В. Ключевский. Цитаты из разных томов и размышлени

Виктор Сафран
                В. Ключевский, Сочинения,  том 5, М, изд-во социально-экономической литературы, 1958.
               
               
                Стр. 162: «Таким образом, дворянство, освободившись от обязательной службы, почувствовало себя без настоящего, серьезного дела»… А выше было сказано, что «…в царствование Екатерины дворянское  самоуправление… стало карикатурой, над которой смеялись остальные классы общества и литература».. «дворянские съезды (стали) школой праздных разговоров и краснословия»»… «Оно, это безделье, послужило урожайной почвой, из которой выросло… уродливое общежитие со странными понятиями, вкусами и отношениями». 
               
                Стр. 163 - 166  "...С приходом на престол Елизаветы (после Анны, - В.С.) кончилось немецкое владычество при дворе, а началось… французское… Это потребовало решительно изменить программу дворянского образования. Петровское обучение по «наряду», и по «указной» программе, как повинность стала уменьшаться, стала добровольной. В две навигацкие «школки»-академии, куда посылало своих отпрысков знатное и зажиточное шляхетство, при Елизавете «…можно было заманить только детей беспоместных и мелкопоместных дворян»…  «эти бедные… дети, «от босоты»  не могли даже посещать академию…» и  « не о науках помышлять, а о собственном пропитании»…               
               
                Стр.  164 - 166: «В 1717 году на русском языке появилась книжка, которая стала руководством к светскому обращению,   учебником светских приличий… «Юности честное зерцало», где… «вслед за азбукой и цифирью (счислением) изложены правила, как обращаться в свете, как сидеть за столом и обходиться вилкой и ножом, с носом и носовым платком, на каком расстоянии снимать шляпу…  Эта книжка была издана вторым «писанием» в 1740 году,   значит сильно спрашивалась на рынке»…               
               
                При Петре было «заведено» два университета  - Петербургский и Московский, куда были приглашены преподавателями за бешенные деньги иностранцы…
               
                Стр. 165: «Ломоносов говорил, что в этом университете  «ни образа, ни подобия  университетского не видно»… « Профессора… не читали лекций, студенты набирались, как рекруты,…из других учебных заведений… однако студентов… секли розгами…  Не  в лучшем положении был и Московский университет… в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя… лишь 82… Во царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома… Лекции читались на французском или на  латинском языках… один из современников говорит, что в нем (в университете) не только нельзя научиться чему-нибудь, но можно  и утратить приобретенные… дома  манеры…»               
               
                Стр. 168: «Высшее дворянство воспитывало своих детей дома (нанимая иностранцев)… Француз-гувернеры это (часто) люди,… бывшие лакеями, парикмахерами… В Смоленском пансионе Эллерта «...большого невежды во всех науках…всего успешнее преподавался французский  язык, -  пишет Энгельгардт (видимо Лев Николаевич, - В.С.) и добавляет, - за каждое русское слово… наказывали ферулой из подошвенной кожи»…
               
                Тем не менее,  вошло в моду «изящное чтение» настолько, что тульская помещица, не знавшая грамоты,  «… раскрыв книгу, все равно какую, читала наизусть, по памяти, акафист божией матери. Она была охотница до щей с бараниной, и когда кушала их, то велела сечь перед собой варившую их кухарку не потому, что она дурно варила, а так, для возбуждения аппетита. На этой сельской культурной подпочве покоился модный дворянский свет столичных и губернских городов»…     
                Стр. 171: «Сатирический журнал времен Екатерины «Живописец» чрезвычаянно удачно пародирует любовный язык этого общества, воспроизводя записку модной дамы к ее  кавалеру: «Мужчина! Притащи себя ко мне: я до тебя охотна, ах, как ты славен!»  (В. С. - Ну как тут не вспомнить Проню Прокоповну из фильма «За двумя зайцами»,  «- Барыня лягли, и просють»)…               
               
                Стр. 217: « Впечатлительного, более восприимчивого, ЧЕМ деятельного, Александра  подкупило обаяние этого блестящего ума, твердого, как лед, но и холодного, как лед же».  (Это Ключевский о Михаиле Михайловиче Сперанском, временном сподвижнике Александра  Первого)               
               
               
                Петр  Первый умер 28 января 1725 года, не оставив (и не назначив!) после себя преемника-наследника. И пошла в России верховновластная чехарда, с назначением «сильными мира того» - остатками всяких боярских фамилий, засевших в новообразованных Сенатах, Верховных тайных советах и т. д. – различных бездарей, чем-то близких к трону. Так было с Екатериной  Первой, женой Петра, погрязшей в пирушках и откладывающей гос. дела на десятый план. Хотя больше БЫЛО прав на престол имела дочь Петра  Елизавета. Но «веское слово»  ЗА  Екатерину сказала такая политическая сила, как офицеры гвардейских полков, созданных Петром Великим… Тем более, так было с императрицей Анной, принцессой Курляндской (что ли?), приглашенной на царствование с легкой, но не очень умной и дальновидной  руки князя Голицына, заправлявшего до того в Верховном тайном совете. О чем и он, и «иже с ним» потом тысячекратно жалели,  так как в руководстве государством началось засилье немцев – в фаворе были Бироны, Минихи, Левенвольды и т. д. и т. п. Тон в мотовстве, распутстве и принижении русских задавала сама Анна. Вот как описывает ее  Ключевский:               
                Стр 294: «Это царствование одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно в ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более  очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений. Выбравшись случайно из бедной митавской трущобы на широкий простор БЕЗОТЧЕТНОЙ РУССКОЙ ВЛАСТИ (В. С. - выделено мною, чтобы подчеркнуть последовавшую вековую - до сих пор! - преемственность этой российской хворобы) она отдалась празднествам и увеселениям, поражавших иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием»…
               
