Мама, а что такое любовь?

Лина Мкртычян
            ***
- Мама, а что такое "любовь"?
Голос маленькой Светочки звучал тихонько и совсем тоненько, но был наполнен искренним и непосредственным детским любопытством. Она без стеснения поговорила этот, как ей казалось, простой вопрос, и широко раскрытыми глазами смотрела на маму.
Мама тяжело вздохнула, подняла глаза куда-то далеко, и снова вздохнула. Её взгляд был наполнен каким-то странным чувством, которое было ещё не знакомо её доченьке. Светочке было всего лишь пять лет, и она была умной не по годам. Но каким бы умным не был ребёнок, в таком возрасте он не способен понять некоторых вещей. Светочка смотрела на маму с искренним недоумением - она чувствовала, что маме сложно ответить на этот вопрос, совсем ещё этого не осознавая, она, однако, просто ощущала, что что-то в душе её любимой мамы в этот момент переворачивается. Что-то происходит. Что-то такое, чего она не понимает, да и поймёт ещё нескоро, но скрыть мама этого всё равно от неё не сможет. Как каждый ребёнок чувствует своего родителя, Светочка знала, что маме тяжело даётся тот ответ, который она сейчас обдумывает. Но мама всё же ответила. Она потёрла глаза своими длинными пальцами, а потом заговорила нежным певучим голосом.
- Светочка, любовь бывает разной. Вот мы с тобой любим друг друга, мы любим папу, а папа любит нас, у меня тоже есть мама, твоя бабушка - мы тоже её любим, а она любит нас...
- Мамочка, это всё понятно. Я тебя люблю, я это знаю, и ты меня любишь. Это я тоже знаю. Но я не про эту любовь спрашиваю.
Мама задумалась.
- Ты спрашиваешь не про материнскую любовь? Не про любовь отца и сына, бабушки и внучки?
- Нет.
Светочка ответила чересчур решительно, вдруг забеспокоилась, не расстроиться ли мама, что Светочке не понравился её ответ. Она хотела что-то сказать, но не успела. Мама её опередила.
- Есть любовь другая. Любовь к Богу. Мы же ходим в церковь, молимся, ставим свечки за родных и близких, отмечаем Рождество и Пасху. Мы любим Бога. Боженька любит нас. Не только тебя и меня, и нашего папу, и бабушку, а всех людей.
- Всех-всех? Всех, кто живёт в нашем городе?
Мама заливисто рассмеялась. В уголках её глаз натянулись маленькие смешные морщинки, которые нисколько не портили её прекрасного лица; напротив, они придавали ему какую-то особую живость и человечность, присущую только любящему человеку.
Губы её растянулись в тонкой и нежной улыбке, и, мягко потрепав ребёнка по голове, удивляясь её детской наивности и любознательности, мама произнесла:
- Нет, доченька. Не только тех, кто живёт в нашем городе. Ещё всех, кто живёт в нашей стране, всех, кто живёт на нашем материке, и вообще всех людей на планете Земля.
Тут глаза Светочки вспыхнула золотым огоньком.
- Неужели Боженька любит всю нашу планету, всех-всех людей, кто на ней живёт?
- Да, доченька. Мы, люди, не способны на такую любовь. Представляешь, какого размера наша планета?
- Нет... Но она наверное очень большая?
Мама улыбнулась, и уже хотела что-то ответить, но в этот раз Светочка её опередила.
- Мама! Я правда не знаю, какого размера наша планета, не знаю, сколько на ней живёт людей. Но я хотела спросить тебя не об этом!
И Светочка снова пожалела, что так решительно сказала маме эту фразу. Она не хотела её обижать. Но к счастью, мама не обиделась, раз уж она продолжила говорить. Но она, кажется, снова отчаянно погрустнела, по всё той же, непонятной Светочке причине. И очень грустно, задумчиво, глядя в какую-то одну точку вдалеке, мама произнесла ровным тоном, словно чужая:
- Тогда о чём же ты хотела спросить?
Светочку напугал мамин голос. Она задумалась, стоит ли задавать вопрос, если он так расстраивает маму. Но мама ждала вопроса, продолжая смотреть куда-то вдаль. Тогда Светочка набрала побольше воздуха, и с испугом, чересчур быстро, чтобы хватило воздуха, произнесла:
- Ты сказала, что мы, люди, не умеем так любить. Но как же тогда мы любим? Люди ведь выбирают кого-то одного, чтобы жить с ним. Всю жизнь. Как вы с папой.
