Берлинская Школа Электронной Музыки. Студийный аль

Владимир Курбалиев
Музыкальное направление Берлинская Школа Электронной Музыки представляет собой объединение музыкантов и коллективов этого жанра, базирующихся в Берлине. Яркими представителями подобного музыкального направления являются такие группы как «Ash Ra Tempel», «Tangerine Dream» и «Kraftwerk» и отдельные музыканты – Эдгар Фрезе из «Tangerine Dream», Мануэль Гёттшинг из «Ash Ra Tempel» и Клаус Шульце, сумевший оставить музыкальный след в этих двух коллективах. Однако, помимо работы в группах, эти музыканты также занимались сольной карьерой, и об одном из них, лидере и гитаристе группы «Ash Ra Tempel» Мануэле Гёттшинге, а конкретно  его сольной работе «Е2-Е4» будет идти речь в этой статье.
                Прежде чем переходить к описанию этой сольной работы, стоит рассказать о жизни музыканта до и в рамках его работы в группе. Мануэль родился в 1952 году в Берлине. В детстве он, заинтересовавшись музыкой, научился играть на гитаре, поступил в музыкальную школу, которую, однако, покинул в возрасте 14 лет, и в 1969 году самостоятельно обучался музицированию у швейцарского авангардиста Томаса Кесслера. В 1970 году он вместе со своим другом бас-гитаристом Хартмутом Энке и только что покинувшем Tangerine Dream клавишником Клаусом Шульце основывает коллектив «Ash Ra Tempel». За недолгое время своего существования (порядка 4 лет), коллектив выпустил пять студийных альбомов, которые считаются классикой краут-рока (в начале деятельности), а в более позднем варианте творчества – и электронной музыки.
                В 1974 году после замораживания деятельности коллектива, Гёттшинг решает сосредоточиться на сольной карьере, в 1975 году выпустив альбом «Inventions For Electric Guitar», представляющий собой гитарные эксперименты Мануэля в электронной музыке. Музыкальной общественностью пластинка была тепло принята, и гитарист даже дал серию концертов в её поддержку в родной Германии и Франции. Однако после этого успеха Мануэль решает не продолжать выпуск сольных альбомов, а основать коллектив под усечённым названием своей прежней группы «Ash Ra Tempel» – «Ashra». В рамках нового коллектива Гёттшинг в 1976 году выпускает сильную работу «New Age of Earth», ставшую классикой Берлинской Школы Электронной Музыки. За этой пластинкой в рамках проекта Ashra последовали пластинки «Blackouts», «Correlations» и «Belle Alliance», которые впрочем, не снискали успеха первого творения.
                Однако осенью 1981 года во время концертирования по Европе со своим другом Клаусом Шульце, Мануэль стал задумываться о работе над вторым студийным альбомом. К слову, сам процесс проведения концертов нравился музыканту ввиду импровизационного подхода, сам Мануэль отмечал:
-           Я не люблю ходить на концерты и слушать альбомную программу. Зачем? Ведь пластинку и так можно послушать.
             Концерты проходили с сентября по ноябрь 1981 года и после их завершения пути Клауса и Мануэля вновь разошлись – Клаус уехал в Ганновер на запись альбома, а Мануэль с отсутствием музыкальных идей, но с желанием выпустить сольную работу отбыл в Берлин. Озарение к музыканту пришло в субботний полдень 12 декабря 1981 года. Сам музыкант об этом вспоминал так:
-         Я работал над новым альбомом и хотел записать что-то большое, что-то оркестровое. Но так и не смог толком выжать что-то из себя. А потом занялся часовой пьесой. Очень быстрые приготовления: первый осциллятор, второй осциллятор, поменять быстро огибающие — 10 минут. Я начал с одного инструмента, потом ввел второй, потом третий, затем вернулся к первому — поменял немного: снова вернулся; в общем, постоянно менял. Где-то восемь инструментом было задействовано одновременно, а когда все закончилось, промелькнула мысль: «Ну что, неплохо».
           Я был немного смущен, потому что обычно работал над структурой нового альбома неделями, если не месяцами, а тут взял и просто записал все за час. У меня не было ни одного аргумента за, чтобы выбросить запись в корзину. Это была идеальная запись такого музыкального потока — ничего не нужно было исправлять. Ведь как бывает: что-то громко, что-то тихо, где-то фонит, потрескивает или телефон вот трезвонит и нужно отвлекаться. Но в этот час все было превосходно.
               Результатом усилий музыканта стал альбом, получивший название в честь одного из самых популярных ходов в дебюте шахматной партии (к слову название выбрано не случайно, поскольку Гёттшинг серьёзно увлекался этой игрой). Интересно, что с точки зрения музыкальной теории «E2-E4» – это стандартное выражение нотации высоты тона гитарных струн – от E2 (82,407 Гц) до E4 (329,63 Гц). Стоит отметить, что выпуск работы Мануэль отложил до 1984 года. Стилистически пластинка представляет собой ритмичный вариант электронной музыки на манер 80-х годов с небольшой долей диско и хауса. На самом лонгплее Мануэль использует родную гитару, бас-гитару, ударные и перкуссию, а также разнообразные синтезаторы типа – «ARP Odyssey», «EMS Synthi A» и «Korg Polysix».
               С точки зрения музыкального построения альбома следует сказать, что он непрерывен, композиции плавно перетекают из одной в другую, в инструментальном плане характерно использование ударных, баса и синтезаторов, гитарных же партий на альбоме немного (Мануэль с удивительной точностью отмечал, что на альбоме длиной в 58 минут этому инструменту уделено лишь 29 единиц времени). Красивый альбом, который может быть рекомендован как любителю электронной, так и танцевальной музыки.
                Пластинка вышла в 1984 году и сразу завоевала верхние позиции музыкальных списков, её очень часто крутили в танцевальных клубах по Европе и Миру наряду с группой  «New Order» и она разошлась тиражом, превышающем все пластинки Гёттшинга в сольной карьере и в рамках работы в группе. Сам музыкант, образно выражаясь «подливал масла в огонь» популярности диска, сопроводив его концертами в Берлине, Лондоне, Мадриде и Нью-Йорке.
             После этого триумфа, Мануэль на некоторое время ушёл в тень, выйдя, однако из неё выпуском альбома «Walkin' the Desert» в 1990 году в рамках проекта «Ashra».




                Владимир Курбалиев