Невыгодное дело

Сергей Химочка
Я внимательно осматривал каждый учебный класс, каждую мастерскую и лабораторию. Вроде бы, и здание далеко не новое, похоже, ему лет пятьдесят уже, но  везде чисто и опрятно, где надо, покрашено, где побелено. Нет никаких трещин и подпорок. Краски подобраны светлых тонов, здесь не боятся, что стены будут пачкаться. Везде на подоконниках цветы, много цветов, учебные столы не изрисованы и не поломаны. В кабинетах всюду технические средства обучения. Все это создает уют и порядок. Сразу чувствуется, что в этом Родинском профтехучилище есть хозяин в лице директора. Звали его Алексеем Дмитриевичем.
Дело было перед началом учебного года и я, посещая районы, интересовался подготовкой учреждений образования к началу занятий.

- План по набору выполните? - первым делом поинтересовался я у директора.

- Уже выполнили, приходится отказывать ребятишкам, может быть квоты пересмотрите, вдруг у кого недобор?

- Я помогу вам, а вы мне объясните, почему училище такой популярностью пользуется, ведь у вас еще есть и медучилище. Вы так всех школьников растащите.

- Так к нам из соседних районов едут: из Благовещенки, Суетки, Волчихи. Поэтому мы и стараемся, чтобы в училище было уютно и комфортно, то есть, чтобы были все условия для проживания и учебы.

- А питание слишком дорогое?

- А мы удешевляем. У нас свое подсобное хозяйство: пятьсот гектаров земли, свинарник, в котором двести голов свиней, а это значит, у нас свои крупы и мясо.

- Молодцы, а насколько выгодно возиться со свиньями, я имею в виду рентабельность?

- Прибыли особой, конечно, свиноводство не дает, но, польза огромная. Во-первых, я уже говорил, удешевляем питание, во-вторых, учащиеся принимают участие в их выращивании, что не маловажно, ведь они планируют связать свою жизнь с сельским хозяйством, осваивая профессию тракториста и комбайнера, а значит, будут жить на селе, иметь подсобное хозяйство, пусть учатся ухаживать за поросятами.
Я подумал, что Алексей Дмитриевич на правильном пути и ему надо обязательно помогать. На этом мы и распрощались.

А через несколько дней меня водил  по коридорам, классам и лабораториям уже другого ПТУ другой директор, Андрей Петрович.
 
- Здесь осторожнее, пожалуйста, Сергей Анатольевич, доски прогнили, можно провалиться и ногу повредить, - предупредил он меня при входе в актовый зал.
В учебных мастерских в некоторых местах вместо стекол, окна были забиты дерево-стружечной плитой. На светильниках не было плафонов. Много разного безобразия увидел я и сделал выволочку директору прямо при его подчиненных, что позволял себе только в редчайших случаях.

- Почему покрасили панели и стены темно-зеленой краской, что не нашли более радостных тонов?

- Так на белило денег нет! - развел руками директор.

- А  с подсобного хозяйства  не имеете никаких доходов?

- Да, какое – там хозяйство, всего-то триста пятьдесят гектаров.

- Почему не берете больше? - я знаю, в районе есть брошенные земли.

- У нас техника старая, мы не сможем обработать столько.

- Заведите бычков на откорм, хотя бы немного, свиней! Что-то делайте!

- Свиней держать невыгодно,  ну, не выгодное это дело, мы считали…

- Что вы считали? Чтобы вырастить товарного семидесятикилограммового поросенка, нужно тонна пшеницы. У вас  земля хорошая, урожайность по зерновым никак не меньше двенадцати-пятнадцати центнеров с гектара, это в самом форсмажорном случае. Что мешает работать?

- Вроде все так, но не получается.

После встречи с такими руководителями настроение портится. Еще больше оно упало, когда я узнал, что в райцентре нет гостиницы, а завтра с утра учительская конференция здесь же. Не ехать же за четыреста пятьдесят километров домой, чтобы через пару часов отправляться обратно. Мне то, еще ладно, подремывай на своем сидении, а вот водителю как?

- Директор училища, будто почувствовал ситуацию и с ходу предложил мне, и, естественно, водителю, переночевать у него.

- Не беспокойтесь, у меня дом большой, всем места хватит.

«Ни в машине же ночевать», - подумал я и спросил:

- А как же супруга. Ей такие хлопоты с гостями?

- Я же говорю, не волнуйтесь, я ее отпустил с работы, чтобы подготовилась к встрече.

- Вот как! А она, что, тоже в училище работает? Что преподает?

- Работает со мною вместе уже как тридцать три годика, только она  не преподаватель. Заведует подсобным хозяйством.

В большом директорском доме нас уже поджидала хозяйка. Показала, где можно помыть руки и сразу же усадила за стол, который ломился от еды. Посередине стола стояло большое блюдо со свежатиной – свининой с луком, еще горячее и готовое к употреблению.

- Нам как-то неудобно даже садиться, вы столько всего накупили, это же такие большие затраты.
 
- Да какие там затраты, Сергей Анатольевич, это все свое, все с подворья. Вот сегодня только поросеночка забили, мяско свеженькое, молоденький был поросеночек.

- Как же так, из-за меня получается, сделали вынужденные потери?

- Да какие там потери, мы же не одну хрюшку выращиваем.

- А сколько вы голов держите?

- Пятьдесят голов.

- Сколько? – Я не поверил своим ушам.

- Пять десятков.
 
- Вы же мне доказывали, что невыгодно держать свиней. А сами растите на домашнем подворье себе в убыток? Думаю, что вы их выращиваете в  убыток училищу.

 Собирайся, Сергей! – скомандовал я водителю, - поехали! В Рубцовске переночуем!

А директор вскоре написал заявление об увольнении по собственному желанию.