Достойные наград

Вячеслав Прытков
                ДОСТОЙНЫЕ   НАГРАД


В сентябре  1915  года  в  Чёрном  море  появились  первые  немецкие  подводные  лодки, которые  уже  успели  потопить  несколько  русских  торговых  и  парусных  судов. Немецкой  подводной  лодкой  был  потоплен  транспорт  «Апшерон». Подобные  действия  неприятеля  вызывали  большую  обеспокоенность  Командующего  Черноморским  флотом  вице – адмирала  Андрея  Августовича  Эбергарда. С  целью  дальнейшей  оценки  действий  флота  у  Командующего  собралось  почти  всё  флотское  руководство.

«Господа! – начал  Андрей  Августович,  - все  вы  знаете  наши  потери  от  действий  немецких  подводных  лодок. Подобное  впредь  нельзя  допустить, поэтому  я  предлагаю  наши  торговые  и  не  военные  суда  отправлять  в  море  только  в  сопровождении  боевых  кораблей. Конечно, командиры  немецких  подводных  лодок  будут  хвастаться  и  преувеличивать  число  потопленных  ими  наших  судов, вспомните  атаку  двух  подводных  лодок  на  линейный  корабль  «Пантелеймон», которому  удалось  избежать  выпущенных  в  него  мин  путём  умелого  маневрирования, однако, командир  немецкой  подводной  лодки  радостно  сообщил  адмиралу  Сушону, что  он  потопил  «Пантелеймона».
Более  того, хочу  отметить  успешные  действия  наших  подводников, особенно, подводной  лодки  «Морж»  под  командованием  старшего  лейтенанта  В. Погорецкого. Дважды  лодка  атаковала  новейший  линейный  крейсер  «Гебен»: первый  раз – у  Босфора  11  августа  1915  года. Оглашу  рапорт  командира  «Моржа»  от  25  октября  по  1  ноября  1915  года:
« 1  ноября  в  полночь  я  взял  курс  на  плавучий  босфорский  маяк, и  в  5  часов  утра  на  «NE»  были  замечены  вспышки  прожектора, короткие  и  длинные, как  знаки  Морзе. В  5  часов  40  минут  на  траверзе  правого  борта  из  темноты  ночи  выходила  тёмная  масса. Один  или  два  корабля  шли  параллельно  моему  курсу. «Морж»  ещё  не  был  в  позиции  атаки, и  в  этот  момент  корабль  резко  изменил  курс  и  пошёл  к  Босфору. Я  погнался  за  ним, но  к  моему  огорчению, скоро  убедился, что  дистанция  всё  увеличивается – он  уходил  от  меня. В  7  часов  30  минут  я  всплыл. Был  уже  день. Определившись, я  констатировал, что  мы  находимся  близко  от  русских  мин и, переменив  курс, я  отошёл  от  них. В  10  часов  45  минут  мы  подошли  к  плавучему  маяку  и  в  12  часов  15  минут  легли  на  курс  «S», чтобы  стать  на  позицию. Как  вдруг  на  северо – западе  (ENE)  был  замечен  быстро  подвигавшийся  дым. В  это  же  время  два  турецких  миноносца  типа  «Миллет»  выходили  из  Босфора. Солнце  светило  в  глаза, и  спокойное  море  очень  затрудняло  атаку  крейсера, охраняемого  двумя  миноносцами. Я  шёл  на  сближение  со  скоростью  7,5  узлов. Чтобы  уменьшить  след  от  перископа, я  сократил  скорость  до  3  - х  узлов, что  в  свою  очередь, затрудняло  держаться  горизонтально  при  помощи  рулей  глубины.
В  15  часов  45  минут  мне  удалось  подойти  к  «Гебену»  на  2000  м. Когда  я  поднял  перископ, то  увидел  неприятельский  миноносец, мчавшийся  на  меня  и  стрелявший  из  носового  орудия. Я  остался  на  моей  позиции  для  атаки, впереди  него  и  на  углу  в  35  градусов  пустил  первую  мину. Миноносец  быстро  приближался, продолжая  стрелять  по  мне. Подпустив  его  на  800  м, я  изменил  курс  и  снова  вышел  на  угол  в  30  градусов  впереди  крейсера. У  меня  имелись  ещё  две  мины. Выпустив  их  из  носового  тюба, я  быстро  погрузился  на  15  м, чтобы  избежать  таранного  удара  турецкого  миноносца, уже  настигавшего  меня. Через  минуту – характерный  шум  винтов  и … миноносец  промчался  над  нами. Ещё  через  минуту  слышен  был  шум, похожий  на  взрыв  мины  Уайтхеда.
Через  четверть  часа  я  всплыл, чтобы  осмотреться  в  перископ. Я  увидел  «Гебен», идущий  слабым  ходом  на  Румели  Фенар. Миноносцев  я  больше  не  видел, но  возле  берега  неясный  силуэт  судна  был  окружён  столбами  пара. Можно  предположить, что  одна  из  моих  мин  попала, либо  в  «Гебен», либо  в  миноносец. Ночь  наступала, и  я  не  мог  подойти  ближе  к  берегу, чтобы  узнать  результат  моей  атаки.
5  ноября  в  10  часов  35  минут  я  вошёл  на  Севастопольский  рейд. В  течение  патрулирования  от  28  октября  по  5  ноября  мною  пройдено  911,5  морских  миль  на  поверхности  и  20,5  морских  миль  под  водой.»



«Так, что, господа, В. Погорецкий  действовал  очень  смело  и  решительно, кроме  того, как  мне  стало  известно, выстрелы  минами  произвёл  минно – машинный  унтер – офицер  1  ст.  Иванов  Иван. Командир  и  команда  «Моржа»  достойны  награждения!»

31  октября  2021  года                Вячеслав Прытков