В поисках человека

Сергей Царапкин
(размышляя над «Книгой Иова»)

Часть первая.

«Он сказал им: вы выказываете себя праведниками перед людьми,
но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом»
(Лука гл.16. 15)


1
Давно хотелось обратиться к самой, на мой взгляд, таинственной, самой драматически великой книги Ветхого Завета – «Книги Иова». Могу предположить - мало кто читал эту книгу. Но уверен, что каждый чуть ли не ежедневно, цитирует фразы из этой книги: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь; Господь дал, Господь и взял». А разве вот эти фразы нам не знакомы: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать»? Или это: «О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость». Все это и еще много подобной мудрости содержит книга Иова. Но не обилием мудрых слов велика эта книга. По мнению большинства толкователей, считается, что в этой книге обсуждаются следующие вопросы: если Господь справедлив, тогда как должны соответствовать наказания, которые получает при жизни человек, его грехам? Почему неправедные благоденствуют, а праведные бедствуют? И наконец, - имеет ли смысл и оправдание зло?

2
Безусловно, все эти вопросы так или иначе звучат в тексте, и герои повествования пытаются на них найти ответы. Это так. Но кроме вопросов и мудрых слов в тексте есть странные и довольно темные места.
Вот на эти странные обстоятельства мне бы и хотелось обратить внимание.  Читаешь книгу и вдруг является стойкое ощущение   - с текстом что-то происходит не то?
Ведь что такое литература? Это механизм, который должен работать всегда одинаково и всегда хорошо. У человека в голове вдруг появляется мысль, которую ему хочется высказать. Если это простая голая мысль, то она тут же, в виде нескольких слов, отлично и совершенно безболезненно, будто горошина выскакивает из человека. Но бывает и по-другому. Туманом осевшая на мозг идея, не желает проясняться. Будто заноза, она начинает зудить, кряхтеть и, переворачиваясь с боку на бок, скулит и тяжело ворочается! Внутреннее ощущение – хочешь и никак не можешь что-то важное сказать.  Можно попробовать представить это Состояние.  Оно очень тревожное, весьма болезненное и похоже на роды или тошноту.   Если тошнота через три дня не проходит приходится рожать. Тогда человек начинает прикрывать веки. Так ему легче внутри себя подыскивать слова. Важно, чтобы слова были созвучны. Но чему созвучны? Мозги   мало чем помогут. Только чувства. Все просто. Надо лишь услышать внутри себя мелодию звучащей струны и подыскать нужное слово.  Из слов начинает лепиться пространство и заводится часики –тик-так; тик-так. Включается время и на сцене  появляются персонажи. Так возникает сюжет. Сюжет - это своего рода топка где сжигаемые слова рождают энергию, которая пронизывает всю конструкцию повествования. Но главная задача высвобождаемой энергии не в пронизывающем движении. Энергия правильных слов и точных фраз, усиливая родовые спазмы, помогает автору вытолкнуть из себя надоевший разбухший плод. Все вместе это называется муками творчества или литературным процессом. Повторим- важным во всей этой механики —качество сжигаемого топлива. Слова и фразы должны быть не просто созвучными и точными. Будто каленые стрелы, они должны бить в десятку! Когда это работает - получается книга.  Когда не работает – получается черти что! Книга Иова — это отличная литература, в механизме которой вдруг случилась осечка.

3
Сюжет
Повествование в книге разворачивается в двух планах – земном и небесном. При этом, как будет видно, - небесный план с его обитателями знает, что происходит в плане земном, когда как обитатели плана земного о промыслах небесных обитателей могут лишь гадать.

План земной:
Иов, житель страны Уц, был человеком «непорочным, справедливым и богобоязненным и удалялся от зла». Он имел семерых сыновей, трех дочерей, много слуг и голов скота и пользовался большим уважением среди всех народов по обоим берегам Евфрата.
Его сыновья имели обыкновение собираться на пиршества по очереди в гостях друг у друга, и когда пиршества проходили у всех братьев, Иов созывал их и творил над ними очищение, преподнося жертвы, если один из них согрешил против Бога, против своей воли или в глубине души. Сам же он ненавидел несправедливость, плутовство и прелюбодеяние, не имел плохих мыслей, был щедр с бедняками, вдовами и сиротами, слепцами и калеками.

