Испания и Россия

Сергей Владимирович Жуков
                Испания  и   Россия.

      Читаю Унамуно.  Мигель де Унамуно. Писатель, поэт, философ был ректором   старинного университета в  древнем городе Саламанке.

   Говорю: «Саламанка», а слышится «саламандра» - дух огня, ящерица, рождённая в   пламени, а значит, гибели неподвластная.
Впрочем, огонь тоже гибнет. Если не  сам постепенно затухает, то порой бывает   прежде времени залит водой.

   Вся Испания - саламандра, рождённая в огне войн. Впрочем, какой из народов не  испытывал войны и все  бедствия, связанным с ними.

   Мне же хочется подумать о судьбе Испании в связи с Россией.
Как много у нас  общего.

   Вот какую характеристику дал  испанцам крупный французский писатель Стендаль: «Испанец нимало не корыстолюбив, даже этот стимул к деятельности у него   отсутствует;он бережлив, хотя вовсе не скуп; он не стремится подобно скупцу,  владеть золотом, но он не знает, на что употребить своё состояние; в своём   роскошном жилище он проводит дни уныло и праздно, предаваясь горделивым мыслям».

   Известно, что собственно Испания - государство, состоящее из областей с  достаточно широкой автономией: Кастилия, Арагон, Каталония, Наварра, Страна   басков, Андалузия, Галисия  и  так  далее.
Формирующим ядром предстал этнос Кастилии, постепенно по мере борьбы с   арабскими захватчиками, объединившими вкруг себя остальные политические    образования.

   Наиболее упорно и рьяно выступают за самоопределение и едва ли не полное   отделение Каталония и Страна Басков. Кстати, сам Мигель де Унамуно по   происхождению баск.

   Между тем присоединение этих областей произошло отнюдь не насильственным   путём, а скорее методом династического братского союза коронованных особ.
Как Россия, так и Испания явились как бы двумя щитами, а вернее, западнями,   которые постепенно переварили, перемололи и даже поглотили орды завоевателей.

 
    Возможно, жители иберийских стран, почти равно как и население Восточно-Европейской, а лучше сказать, Русской, равнины прилагали недостаточно сил для   развития потребительской торговли и промышленности, но как можно свободно, а   значит, успешно развиваться во время почти постоянных войн.
И всё же духовность, строгость и некоторая чистота нравов помогли нам выстоять.
Испания и Россия служили, а возможно, и поныне служат некими ёмкостями,  исполненными сверхжизненного смысла, которые  уравновешивают Европу (пока).

  Значит, это не только два  щита, но и два моральных ориентира, два духовных  противовеса протестантскому либерализму.
Например, подобно тому, как наших боярышень держали взаперти в теремах вплоть  до    замужества, испанцы  вверяли своих дочерей надзору дуэний.
(Писал эти строки в 1994 году, а в начале 21-го века с возмущением узнал, что в   Испании правительство, невзирая на протесты народа, разрешило «однополые  браки».)

   Очевидно, симметрия в какой-то мере свойственна всему, в том числе истории и    геополитике.
…И всё же, как ни странно, уживаются в нас такие противоречивые особенности,  заложенные в наших национальных характерах, как некоторая угрюмость и, в то же  время или чуть погодя, весёлая бесшабашность.
Присущи нам любовь к свободе, то есть демократической анархии, и уважение к   «сильной руке».

  Пожалуй, ни одна страна в мире не смогла бы так надёжно колонизировать и    освоить огромные пространства как Испания и Россия. Хотя слово «колония» к   России не относится.
Латинская Америка, страны которой освободились, а по мнению иных отделились от  метрополии в начале 19-го века, не только сохранила испанский язык, но и   создала своеобразную культуру, обогащенную традициями индейцев.
Происходила бурная метисация или активное смешение испанцев с индейцами.    Продолжительных и жестоких войн на истребление, какие вела против своих   аборигенов Северная Америка, не была за Рио-Гранде, служащей естественной    границей между США и  Мексикой.
Это если не считать борьбы за независимость индейского племени арауканов в Чили  и Аргентине, а также восстания под предводительством   Тупак   Амару  в    Перу   в конце 18-го века.
На территории некоторых юго-западных штатов США сохранились посёлки и городки   индейцев, которые называются «пуэбло», что по-испански означает «народ».
Да, ведь и Техас и Калифорния, Аризона и Нью-Мексико - всё это до 1848 года   было владением Испании, а после получения независимости Мексикой независимости   её провинциями.

   Конкистадоры Кортес и Писарро умело использовали возмущение угнетённых   племён, чтобы сокрушить могучие и огромные державы инков и ацтеков.  Правда,  следует сказать, что инки и ацтеки не  сопоставимы по своему воздействию на   покорённые племена.  У ацтеков и майя были человеческие жертвоприношения, а    инки напротив, наоборот, запретили их среди народов, бывших у них в подчинении.
Отряды испанцев численностью в несколько сотен человек покорили целые   государства.