Когда мама повернулась и посмотрела на Светочку, её взгляд был полон вновь чего-то незнакомого и далёкого для ребёнка, но Светочка вновь пожалела, что захотела задать этот вопрос.
- Значит ты про любовь мужчины и женщины?
- Да.
Мама тоскливо отвела взгляд и сказала.
- Понимаешь, доча... Любовь мужчины и женщины - штука сложная. Если я расскажу, ты и не поймёшь.
- Ну пожалуйста, расскажи.
Мама тяжело вздохнула и посмотрела на дочь. Светочка прочитала во взгляде, что маме тяжело говорить об этом и добавила:
- Если тебе нетрудно.
Мама удивилась такой взрослости и осознанности маленькой девочки. Она была слишком чуткой для своих пяти лет. И мама рассказала всё, что знала сама. Весь свой жизненный опыт, всё, что она сама прожила и всё, что она чувствовала за свои тридцать лет, а Светочка слушала, слушала, и слушала. Прошёл целый день, по детскому каналу закончились любимые мультики, прошёл любимый мамин сериал, уже и папа вернулся домой, а мама всё рассказывала и рассказывала. И вот кончился день, Светочку уложили спать. Поцеловав на ночь ребёнка, мама вышла из комнаты. Папа стоял рядом с дверью. Он удивлённо посмотрел на жену и спросил:
- Любимая, что-то случилось? Ты весь день рассказывала дочери историю наших отношений.  Я думал, что...
- Ты думал, что ей такое лучше не знать, и что я не захочу такое рассказывать собственной дочери?
Папа опустил глаза, и чуть слышно произнёс:
- Да.
Мама тоже стала говорить тише.
- Но она хотела знать, родной. Она хотела знать, что такое любовь. Я знаю, она ещё мала. Но надеюсь, когда вырастет, она всё поймёт.
Папа кивнул головой, обнял жену за плечи и они вместе пошли к себе в спальню.

                        ***
Ян открыл книгу на первой странице и прочитал вслух, словно самому себе:
- "Любовь и прочие премудрости". "Посвящается моим родителям". "Автор книги - Светлана Любина".
Юноша задумался.
- Интересненько. Ну что ж, начнём.
- "Глава один. О жизни". "...однажды, когда мне было пять лет, мама рассказала мне историю их с папой любви. История была долгой и сложной, будучи совсем маленькой девочкой, я мало что поняла. Но сейчас, когда я уже взрослая замужняя женщина, и у меня подрастает семнадцатилетний сын, я понимаю эту историю, я могу и хочу рассказать всё то, что я вынесла из неё спустя многие годы. Итак, дорогой читатель, если ты держишь в руках эту книгу, значит ты хочешь знать, что такое "любовь", и что такое "любить". Я расскажу.
Когда ты любишь, тебе бывает тяжело, сложно, больно. Любовь - это далеко не всегда радость. В случае моих родителей, - это почти всегда бесконечная боль. Эта боль, которая сопровождает каждый твой день, когда ты рядом с человеком, которого любишь, и когда он от тебя далеко. Не стоит думать, что я говорю о безответной любви. Я говорю исключительно о любви взаимной, именно о ней моя книга. Любить очень сложно, ведь всё в жизнь очень непросто. Порой тебе придётся переступить через свои принципы - через гордость, иногда через боль,  а порой и через твой разум и рассудок, через твой здравый смысл для того, чтобы на всю жизнь остаться с тем, кого ты любишь, и кто любит тебя. Наши любимые люди зачастую не такие, каких мы рисуем их в своих детских мечтах. Они - не принцы из детских сказок и не безмолвные спящие красавицы. Они - живые, взрослые, а иногда и не очень, люди, полноценные и не полноценные, как личности, умные и глупые, воспитанные и нет. Они очень разные. И скорее всего, тот образ, который вы нарисовали себе в детстве не совпадёт с человеком, которого вы полюбите и с которым проведёте свою жизнь. Девушка, если ты читаешь это и думаешь, что твоя судьба -  кареглазый брюнет с вьющимися волосами, нежный, но с твёрдым характером, целеустремлённый и заботливый, то поверь - тебя ждёт голубоглазый блондин с прямыми волосами по плечи, грубоватый и упрямый, немного заносчивый и самолюбивый, он захочет, чтобы