатых. Толик от страха сидел ни жив, ни мертв,  щупленький такой сжавшись в комок и дрожал. В этот момент сатана невидимый и дернул за язык Нюрку громко сказать: «что обо мне говорите?»   Толик  с испугу закричал « ма-ма-а-а-а…» Санька молчал, будто воды в рот набрал.

   Нюрка смеялась до упаду. Опомнившись Санька решил оправдаться, доказать этой противной Нюрке, что он не трус. Тут же предложил реализовать  появившуюся идею.
- Могу поспорить, что я пройду по кладбищу. А в доказательство принесу ветку березы,что росла  в том месте единственной на всю округу,- заверял он.
   Тут Нюрка вспомнила рассказ ее дяди. « Вернувшись с центральной усадьбы совхоза, - начала свой рассказ Нюрка, дядюшка распряг лошадей, закрыв ворота длинной палкой на засов.  Отойдя метров пять от база, посмотрел на часы, пол двенадцатого показывали стрелки на  циферблате. В этот момент перед ним появился четко очерченный круг, горящий мелким пламенем, высотой до трех сантиметров. Он остолбенел, стоял  на месте, как вкопанный  и не двигался, а огонь  мерцал  пламенем…
- Что за чудеса,- вслух сказал дядя Петя, а сам вернулся к воротам база, вытащил палку и решил длинным концом  коснуться пылающего круга.
   Но не тут - то было!  Круг быстро передвинулся на расстояние недосягаемое палкой. Интерес одолевал дядюшку. Круг сопровождал его до колодца у пруда и исчез. Дядя вернулся назад, закрыв ворота, пошел домой. Мысль о горящем круге не давала ему покоя.  Нюрка  замолчала.
- Ну что дальше, -допытывался Санька.
-Что, что..! Всю ночь дядюшка не мог уснуть. Все время он видел перед глазами мужика, который задавал ему один и тот же вопрос «чего ты от меня хочешь?  Что у тебя нет проблем? Так будут!»

   Саньке было как то не по себе, ведь пообещал, что пройдет по кладбищу. Тело начало изредка подрагивать.
-Ну я пошел, - дрожащим голосом сказал Санька.
- Не ходи, попросила Нюрка. Она была и сама не рада, что рассказала о приключениях дяди.  Но Санька был неумолим.  Ему очень хотелось, чтобы Нюрка еще раз попросила его не ходить, и в тайне он надеялся на это, но… Нюрка молчала.

   Пришлось идти,усилием воли  выполнить свое обещание. Придя  на кладбище, Санька дрожал, как осиновый лист. Он рассуждал как ему лучше пройти по центральной дороге или по окраине, мол, так намного короче. Санька медленно начал передвигаться переставляя ноги, нащупывая  попадающиеся могилки, кресты. Не дойдя десяток метро до березки,  случилось то, чего он не ожидал. На пути следования Санек угодил в яму, вырытую рабочими впрок. Преодолев  оцепенение,начал шарить руками  вокруг себя и вдруг,нащупал что то мягкое и в шерсти. На голове волосы самопроизвольно встали дыбом. « Вот и встретился с нечистым!»- вслух сказал Санька. Невольно в голове зазвучали бабушкины слова: « внучок никогда не произноси слово черт, ибо он обязательно к тебе придет и заберет к себе». Он тут же почувствовал , как по всему телу прошелся холодок, а лоб покрылся испариной. Дрожащим голосом с просящими  интонациями он произносил: « не бери меня нечистый, а лучше помоги выбраться».

