Убогие

Анна Ковалёва 49
        В жизни всем нам приходилось видеть убогих людей. Убогие - кто они, какие они? В основном это немощные, увечные, уродливые, искалеченные, слабоумные, духовно - ограниченные и крайне  посредственные, в основе своей бедные и нищие люди. Вот такое разнообразие убогих несчастных людей. Иногда убогие бывают избранники  Божие - блаженные, им многое дано, предвидение и разум неподвластный простым людям. Их очень уважали и почитали на  Руси, даже  Храмы в честь  них строили, например Храм  Василия Блаженного в Москве. Но такие избранники - это большая редкость, в основном все - простые убогие. Как же к ним относится обычным людям? Обычно социум к ним относится с пониманием, сочувствием и состраданием, порой прощая им их безобидные неблаговидные поступки. Встречаясь с ними люди,  стараются им чем то помочь, ну хотя бы дать денежку или что- то купить. Если они, конечно, не  злобны и  не агрессивны и от них  не исходит угроза. В противном случае их нужно обходить десятой дорогой. Бывает  и такое, когда здоровые подонки нарочито издеваются над этими ущербными людьми: специально спаивают их,  унижают, обзывают, смеются над ними, вызывая у них негативные эмоции и нервный срыв. Вот такие экземпляры - настоящее наше дно и отстой общества.
       Убогих, ущербных людей, которых  так наказала судьба или люди,их немного в нашем обществе, но они есть. Особенно обидно за тех, которые скатились  до такой жизни из-за безысходности - нет жилья, нет работы и рядом не оказалось -  друга, брата или просто хорошего человека. Эти люди пришли в наш мир совершенно здоровыми и разумными, но постепенно превращались в убогих людей-пьяниц и попрошаек, теряя совесть и разум, из-за своего безволия и слабости. Но даже такие люди, заслуживают внимания и сочувствия. Думаю, это должно решаться на государственном уровне - лечебницы, бесплатные реабилитационные центры и т.д.
      Убогие люди все разные, вот о таких совершенно разных ущербных людях хочу  рассказать.
       Жил в нашем городе один из таких убогих людей - Гаврюша. Его внешность сразу, при первом взгляде, определяла его особенность.   Гаврюшу часто можно было увидеть на автотрассе за городом, в любое время года. Одет всегда одинаково в шинель без знаков различия, подпоясанную солдатским ремнем, военная фуражка без кокарды, синие галифе с красными лампасами и глубокие резиновые галоши. Невысокий, плотный, достаточно упитанный, с небольшой щетиной на лице, даже несмотря на свой необычный наряд, на бомжа он не был похож. Кто он и где живет знали немногие, говорили, что у него есть свой дом и даже какое-то хозяйство, да и этот вопрос мало кого интересовал. В тоже время, он был очень известной и узнаваемой личностью. Практически  побывал на всех отделениях, фермах и полях пригородного колхоза и был в курсе всего там происходящего. А по утрам он садился в любой   вахтовый автобус или машину, которая доставляла на работу  колхозников по месту назначения. Брали его на борт практически безотказно, часто для развлечения. Он был в роли шута, все над ним смеялись, но никто никогда не обижал и ему было весело среди людей.
         Зайдя в автобус, он громким, слегка шепелявым голосом начинал рассказывать о происходящих событиях в мире и стране, и надо сказать в его рассуждениях иногда улавливался здравый смысл. Затем переходил на темы положения дел в районе, давая   оценку руководящим лицам,иной раз в резкой анекдотической форме, так что все люди в автобусе хохотали.Бывало ему делали замечания-Гаврюша, ты что такое говоришь, не боишься что тебя посадят? На что, он неизменно со смехом шепелявя, отвечал – Не посадят, я же дурак. 
