Испания и Россия.
Читаю Унамуно. Мигель де Унамуно. Писатель, поэт, философ был ректором старинного университета в древнем городе Саламанке.
Говорю: «Саламанка», а слышится «саламандра» - дух огня, ящерица, рождённая в пламени, а значит, гибели неподвластная.
Впрочем, огонь тоже гибнет. Если не сам постепенно затухает, то порой бывает прежде времени залит водой.
Вся Испания - саламандра, рождённая в огне войн. Впрочем, какой из народов не испытывал войны и все бедствия, связанным с ними.
Мне же хочется подумать о судьбе Испании в связи с Россией.
Как много у нас общего.
Вот какую характеристику дал испанцам крупный французский писатель Стендаль: «Испанец нимало не корыстолюбив, даже этот стимул к деятельности у него отсутствует;он бережлив, хотя вовсе не скуп; он не стремится подобно скупцу, владеть золотом, но он не знает, на что употребить своё состояние; в своём роскошном жилище он проводит дни уныло и праздно, предаваясь горделивым мыслям».
Известно, что собственно Испания - государство, состоящее из областей с достаточно широкой автономией: Кастилия, Арагон, Каталония, Наварра, Страна басков, Андалузия, Галисия и так далее.
Формирующим ядром предстал этнос Кастилии, постепенно по мере борьбы с арабскими захватчиками, объединившими вкруг себя остальные политические образования.
Наиболее упорно и рьяно выступают за самоопределение и едва ли не полное отделение Каталония и Страна Басков. Кстати, сам Мигель де Унамуно по происхождению баск.
Между тем присоединение этих областей произошло отнюдь не насильственным путём, а скорее методом династического братского союза коронованных особ.
Как Россия, так и Испания явились как бы двумя щитами, а вернее, западнями, которые постепенно переварили, перемололи и даже поглотили орды завоевателей.
Возможно, жители иберийских стран, почти равно как и население Восточно-Европейской, а лучше сказать, Русской, равнины прилагали недостаточно сил для развития потребительской торговли и промышленности, но как можно свободно, а значит, успешно развиваться во время почти постоянных войн.
И всё же духовность, строгость и некоторая чистота нравов помогли нам выстоять.
Испания и Россия служили, а возможно, и поныне служат некими ёмкостями, исполненными сверхжизненного смысла, которые уравновешивают Европу (пока).
Значит, это не только два щита, но и два моральных ориентира, два духовных противовеса протестантскому либерализму.
Например, подобно тому, как наших боярышень держали взаперти в теремах вплоть до замужества, испанцы вверяли своих дочерей надзору дуэний.
(Писал эти строки в 1994 году, а в начале 21-го века с возмущением узнал, что в Испании правительство, невзирая на протесты народа, разрешило «однополые браки».)
Очевидно, симметрия в какой-то мере свойственна всему, в том числе истории и геополитике.
…И всё же, как ни странно, уживаются в нас такие противоречивые особенности, заложенные в наших национальных характерах, как некоторая угрюмость и, в то же время или чуть погодя, весёлая бесшабашность.
Присущи нам любовь к свободе, то есть демократической анархии, и уважение к «сильной руке».
Пожалуй, ни одна страна в мире не смогла бы так надёжно колонизировать и освоить огромные пространства как Испания и Россия. Хотя слово «колония» к России не относится.
Латинская Америка, страны которой освободились, а по мнению иных отделились от метрополии в начале 19-го века, не только сохранила испанский язык, но и создала своеобразную культуру, обогащенную традициями индейцев.
Происходила бурная метисация или активное смешение испанцев с индейцами. Продолжительных и жестоких войн на истребление, какие вела против своих аборигенов Северная Америка, не была за Рио-Гранде, служащей естественной границей между США и Мексикой.
Это если не считать борьбы за независимость индейского племени арауканов в Чили и Аргентине, а также восстания под предводительством Тупак Амару в Перу в конце 18-го века.
На территории некоторых юго-западных штатов США сохранились посёлки и городки индейцев, которые называются «пуэбло», что по-испански означает «народ».
Да, ведь и Техас и Калифорния, Аризона и Нью-Мексико - всё это до 1848 года было владением Испании, а после получения независимости Мексикой независимости её провинциями.