   Вдруг в тишине он отчетливо услышал человеческий голос « на хрен ты мне нужен, лучше бога проси, чтобы помог!»
   Это было последней каплей, Санька потерял сознание, упал опять на что-то мягкое и шерстяное.  Так  и пролежал до  рассвета. Вдруг Санька почувствовал толчок, подергивание за руку сопровождавшееся  словами «  что разлегся, хватит дрыхнуть- пора выбираться.
  Санька закричал «не хочу, не пойду!» у него возникла мысль, что  его забирают к себе и опять не мгновение  упал без чувств.
   Очнувшись, он увидел овцу с поломанными передними ногами, на которой он лежал, а рядом устроился мужик, допивая последние капли водки. Санька слезно просил его « дяденька, помоги выбраться.  Прошло еще немного времени, мужик протрезвел, помог ему выбраться из ямы. Санька со всех ног бросился к березе, отломил веточку и айда  домой. Мужик звал на помощь, но Санька не вернулся.
-Ну  и … с тобой. У меня еще одна бутылка есть  да половина огурчика. Так мужик и просидел в яме до обеда.  Когда привезли покойника деда Прокофия, некоторые старухи  упали в обморок, увидев в яме привидение.

  Ну, а Санька всю ночь не спал, казалось ему, что к  окну припадала женщина с вопросом « зачем ты сломал мою березу?»   Больше Санька не выдвигал идеи на сверхъестественные темы.
  Вот такая история произошла в селе. Долго вспоминали люди этот случай.

   Прошло две недели, Санька понемногу пришел в себя, стал прежним, забыл, что с ним произошло, и  свой зарок никуда больше  не ввязываться.
 Снова появилась идея, но не одна,  решил поделиться с Толиком. Погода как назло была  наисквернейшая, тучи заволокли небо. Оно опустилось так низко, как потолок в его избе,того и смотри,  что вот вот начнется дождь, уж больно сильно палило солнце. Было видно как свернулись листья всех широколиственных растений. Но друзьям такая погода не помеха. Они сидели под грушей , строили планы на весь день.
  Санька положил свою руку на плечо Толика, глядя прямо в глаза, сказал:
- Толик, у меня есть идея!
-Как всегда провальная,- хихикнул друг.
- Обижаешь- протестовал Санька.  Так вот раскрывая план, сегодня сама погода является верным помощником. Какие арбузы в огороде бабы Дуни, рекомендую сегодня снять пробу. В такую погоду  хороший хозяин  собаку  не выгонит, так что будет баба Дуня сидеть дома, лузгать семечки. От монотонной работы бабу Дуню бросает в сон. Все  это в нашу пользу.

   Санька поднялся и радостно с гордостью пропел « мы смело в огород пойдем за сладкими арбузами…»  Друзья покинули  двор и направились в направлении огородов бабы Дуни, надеясь, что она в доме дремлет. Как говорится –клюет носом. Но они ошиблись, баба Дуня в это время была в огороде, выбирала фасоль, посаженную с кукурузой. Она решила убрать урожай фасоли до дождя. Вдруг она увидела двух сорванцов, направляющихся к ее бахче. Ей хотелось спугнуть их, но решила набраться терпения и подождать чем это может кончиться. Арбузы  в этом году уродили на славу . Она видела, как один, который повыше  направился на участок, а  тот что поменьше росточком, плюгавенький такой остался стоять на обочине.

   Санька легонько посвистывал и раздавал  щелбаны каждому  арбузу, проверяя их на спелость. Сорвав арбуз килограмма на четыре, он придавил  его руками, раздался  слабый треск.
- О, хорош кормилец!- и положил арбуз в мешок. Отпустив щелбан еще одному арбузу, он оценил, что и этот готов к употреблению. Баба Дуня подумала что ей два арбуза хватит и встала в полный рост. Сделав несколько шагов, она сказала « Бог в помощь, мои помощнички». Санька было схватил мешок с арбузами, но сделал это неловко так, что пуговица отскочила и штаны упали. Санька растерялся, тут уж не до арбузов и схватив штаны обеими руками, кинулся бежать. Ну, а как бежать по бахче, запутался, споткнулся об арбуз, упал, а предательские штаны  только того и ждали, тут же соскочили до пят. Видя, что баба Дуня настигает с хорошей хворостиной, Санька бросил штаны, и в чем мать родила, помчался прочь. Он просто был уверен, что при таком раскладе баба Дуня не догонит, хотя и ее скорость  была приличной. Всей массой она рассекала воздух, а под своим весом ее нога утопала в земле почти по самую щиколотку. А так как женщина она была не худенькой, то дышала как паровоз. Саньке с испугу казалось, что она уже рядом и дышит ему прямо в затылок.
   Отдышавшись немного, баба Дуня вернулась в огород, забрала арбузы и поковыляла во двор , приговаривая « ну спасибо, хлопцы».