План небесный:
Сразу же после представления добродетельного Иова повествователь в этой же первой главе переключается на небесный план: «Был день, когда Сыны Божьи вместе с сатаной предстали перед Господом». Господь спрашивает сатану видел ли тот Иова? «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей.

План земной:
Трое слуг приносят Иову вести о событиях, погубивших и уведших его скот, после которых выжили только они. Четвёртый слуга сообщает о гибели его сыновей и дочерей. Иов встаёт, раздирает свою одежду и падает на землю со словами: «Наг вышел я из родимых недр и наг возвращусь назад. Господь дал, Господь взял — благословенно имя Господне!».

План небесный:
Тут следует вот на что обратить внимание. Встреча Господа с сынами божими среди которых является и Сатана сперва в первой и затем во второй главах дословно идентичны. Как тут не вспомнить похожие повторы в первых главах книги Бытия. Кстати именно те повторы дали основания исследователям Библии заподозрить что якобы цельный единый текст некогда «сшивался из разрозненных лоскутков». Примерно тоже мы видим и в книги Иова. По мере движения по сюжету мы будем обращать на эти «швы» внимание. Это важно для дальнейшего понимания   - откуда в Библию пришла эта книга.
Итак, глава вторая, в которой описана встреча Господа с сынами божьими и с сатаной. Сатана просит разрешения у Господа поразить тело Иова. Господь дозволяет при условии, что Сатана сохранит его в живых. Сатана поражает Иова «злыми язвами».

План земной:
Иов берёт черепок, чтобы соскребать с себя гной, выходит из стен дома своего и садится на пепел. К нему со словами скорби приступает жена: «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими». Запомним эти слова. Ведь уже в следующей главе Иов говорит диаметрально противоположное: «скажи слово к Богу и умри» - повторно призывает его жена. Иов ей отвечает: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет…  На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода,
 ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне».
В это же время, как Иов проклинает дела Господа к нему, являются трое его друзей: Элифаз из Темана, Билдад из Шуаха и Цофар из Наамы, — прослышавшие о несчастьях Иова, приходят, чтобы пожалеть и утешить его. Четвертый товарищ появляется лишь в главе 32 ближе к концу книги. Итак, пришедшие друзья видят страдания друга. Они в отчаянии посыпают головы пеплом и садятся с ним рядом. Семь дней в полном молчании они сидят рядом с Иовом. Напомним, все эти несчастья с Иовом происходят в первых трех (из 42 гл) главах. С дня восьмого начинается бесконечно длинный спор между Иовом и его товарищами. Стенания оправданий и вопли обвинений будут чередоваться всю центральную часть книги. К диалогу друзей мы обратимся ниже. Теперь же следует вот на что обратить внимание: характеристика Иова и мнение об Иове Господа в тексте совпадают буквально. При этом самоощущение Иова предшествует мнению о нем Господа. «Иов видит себя непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла человеком. Вслед за Иовым таковым его видит и Господь. Возникает справедливый вопрос – как объяснить буквальное совпадение человека и Бога в нравственной оценке первого? Ведь ясно это совпадение неслучайно. Если учитывать дальнейшую канву развития сюжета, то становится очевидным – Господь свое мнение изначально готов основывать на мнении человека о самом себе. В этом залог равновесия бытия и доверие Бога. Но равновесие нарушается, как только с Иовом происходят выше описанные несчастья. Иов проклинает дела Господа после чего говорит: «чего я боялся, то и пришло ко мне».
Но чего более всего страшится богобоязненный человек. Напомним – именно страх перед Господом является одной из главных добродетелей Иова. Как же понимать заявление богобоязненного праведника - то чего он боялся, то с ним и случилось?
Запомним и это любопытное обстоятельство. Теперь же продолжим движение по сюжету и взглянем что же говорит, пораженный проказой, лишенный детей и имущества несчастный Иов: "Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?" (7:20). "Я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом" (13:3). "Вот, я кричу: "обида!" и никто не слушает: вопию, и нет суда" (19:7). "Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?" (21:7). "В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того" (24:12). "Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, - стою, а ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне; крепкою рукою враждуешь против меня" (30:20-21). "О, если бы кто выслушал меня! Вот моё желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись" (31:35).
Но где же друзья Иова?  Они тут же - рядом. Они слышат вопли и стенания своего товарища. Суть их разумных и изнурительно длиннющих речей сводятся к следующим утверждениям – где тварный человек и где Творец; Господь, по их мнению, настолько всемогущ и справедлив, что всякий познавший судьбу столь незавидную, как у Иова, обязательно получает её в качестве наказания; Бог вознаграждает добро и карает зло.
Вот что конкретно говорят друзья: "Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?" (Елифаз, 4:7). "Неужели Бог извращает суд, И вседержитель превращает правду? Если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей" (Вилдад, 8: 3,6). "Он знает людей лживых, и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?" (Софар, 11:11). "Что устремляешь против Бога дух твой, и устами твоими произносишь такие речи? Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?" (Елифаз, 15: 13-14).
Иов убежден в своей невинности. Поэтому он упорно возражает. Из его уст слышится повторяющаяся мысль. Он спрашивает своих разумных друзей – чем они отличаются от него и что такого знают они чего не знает он? Ответы друзей в этом смысле не отличаются оригинальностью.   Они отвечают Иову его же вопросом– что такого знает Иов, чего не знают они? Таким образом, на горизонтальном уровне просматривается тупик.  между Иовом и его друзьями происходит этакий пин-понг.   Будто Люди шариком переталкивают друг к другу одни и те же слова. Наконец Иов этим пустым и бестолковым «переталкиваниям» кладет конец. В главе 28 Он говорит: «… О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы;  как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим,  когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня,  когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!  когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, - юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.  Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око, видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно».
После такого - до предела откровенного и выразительного пассажа Иов перед разумными друзьями затворяет уста. Он сказал все и ему больше не о чем с ними говорить «потому что он был прав в глазах своих». Иов убежден - на затяжном горизонте его представления о Божественном могуществе являют тупик. Это уже понимает Иов, но не понимают друзья. Поэтому нет Иову от друзей утешения.

