Берлинская Школа Электронной Музыки. Студийный аль

Владимир Курбалиев
Музыкальное направление Берлинская Школа Электронной Музыки представляет собой собрание музыкантов и коллективов, работающих в жанре электронной музыки и проживающих в Берлине. К ним относятся такие группы как  «Ash Ra Tempel», «Tangerine Dream» и «Kraftwerk» и отдельные композиторы, такие как Эдгар Фрезе из «Tangerine Dream», представитель «Ash Ra Tempel» Мануэль Гёттшинг и Клаус Шульце, сумевший ставить след в этих столичных коллективах. Музыканты, представляющую это региональное направление, также активно вели сольную работу, и о об одном из таких представителей, клавишнике и лидере группы «Tangerine Dream» Эдгаре Фрезе, а точнее о его сольном альбоме «Epsilon In Malaysian Pale» пойдёт речь в этой статье.
                Прежде чем переходить непосредственно к описанию альбома, стоит рассказать о биографии музыканта до и во время его работы в рамках группы. Музыкант родился в 1944 году в небольшом городке Тильзит расположенном на северо-востоке Германии. С самых ранних лет Эдгар проявлял интерес к разным граням искусства – в 12 лет он научился играть на фортепиано, а спустя три года освоил гитару. Позже он поступил в Академию искусств в Западном Берлине, для обучения живописи и скульптуре. После завершения обучения Эдгар сформировал группу «The Ones», которая стала работать в жанре рок-н-ролла и рок-музыки. В составе этой группы он совершил тур по Испании, в частности побывав в небольшом городке Кадакес расположенном в 50 километрах от Барселоны. Это путешествие сыграло важную роль в жизни Фрезе, поскольку там он познакомился со знаменитым художником Сальвадором Дали, которого, прежде всего, заинтересовали его творения в рамках изобразительного искусства. По словам же Фрезе, именно Дали его мотивировал на дальнейшее продолжение музыкальной карьеры. По возвращении в Берлин группа распадется, и Фрезе, в 1967 году решает посвятить себя исследованием электронных структур, создавая что-то «космическое», «внеземное» и с этими целями создаёт коллектив «Tangerine Dream». Первые три года существования коллектива уходит на подбор музыкантов (к слову Эдгар одним из первых приглашает в свой проект Клауса Шульце), разработку идей, выбор аранжировок. Плодом усилий музыкантов является дебютная пластинка «Electronic Meditation» вышедшая в 1970 году, тепло принятая публикой и выдержанная в традициях классического краут-рока. Следом за ней следует альбом «Alpha Centauri», появившийся в следующем году, также в стиле краут-рока. Однако затем следует серьёзная потеря – из группы уходит Клаус Шульце, для того чтобы присоединиться к на тот момент малопопулярному коллективу «Ash Ra Tempel». Эдгар не отчаивается, приглашает новых музыкантов – Кристофера Франке и Питера Бауманна, и с ними записывает краут-роковую пластинку «Zeit», вышедшую в 1972 году. К слову эта пластинка явилась первой в истории группы, обложку которую составляла картина самого Фрезе. К слову группа в это время считалась одной из самых популярных немецких групп, давая концерты по всему Миру. Сам Эдгар отмечал:
-              Мы давали концерты по всему миру, а наши альбомы стали золотыми в семи странах. Неплохо для «странных немцев, нажимающих на кнопки», как нас называли британские газеты!
               За ней следует переходный от краут-рока к электронной музыке альбом «Atem», а далее группа являет два шедевра в истории развития Мировой электроники – этюды «Phaedra» (1974 год) и «Rubycon» (1975). Эти альбомы по настоящее время возглавляют списки самых влиятельных альбмомв электронной музыки, насыщенные абстрактными темами, полные синтезаторных ходов и вставок при удивительной неосязаемой слегка холодной атмосфере эти творения стали одними из важных в истории развития стиля. К слову, как и в случае с «Zeit», обложку творений украшали картины самого Эдгара.
                Параллельно с работой в группе Эдгар уделял внимание и сольной карьере, выпустив в 1974 году дебютную сольную работу «Aqua». Однако в 1975 году на волне успехов пластинки «Rubycon», и проведения тура по Австралии и Малайзии, музыкант решает явить музыкальному Миру ещё одно творение под названием «Epsilon In Malaysian Pale». Пластинка была сочинена под впечатлением от красоты и атмосферы этих двух стран, работа проходила в Берлине, Бонне, Гамбурге и Кёльне. Музыкально материал представлял классическую электронику в духе альбомов группы «Tangerine Dream», «Phaedra» и «Rubycon», в котором помимо синтезатора марки «VCS 3», Фрезе задействовал также электроорган и флейту, к слову сыгравший на всех инструментах самостоятельно.
                Переходя непосредственно к анализу альбома, стоит сказать, что он состоит всего из двух, но больших по продолжительности инструментальных этюдов – «Epsilon In Malaysian Pale» и «Maroubra Bay», ввиду концептуальности пластинки связанных между собой. Первый этюд представляет грустную и слегка монотонное полотно, с глубокой электроорганной игрой, а также синтезаторными наплывами и флейтовыми вставками, в духе классики электронной музыки. Второй трек продолжает атмосферу первой вещи, однако в середине появляется характерный для работ краут-рока специфический ритм «моторик», с незамысловатой аккордовой линией, обыгрываемый на синтезаторе и придающий вещи некий позитив и космическую лёгкость. К слову, окончание характеризуется полным отсечением ритма и в эндшпиль возвращает слушателя в начало первой композиции с глубоким органом и грустной атмосферой. Красивый альбом, являющимся классическим образцом Берлинской Школы Электронной Музыки.
                После выхода пластинки Эдгар решил не проводить концерты в её поддержку, а сосредоточился на работе над следующим проектом группы, «Stratosfear», однако это будет другая, пусть и не менее интересная музыкальная история.





                Владимир Курбалиев