Школьный автобус

Андрей Клыгин
 Находясь в очередной раз в отпуске на Толшме, встретил на рыбалке приятеля из параллельного класса.
- В следующем году будет тридцать лет, как мы окончили школу, - сказал он, - женщины планируют организовать встречу выпускников!
- Хорошая идея! - ответил я, - только где их всех соберёшь, столько лет прошло...
- Понятно, что всех не собрать, да и неизвестно где, кто находится, многие сюда уже не поедут, но из двух классов можно собрать, кто захочет, тот приедет!
 Вот так произошла наша первая встреча выпускников - спустя тридцать лет. После этого мы договорились встречаться через каждые пять лет. И мы встречались и на тридцать пять и на сорок лет. Когда меня спрашивают, какая из этих встреч самая лучшая, я не могу дать ответ, так как любая из этих трёх встреч мне очень дорога.
 Как то встретил свою одноклассницу и спросил "ведь ты же всё равно сюда приезжаешь, почему не ходишь на встречу одноклассников?" , ответ её меня поразил - " У меня о школе только негативные воспоминания, все меня презирали, дразнили очкариком, колхозником," - вот ведь несёт полную чушь, я хорошо помню её по школе, никто её не презирал, ну назвали очкариком, что здесь такого, а колхозниками мы называли всех, кто был не из нашего леспромхозного посёлка, что теперь из-за этого держать  обиду сорок лет? Это уже она себя "накрутила" из СМИ, где часто пишут, что такие встречи никому не нужны. Да нет же, очень нужны! Я часто вспоминаю все эти встречи, первая, самая "классическая", приехало много учителей и встречу организовали в старом здании, которое сохранилось с наших дней, был накрыт шикарный стол и народу на этой встрече было больше чем на следующих, на другой день многие собрались на берегу речки - "у бани" и продолжили это мероприятие!
 

 

 Вторая наша встреча - на тридать пять лет была оригинальная, в тот день был праздник деревни Ермолица и мы под шумок "арендовали" там столик и сразу отметили два праздника - день Ермолицы и встречу выпускников! Организаторы этого праздника постарались на славу, когда ко мне подошла маленькая девочка в русском наряде и предложила по русскому обычаю - хлеб-соль, меня это так вдохновило, что я принял участие во всех игровых конкурсах, коих было множество, по весёлости эта была самая лучшая встреча, я так "навеселился", что к вечеру, когда все решили продолжить праздник "у бани", я уже был "готов"!
 На сорок лет нас, из двух классов, собралось только одиннадцать человек. Приехали люди из Питера, из Вологды, из Тотьмы и мы были несколько удивлены, что местные одноклассники проигнорировали эту встречу. Но не смотря на это встреча прошла весело, нам был предоставлен класс в новой школе и клуб с танцами! Посидели, повспоминали школьные годы, наше "вечное" соперничество между классами - А и Б на учебных конкурсах и на спортивных соревнованиях, мне всегда казалось, что мы их побеждали, но они с этим не согласились. Тогда я встал и пересчитал всех участников встречи, 6:5 в пользу Ашников! Ура! Мы опять победили "колхозников"!
 

 

 Я очень люблю свою малую родину и она мне часто снится и эти сны не всегда радостные...

