Наталия Барсукова о Юрии Новикове

Анна Петросян
«Казалось, он все делал по какому-то плану или жизненному сценарию, заранее известному только ему»

В память о гениальном человеке.
В 2021 году (6 августа) всемирно известному художнику-керамисту Юрию Новикову исполнилось бы 75. К юбилею вышел из печати красивый художественный альбом с его работами. Подготовкой каталога-резоне занималась супруга художника доктор искусствоведения Наталия Ивановна Барсукова. Мы давно не общались. Хотелось охватить много тем. Вот, что из этого получилось

- Знаю и помню, что подготовкой художественного каталога Вы начали заниматься еще при жизни Юрия Михайловича. Сколько лет прошло с момента рождения идеи до дня, когда вы впервые взяли в руки свежеотпечатанный альбом? Из чего состояла основная Ваша работа? Кто Ваши помощники в этом?

- «Художник Юрий Новиков. Керамика» - так называется издание. Это каталог-резоне, обоснованный каталог, очень глубокое системное научное исследование творчества художника. Это трудоемкая работа, которая под силу крупным музеям. Обычно над такими каталогами работает команда исследователей, экспертов. Как правило, у художников-современников мы не встретим каталогов-резоне: при жизни их никто не пишет, после смерти некому писать. Из современных художников мне известен только двухтомник работ Ильи Кабакова. Это сложная работа. Несколько лет ушло у меня на сбор материала: это и работа в фондах в известных музеях России, в собственных архивах, которые вел Юрий Михайлович буквально с первой выставки, записывая, где находились и экспонировались работы. В зарубежных музеях не удалось поработать: помешала пандемия и закрытые границы. Все строилось на переписке и данных из личного архива. Многие материалы и фотографии были найдены именно сейчас благодаря Интернету и новым возможностям связи со всем миром. Буквально еще 10 лет назад это было невозможно сделать. Пришлось ездить в отечественные музеи и искать работы, которые пролежали 30-35 лет без атрибуции. Я просила прислать мне фотографии работ хорошего качества, а мне отвечали, что работ такого художника у них нет. Приходилось ехать в музей и искать самой. Сделала выводы, что где-то могли перепутать отчество и на основе этого говорили, что нет такого художника, где-то на работе не было ни монограммы, ни подписи. Это характерно для раннего периода творчества Новикова: он не ставил почему-то подписи ни на обратной, ни на лицевой стороне работы. А это дает сложность в атрибутировании. Два года назад мы выиграли государственную стипендию Министерства культуры, она небольшая, сто тысяч рублей, тем не менее, это было признанием. Мы должны были обосновать, для чего Музею керамики Юрия Новикова и доктору искусствоведения Наталии Барсуковой эта стипендия. Подготовку каталога работ Ю. Новикова посчитали важным для художественной культуры и стипендию нам выделили. Мы отчитывались, на что идут деньги. Работу разбили на этапы, я ездила на конференции, писала статьи, которые тоже вошли в каталог. Основная характерная черта резоне – полные сведения о художнике и обо всех известных его работах. Как правило, он строится в хронологической последовательности, не допускает вольностей и субъективных мнений в анализе творчества. Здесь все построено на строго научной основе и фактологии. Где экспонировалась работа, на каких выставках. И где находится сейчас: в музее или в частной коллекции. Указывается, когда и в каком году была сделана работа, где – в какой мастерской, в какой технике. Технология в керамике очень важна, поэтому нужно было указывать технологическую базу. По каждой работе такие данные приведены.
Творчество Новикова четко делится на три периода – ленинградский, московский и сочинский. Поэтому каталог разделен на 3 периода. Он поработал в трех столицах и везде внес очень большой вклад в художественную культуру. Родился в Ленинграде, потомственный петербуржец, учился там же в одном из лучших учебных заведений - в Академии Штиглица, тогда Муха, на кафедре керамики. Это очень сильная школа керамики. В Ленинграде формировались основные темы его творчества, там он работал в крупном проекте в Петергофе над воссозданием изразцовых печей 18 века в Большом дворце. И после этого в 1985 году был приглашен в Москву, где выполнил много правительственных заказов по созданию декоративных панно и изразцовых каминов в общественных интерьерах, в том числе в российских посольствах за границей. Было много сделано творческих работ в качестве подарков представительского класса.

