Главный рентгенолог рсфср профессор власов

Александр Щербаков 5
Вчера я получил от своего коллеги из Хабаровска Владимира Ускова сообщение на сайте «Одноклассники» следующего содержания:

Уважаемый Александр Константинович! Сегодня в стенах медуниверситета прошёл День памяти - 80 летие со дня рождения И.Я Лупаенко. Были наши коллеги, работавшие в разных клиниках г. Хабаровска,  которые поделись своими воспоминаниями об Игоре Яковлевиче (Тайнов М. А., Мрачковская А. И.,  Алексеева В. И.,  Жмеренецкий К. В.  и другие). Всё прошло в дружеской тёплой обстановке.

Он написал также, что многие рентгенологи читали мою заметку о рентгенологах Хабаровска и она в целом понравилась всем. Желающие могут ознакомиться с ней. http://proza.ru/2018/06/22/412.

Я уже пару раз писал, что чисто случайно выбрал ту специальность в медицине, которая позволила полностью реализовать мои возможности. И хотя позже я сменил её, стал организатором здравоохранения, думаю, это тоже пошло на пользу – до последних дней я с удовольствием и желанием шел на работу, которая была мне интересна, потому что заставляла думать, а значит, творить, ставила передо мной новые и новые задачи, которые мне приходилось решать.

Я не делал карьеры, как некоторые считают. Просто добросовестно и с полной отдачей выполнял свои должностные обязанности вначале как рядовой врач-рентгенолог крупной городской больницы. Это заметили, и когда ушла на пенсию заведующая отделением, на её место назначили меня.  Очень кстати подошла путевка на курсы усовершенствования в Москве, где я сумел многое почерпнуть  для себя, как организатора своей службы в больнице. По моему предложению все рентгеновские и флюорографические кабинеты стационара, двух поликлиник, травмпункта были объединены в одно отделение под моим руководством,  в результате появилось рентгеновское отделение в составе 42 штатных должностей, самое крупное в крае.  Работа в нем была организована на высоком уровне, на базе отделения  даже кафедра  рентгенологии медицинского института проводила свои занятия для курсантов первичной специализации, показывая, как надо правильно работать.  Через 2 года наше отделение было награждено грамотой краевого отдела здравоохранения и краевого профсоюза медицинских работников как победитель социалистического соревнования в крае.  А еще через год отдел здравоохранения Хабаровского горисполкома назначил меня главным внештатным рентгенологом города.

Поэтому не удивительно, что еще через 3 года я получил приглашение на должность главного рентгено-радиолога края. Это была новая ступень в моей профессиональной карьере, я получил возможность делиться своим личным опытом и знания с рентгенологами не только города Хабаровска, но и края. Считаю, что мне это удалось сделать. Так же посчитал и главный рентгенолог тогда еще РСФСР профессор Павел Васильевич Власов, приехавший в край с проверкой рентгеновской службы. Это произошло в октябре 1988 года, через полтора года моей работы в новой должности.

Профессор Власов был очень неординарный человек, острый на язык, очень принципиальный и открытый. Пишу это, потому что не раз слышал его выступления на различных форумах, а так же был лично знаком еще до того, как стал главным рентгенологом края.  Наше знакомство произошло в Москве в 1983 году, когда я ездил на курсы усовершенствования в НИИ имени Склифосовского, в котором работала главный рентгенолог Москвы профессор Щербатенко.  У нас с ней состоялся разговор, потому что я как начинающий главный рентгенолог города Хабаровска обратился к ней за советом как к главному рентгенологу Москвы. Правда, что её работа как главного специалиста департамента здравоохранение Мосгорисполкома сводилась лишь к составлению годового отчета по городу.  А о многих организационных вопросах она была не в курсе, так что мне пришлось о них ей рассказывать.  После этого разговора она предложила мне переехать в Москву и стать заведующим рентгеновским отделением НИИ.  Я отказался, хотя она меня водила на разговор с директором НИИ академиком Комаровым.  А вот на заседании научного общества рентгенологов Москвы именно она познакомила меня с Павлом Васильевичем.  Вот что о нем написано в Интернете.