                В. С, - Тут надо остановиться, чтобы задуматься и… подумать… Не  хочу я вслед за Ключевским  перечислять все тех гадостей, которые творились при Анне. И ведь ни много ни мало, -  а больше  десятилетия!!! Гадости, которые ПОРАЖАЛИ иноземных наблюдателей. А где же были свои, доморощенные, российские правдолюбцы и правдорубы? Риторический вопрос получается (В.С. - для «особо одаренных», – риторический вопрос это тот, который не требует ответа). А русская элита, выходит, была тоже ПРОСТО наблюдателями! В большинстве своем преступно-равнодушно смотревшие на то, как иноземцы пили кровь россиян в прямом и переносном смыслах… Помните древний «закон» русичей, - бей своих, чтоб чужие боялись.. Так и тут, наверное, зародилась основа нехорошего анекдота о том, как захватчик-иностранец объявляет русским сельчанам, что завтра всех будут вешать, и спрашивает, - вопросы есть? «Есть, -  был ответ,  - А в какое время, и – веревки брать свои с собой?». Так и живем до сих пор по принципу, - куда кривая выведет; без толкового руля и без ветрил. Которые потеряли, скорее всего, уже в 1953 году.               
               
               
                В. Ключевский. Сочинения. Том 7. Стр. 145, «Речь, произнесенная в торжеств. собрании Моск. универ-та 6 июля  1880 г., в день открытия памятника Пушкину»
               
                Стр. 146: «Мы ошибаемся в цене его современников, если забудем сколько сил этого великолепного таланта  потрачено было на ветер, на детские игрушки для взрослых.. Пушкин имел ПЕЧАЛЬНОЕ ПРАВО более всех, говоря словами другого поэта, благодарить свое время ЗА ЖАР ДУШИ, РАСТРАЧЕННЫЙ В ПУСТЫНЕ».
               
                Стр. 147: «Пушкин был историком там, где не думал быть им и где  часто не удается стать им настоящему историку. КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в ИСТОРИИ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА, которая  кажется длинным объяснительным комментарием к роману»…  «Наш 18 век…. общество заметно пестреет… люди становятся менее похожи друг на друга, по мере того как ДЕЛАЮТСЯ НЕРАВНОПРАВНЕЕ».
               
                Тип Евгения Онегина «…зародился лет 200 назад и, вероятно, долго проживет после нас» (стр. 147). Стр. 148: «…Дадим этому типу  ИМЯ сложное, как и он сам. Это русский человек, который вырос в убеждении, что он родился не европейцем, но обязан стать им… Следя за ними (фазами развития такого человека, как Онегин, - В.С.), удивляешься НЕ тому, что отцы и дети выходят так не похожи друг на друга, а тому, что столь непохожие  друг на друга люди – все-таки отцы и дети… Чувствуя свое невежество, иногда находили, что надобно заимствовать с Запада свет знания, НО БЕЗ ОГНЯ, которым можно обжечься; а в другое время брала верх уверенность, что  можно взять этот свет целиком, только не следует подносить его близко к глазам, чтобы не обжечься..  Далее, одни думали, что можно стать европейцем, оставаясь русским; другие настаивали, что необходимо перестать быть русским, что вся тайна цивилизации для нас заключается в совлечении с себя всего национального»
               
                Стр. 149 – 150: «…чопорный Гаврила Афанасьевич Р. в «Арапе Петра Великого»… это еще не тип европеизованного русского, а скорее русская гримаса европеизации… (тогдашний молодой человек из высшего общества) «…это … великосветский русский ШАЛОПАЙ на европейскую ногу, «СКОМОРОХ», по выражению старого князя Лыкова в «Арапе», или «ОБЕЗЬЯНА, да не здешняя»… по комедии Сумарокова. В «Арапе Петра Великого он еще не на своем месте, не в пору вернулся из-за моря и испытывает неудобства рано прилетевшей ласточки. Полная весна наступит для него в женские эпохи, при двух Аннах, двух Екатеринах и одной Елизавете…   При Петре ему холодно и неловко в его нарядном кафтане среди деловых людей, которые скидывают рабочие куртки только по праздникам. Со временем он будет нужным и важным человеком в праздном обществе; теперь он шут поневоле, и Петр колет ему глаза его бархатными штанами, каких не носит царь»…
               