   Санька забежал во двор, в таком виде ему хотелось спрятаться. Зашел в сарай, где нашел старые шорты, их и одел. Мать его увидела, прибарахлившегося сына и ахнула:
- Что это за пугало? В огород направляешься ворон пугать?
Санька, опустив голову вниз, произнес:
- Решил примерить, может подойдут, а то валяются в сарае, это же мои. Мне было четыре года … я их одевал в садик.
- Постой, а где брюки, сынок,- допытывалась мать. В таком виде можно смело отправляться на подиум. Наверняка первое место твое, с уверенностью тебе заявляю. Знаешь,сын, придется вместе с тобой отправляться на поиски. Пойдешь в этом наряде?

Шорты были настолько малы, что каждый шаг давался Саньке с большим трудом. Только поворотом таза, он мог продвинуть ногу вперед. Мать смекнула, раз идет сын без капризов, нытья, значит в чем-то провинился. С горем пополам добрались до места встречи с брюками, они оказались на чужом огороде.
- Ну что это значит,- спросила мать.
 Саньке пришлось выложить все, как было. После чего так и пришлось  идти к бабе Дуне объясняться,извиняться.
 Выслушав Саньку, она сказала « лучше было бы, если бы ты пришел и попросил." Разошлись на мирной ноте.

     Только уселся Санька на лавке под грушей, тут как из табакерки, прибежали Нюрка и Толик.
- Ну, угощай арбузами,- с ехидцей  сказала Нюрка.
- Какие арбузы, когда сам то еле ноги унес,- и Нюрка рассмеялась.
-Знаешь Санька, я сначала подумала, что вы с бабой Дуней на спор бежали на перегонки.  Видела я как ты мчался, как лань, а потом начал то падать, то схватываться. А может ты бабе Дуне фору давал? Не похоже..   Как я за тебя переживала.  Смотрю  настигает, летела, как танк, снося все на своем пути, глаза выпучены, как у вареного рака, хворостина то хворостина мощная! Приголубит, мало не покажется. Но в последний момент хорошо придумал, бросил штаны, видно чтобы легче бежать. Да все средства хороши для достижения цели. И тебе это удалось- финиш был на загляденье.
- Ну ладно,Нюра, хватит мне и так досталось от мамы, да и пришлось идти просить прощения.  Спасибо, что баба Дуня добрая, понятливая, а то бы не миновать порки.