Павел Васильевич Власов pодился 16 августа 1929 г. в селе Нагоpном Саянского района Кpаснояpского кpая в семье шахтера. После окончания Красноярского медицинского института 6 лет по распределению работал рентгенологом в г.Ноpильске. Закончил клиническую оpдинатуpу и аспирантуру по рентгенологии Центpального института усовеpшенствования вpачей у проф. С.А.Рейнбеpга. В 1963 г. под руководством Ю.Н.Соколова защитил кандидатскую диссертацию на тему "Избыточная слизистая желудка". Затем 8 лет pаботал в Институте медицинской радиологии АМН СССР (г.Обнинск), где защитил докторскую диссертацию "Клинико-pентгенологическая семиотика pака желудка. С 1971 по 1973 pаботал заместителем главного рентгенолога 4-го управлении МЗ СССР. В 1974-1975 гг. преподавал в Московском медицинском стоматологическом институте.

Затем до 1977 г. заведовал pентгенодиагностическим отделом в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А.Геpцена. Последние 22 года возглавляет сначала рентгенодиагностический, затем научно-оpганизационный отделы Российского научного центра pентгеноpадиологии.

П.В.Власов - автор 370 научных работ в том числе семи монографий по различный вопросам лучевой диагностики, в том числе "Рельеф слизистой желудка в норме и патологии"," Клинико-рентгенологическая семиотика рака желудка", "Комплексная диагностика рака молочной железы", "Рентгенодиагностика опухолей плевры", "Беседы о рентгеновских лучах" (переведена на японский, французский , немецкий и словацкий языки), главы в руководствах "Заболевания и повреждения органов пищеварительного тракта, печени и поджелудочной железы". в книге "Справочник по рентгенологии и радиологии". под ред. Г.А.Зедгенидзе. "Органы пищеварительного тракта" в книге "Рентгенологическое исследование лабораторных животных", четыре главы в книге "Технические средства рентгенодиагностики", две главы в книге "Флюорография легких".

Работы профессора Власова внесли большой вклад в развитие отечественной рентгенологии, особенно в такие вопросы, как рентгенодиагностика в гастроэнтерологии и пульмонологии, методология и теории рентгенологического диагноза, планирование и проектирование рентгенодиагностических отделений, использование ЭВМ в рентгенологии, организация рентгенологической службы. По научным трудам П.В.Власова учатся рентгенологи России и стран СНГ. Его монографии и статьи включены в программы специализации и усовершенствования рентгенологов.

П.В.Власов является активным проводником нового направления в клинической медицине, основанного на комплексном использовании всех средств лучевой диагностики при различных синдромных ситуациях. Лично им, его сотрудниками и учениками разработаны диагностические алгоритмы при типовых синдромах наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, пищеварения и мочевыводящих путей.

П.В.Власов является талантливым популяризатором достижений pентгеноpадиологии. Его книга "Беседы о pентгеновых лучах", вышедшая в издательстве "Молодая гвардия" переведена на немецкий, французский, словацкий и японский языки.

П.В.Власов ведет большую общественную работу. В 1986 году он был избран Председателем Всероссийского общества рентгенологов и радиологов, а в 1992 году переизбран на эту должность. После переименования общества в Российскую Ассоциацию радиологов он стал ее президентом. В сентябре 1996 года П.В.Власов очередной раз переизбран президентом Российской Ассоциации рентгенологов и радиологов.

Исполком Ассоциации под руководством П.В.Власова тесно сотрудничает с Европейской Ассоциацией радиологов, многократно принимал участие в работе международных радиологических конгрессов. Благодаря обширной переписке с ведущими учеными мира, а также путем посещения зарубежных клиник он изучает опыт организации рентгенологической службы и систему последипломного образования в развитых странах, внедряет передовой международный опыт в отечественное здравоохранение. Благодаря его усилиям Всероссийское общество рентгенологов и радиологов в 1993 году стало членом Европейской Ассоциации радиологов.  В 1993 году П.В.Власов избран членом Международной экологической академии.