Помимо этих данных, каталог-резоне включает биографию художника, полный список зарубежных и отечественных персональных и коллективных выставок, список творческих работ, выполненных для общественных интерьеров, и список всех музеев, в которых находятся его работы, фильмы, которые были о нем сняты, его статьи и статьи и монографии о его творчестве, сигнатура - монограммы и подписи с его уникальным приемом - автопортретом в росписи.

Это фундаментальное исследование содержит две вступительные статьи: первая статья написана главным хранителем авторской современной керамики музея керамики «Кусково» Ольгой Пучниной. К сожалению, парадоксально, но этот музей не имеет постоянной экспозиции керамики. И получается, что Музей керамики Юрия Новикова чуть ли не единственный в нашей стране, который демонстрирует современную авторскую керамику. Наш музей очень многие любят, приезжают специально, чтобы посетить. Тем более здесь и мировой рекорд – самая высокая изразцовая печь в мире. И его знают как уникальный объект. Музей «Кусково» все это время оказывал нам поддержку, его сотрудники приезжали к нам в командировку, консультировали по отдельным вопросам. Вторая статья написана мной, это анализ творчества Юрия Новикова. Также в каталоге показано, как город и среда влияют на компоненты творчества, на появление новых тем и сюжетов. Обычно резоне бывают «сухими», построенными на перечислении работ. Мы сделали наш альбом художественным, у него прекрасный дизайн, выполненный дизайнером Евгением Гайворонским и издательством «Оптима», напечатан также в их типографии. Я считаю, выход этого каталога – это событие для культуры и науки города Сочи, потому что он полностью был создан сочинской командой и на хорошем уровне. Создание этого каталога было необходимо для нашего музея. Он очень поможет в работе с посетителями. Естественно, он делался и для музеев, где хранятся работы Юрия Новикова, он поможет в дальнейшем изучать его творчество. Первые экземпляры были вручены сочинским музеям. Музейные работники его высоко оценили. Но он интересен и просто любителям прекрасного, всем, кто интересуется искусством.

- Когда и как Ваш дом и мастерская стали официально Домом-музеем керамики, вошедшим в число частных музеев России? Это было трудно или происходило естественно?

- «Музей керамики Юрия Новикова» – так называется наш музей. Когда мы только осматривали недостроенный дом во время покупки, Юрий Михайлович подумал, здесь будет выставочный зал: высокие окна, двусветный большой зал. И название дал он в 1997 году, когда мы начали работать с экскурсионными группами. Было очень много посетителей, спрос на подобные экскурсии был большой. В те годы в Сочи было мало разработано культурных объектов показа, граница с Абхазией была закрыта, куда раньше ездили на экскурсии. Было много предложений от экскурсионных фирм привозить сюда группы туристов, и мы сразу стали работать с экскурсантами, мало тогда еще представляя, что такое экскурсия и экскурсовод, осваивали методику. Это мы делали вдвоем. Параллельно смотрели, как меняются требования к экскурсиям, насколько они становятся интерактивными, живыми. Изучали и европейский опыт, и отечественный. Дом наполнялся новыми работами Юрия Новикова, которые буквально только что вышли из печи после обжига и тут же размещались на стенах. Устраивались выставки других сочинских художников. Коллеги приезжали поучаствовать в творческом симпозиуме. Были конференции, стажировки художников, керамистов, студентов-дизайнеров и живописцев. Было много творческого обмена.
Музей керамики Юрия Новикова – это выставочный зал и творческая профессиональная мастерская керамики. Как член Союза художников России Новиков имел право на такую мастерскую и у него всегда были личные мастерские – и в Ленинграде, и в Москве, но это были мастерские Союза художников. В перестроечное время рухнула вся система поддержки художников, закрылись художественные комбинаты, невозможно было нигде купить материалы для художников-прикладников. И тогда он поставил себе задачу сделать свою мастерскую, чтобы не быть зависимым ни от кого. Тогда многие художники-прикладники уходили из профессии, потому что лишились производственной базы.
Вот с того времени, с 1997 года название не менялось. В быту, в обиходе есть и другие названия – Дом-музей Юрия Новикова, Дом-музей керамики, Дом-музей художника. По факту он действительно Дом-музей художника, здесь он жил более 20 лет. Есть такой вид музеев, где основу экспозиции составляют интерьеры, где жил и работал художник. Но мы работаем в другом формате, никогда не показывали частные интерьеры, быт художника. Мы показывали творческий процесс, то есть живую среду становления произведения искусства. Сначала это делал сам Юрий Новиков. В течение 20 лет он проводил экскурсии по своей мастерской и выставочному залу. После его ухода 3 года назад мы, семья и ученики, продолжаем его дело. Мастерская работает по его технологии. Все его технологические секреты и рецепты сохранены. Также продолжаем проводить стажировки, мастер-классы по росписи и лепке, у нас единственная мастерская по майолике с полным технологическим циклом. Мы сохраняем то, что он открыл в искусстве, в керамике. Также мы продолжаем проводить экскурсии. Но теперь больше говорим о нем как об уникальной личности, о человеке огромного таланта. Он был гениален. Как многоохватный универсальный художник, живописец-керамист, дизайнер, скульптор.