  Посмеялись и разошлись. Санька долго лежал на диване, перебирая свой поступок.
- Лучше бы с Толиком пошли на птичник, то принесли бы яиц. Вот это идея! Завтра же схожу к Толику  подумаем, потолкуем, - с настроением сказал Санька.
 На утро показавшееся солнце осветило деревню. Легкий ветерок дышал своим сытым теплом, что придавало отличное состояние. Санька шел к Толику с высоко поднятой головой. Он гордился собой. Что ему пришла безопасная( по его мнению) идея. Доложив о своем гениальном плане, ребята  решили  немедленно привести его в действие.
  Прихватив с собой по пятилитровому  пластмассовому ведерку, друзья отправились на птичник. Шагали быстро с настроением, на душе было празднично. Вдали ребята  заметили приближающуюся к ним бедарку с запряженной в нее лошадью, со смешной кличкой «кукла». Еще издали дед Иван встретил их вопросом:
- И куда это вы пацаны идете, да еще с ведрами?
- Нас попросили воду из пруда вычерпать, -улыбаясь сказал Санька.
-Ну, а если серьезно?- не отставал дед Иван.
- Ну уж если  точно,то скажу я вам, что идем за грибами.
-Какие там грибы! Полтора месяца не было ни одного дождя.
-Места надо знать,- с гордостью сказал Санька.
   Ребята ушли своей дорогой, а дед Иван еще долго стоял на дороге, покручивая свои рыжие усы, обдумывая сказанное Санькой. Потом стегнув легонько кнутом лошадь, произнес « но-о-о!  Язва тебя бери!» лошадь неохотно тронулась с места, оставляя за собой и бедаркой глубокий след на придорожной пыли.
  Тучи, пришедшие с Кавказа, заволокли небо.  Повеяло прохладой, жара спала. Прибыв на птичник, ребята с уверенностью шагали по корпусу.  Из-за такого куриного крика никто и не услышит и не заметит их появления.
- дочка, а ну сходи, проверь птичий двор, куры чувствуют появление  «чужака», - попросила Елена Ивановна Карасева  свою напарницу молоденькую Олю Иванча. Подойдя к корпусу, Оля заметила, как промелькнула тень  двоих  непрошеных гостей. Куры врассыпную. Ребята спешно собирали яйца и осторожно укладывали их в ведра. Оля притаилась за дверью в ожидании  помощников с полными ведрами. Гладя на полные ведра, Толик заметил «тяжелые, как же мы их будем нести?»
-Ничего Толик, своя ноша не в тяжесть.
 Проходя мимо двери, вырисовалась  Оля с длинной палкой:
-Бог в помощь, мои помощнички. Вот спасибо, уважили,- запричитала девушка.
- Да мы просто зашли присмотреться к работе птичницы, может,  придется и поработать, промямлил Санька, - да и решили оказать шефскую помощь, так сказать провести тимуровскую работу.
-Ну вот и молодцы, несите сюда,- показывая на большой плоский ящик, набитый  тонкой  стружкой, укладывайте, только  аккуратнее,- а сама ушла в домик.
  Толик укладывал яйца, выговаривая  товарищу-«вечно ты со своими идеями!
- Не переживай, зато может в газете про нас пропишут, « так мол и так, не перевелись на деревне энтузиасты - пропагандисты тимуровского движения», - гордо заявил Санька. Может, выберем время и еще поможем.
- Нет уж, избавь меня от своих бредовых идей. Ты как хочешь, а я пошел домой, - злобно сказал Толик.
-Помогли и ладно,-утешал Санька,- у меня появилась беспроигрышная идея. Наложим за пазуху яиц и знай наших. Так и сделали, каждый быстро спрятал за пазуху два десятка яиц, собрались уходить. Но тут же появилась Оля с просьбой отнести по ящичку некондиционных яиц. По- молодецки подняла ящик и с силой сунула Саньке, за пазухой  угрожающе  хрустнуло. Толика не миновала та же участь. Поблагодарив за помощь, Оля ушла в домик.
  Содержимое  побитых яиц покинуло территорию живота и медленно стекало вниз по ногам. Ребята не знали, что и делать. Выбежав за территорию птичника, остановились, вытряхивая скорлупу из-под  штанов. Пришлось идти на пруд, чтобы привести себя в порядок. Пока бежали, одежда начала прилипать к телу. Высыхая штаны и трусы собрались в единый  измятый комок.  На берегу срочно сбросив одежду, кинулись в воду, в чем мать родила. После чего полоскали одежду, освобождая ее  от высохшей яичницы.
- Тебе Санька, не кажется,что все твои идеи являются враждебными, - с досадой высказался Толик.
-Ничего Толик, это временные трудности, выпавшие на наши головы, - оправдывался Санька.
-А тебе не кажется, что они частенько выпадают на наши задницы! То ремня, то хворостины отхватишь после каждой твоей идеи,- оттирая засохшие штаны, высказался Толик.