С 1986 года П.В.Власов является главным рентгенологом Министерства здравоохранения России, проводя на этом посту большую работу по совершенствованию организационных основ службы лучевой диагностики. Он является председателем проблемной комиссии "Лучевая диагностика взрослых и детей" Ученого Совета Министерства здравоохранения Российской Федерации, председателем комиссии по аттестации врачей по лучевой диагностике и лучевой терапии Минздрава России, членом диссертационного совета Д 084.07.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 14.00.19- лучевая диагностика, лучевая терапия.

П.В.Власов - талантливый педагог. Он ведет большую преподавательскую работу, его лекции в Москве и на выездных семинарах в различных городах страны пользуются большим успехом. Интересы П.В.Власова не ограничиваются кругом узко профессиональных вопросов - он большой любитель и знаток русской истории. На эту тему им написаны десятки статей, а в 1991 году в издательстве "Московский рабочий" вышла его книга "Обитель милосердия", посвященная истории благотворительности в России. Во многих медицинских газетах это самый любимый и читаемый автор популярных рубрик.

За успешную научную и производственную деятельность П.В.Власов награжден многочисленными грамотами и благодарностями, значком "Отличнику здравоохранения" (1968), медалью "За доблестный труд" (1970), медалью "Ветеpан тpуда" (1987), медалью "В память 850-летия Москвы" (1997), госудаpственной нагpадой "Медалью Оpдена "За заслуги пеpед Отечеством II степени (1999).

Евpопейская ассоциация pадиологов наградила профессора Власова высшей наградой ЕАР - медалью Боpиса Раевского, видного ученого, крупного организатора  радиологии на континенте. При награждении   12 марта 1999 г. в Вене Павел Васильевич подчеркнул: "Это признание не только моих заслуг, но и всей отечественной радиологии".

В последние годы научные интересы П.В.Власова направлены на совершенствование организационных форм службы лучевой диагностики Российской Федерации, улучшение системы подготовки кадров, разработку программы модернизации и переоснащения службы лучевой диагностики.
Умер в Москве 6 августа 2011 г.

В июне 2013 года ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» Минздрава РФ учредил памятную медаль имени профессора П. В. Власова, в память о вкладе Павла Васильевича Власова в развитие отечественной лучевой диагностики. Медалью награждаются специалисты в области лучевой диагностики, внесшие существенный вклад в развитие рентгенологии, компьютерной и магнитно–резонансной томографии, ультразвуковой диагностики, как в России, так и за рубежом.
Награждение Памятной медалью происходит ежегодно в День медицинского работника РФ на основании решения Комитета по награждению Памятной медалью имени П. В. Власова.

Как видите, уважаемые читатели, приехавший на Дальний Восток с проверкой рентгеновской службы Хабаровского и Приморского краев специалист был очень высокого уровня, и знал, что он хочет увидеть. Сразу скажу, что хабаровские рентгенологи не ударили в грязь лицом.  Но об этой проверке я расскажу чуть поподробнее.

Должен сказать, что за те полтора года, что я работал в должности главного специалиста края, я успел сделать очень немало.  Начну с того, что до моего прихода на эту должность в крае в нарушение приказа Минздрава СССР еще 1959 года не существовало отдельного рентгено-радиологического отделения. Нет, был врач-радиолог, 2 техника-дозиметриста, которые осуществляли дозиметрический контроль в медицинских учреждениях края, но существовали на правах пасынков в рентгеновском отделении краевой больницы.  Я организовал работу отделения в строгом соответствии с приказом Минздрава СССР. Мало того, я выбил все штатные должности по этому приказу и главное, их финансирование. Это позволило организовать работу отделения по бригадному подряду, причем в первые в Хабаровском крае среди всех больниц.

Имея свободные должности и финансирование, мне стало проще решать вопросы направления врачей-рентгенологов  в районы, где временно отсутствовали такие специалисты (отпуск, вакансия).  Врачи-рентгенологи краевой больницы, работавшие строго на ставку по вредной специальности, охотно ездили заработать в районы, получая зарплату из больницы, куда приехали, и от моего отделения.  Проблема, существующая в крае долгие годы, была мной решена.