ты работала на двух работах и убирала весь дом. Я не хочу говорить ничего плохого, милая девушка, не хочу воспитывать в тебе пессимизм. Ты всегда прекрасна, - неважно, какой размер одежды ты носишь и как часто делаешь маникюр, неважно, ухаживаешь ли ты за лицом и следишь ли за модными тенденциями. Гораздо важнее, что у тебя внутри. Если изнутри ты наполнена, если ты способна на глубокие чувства - значит ты красива, а если ты красива, значит будешь счастливой. Только я не могу предсказать, когда. Мир прекрасен и светел, мечты сбываются и Бог слышит наши молитвы. Но поверь, - не может сбываться всё вместе и сразу. Если даже ты уже любишь своего темноговолосого красавца, то он скорее всего, имеет не вьющиеся, а прямые волосы; либо он заботлив, либо твёрд по характеру. Он или нежный, или целеустремлённый. Но если он и нежен, и твёрд, и заботлив, и целеустремлён - он точно не родился брюнетом. Мужчины, с вами это работает также. И это стоит понять и принять. Если ты хочешь любить и быть любимым - тебе придётся пройти через боль и препятствия. Тебе придётся терпеть много боли. После взлётов у вашей любви абсолютно точно будут падения, просто потому, что всё в мире так устроено. Кому-то из вас будет казаться (а возможно и не казаться), что ты или он/она разлюбили. И это история на про предательство и измену, а про бесконечную усталость терпеть сильную боль. Порой сердце устаёт терпеть её, оно закрывает чувства и больше не хочет показывать их никому в мире, даже своему хозяину. Тогда и случается то, что всем кажется концом любви. Но это не всегда так. Кто-то способен проявить силу и преодолеть это. Мои родители смогли. Я не знаю, как именно, но они это сделали. Полюбили друг друга заново, поженились и родили меня. Правда в том, что твой любимый человек далеко не всегда такой же потрясающий, как когда-то, когда ты его полюбил. Он порой будет себя ужасно проявлять, отвратительно себя вести. Поверь, читатель, - ты будешь вести себя также. Вы оба будете очень сильно страдать. Моя мама рассказывала мне огромное количество ужасающих, просто страшных историй. Но они вдвоём выстояли, выдержали, и теперь они счастливы. Знаете, мне кажется, нет ничего более ценного, чем любовь, пронесённая людьми сквозь года. После всех страданий и ссор по-настоящему любить могут лишь единицы". "Глава два. О препятствиях". "...моя мама рассказала мне истории, которые я не могу не пересказать тебе, дорогой читатель. Хоть я и не Чехов, и не Достоевский, но я чувствую, что это мой долг, мой дорогой друг. Однажды моя мама, будучи безумно влюблённой в моего папу пришла в гости в его дом, чтобы познакомиться с его родителями. Его семья всегда казалась ей очень любящей и идеальной, но когда она увидела всё изнутри, она ужаснулась. Его мать диктовала (моя бабушка, с которой и по сей день очень напряжённые отношения; вероятность, что она прочитает мою книгу равна 0, 01%) диктовала свои условия и мужу, и сыну, и дочери, и всей своей семье. Когда будущая невеста сына пришла в её дом, она сделала всё, чтобы выжить её оттуда. Она сразу представила своей будущей невестке свою маленькую дочку. Девочке тогда была всего шесть лет, она сидела у себя в комнате и играла в куклы. Когда ей представили мою маму, которая всегда была очень красивой и привлекательной, - она ей, конечно, очень понравилась. С криками: "Маша, пошли играть", маленькая Сонечка позвала мою маму в комнату и усадила за игрушечный столик. Можете ли вы себе представить, что каждый раз, когда моя мама отлучалась в гостиную к своему жениху и его отцу, чтобы поддержать разговор, моя бабушка, под предлогом "посмотреть пирог в духовке", заходила в комнату к своей маленькой доче, выкидывала всё содержимое игрушечного чайного сервиза и сваливала на будущую невестку? Вы уверены, что в своей жизни вы встречали достаточно подлецов? Точно? А после этого рассказа?