Музей керамики вошел в Ассоциацию частных музеев России, которая возникла 2 года назад, информация о нашем музее есть на их сайте в электронном каталоге. Создатель Ассоциации А. Ю. Шабуров пригласил нас на первую Всероссийскую выставку частных музеев «Самородки России» в Москве. Мы приняли участие, это проводилось при содействии Министерства культуры России, открывал выставку В. Мединский. По итогам выставки Министерство культуры составило рейтинг «Двадцать лучших частных музеев страны», куда вошли и мы.  До этого мы входили в различные реестры – «Лучшие объекты показа – Краснодарского края, России» и так далее. Мы работаем давно. И это не было трудно, никто изначально не стремился никуда вступать, это происходило естественно.

- Творчество Юрия Михайловича очень многогранно и разнообразно. Мне очень многое по душе. Оно не тривиальное. Как он сам относился к себе как к художнику-керамисту? Он знал, что он – уникальное явление или был наоборот самокритичен?

- Действительно, творчество художника Юрия Новикова многогранно и разнопланово. Он работал во всех жанрах, какие есть в керамике. За всю жизнь им было сделано 56 изразцовых печей и каминов по всему миру - это индивидуальное проектирование, изготовление и сборка. Это больше связано с дизайном. А его творческие работы - блюда и пласты с сюжетной живописью, часто со сложным содержанием, смысловым подтекстом, их глубина и истинный смысл раскрываются только со временем. Также это вазы, скульптура, панно, мелкая пластика и живописные миниатюры. Новиков – художник стилеобразующий. И его индивидуальный авторский стиль в художественной керамике – это целое направление. Больше нет ничего подобного ни у нас в отечественном искусстве, ни за рубежом. Молодые художники-керамисты работают на стыке дизайна, современная керамика утратила где-то свою сюжетность, может быть, глубокий смысл и больше стала или декоративной, или дизайн-объектом в интерьере. Поколение Новикова фактически перевернуло отношение к керамике, это был бум керамики – начиная с 70-х годов прошлого века, взрыв интереса к керамическому искусству. Однако и среди его современников не было никого, подобного ему в творчестве. Он действительно уникальный художник, и показывал керамику как высокое искусство, поднял ее на уровень скульптуры и живописи, сделал ее глубокой для осмысления и эстетического созерцания, а не прикладной. Все его работы отличает то, что мы называем главным в искусстве, - это чистота и ясность. Все работы красивы. Хотя у нас, у искусствоведов, это слово дискредитировано, уже не принято говорить, что в искусстве что-то красиво. А вот его работы действительно наполнены красотой и гармонией.