Как известно, все специалисты, работающие в условиях радиационного облучения, должны учитывать индивидуальную  дозу облучения.  До меня они сдавали дозиметры в НИИФТРИ, больницы платили туда деньги. Я создал при своем отделении (штаты мне позволили это сделать) такую же лабораторию, и теперь учреждения здравоохранения края серьезно экономили на дозиметрии, все их расходы сводились к почтовым расходам, а у многих городских больниц не было даже и их. Дозиметры нам привозили с оказией.

Еще работая заведующим отделением больницы, я много внимания уделял статистике.  Существующая в официальной документации таблица количества рентгеновских исследований давала лишь приблизительное представление и о качестве, но главное, об обеспеченности населения района или города рентгенодиагностикой.  Как известно, все рентгеновские исследования делятся на диагностические и профилактические (флюорография).  Первые производятся по направлениям лечащих врачей, а не по прихоти человека. Если отказов таких исследованиях нет, значит, рентгеновская служба выполняет свои функции.  И это вполне можно подсчитать,  взяв, кроме данных о рентгеновских исследованиях, несколько других данных из официальных отчетов, сдаваемых учреждениями здравоохранения в краевое бюро медицинской статистики.  Все это я сделал, и в результате появилось несколько таблиц в моем кабинете, висевших на стенах, очень полно характеризующих работу рентгеновской службы всех городов и районов края.  Я научил подобное делать и главных рентгенологов городов  и районов, которые мне сдавали свои отчеты именно по тем таблицам, что я для них подготовил. И никто с этим не спорил, ведь в должностной инструкции любого руководителя написано требование проводить анализ своей работы.

По штатной должности я стал членом краевой аттестационной комиссии. Работа этой комиссии весьма субъективна, на основании лишь документов по определенной форме и ответа на пару-тройку вопросов членов комиссии решается вопрос о присвоении той или иной квалификационной категории. А это дает неплохую прибавку к зарплате и престиж.  Поэтому я снова на основании своего личного опыта и знаний, требований различных приказов, разработал форму документов, подаваемых врачами-рентгенологами в аттестационную комиссию, и внес дополнительно предложение, чтобы врачи, желающие получить высшую квалификационную категорию, обязательно выступали с докладами на заседаниях краевого научного общества. Я был членом правления краевого  общества и знал, что на очередные ежемесячные заседания общества с трудом набирается повестка. Теперь же проблем и с этим вопросом не стало, ибо все мои предложения были утверждены соответствующим приказом  краевого отдела здравоохранения.

Возвращаюсь к научному обществу рентгенологов. По моему предложению было решено организовать четыре филиала общества – в городе Комсомольске, где был могли собираться раз в месяц рентгенологи города и  близлежащих районов – Амурского и Комсомольского. Второй филиал был организован в Еврейской автономной области, а третий в городе Советская Гавань для этого и Ванинского районов.  Четвертый филиал появился в городе Николаевске-на-Амуре, где собирались рентгенологи Николаевского и Ульчского района.

За счет моего отделения периодически на заседания обществ в этих филиалах ездили ведущие рентгенологи города Хабаровска и сотрудники кафедры рентгенологии. Помню свои поездки с ассистентами Игорем Лупаенко в Николаевск и с Василием Грищуком в Советскую Гавань.  А с заведующим кафедрой и председателем правления краевого общества  Анатолием Иосифовичем Чайка мы ездили в Биробиджан на заседание филиала в ЕАО.  Приехавшие гости  выступали  с докладами по актуальным проблема рентгенодиагностики.  Все это очень оживало деятельность научного общества, повышало уровень знаний рентгенологов на местах, и по нашему примеру другие научные общества стали создавать свои филиалы.