Но это не конец истории! Плачущий ребёнок всё простил новой знакомой. Соня говорила, что всё равно хочет видеть Машу, ведь она такая красивая, и так нравится братику. Этого моя бабушка не выдержала. На следующий день она напросилась в гости к моей маме и её семье. Моя бабушка со стороны мамы - лучшая бабушка на свете, мой дедушка и по сей день во мне души не чает, по-прежнему возится со мной, словно мне двенадцать лет. Моего папу и его родителей ждал самый радушный и тёплый приём. Весь вечер шла милая беседа, всё было просто сказочно хорошо. Ночью гости уехали домой. Что сделала моя бабушка? Верно. Она всю ночь говорила своему мужу, что более лицемерных и лживых людей она в жизни не видела. Она так надоедала ему до самого утра, что на утро он постучал в комнату сына и уговорил его расстаться с любимой девушкой. Днём того же дня, сидящий под домашним арестом восемнадцатилетний юноша (мой папа), отослал моей маме письмо с просьбой разойтись и остаться друзьями. Скажите, разве не чудовищна эта история?
Могу рассказать историю со стороны мамы. Не во всех неудачах моей семьи был виноват только молодой и наивный мой папа. Конечно, мама всегда обладала очень взрывным характером. Однажды, когда он залыхался от приступа астмы после того, как пошутил на тему её красоты, она сначала бросила его ингалятор куда подальше, а потом бросила его самого и ушла в неизвестном направлении. Он же дождался утра, неизвестно каким образом всё же нашёл ингалятор. К утра следующего дня нашёл и любимую девушку, вернул её и помирился с ней.
Эти рассказы - всего лишь сотая часть всего, что происходило между моими мамой и папой. Нет, не было измен, но были моменты флирта. Не было предательств, но были ужасные слова и глубокие раны от этих слов. Были обиды, страшные ссоры, в которых, казалось, можно либо лишиться рассудка, либо утратить любовь навсегда. Но они сохранили её".
"Глава три. О любви".
"...любовь - самое сильное и потрясающее чувство на свете. Оно - бесконечный свет, греющий душу и вместе с тем бездонная мгла, которая раз от раза мучает только сильнее. Любовь - это то, ради чего люди живут, и то, из-за чего так тяжело порой жить, сохраняя разум и здорове, именно жить - а не выжить из ума. Любовь - это необъяснимо сильное лекарство. Она - яд, и она же - противоядие, оттого, что губит и лечит она одинаково эффективно. Не знаю, что на свете может быть сильнее любви. У человека, который умеет любить - думаю, ничего. У того, кто любить не может остаётся другое чувство, - ненависть. Оно тоже невероятно сильное, но оно пожирает изнутри, изнашивает душу быстрее, чем равнодушие или зависть. Человек любящий в своих страданиях праведен, - человек ненавидящий - в своей ненависти низок. Тот, кто ненавидит, питается чернотой, а не светом. Какие бы страдания не приносила любовь - любовь прекрасна, пусть порой её путь очень тернист. Любовь - это солнце, это океан, это неисчерпаемый источник сил и жизни, это нечто такое, что не даёт душе зачерстветь и превратиться в камень.  Любовь - это боль, это сумрак, это мучения, это дрожь во всём теле, это слёзы, крики, ссоры, это бессонные от истерик ночи и пустые без родного голоса дни. Любовь - это вся жизнь. Я посвятила эту книгу моим родителям, пронёсшим любовь сквозь всю жизнь и любящим до сих пор. А теперь я хочу обратиться к моему мужу. Любимый, если что-нибудь на свете нас когда-нибудь разлучит, просто знай. Я счастлива была любить тебя, я знаю, что умею любить. Ты - смысл, ты - сила, ты - вера, надежда и свет моей жизни. Если у тебя или у меня это когда-нибудь изменится, если мы друг друга разлюбим, то всегда помни, что я не забуду нас. Твоя Светочка..."
На этой странице Ян закрыл книгу. Он не смог дальше читать. Если бы он не был мужественным и сильным семнадцатилетним парнем, которого в соседней комнате ждала любимая девушка, он бы мог сказать, что его душат слёзы. Он неслышно плакал всё это время, и когда она позвала его из комнаты, он опомнился и закрыл книгу.
- Ян, скоро Светлана Юрьевна придёт! Давай накроем стол! Что ты там застрял?!
Ян вытер слёзы, с усилием улыбнулся, вышел в комнату к своей девушке и произнёс:
- Любаш, не стоит так тревожиться из-за прихода моей мамы. Даже если не накроем стол, она будет рада тебя видеть. Ты же знаешь. Она у меня - золото.
Люба улыбнулась.
- Знаю. И всё-таки, давай поторопимся.
- Давай.
Ян кивнул головой и быстро поцеловал Любу в щёку...