Знал ли он, что он уникальное явление, или был самокритичен? Может, сомнения были какие-то внутренние, но он их никогда не показывал. Это был уверенный человек. Все он делал с легкостью. Брался за любое дело как в жизни, так и в искусстве. Ему все было по плечу. Казалось, он все делал по какому-то плану или жизненному сценарию, заранее известному только ему. И всегда добивался успеха. Я думаю, он знал, что он уникальное явление в искусстве. Он многое о себе знал заранее, будто оно дано ему свыше. Это проявилось и в работах. Многие его работы буквально опередили время. И о каких-то событиях современности им в своих работах было заявлено раньше. Это и тема «параллельные миры», и нераскрывшееся пятое кольцо задолго до открытия зимней Олимпиады в Сочи, это и космические станции будущего, это и композиция «Театр на Таганке. Раскол» - буквально за неделю до той ссоры и скандала труппы с режиссером Ю. Любимовым. И другие работы, о которых мы рассказываем во время экскурсий. Многие работы для осмысления еще ждут своего времени. Он часто говорил, что его искусство будет очень популярно и известно после его ухода. Он это тоже знал. Это был жизнерадостный добродушный человек. Многое знал о жизни и о своем искусстве и готов был поделиться со всеми.

- Чем наполнен и чем живет сейчас Музей керамики Юрия Новикова?

- Многими видами деятельности наполнен наш музей, основные функции любого музея – собирать, хранить, изучать и показывать. Недавно была выставка «Искусство как воздух» в Сочинском художественном музее при содействии Управления культуры администрации города. Мы давали около 50 работ, и 21 работа была предоставлена Художественным музеем из фондов, то есть это был совместный проект к 75-летию Юрия Новикова. В его день рождения 6 августа мы делали презентацию каталога, который был подготовлен тоже к этой дате. Выставки проходят и у нас в Музее керамики. Они и раньше были. Выставлялись в том числе и сочинские художники. Когда-то здесь была выставка Яблоновского, супругов художников Бедрак, В. Олейника и многих художников из других городов. Сейчас сформировалась постоянная экспозиция работ Юрия Новикова - это керамика, живопись, скульптура и фотографии его проектных работ. Работ очень много, развеска почти шпалерная, очень тесная. Места уже не хватает, много работ еще в запаснике. Мы пообещали передать в дар работы Эрмитажу, Русскому музею и музею керамики «Кусково», который владеет большой коллекцией работ Ленинградского и Московского периодов. Это единственный у нас государственный музей керамики, где тщательно изучают авторскую керамику 20-21 веков. Они просили подарить им работы Сочинского периода, потому что это самый плодотворный период, работы все разные и очень интересные. Важным событием в нашем музее была выставка 2 года назад – «Сто миниатюр». Ее Юрий Михайлович готовил в последние годы. Это абсолютно уникальный цикл, где реализована концепция большого в малом. Это работы малого формата, но с глубоким философским сложным содержанием, необычными сюжетами и новой техникой – росписью цветными эмалями. Он здесь экспериментировал с цветом. К сожалению, мы не успели ее сделать при жизни художника. Открытие планировалось провести в Москве. Мы ее сделали впервые здесь, в нашем музее, потом показывали в Музее истории города-курорта Сочи, в начале 2021 года. Это была большая выставка в 2 залах «Художник Юрий Новиков – о мире, о Вселенной, о себе». Она проводилась 3 месяца. Их интересовал прежде всего вклад художника Новикова в культуру города Сочи. Экспозиция была представлена и творческими работами, и документами, и атрибутами художника – палитрой, кистью, некоторыми личными вещами. Хорошее экспозиционное оборудование позволило сделать очень «живую» выставку. Названия обеих юбилейных выставок были взяты из его высказываний.
Помимо просветительской работы, которую проводит любой другой музей, включая экскурсии, мы ведем и научную работу, готовим статьи в СМИ, доклады для конференций, занимаемся исследованиями. Поскольку я доктор искусствоведения и действующий профессор, много занимаюсь наукой и давно изучаю творчество Юрия Новикова не как супруга. И совсем не как супруга я готовила этот каталог, а как директор Музея керамики Юрия Новикова, как единственный специалист, глубоко изучающий его творчество. Так мне повезло, так уж выпало, что передо мной прошла большая часть его жизни и творчества. И мне было дано охватить и представить его путь. Мы работали над многими статьями, монографиями. Вместе, конечно же. Он много мне рассказывал, начитывал, наговаривал. Это все записывалось и анализировалось. Материал собирался и для этого каталога, и для монографии, которая была выпущена еще в 2006 году. Также занимаюсь другой научной работой, это керамика в контексте современных видов искусств, и в контексте дизайна, конечно же, моего любимого. Моя докторская – по дизайну среды. Я люблю эту область и никогда ее не бросала. И сейчас преподаю в Национальном институте дизайна. У меня трое аспирантов. Научная работа, руководство аспирантами, диссертации – это всё приходится делать. Одна из аспиранток, ученица Юрия Новикова, изъявила желание написать диссертацию по теме его проектного творчества. Она вместе с ним работала над созданием каминов, изразцовых печей. Это сфера, которая для него всегда была прикладной, может быть, не очень важной. Но для современного дизайна она очень актуальная. Вторая аспирантка, тоже его ученица, пишет диссертацию по медиапространству современного музея, куда войдет и материал нашего музея.
Около двух лет назад вокруг нас образовался Клуб друзей Музея керамики Юрия Новикова. Неравнодушные люди Сочи разных специальностей – экскурсоводы, работники Управления культуры, Администрации, художники, дизайнеры, преподаватели – прекрасно понимают ценность культурного наследия Новикова в целом и для Сочи в частности. Понимают, что это надо сохранить, и всячески способствуют этому. Такую поддержку и помощь мы ощущаем все время. Получается большой коллектив, чему я очень рада. И молодежь в том числе прогрессивно мыслящая, активная, неравнодушная. Вот этим и живет сейчас Музей керамики Юрия Новикова.