Еще одну проблему удалось решить с помощью Хабаровского медицинского училища. В это время уже действовал приказ Минздрава об аттестации средних медицинских работников. Одним из пунктов приказа было требование для аттестуемых пройти курсы повышения квалификации. Многие медсестры и фельдшера проходили такие курсы и получали категории, а рентген-лаборанты были лишены такой возможности. Я обратился к директору Хабаровского медицинского училища Плющенко, и мы решили вопрос с курсами повышения квалификации. В качестве преподавателей на них выступали ведущие рентгенологи края. Занятия проходили в центре города, в большом рентгенкабинете больницы № 3 раз в неделю и были поставлены на постоянную основу. Заканчивала одна группа, начинала заниматься другая. Желающих поучиться отбоя не было. И врачам была неплохая надбавка к зарплате, которую они получали в медучилище.

Еще одну проблему решил внутри самой краевой больницы, на базе которой функционировало отделение. У нас было несколько кабинетов – заведующего, техников-дозиметристов и инженера вместе с ними, врача-радиолога и  техников-дозиметристов женского пола, и кабинет, где проводилась индивидуальная дозиметрия фото-химическим способом.  Обычно во всех больницах в те годы была проблема с автотранспортом. Но я переманил из НИИФТРИ инженера с личным автомобилем, решил вопрос с доплатой за ГСМ, и у нас не стало и этой проблемы.  По бригадному подряду инженер занимался и дозиметрией, так что дозиметрия кабинетов в нашем крае проводилась точно в соответствии с нормами радиационной безопасности.

К этому времени я уже был членом Правления республиканского общества, которое в это время возглавил Павел Васильевич Власов.  Раз в полгода я ездил на Пленумы общества, побывал в Смоленске, Йошкар-Оле, где они проводились. До этого я участвовал во Всесоюзном Съезде врачей-рентгенологов в Таллинне, так что знал, что творится в других краях и областях в части рентгенологии. Мы были в числе передовых. Поэтому известие о том, что к нам едет ревизор… пардон, главный рентгенолог республики профессор Власов, я встретил спокойно. Мне было что показать проверяющему.  Так и получилось.

Самолет, на котором прилетал Власов из Москвы около 11 часов утра. Мы заранее на машине инженера выехали на аэродром, и я встретил Власова у входа. Стоять с табличкой ВЛАСОВ мне не надо было, мы знали друг друга.  Пока дождались выдачи багажа, а потом добрались до гостиницы «Центральная», было уже далеко за 12 часов дня. Я отпустил инженера на час пообедать, сам сопроводил  Власова в номер и предложил пообедать в ресторане гостиницы.  За обед я расплатился сам, при моем заработке в то время в пределах 700-800 рублей лишняя десятка погоды не делала.  Потом мы поехали в краевую больницу.

Зайдя в мой кабинет и увидев множество таблиц на стенах, Власов заинтересовался ими, но я перехватил инициативу.  Сказал, что с таблицами мы успеем разобраться, а вот у некоторых сотрудников, с которыми он хотел побеседовать, закончится рабочий день и они могут уйти.  Поэтому я показал всю свое отделение, познакомил с персоналом. Павел Васильевич удивился обилию дозиметрической аппаратуры, но услышал компетентное пояснение опытного техника-дозиметриста Кутумова, и остался доволен. Удивился, узнав, что мы замкнули на себя индивидуальную дозиметрию сотрудников рентгеновских кабинетов, познакомился с методом, какие мы её проводим.  Потом мы сходили в оргметодотдел краевой больницы, где Власову сообщили, что сотрудники РРО больше всех в больнице ездят в районы края.  Сходили мы и к директору медицинского училища, ибо идти далеко не пришлось, училище находилось на территории краевой больницы. Директор рассказал проверяющему, как были организованы курсы повышения квалификации рентген-лаборантов.  Власов остался доволен.

Вернувшись в мой кабинет, я подвергся серьезному допросу на предмет того, как получились те данные, что отражены в многочисленных таблицах. Но я был готов к разговору, показал все, чем пользовался, подсчитывая цифири в таблицах, и в конце концов убедил Павла Васильевича, что эти расчеты дают полное представление об объеме рентгеновской диагностики и косвенно – о её качестве, в разрезе каждого района и города. А увидев мою картотеку на всех врачей-рентгенологов края, он только одобрительно покачал головой. На этом наш первый рабочий день закончился. Инженер, которого я попросил на дни проверки работать вместе со мной, отвез нас с Власовым в гостиницу, где я его и оставил. Павел Васильевич устал и хотел немного прийти в себя, а потом поужинать. Программу проверки на следующий день мы согласовали еще в моем кабинете.