Конкистадоры Кортес и Писарро умело использовали возмущение угнетённых племён, чтобы сокрушить могучие и огромные державы инков и ацтеков. Правда, следует сказать, что инки и ацтеки не сопоставимы по своему воздействию на покорённые племена. У ацтеков и майя были человеческие жертвоприношения, а инки напротив, наоборот, запретили их среди народов, бывших у них в подчинении.
Отряды испанцев численностью в несколько сотен человек покорили целые государства.
Едва ли не подобным образом действовал и наш Ермак Тимофеевич, привлёкший на свою сторону вогулов/ нынешних манси/ и остяков /хантов/ в борьбе против Сибирского ханства. В его ватаге было всего шестьсот казаков.
Вернёмся в Европу, а точнее, не её западный полуостров, где происходило частичное слияние, а не только яростное отторжение арабов и испанцев.
Арабы пришли не только с мечом в руках и заповедями пророка Мухаммеда в сердце. Они принесли с собой науку и культуру.
Католический король Филипп 2-й и царь Иоанн 4-й Грозный, не только жили в одно и то же время, но и стояли, можно сказать, на одной доске, балансируя от показного аскетизма до разврата и садизма.
Безмерная власть инквизиции в одной стране и безудержный разгул опричников в другой.
И то, и другое явление сопровождалось массовыми казнями и конфискацией имущества в пользу церкви и государства.
Когда у испанских арабов оставалось всё меньше владений, на подмогу им периодически направлялись огромные армии марокканских султанов.
Остаток Золотой Орды - Крымское ханство долгое время спасал от полного разгрома турецкий султан.
Народ, переживший долгое рабство и далее почти постоянную многовековую угрозу вторжения и набегов, после своего освобождения переходит к активной экспансии, распрямляясь подобно сжатой пружине.
Так получилось с Россией 16-19 веков. То же, хотя и не совсем, происходило с Испанией. Помимо необозримых территорий в Новом Свете и на Филиппинах в подчинении у мадридского двора имелась Южная Италия с Сицилией, французская область Франш-Контэ и Нидерланды.
И всё же, несмотря на некоторую склонность к завоеваниям, именно стремление к национальной свободе в первую очередь роднит испанский и русский народы.
Тяготение к деспотии словно к знакомому и знаковому злу, а также всяческое противление иноземной интервенции (военной или идейной) присутствует в душах наших.
Чужое влияние порой вторгается под видом блага, но это благо чужое, неведомое, а значит, бесполезное.
Во время наполеоновских войн Испания поглощала, а вернее, сжигали одну французскую армию за другой.
Четыре года, с 1808 по 1812 годы полыхала «герилья» - партизанская война.
Когда Бонапарт шёл на Москву, в это время в Мадриде, Сарагосе, Хероне (Жероне) и других героических городах Испании стояла 200-тысячная отборная армия, так и не покорившая отважный народ.
И здесь проявилась поразительная схожесть методов противодействия агрессии, ведь победе России в Отечественной войне 1812 года немало способствовало партизанское движение.
Испания, перенесшая тяжелейшую гражданскую войну 1936-39 годов, сохраняла нейтралитет во время Второй мировой, хотя на Восточный фронт всё же были послана «голубая дивизия».
К сожалению, в Испании сильно стремление отдельных областей к суверенитету. Особенно яростны в этом баски.
Нельзя не сказать и о юморе, о том качестве души отдельного человека или целого народа, о котором надо говорить в первую очередь.
Санчо Панса верхом на ослике - чем не братец нашему Иванушке, оседлавшему Конька-Горбунка. В какой из стран ещё найдёшь такой простецкий и в то же время мудрый юмор.
Философское понятие пограничных ситуаций введено в научный обиход немецким мыслителем Карлом Ясперсом. Эти ситуации чаще всего фатальны и необратимы, их почти невозможно изменить в свою пользу, но они преобразуют личность.
Народы Испании и России, образовавшие государства, невольно попали в своеобразную пограничную ситуацию, находясь не только на окраинах географической Европы, но и на рубежах цивилизации.
Любое общество либо целенаправленно, либо бессознательно создают на своих рубежах военные поселения.
В конце концов надо признать, что мы с пиренейскими странами идём если не по одному пути, то всё же по сходной дороге жизни.
Верится, что мы будем говорить и непременно поймём друг друга, ибо понять другого способен лишь тот, кто пережил то же, что и он сам.
Сергей Жуков. 1994-2008.