      Однажды он доверительно рассказал, что когда ему не хотели назначать пенсию, то он как дурак сел на поезд, доехал до Москвы, потом переоделся в нормальную одежду и пошел в Кремль на прием. К Брежневу Л.И. не попал, но кто-то из высокопоставленных особ его все-же принял и пенсию ему в последствии назначили. После посещения Кремля, он опять переоделся и как дурак  бесплатно доехал назад домой. Вполне возможно, он все это придумал, кто верил, кто нет, но все смеялись. А он говорил – А вы посмейтесь пока, а то по моему приказу вы скоро все умрете и будете вонять, а я вас даже нюхать не буду. Все опять переходило в шутку.
      Приехав на место, он заходил со всеми на территорию фермы, ходил по корпусам и читал нравоучения дояркам и скотникам, что за скотиной плохо ухаживают, плохо кормят и делал другие замечания. Доярки и скотники отшучивались, говоря, что это претензии не к ним, а к начальству. Появлялся заведующий фермой и все повторялось, опять же с отсылкой к начальству, на что Гаврюша отвечал - А, что и пойду, я все им расскажу, мать их так. После чего его выпроваживали с территории фермы, и он двигался на другой объект, учить уму-разуму.  Затем он шел к председателю колхоза, начиная возмущения еще с  входа в здание, где его хорошо знали и не пускали на прием, но его это не останавливало. Он громко и долго высказывал свои замечания к руководству колхоза.
        Через какое-то время он уже был в приемной секретаря горкома или председателя райисполкома, где его тоже знали и естественно не пропускали к начальству. Но для успокоения выслушивали, что в колхозе беспорядок, председатель на местах не бывает, коров кормят плохо, соли в кормушках нет-  А вы куда смотрите? Это что за отношение. Его шепелявый, громкий голос разносился по всем коридорам, и работники выглядывали из кабинетов, стараясь понять, что происходит. Ему обещали во всем разобраться и принять меры. И даже понимая, что у человека не все в порядке с головой, иногда все же интересовались – А что действительно у коров соли в кормушках нет?
       Гаврюша мог появиться в поле во время полевых работ или уборки урожая, в саду, в огороде, мог набрать сумку тех или иных продуктов, в чем ему, впрочем, никогда не отказывали. А если вдруг делали какое-то замечание, то он тут-же громогласно начинал рассказывать, кто, где и сколько ворует, и что все безнаказанно растаскивается. А то что он взял сумку яблок, так это в чисто медицинских целях для смягчения желудка, потому что у него с этим проблемы. Люди, зная, что он убогий относились к нему довольно мирно, снисходительно и с сочувствием.
        Со временем, однако, у Гаврюши появилось несколько странное увлечение, он начал встречать идущих домой работниц местной швейной фабрики, работающих в ночную смену. Смена заканчивалась часов в одиннадцать ночи, он провожая их с шутками и прибаутками, предлагал им – А выходи за меня замуж. Женщины смеялись и незлобиво поругивались на него, на что он совершенно не обижался. Дальше - больше, он стал прятаться и выскакивать из-за какого-нибудь угла и гавкал, как собака  на них. Женщины пугались, ругались, а он смеялся и говорил – Что спужалась? Они его периодически  поколачивали, но это не помогало. 
         И как долго бы эта его придурковатость продолжалась неизвестно. Но случилась житейская ситуация, муж одной беременной женщины ожидал ее со смены, благо она жила рядом с фабрикой. Тут заехал друг в гости, давно не виделись, обрадовались долгожданной встрече, обнялись. Друг спросил- Где жена – Оля? - Да сейчас с минуты на минуту придет со смены- отвечает хозяин. Тут открывается дверь, входит бледная Оля, от страха и бессилия сползает  на пол. Муж кидается к ней – Оля, что случилось? Она еле переводя дыхание – Гаврюша за забором, напугал. Друзей как сорвало с места, только дверь хлопнула. Вскоре они появились и сказали, чтобы она успокоилась, больше Гаврюша пугать никого не будет.   
        Действительно, после того как друзья его хорошенько проучили, Гаврюша у фабрики больше не появлялся, да и вообще его долго нигде не видели. Когда  он вышел из своего укрытия, стал замкнутым,  много так уже не говорил и вел себя уже не развязно. Когда садился в вахтовый автобус, то большей частью молчал. Колхозники начинали его донимать вопросами, чтобы рассказал что происходит в стране, в районе, ведь он мог рассуждать и делать свое заключения обо всех происходящих событиях.  На что он отвечал – Ага, вам расскажи, меня же посадят. Не - Гаврюша не дурак.
