Записки экскурсовода Ч. 35 Замок для фарфора

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/10/27/77

Совместная работа Бёттгера и Чирнгауза по созданию фарфора прервалась в 1708 году. В октябре того года Чирнгауз умер в Дрездене от дизентерии.   

До марта 1709 года работы по производству фарфора были приостановлены.

А 28 марта 1709 года Бёттгер уведомляет курфюрста, что может производить "отменный белый фарфор с изысканнейшей глазурью", и сообщает о себе как единственном изобретателе технологии и носителе секрета.
Важно отметить, что Бёттгер действительно самостоятельно сделал второй важный шаг на пути промышленного производства нового материала: он подобрал оптимальный состав глазури, употребив то же сырьё, что и на черепок. Это обеспечило полное слияние черепка с глазурью.

Удачливый изобретатель получил подарки - но не свободу! Изготовление фарфора решено сделать тайной государства, а кроме того, король не терял надежды на открытие Бёттгером секрета делать золото.

И сам Бёттгер до конца жизни продолжал алхимические опыты по добыче золота. В дрезденской государственной коллекции фарфора в Цвингере хранится королёк чистого золота весом около 170 г, который Бёттгер получил в 1713 году якобы путём алхимических манипуляций.
(Королёк - частица, маленький слиток чистого золота, полученный в результате сплавления золотосодержащей руды.)

На притолоке двери в лаборатории Бёттгера было написано: "Gott, unser Schоpfer, hat gemacht aus einem Goldmacher einen Tоpfer ("Бог, наш Творец, превратил того, кто создаёт золото, в горшечника").

В городе Мейсене до нашего времени красуется замок Альбрехтсбург, который был гордостью курфюрстов - самодержавных правителей Саксонии. Здесь они принимали послов соседних государств и депутации подданных. Замок на скале, изящный и в то же время грозный, был символом курфюрстской власти.
Этот замок не подвергался переделкам и в почти нетронутом виде сохранился до наших дней. Он высится над Мейсеном на скале на берегу Эльбы. Его башни и шпили видны задолго до того, как въезжаешь в город.

В начале XVIII века замок Альбрехтсбург опустел. Не слышны были шумные  празднества, не было пышных приёмов. Сотни мастеровых под бдительным надзором перегородили анфилады замка грубыми деревянными стенами, устроили печи, пробили дымоходы, в блистательных прежде залах появились унылые ящики и кадки.

Когда работы были закончены, в закрытой карете под эскортом роты драгун в замок доставили какого-то человека. Это был Бёттгер. Но создатель фарфора оказался не хозяином, а узником огромного замка.
   
После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года Бёттгера перевезли в пустующий замок Альбрехтсбург. Курфюрст Август передал Бёттгеру руководство фарфоровой мануфактурой в замке и назначил щедрое жалование. Но до своей смерти Бёттгер  находился под наблюдением, чтобы не выдал секрет производства фарфора.

Рассылаемые прежде только в качестве подарков заграничным дворам фарфоровые изделия весной 1707 года появились уже во множестве на лейпцигской ярмарке.
Была представлена посуда из "яшмового" фарфора, а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В замке была заложена первая европейская мануфактура твёрдого фарфора. А в 1711 открыто особое отделение для приготовления белого фарфора.
Полтораста лет фарфоровая фабрика не выходила за пределы нагорного замка Альбрехтсбург, в котором не раз возникали пожары. Только в 1864 году расширившаяся мануфактура была переведена вниз - на окраину Мейсена.

Существует версия, что В 1717 году Бёттгер вступил в тайные сношения с королём Пруссии для продажи секрета фарфора, и это было открыто в 1719 году. Бёттгер  был немедленно арестован и осуждён, но не дождавшись исполнения приговора, умер.

Его здоровье было сильно подорвано экспериментами с токсичными веществами. Иоганн Фридрих Бёттгер умер 13 марта 1719 года. Ему было 37 лет. Несмотря на заслуги создателя фарфора, который руководил мануфактурой вплоть до своей смерти, его похоронили со славой алхимика, без надгробного камня и без креста на могиле. Его могила на кладбище
Св. Иоанна в Дрездене не сохранилась.

Жаль, что почти забыто имя учёного Эренфрида Вальтера фон Чирнгауза (1651—1708).   Официально изобретателем европейского фарфора считается Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719).



Среди заказчиков мейсенского фарфора были Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы.

По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Meissen. В конце XVIII века на мануфактуре Meissen были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, а также Киеве, Полтаве, Митаве, Ревеле и других городах.

Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Шедевры фарфоровой мануфактуры Meissen находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Meissen включает в себя богатейшие семьи Европы и России. Наследие Meissen тщательно берегут её мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чём не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создаётся вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.

По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используется около 10 000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Meissen производится около 175 000 типов фарфоровых предметов.
В собрании Meissen хранится 200 000 моделей мейсенского фарфора разных периодов.

Скрещённые синие мечи (они были заимствованы из герба курфюршества Саксонии)- эмблема саксонского фарфора Meissen с почти трёхсотлетней историей. Это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Данная маркировка является старейшим в мире фирменным знаком фарфорового завода. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие мейсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью.


Память об  Иоганне Фридрихе Бёттгере.

Состав тонкой красной керамики был восстановлен в 1918 году техником Вильямом Фанком и зарегистрирован под названием Bоttgersteinzeug или Bоttger Stoneware (керамика Бёттгера).

Памятная медаль к 300-летию Бёттгера изготовлена в 1982 году на Мейсенской мануфактуре из красной бёттгеровской керамики.

В Дрездене находится памятник Бёттгеру.

Продолжение   http://proza.ru/2021/11/04/1731

Иллюстрация: Замок Альбрехтсбург