Утром в оговоренный час я зашел за Власовым, и мы вместе с ним пошли в расположенную рядом с гостиницей городскую больницу № 3. Там нас уже поджидала заведующая радиационным отделом крайСЭС А.П.Енисейская, которую Власов попросил меня пригласить. Заведующая рентгеновским отделением больницы В.И.Алексеева показала все кабинеты, познакомила с данными статистики, ответила на многочисленные вопросы Павла Васильевича. Мне был приятно услышать её ответ на провокационный вопрос Власова, кого она больше боится – Енисейскую или Щербакова? Валентина Ивановна сказала, что никого не боится, что уважает обоих, но меня больше. 

Потом мы поехали в недавно построенную поликлинику № 7, где заведующая рентгеновским кабинетом Жигулина, с которой мы вместе проходили первичную специализацию, показала свое рентгено-флоорографическое отделение, организованное по образцу поликлиники больницы № 11 в Южном микрорайоне города, которое несколько лет назад руководил я. Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку по туберкулезу в городе и слабость флюорографической службы краевого тубдиспансера, по моей инициативе еще в качестве главного рентгенолога города вместо нечего не дающего какого-то кабинета врача было создан флюорографический кабинет, и это позволило увеличить охват населения города профилактической флюорографией, и широко внедрить диагностическую флюорографию костей и суставов.  Это тоже понравилось Власову.

Потом мы побывали в рентгеновских кабинетах краевого онкодиспансера и краевого противотуберкулезного диспансера.  Заведующие отделениями В.Р.Аксиненко и А.М.Бейдиков своими ответами и эрудицией показали Власову, что вполне на уровне современных требований к руководителям подразделений, а работа кабинетов поставлена хорошо.

Перед обедом мы отпустили Енисейскую, сами пообедали в том же ресторане, обменялись мнениями в номере Власова, дожидаясь приезда автомобиля,  а потом поехали в городскую больницу № 10, где долгие годы руководил отделением Э.Г.Филимонов, один из опытнейших врачей-рентгенологов края.  Там мы увидели, как функционирует большое отделение в стационаре и территориальной поликлинике, а Эдуард Григорьевич все обстоятельно объяснил. Но пришлось отвечать и Власову на вопросы Филимонова, которые он задавал профессору как главному рентгенологу республики. Ведь многие вопросы на уровне города и края невозможно решить, нужны регламентирующие приказы Минздрава СССР, а туда нам невозможно пробиться.  Власов тоже обстоятельно отбил все атаки на него Филимонова, сославшись  на недостаточные властные полномочия.  После посещения больницы я отвез Власова в гостиницу.

Оставался еще один день пребывания Павла Васильевича в нашем крае, вечером он должен уезжать во Владивосток. И этот день прошел так же насыщенно, как и предыдущие. С утра мы посетили кафедру рентгенологии Хабаровского медицинского института. Заведующий кафедрой Анатолий Иосифович Чайка был давно знаком с Власовым. Он показал визитеру помещения кафедры, познакомил с сотрудниками, рассказал как председатель правления краевого научного общества рентгенологов о работе общества, показал протоколы заседаний, рассказал о работе филиалов, что более всего заинтересовало председателя правления республиканского общества Власова.  Чайка никак не хотел отпускать проверяющего, но у нас были еще планы на этот день, так что пришлось проявить инициативу.

Потом мы познакомились с рентгеновским отделением краевой больницы и с отделением радионуклидной диагностики. Заведующие В.А.Автухов и Дягилев подробно освятили деятельность своих подразделений.  Власову понравилось в первую очередь материальная база отделений, современные импортные аппараты на фон старых аппаратов городских больницах выглядели выигрышно. Но не аппараты ставят диагнозы, а люди, и в городских больницах врачи были даже посильнее пока еще молодых врачей краевой больницы.  Но в краевой больнице оставались и опытные врачи. Например, Митютнева Мария Ивановна, она была главным рентгенологом до меня.