 Я нахожусь на задней площадке автобуса, автобус сильно переполнен, меня прижали так, что моё лицо упёрлось в стекло и нет возможности развернуться, из громкоговорителя слышен голос "автобус отправляется на встречу выпускников". - "А ваши-то Ашники так и не пришли" - услышал я голос сзади, - "Как не пришли? этого не может быть!"- кричу я в ответ. - "Да вот так вот, не пришли, конечно, ведь они же Центральные, с Первомайки, им западло с нами "колхозниками!" - "Нет-нет" - кричу я - они должы здесь быть!" - "Да нет их здесь, сходи посмотри". - "Выпустите меня" - закричал я и стал пробираться к дверям. -"Да куда ты? Автобус сейчас отправится".- Я с трудом пробрался к дверям, руками раздвинул двери и оказался на улице, двери за мной сразу закрылись. "Какой длинный автобус" - подумал я и пододвинув лицо к стеклу стал всматриваться внутрь автобуса.
 Автобус был забит людьми, там ехали родители одноклассников, "А вам то зачем эта встреча одноклассников?" Я стал медленно продвигаться вдоль автобуса, вот сидит наш директор школы - Игорь Александрович, мы все называли его "сухарь", рядом с ним сидит наш завуч - Тамара Алексеевна и что-то ему докладывает, "опять, наверное, на нас жалуется". А вот наш учитель начальных классов - Анна Петровна, по совместительству моя соседка по дому, рядом с ней сидит и что-то говорит наш учитель немецкого языка - Ольга Михайловна, "интересно, она говорит на русском?" Сразу вспомнился наш первый урок немецкого в пятом классе, когда она зашла - мы встали, - Гутен так, зец ойх - мы как встали так и продолжали стоять, - Зец ойх - повторила она, мы по прежнему стояли и не понимали, что она хочет и только тогда, когда она вытянула руки и со словами "зец ойх" медленно опустила их вниз,  мы сели.
 Я продолжал медленно продвигаться, вот показался строгий профиль нашего классного руководителя в седьмом классе - Лия Павловна, именно при ней я некоторое время был старостой класса, это было несколько необычно, ученик, который постоянно оставался на "весенние" и "осенние" был старостой, рядом с ней сидит улыбающаяся Татьяна Ивановна, в толпе промелькнуло любимое лицо - неужели это была Любовь Викторовна!?
 А вот и моя одноклассница - Шурка, наша отличница, я часто списывал у неё домашнее задание! "А вы говорите нет Ашников!" Вот у самого окна сидит мой самый ближайший друг по классу - Колька, после окончания школы он уехал в Ленинград, там учился и работал, однажды его нашли мёртвым возле железнодорожных путей, официальная версия - сорвался с поезда, говорят, в тот день у него была получка, тогда почему в карманах ничего не было найдено. Хоронили его на родине, через несколько дней после похорон от него пришло письмо, где он сообщал родителям, что собирается жениться, вот так работала почта, письмо с того света...
 Рядом с Колькой ещё один мой дружок - Славка, в нашем классе все парни играли в футбол за различные местные команды - динамовцы, армейцы, торпедовцы и только Славка был моим партнёром - спартаковцем! После школы он учился в ГПТУ, к тому времени я уже жил под Вологдой и он приезжал ко мне в гости, рассказывал, что в училище занимается боксом в секции. И так уж случилось из-за банальной драки он получил срок, после срока он пошёл разбиратся с обидчиком и получил второй срок. Я не знаю точно всех подробностей, что такое произошло после отбытия второго срока, был какой-то конфликт, то ли с другом, то ли с девушкой, но Славка облил себя бензином и поджог...
  А вот и главный наш "бандит" - Герка! Сколько же эксперементов он с собой вытворял, однажды он засунул себе в нос нитку и сморкал, в результате она вышла у него через рот, он так и ходил - один конец нитки в носу, другой во рту, подходя к девчонкам он сначала дёргал за один конец, потом за другой, "Фу-у" - кричали девчонки и с отвращением отворачивались. А эта история с клеем, обычный засохший бумажный клей скатал шариком и опять засморкал себе в нос, как только учительница зашла в класс, Герка громко чихнул, - " Будь здоров!" - сказала учительница, но Герка чихнул ещё громче, она хотела ещё что-то сказать, но Герка, под хохот класса уже чихал без перерыва, лицо его сделалось красным, из глаз текли слёзы, из носа сопли и при каждом чихе брызги летели во все стороны. -"Пошёл вон из класса" - не выдержала учительница и Герка, всё также чихая, под хохот вышел из класса, но на протяжении урока все продолжали смеяться, так как слышали его безпрерывное чихание за дверью.
 Когда я уже играл за сборную Вологодского района и нужно было ехать в Белозерск, наш сбор был назначен в центре города - возле памятника Ленина. В ожидании всех игроков я обратил внимание на уличного фотографа, зазывающего прохожих , что-то мне показалось знакомым, "Да неужели это он!" Да это был Герка! Когда мы все работали на предприятиях - заводах и фабриках, Герка работал фотографом! Как ему это удалось?! Фабрики и заводы - это не для него, Герка на заводе работать не будет! Мы разговорились, он сфотографировал нашу команду и ещё он с ухмылкой  сообщил, что иногда его приглашают на интимные фотосессии.