- Глина – древнейший материал, она так же близка человеку, как вода, хлеб и вино. Что в ней такого особенного, что глиняные произведения искусства, будь то сырные доски или большие полотна майолики так ценны? Или дело не в самой глине, а том, кто ее «взрывал изнутри»?

- Глина – это уникальный материал, космический, как мы его называем, превращаясь после обжига в керамику, становится вечной. Это единственный материал, который не подвергается переработке. Керамика не горит как дерево, ее нельзя переплавить, как металл. Да, можно разбить изделие, но можно потом и собрать, склеить. Что и делают археологи, историки. Вы сейчас удивитесь: вся история человечества датирована именно керамическими находками, там, где были найдены фрагменты керамики, называют по этому месту целую археологическую культуру: трипольская, елшанская, майкопская и так далее. По отдельным предметам из керамики предстает целый срез культуры, ученые узнают абсолютно все данные о быте того времени. В любом историческом музее в первом зале вы увидите сосуды и вазы из керамики. Вот такой удивительный материал. На самом деле керамику называют прикладной: сырные доски, вазы, сосуды, их используют в быту. В этом тоже ее прелесть. Но чем она станет, естественно, зависит от художника, как он ее себе представляет. Вот сейчас нашумевший пример – городская скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», выставленная в Москве на Болотной набережной, - нам показывает другой пример отношения художника к этому материалу и вызывает много негативных эмоций у людей.

Художник Новиков очень любил керамику и давал нам возможность увидеть ее с эстетической стороны. Неслучайно его высказывание о глине мы взяли эпиграфом к каталогу: «Глина имеет душу и характер. И к ней нужно найти подход». Я считаю, он нашел подход, он с ней подружился, и она ему открылась. И все возможные метаморфозы с этим материалом он нам продемонстрировал.

- Юрий Михайлович Новиков для города Сочи. Его наследие через Вас, супругу-искусствоведа и просветителя, его помощников и учеников, его творчество обогатило культурную составляющую курорта. Как Вы видите в дальнейшем жизнь и историю его наследия? Через что?