  Санька сурово посмотрел на Толика, ехидно улыбаясь, произнес: «значит, тебе нравятся мои идеи, всегда вместе идем приводить их в действие.
  Кое-как простирнув штаны горе-тимуровцы двинулись в путь. Разговаривали, шутила, порой смеялись до упаду,  заигрывали с провожающими ласточками. А вот и село. Настала пора расходиться по домам. Попрощавшись, не отпуская руки Толика,как то с улыбкой сказал: « а у меня появилась идея…»
- Надеюсь на сегодня хватит идей - с упреком сказал Толик, и они побежали по домам.
 Рано утром следующего дня, во двор зашел сам бригадир, попросил Саньку обеспечивать водой женщин работающих на подсолнечном поле. День прошел хорошо, от женщин не было ни одного упрека. Своевременно доставлял воду, так что женщины не страдали от жары. Санька хотя мал, но заметил как тупится инвентарь. На следующий день он прихватил с собой напильники, используя каждый момент отдыха, точил тяпки, за что женщины благодарили его.    Отчего Санька расхвалился своему другу Толику Сметана с гордостью рассказывал о прошедшем дне.  Обработанное от сорняков  поле, с каждым днем уходило на восток в сторону с.Богородецкая. на последней сотне метров росли заросли  терна, там то Санька и обнаружил логово волков. После работы Санька помчался к Толику. Сидели на лавочке, рассуждали и вдруг Санька вскочил с лавку, как всегда с азартом сообщил:
- У меня появилась идея, хотя не безопасная.
-Ну что еще выдумал, - поинтересовался Толик.
-Ты знаешь друг, давно я мечтал иметь собаку овчарку.
-Ну и в чем загвоздка?
- А загвоздка в том, что отец не разрешает.
 -Это ты сейчас обещаешь, что будешь ухаживать. А пройдет время и забудешь о своих обязанностях, как за Паньковы штаны. Все это свалится на плечи матери. Ну, давай выкладывай, что за идея?- торопил его Толик.
- Видел я на поле логово волков, слышал как скулят волчата.вот бы одного взять да и воспитать как овчарку. И будет у меня розыскная собака  ищейка. Надеюсь, будут обращаться  органы за помощью-« Александр Викторович , нам нужна ваша помощь, - Санька замолчал. Так что в выходные можем сбегать и добыть себе щенка.
На том и порешили.  На месте стали решать, кто же полезет в нору, правда нора была огромная.
- Ты заварил кашу, ты и расхлебывай,- по- взрослому рассуждал Толик.
- Хорошо,- согласился Санька и направился к норе. Внутри, где то в метре были слышны повизгивания волчат. Засунув голову в нору, Санька сразу почувствовал запах псины. Почти добрался до волчат, осталось только   взять  в  руки, как сзади почувствовал толчок. Санька с досадой высказался: «Толик, постой,тут и так тесно, сначала я вылезу, а потом ты полезешь. Он с силой толкнул и вдруг, рука  ощутила шерсть, -«значит это волчица задом опускается в нору» -подумал он.
 Вдруг раздался треск, напоминающий треск подпиленного дерева, оказывается от испуга, волчица обдала Саньку пометом, от чего в норе стало невозможно дышать. От удушья Санька вылетел из норы, как пробка из бутылки. Около норы ни  Толика ни волчицы не было. С видом самого несчастного человека, Санька смотрел на свою измазанную пометом одежду.понимая, что мечта заиметь щенка так и остается мечтой, Санька медленно побрел домой.
 Вечером друзья были в сборе.
-Что от тебя прет так зловонно?- допытывался Толик.
-А почему ты не дал знать об опасности?- задал Санька встречный вопрос.
- Когда я увидел волчицу,- начал оправдываться Толик, - то язык не ворочался, словно я его проглотил, а бежал от страха как настоящий бегун.
  Представив бегущего Толика с вылупленными от страха глазами, а Саньку, бредущего домой и измазанного пометом, ребята смеялись до упада.
  Так закончилась на грустной ноте очередная Санькина идея. Он пообещал толику что  больше не будет поддавать идеи,но…
  Прошло две недели, а то и меньше, как Санька примчался к Толику с вновь испеченной идеей. Но не договорил и осекся, и с грустью высказал свое мнение о себе же: « я как та свинья, которая зарекалась говно не есть… бежит, а оно лежит,хвать и… съела».

  Вот так закончилась грустная история Саньки на мирной ноте. Еще долго вспоминали жители села, при встрече напоминая ему : « А помнишь!»
  Санька похлопав собеседника по плечу всегда говорил –« что было, то было и никуда  его не денешь!»




      Дробноход А.Я.      с. Лопанка