 Через какое-то время я узнал, что Герка повесился. Как? Почему? Что на него нашло? Куча вопросов, на которые нет ответов. Спустя несколько лет я разговаривал с его старшим братом, из его слов я понял, что это было не самоубийство...
 А вот ещё один одноклассник - Серёга, что на него нашло, когда весной река сильно разлилась, он решил поспорить, на бутылку водки, что переплывёт реку. И ведь переплыл, только вот когда плыл обратно, скорее всего, у него свело ноги и быстрое течение его тут-же подхватило... когда его вытащили, откачать уже не смогли...
 Рядом, повернув голову набок, сидит ещё один Колька - Донатович. Мало кто знал, что на одно ухо он почти не слышит и поэтому при разговоре всегда поворачивал голову здоровым ухом, по этому случаю он сильно переживал, что его могут не взять в армию. Не знаю, выздоровело ли у него ухо, но армию он отслужил!
 Когда я тайком от родителей сбежал из училища и приехал на Толшму - встретиться с друзьями, одноклассниками и одноклассницами, только Донатович и был в посёлке, у меня из головы вылетело, что у нас была восьмилетняя школа, а девятый класс уже был в Николе, куда наши уезжали и приезжали только на воскресенье. Донатовичу надо было получать паспорт в Тотьме, до которой больше ста километров, а транспорт в те годы до Тотьмы не ходил. А так как я всё равно был "в бегах", то я и отправился вместе с ним "за компанию".
 Наше путешествие "Из Петербурга в Москву", то бишь из Толшмы в Тотьму и обратно было увлекательным. Когда мы подходили к Николе он спросил - " А кем тебе будет Тамара Клыгина?", - "Кто такая?" - ответил я, - "Из Манылова", - "Отец мне говорил, что в Манылове у нас много родственников, может она из них, но я её не знаю" - "Красивая, - сказал он, - похожа на французскую певицу Мирей Матье! Не хочешь с ней познакомиться?" - "Да как-то неудобно", - Это сейчас неудобно, а вот после этого всё будет удобно!" - сказал он и достал из сумки стакан и бутылку водки. - "Да как мы её выпьем? У нас нечем закусить и запить". - "Ничего страшного, запить можно из этого пруда" - сказал он и показал на пруд. - "Я из пруда пить не буду, вода мутная, посмотри, там даже пиявки плавают!". Колька налил полный стакан и протянул мне, я отрицательно покачал головой, тогда он быстрыми глотками выпил и ладошками стал черпать воду из пруда. Я же свой стакан медленно цедил сквозь зубы, водка просилась обратно, я с трудом проталкивал её в себя, когда я всё-же выпил,  руками зажал себе рот, чтобы она сразу не вышла обратно, но запивать из этого мутного пруда я не стал. В бутылке оставалось ещё по полстакана, он проделал ту же процедуру с прудом, мне же эти полстакана дались ещё трудней. Когда с водкой было покончено, я ещё стоял несколько минут и с зажатым ртом боролся с приступом тошноты, водка стояла где-то в горле и просилась на волю. Я выстоял, но неожиданно тошнить стало Кольку, его так сильно полоскало, что я отвернулся, а то стошнило бы и меня. В результате мы зашли в Николу - Коля трезвенький как стёклышко, а я наоборот - остекленевший. Я только успел запомнить как мы зашли в класс, перед глазами промелькнули лица одноклассниц, кто-то сказал "А это Тамара Клыгина!", я успел подумать "Почему тёмненькая? Клыгины должны быть светленькими..." и всё, дальше  как тумане... Следующая наша остановка была в Манылове, где мы остановились у моих родственников, которых я видел впервые, но они все знали моего отца, мы даже сходили на местные танцы и поучаствовали в драке.
 Обратно мы возвращались в полной темноте, - "Здесь где-то в деревне живёт моя бабушка,- сказал Колька, -  зайдём и заночуем до утра". В темноте, мы с трудом отыскали деревню, бабушка нас сытно накормила, "Бабуль, покурить бы!" - спросил Колька, я уже хотел его одёрнуть, но бабушка уже принесла пачку папирос "Волна" и даже я, ещё не курящий на тот момент, с удовольствием пускал дым "не в затяг"....
 Следующим в автобусе я увидел Лёху, как всегда сутулый и сгорбленный, с вечно засаленными белыми волосами, он о чём-то задумался, но вот рот его открылся, -"Господи, Лёха, когда же ты вставишь передний зуб?" -  Мы с Лёхой не были друзьями, но именно с ним я отучился дольше всех, на целых три года. По воле случае мы оказались в одном училище и даже в одной группе...
 А вот и наши "два брата -акробата" - Колька с Лёшкой, все новые учителя при знакомстве  их спрашивали - "Вы близнецы?", да какие они близнецы, они же совсем не похожи, просто, Лёшка оставался на второй год...
 Автобус тронулся, оставляя за собой огромные клубы пыли. Я один стою на дороге и плавно машу рукой им вслед...

 Я проснулся с тяжёлым чувством, мне опять приснилась школа, одноклассники, так почему же так тяжело и тревожно на душе? И что это за автобус? Не было у нас никакого автобуса. И тут я понял, все кто находился в том автобусе, уже никогда не прибудут на встречу выпускников, у них уже нет этой возможности...
 У нас с Вами эта возможность ещё есть!