- Художник Юрий Новиков много сделал для Сочи. Впрочем, как и для Ленинграда, когда там проживал, и для Москвы. Многие его московские и ленинградские друзья так и говорили: «Где Новиков, там и культурный центр». Так получилось и в Сочи. Казалось бы, Пластунка, далеко от центра города, но он смог сделать так, что Музей керамики и мастерская стали многофункциональным пространством, творческой средой, где проходили различные мероприятия и где жизнь кипела. Здесь вместе с ним работали и ученики, и коллеги. Мы стараемся продолжить эту традицию. Это семья, друзья, Клуб друзей Музея керамики. Все понимают: то, что он оставил, - это достояние города Сочи, культурное явление, это надо сохранить и этому надо помогать. Помощников со стороны администрации или депутатов очень мало. Многие спрашивают во время экскурсий: «Вам помогают?» Приходится отвечать: «Нет». Есть еще неплохая коллекция его работ в Сочинском художественном музее, по которой видно, насколько это нестандартные и уникальные работы. Эту коллекцию начали собирать в музее с 90-х годов. Директор Сочинского художественного музея Петр Александрович Хрисанов – бывший ученик Юрия Новикова, он учился у него училище Серова в Ленинграде. В музее хранится большая композиция из 4 пластов - «Рождение «Черного квадрата. В память о Малевиче и Лепорской». Анна Лепорская была наставницей Новикова. В молодости она была ученицей и аспиранткой Малевича, хранителем его архива. Она очень много дала Новикову во время его учебных и дипломной практик, была руководителем от ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод) его дипломной работы, познакомила его с запрещенным тогда супрематизмом, разработанным Малевичем. В этой большой работе много скрытых смысловых тем, которые раскрываются только тогда, когда все 4 пласта висят на стене в особенной, заданной Новиковым развеске. Он даже на обратной стороне нарисовал, какая должна быть развеска. Представьте себе, все это лежит в запаснике, может пострадать. Уже слышны голоса многих неравнодушных людей – патриотов Сочи. Они говорят, что должен быть зал постоянной экспозиции работ Новикова в Художественном музее. Вот в этом мы и видим историю и продолжение его наследия – сохранить все это для Сочи. Можно распродать его работы, они растеклись бы по всему миру. Но мы тоже понимаем, что это надо сохранить прежде всего для города Сочи.

- Произведения Новикова очень интерьерны, некоторые камерны, другие монументальны. Для каждого можно найти подходящее пространство. Насколько хорошо местное дизайн-сообщество знакомо с его творчеством? И какие Вы видите способы расширения познаний сочинских и российских дизайнеров с керамическими вселенными Юрия Михайловича?

- Что касается знакомства местного дизайн-сообщества с творчеством Новикова, скажу следующее. Он преподавал на кафедре дизайна СГУ рисунок и живопись нескольким поколениям студентов-дизайнеров, был руководителем дипломников – один из них известный теперь сочинский дизайнер Кирилл Хохлов. Многие наши студенты-дизайнеры были в Музее керамики, все знакомы с творчеством Новикова. Естественно, с его творчеством знакомы не только сочинские дизайнеры, но и приезжие. Некоторые из них выходили на него с какими-то предложениями, проектами. Он здесь много сделал интерьеров за эти 20 с лишним лет – изразцовые камины, панно, какие-то керамические вставки в интерьеры, все, что может придумать дизайнер. Проблема в том, что молодое поколение дизайнеров не умеет работать с керамикой в интерьере, поэтому не используют ее. И еще одна проблема современных дизайнеров, которую я вижу как специалист, это не просто частное мнение: очень многие проекты одинаковые. Может, это какая-то созависимость. Сделал один, делает другой подобный проект. Многие проекты просто похожи между собой, как братья-близнецы. То ли дизайнеры боятся идти на какой-то эксперимент с использованием керамики. И даже если они что-то придумали, обычно это будут какие-то известные варианты в мире или у нас в стране. Обычно это копирование найденных ранее вариантов, концепций, идей. Мы пробуем искать новые формы взаимодействия с дизайнерами. Подобным проектом мы занимались в прошлом году с подачи текстильного дизайнера Ольги Локтионовой - проводили у нас в музее курс тематических лекций «Лекторий с профессором». Делали экспозиции - показывали, как можно керамику и текстиль использовать в интерьере. Это было очень интересно и востребовано. Многие просят повторить. Но этот год для Музея был юбилейный, надо было заканчивать каталог, мы пока отложили этот проект. Мы всегда открыты новым предложениям, рады молодым дизайнерам, которые хотят что-то узнать. Мы всегда идем навстречу. Безусловно, керамика может быть многогранна в интерьере. В совместных решениях и проектах можно достичь много интересного и оригинального.