                Стр. 150: «…Особенно удался Пушкину в «Дубровском» князь Верейский, достойный зять Троекурова. Это – настоящее создание екатерининской эпохи, цветок, выросший на почве закона о вольности дворянства и обрызганный каплями росы вольтерьянского  просвещения… За границей они растрачивали богатый дедовский и отцовский запас нервов и звонкой наличности и возвращались в Россию лечиться и платить долги… его европеизированное варварство из острого  и буйного троекуровского переродилось в тихое, меланхолическое; не под гуманизирующим  влиянием Монтескье или Вольтера, а просто потому, что тесть привез  в деревню из Петербурга мускулы и нервы, чего зять уже не привез из Парижа»…
               
                Стр. 151 – 152:: «Они (недоросли, - В, С.) всегда учились понемногу, сквозь слезы при Петре, со скукой при Екатерине, не делали правительство, но решительно сделали нашу военную историю 18 века… Они с русскими солдатами  вынесли на своих плечах дорогие лавры Минихов, Румянцевых, Суворовых… Пушкин отметил два вида недоросля, или, точнее, два момента его истории: один является в Петре  Андреевиче Гриневе, невольном приятеле Пугачева, другой – в наивном беллетристе и летописце села Горюхина Иване Петровиче Белкине уже человеке 19  века,  «времен новейших Митрофане»…
               
                Онегин – лицо, столько же историческое, сколько и поэтическое… Припоминая читанное, мы знаем , чем БЫЛИ Онегины после 1815 г.,… чем стали они после 1825 г. Это Чацкие, уставшие говорить и с разбитыми надеждами, а потому скучающие…  Так,  у Пушкина  находим довольно связную летопись нашего общества в лицах за 100 лет с лишком… Пушкин не мемуарист и не историк, но для историка большая находка, когда между собой и мемуаристом он встречает художника. В этом значение Пушкина для нашей историографии»…               
               
               
                В. Ключевский. Сочинения. Изд-во социально-экономической лит-ры, М., 1959.  Том 8. Стр. 151 - 152:               
               
                «…Так западноевропейская мысль дала нашим патриотам-мыслителям оружие против излишеств западноевропейского влияния…  В этой самобытности беда ваша, возражали обиженные учителя, потому что вы самобытны, как варвары, непричастные общей жизни просвещенного мира…  Это возражение вызвало со стороны атакуемых особую тактику обороны, целое национально-оборонительное мышление…  Заезжие наблюдатели… возражали: «все у вас дурно, да ничего хорошего в России и не бывало, и вы только обезьяны, способные перенимать». Им отвечали: «а у вас во всем генерально хуже нашего, и мы больше люди, нежели вы»… В наиболее наивной и запальчивой форме эта полемика очень походила на дипломатический обмен мыслей, бывающий между поссорившимися детьми, когда один маленький забияка угостит другого известным словом, на которое, по словам Гоголя, так щедр человек, а обиженный ответит ему: «ТЫ САМ ТАКОЙ ЖЕ»…                P.  S. Это написано великолепным русским историком в конце 19 или начале 20 века. Но!... Но ведь это почти копия картины сегодняшних (современных нам) международных отношений, которые все никак не могут выйти из «детского возраста»! И  это – при наличии атомного оружия и других сверх убийственных «рогаток»!               
               
                Стр. 307: из статьи «Памяти А. С. Пушкина»: Древняя Русь, целые века изнывая в изнурительной борьбе с восточным варварством, оторванная этой борьбой от живого общения с образованным Западом, из доступного домашнего материала и домашними средствами с трудом сколотила невзрачное, тяжелое, но прочное государство… Петр Великий… мощными мозолистыми руками взрыл это, как он говорил, божие благословение, втуне под землею скрывающееся, призвав на помощь техническое знание Запада, и трудным путем из Москвы через Полтаву, Гангут и Ништадт  ВДВИНУЛ Россию в семью  европейских держав и народов… Оплакивая смерть своего преобразователя, Россия впервые почувствовала сквозь слезы столь неожиданно и быстро создавшуюся международную и политическую мощь»…               
                Р.S. И кто бы мог подумать, что через три века Россия, войдя в европейскую и мировую семью, "хлопнет дверью" и выйдет враз из этих обеих семей, несогласных с нею, объявив их врагами...               
                Стр. 410: «В исторических взглядах Ломоносова отразилось влияние господствующей идеи царствования Елизаветы: Россия живет для самой себя и должна все делать  своими руками – такова господствующая мысль того времени.  (Она, эта мысль, возникла наверное и прежде всего, как протестная после 10-летнего правления Анны Леопольдовны с засильем немцев во всех ведущих сферах жизни росс.  государства, - В. С.)
               
                Стр. 411: «Это время  отличалось значительными успехами образования … Есть показатель этих успехов: таков птенец Петра и делец петровского времени Ив. Ив. Неплюев. Он дожил до времен Екатерины, т. е. до того ВРЕМЕНИ, КОТОРОЕ ПЕРЕСТАЛ ПОНИМАТЬ»… (Вот вам еще один  образчик таланта Василия Осиповича Ключевского в его владении СЛОВОМ!!!)