        Через какое- то время Гаврюша исчез. Поговаривали, что родственники сдали его в лечебницу, имея виды на его домовладение.
         А вот другой случай с убогой.
       В районном поселке городского типа, где мы с мужем жили и работали, жила молодая женщина - лет  25 ,звали все ее неприлично, но так уж случилось, Нина- дурочка. Она была внешне очень непривлекательна- небольшого роста, лицо одутловатое, глаза заплывшие, губы  большие-растрепаны, волосы темные не причесаны. Однако Нина была всегда чисто одета, на голове белый платочек. Ясное дело она была безграмотная, но вот счет деньгам знала. Деньги зарабатывала примитивным пением военных жалобных песен в людных местах - на вокзалах  или рынках. Люди из жалости к убогой клали мелочь в коробочку, которую она держала в руках. Иногда к ней подходили мужики – дворники, грузчики о чем то говорили и  куда-то с ней уходили. Люди поговаривали, что она еще одним способом зарабатывала деньги, вступая в близость с мужчинами.         
              Нина была  мирным, социально не опасным человеком, поэтому к ней никто претензий не имел. А  вот грубо с ней разговаривать нельзя было. Она улавливала недоброжелательный тембр голоса или недобрый взгляд и  могла накричать, обругать и даже заплевать. Но таких смельчаков мало было, никто с ней не связывался, кроме малолетних хулиганов, которые от нечего делать ее злили, обзывали обидными словами, вот тогда она была в  страшном гневе , даже смотреть  страшновато.          
   Как то вечером Нина крутилась около гастронома, мимо проходил сильно выпивший, невысокого ранга начальник ЖКХ  Николай Петрович. Человек он был семейный, как положено – жена двое детей. А ведь пьяный человек сродни  убогим, становиться духовно-ограниченным. Так они встретились с  Ниной, она подошла к нему заговорила. Они о чем- то недолго  беседовали,потом встали и вместе ушли. Где Нина жила и как у них получилась близость не понять, но  такой факт произошел. Николай Петрович за услуги ей дал пять рублей, она просила десять, он пообещал отдать еще пять рублей. Денег он больше ей не дал, не потому что пожалел, ему было стыдно с ней встречаться и он стал ее обходить стороной. Прошло несколько  дней Нина о долге не забыла, несмотря на свой недуг, память ее не подвела. Она выслеживала своего должника и вот  подвернулся случай- на демонстрации Нина увидела Николая Петровича, он шел с семьей, веселый и беззаботный. Нина подскочила к нему и ухватив его за рукав и стала требовать свои честно заработанные деньги. Он еле отвязался от нее, сказал жене, что эта убогая его с кем то перепутала. Но  Нина на этом не успокоилась, нашла себе какого то помощника и он под ее диктовку написал письмо в Райком партии, указав имя, отчество и место работы обидчика. Обрисовала суть вопроса, обвинила его в нечестности. Нина писала – Я с ним переспала- переспала.  Деньги обещал десять рублей - обещал, отдал только пять. Он ведь коммунист, так нельзя – «За любовь надо платить честно». В Райкоме посмеялись над письмом Нины, удивились поведению коммуниста,  разобрались и строго его наказали. Вроде бы сотрудники Райкома партии не распространялись о случившемся, но шила в мешке не утаишь, вполне возможно сама Нина рассказала людям об этом случае. Что с нее взять – убогая. Но это ее изречение, поплыло в народ и люди часто в шутку говорили - За любовь надо  платить честно. Николай Петрович с работы уволился, стыдно перед людьми и перед самим собой, но дома с женой каким то образом уладил этот вопрос.               
                Вот такие случаи могут произойти в общении с  убогими, нужно быть лояльными, но очень осторожными в любом деле и совершать  поступки не на эмоциях, а всегда включать голову.