   Едва ли не подобным образом действовал и наш Ермак Тимофеевич, привлёкший   на свою сторону вогулов/ нынешних  манси/ и остяков /хантов/ в борьбе против   Сибирского ханства.  В его  ватаге было всего шестьсот   казаков.
Вернёмся  в   Европу,  а   точнее,  не   её  западный   полуостров,  где  происходило   частичное  слияние,  а не   только   яростное   отторжение   арабов  и   испанцев.

    Арабы пришли  не только  с  мечом  в руках  и заповедями пророка Мухаммеда  в  сердце.  Они принесли с собой науку и культуру.
Католический  король   Филипп  2-й  и   царь   Иоанн  4-й   Грозный,  не   только  жили   в   одно  и   то  же  время,   но  и   стояли,  можно  сказать,  на   одной  доске,  балансируя  от   показного   аскетизма   до  разврата  и   садизма.

    Безмерная   власть  инквизиции  в   одной   стране  и  безудержный    разгул   опричников  в   другой.
И  то,  и   другое   явление   сопровождалось  массовыми   казнями  и    конфискацией   имущества  в   пользу   церкви   и  государства.
Когда   у   испанских   арабов   оставалось   всё   меньше   владений,   на  подмогу  им   периодически   направлялись  огромные   армии   марокканских   султанов.
Остаток   Золотой   Орды -   Крымское   ханство   долгое   время   спасал  от   полного   разгрома   турецкий   султан.
Народ,  переживший   долгое  рабство  и   далее    почти  постоянную   многовековую  угрозу   вторжения   и  набегов,  после  своего   освобождения   переходит  к   активной   экспансии,   распрямляясь  подобно   сжатой   пружине.

   Так   получилось  с   Россией  16-19    веков.   То  же,  хотя   и   не   совсем,  происходило  с  Испанией.   Помимо  необозримых   территорий  в  Новом  Свете  и   на  Филиппинах  в    подчинении   у  мадридского   двора   имелась   Южная   Италия  с  Сицилией,    французская  область  Франш-Контэ   и   Нидерланды.
И  всё   же,  несмотря   на  некоторую   склонность  к  завоеваниям,   именно   стремление   к  национальной   свободе   в   первую  очередь    роднит   испанский   и   русский   народы.
Тяготение   к   деспотии   словно  к   знакомому  и    знаковому  злу, а   также  всяческое    противление   иноземной   интервенции (военной   или   идейной)   присутствует   в  душах   наших.
Чужое   влияние   порой   вторгается   под  видом   блага,  но  это  благо  чужое,    неведомое,  а   значит,  бесполезное.

    Во   время  наполеоновских   войн  Испания   поглощала,  а   вернее,  сжигали   одну   французскую   армию  за   другой.
Четыре   года, с   1808   по  1812   годы   полыхала   «герилья» -   партизанская  война.
Когда   Бонапарт   шёл   на   Москву,  в   это  время   в   Мадриде,  Сарагосе,  Хероне  (Жероне)  и   других   героических   городах   Испании   стояла   200-тысячная   отборная    армия,  так  и   не   покорившая   отважный   народ.
И   здесь   проявилась   поразительная   схожесть   методов   противодействия   агрессии,   ведь   победе   России   в  Отечественной  войне   1812   года   немало   способствовало   партизанское  движение.
Испания,   перенесшая   тяжелейшую   гражданскую  войну  1936-39   годов,   сохраняла  нейтралитет  во   время   Второй   мировой,  хотя   на   Восточный    фронт   всё  же   были   послана   «голубая   дивизия».
К   сожалению,  в   Испании   сильно  стремление    отдельных    областей  к   суверенитету.   Особенно   яростны  в   этом   баски.
Нельзя  не   сказать  и   о  юморе,  о  том   качестве   души  отдельного  человека или   целого  народа,  о  котором   надо  говорить  в   первую  очередь.

    Санчо  Панса   верхом  на   ослике  -   чем  не   братец   нашему   Иванушке,   оседлавшему   Конька-Горбунка.  В   какой   из   стран   ещё   найдёшь   такой   простецкий  и  в   то  же  время   мудрый   юмор.
   Философское   понятие   пограничных  ситуаций   введено   в  научный    обиход   немецким   мыслителем   Карлом  Ясперсом.   Эти   ситуации   чаще  всего   фатальны  и    необратимы,  их   почти  невозможно  изменить в   свою  пользу,  но  они    преобразуют  личность.

    Народы   Испании  и   России,  образовавшие  государства,  невольно   попали  в    своеобразную   пограничную  ситуацию,  находясь  не   только  на   окраинах   географической  Европы,  но  и  на   рубежах   цивилизации.
Любое  общество   либо   целенаправленно,   либо   бессознательно   создают  на   своих   рубежах   военные   поселения. 

    В   конце  концов   надо   признать,  что  мы с   пиренейскими   странами   идём   если  не  по   одному   пути,  то  всё  же  по  сходной  дороге   жизни.
Верится,  что   мы   будем   говорить  и   непременно   поймём  друг   друга,   ибо    понять   другого   способен    лишь  тот,  кто  пережил  то  же, что и  он   сам.
                Сергей    Жуков.  1994-2008.