В этот день мы не ездили обедать в ресторан, покушали в столовой больницы, там хорошо готовят.  Позже после ремонта сделали отдельный кабинет для таких гостей, как Власов. Ведь в край немало гостей из Москвы приезжало, и все были в краевой больнице, флагмане хабаровского здравоохранения. Мы де пока пообедали в общем зале.

После обеда мы еще обсудили кое-какие невыясненные вопросы, но об итогах и своем впечатлении Власов не стал говорить, сказал, что все скажет на встрече с заведующим отделом здравоохранения крайисполкома Анатолием Ивановичем Вялковым.  У нас оставалось еще время до встречи с ним, поэтому Павел Васильевич попросил показать ему рентгеновское отделение 301-го окружного военного госпиталя.  Я созвонился с заведующим отделением, и он встретил нас у проходной. Оформлять пропуска не пришлось, нас пропустили под гарантию заведующего отделением.  Там мы пробыли около часа, Власову понравилось отделение и организация работы в нем. Там нас напоили кофе, и сразу из госпиталя мы поехали на встречу с Вялковым.

У того в кабинете сидел его первый заместитель Валерий Петрович Чебоненко. Мы с ним  были знакомы, когда он еще работал заведующим нейро-хирургическим отделением, а потом главным врачом больницы скорой медицинской помощи.  Так что свое сообщение Власов адресовал обоим моим начальникам.

Я удивился его хорошей памяти. Во время проверки он не делал никаких записей, но при докладе Вялкову не упустил ни одной мелочи. В целом он охарактеризовал рентгеновскую службу в крае очень хорошо. Удостоился комплиментов и я, особенно положительно Власов оценил мою новаторскую деятельность, сказал, что некоторые мои наработки по анализу деятельности службы  возьмет себе как главному рентгенологу РСФСР.

Когда мы выходили из кабинета, Вялков попросил меня вернуться после того, как я провожу Власова на поезд.  Я не почувствовал никакой для себя неприятности от этой просьбы, и совершенно напрасно. Когда я посадил Павла Васильевича в купе, вручил ему презент, который мне прислали для него из Комсомольска-на-Амуре  (копченная рыба и литровая банка красной икры), мы тепло с ним распрощались.  Машина инженера меня ждала, и на ней я скоро приехал в отдел здравоохранения крайисполкома. И тут меня в кабинете Вялкова ждало неожиданное предложение стать его заместителем по организации медицинской помощи взрослому населению.  Предложение совершенно неожиданное, мне дали время подумать.   И лишь через неделю при очередной встрече с Вялковым меня они вместе с Чебоненко уговорили перейти на работу в отдел здравоохранения крайисполкома на очень высокую должность.

А в Павлом Васильевичем мы потом встретились на Европейском конгрессе, посвященному 100-летию с открытия Рентгеном Х-лучей, которые позже получили название рентгеновских.  Это случилось в марте 1995 года.  Когда я еще только начал работать в рентгенологии, никак не мог подумать, что когда-то попаду на такой форум.

Меня, в то время уже первого заместителя начальника управления здравоохранения администрации края,  повезла на конгресс в Вену фирма «Филипс», а Павла Васильевича - фирма «Симменс». Но обе фирмы приглашали к себе на банкет одних и тех же людей.  Так что мы на банкете фирмы «Симменс» сели за один стол, и это дало повод Власову рассказать своим московским коллегам о своей поездке на Дальний Восток, похвалить меня как рентгенолога и сказать, что он не удивился, когда узнал, какую должность я занял. Организационные задатки он увидел еще девять лет назад.

Вот эти встречи с профессором Павлом Васильевичем Власовым мне очень запомнились, как и учеба у профессоров Леонида Семеновича Розенштрауха, Юрия Николаевича Соколова, корифеев отечественной рентгенологии.  Считаю, что именно те годы, когда я работал врачом-рентгенологом, в моей жизни и производственной деятельности были самыми счастливыми.