4
 Итак, ниспосланные страдания заставляют бедного Иова перейти на иной уровень богообщения. Ему теперь надо говорить только с Господом.
- Я желаю оправдать свои пути пред лицем Господа. –восклицает Иов. -  Пусть лжецы и лицемеры   бояться Господа! Для меня мое желание оправдаться уже есть свидетельство моей невинности.
При этом Иов понимает где он и где Господь. Борьба с Господом для него невозможная и гибельная дерзость. Но возможен суд где Иов мог бы напрямую спрашивать и отвечать пред лицем Господа. Иов уверен, что сумеет объяснить Господу - его страдания не могут быть наказанием за грехи и что у Бога нет причин его наказывать. Но Господь молчит, и ситуация снова заходит в тупик.
 Вот тут и появляется четвертый друг по имени Элиу. Четвертый друг выбирает путь посредничества. С одной стороны, Элиу признает, что человеческие представления о реальном могуществе Бога это заблуждения. Ценность подобных Заблуждений находится в горизонтальной плоскости отношений. Они в лучшем случае способны помочь разобраться между людьми - кто есть, кто. Что касается Бога, то по мнению Элиу, в справедливости и милосердии его верховенство неоспоримо.
Итак, поглядим что же сказал Элиу: «Я отвечаю тебе и твоим друзьям: Если ты грешишь, что делаешь ты Господу? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому…». И дальше «…Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; поэтому страх передо мною не может смутить тебя… Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи… И душа его приближается к могиле и жизнь его -- к смерти. Если есть у него Ангел-наставник, чтобы показать человеку прямой путь его, -- Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он -- милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его».
Иов продолжает молчать. Он ничего на речи Элиу не отвечает. Вообще, надо заметить - странная личность этот Элиу. Откуда он вдруг появляется и куда потом исчезает – этого книга не сообщает. При этом по сути ничего нового он не говорит. Поэтому Иов и на его речи тоже молчит. В дальнейшем, когда явившийся Господь произносит трем друзьям осуждение, Элиу уже нет. Короче, все что касается четвертого друга, выглядит очередным грубым вмешательством в текст книги.
 Как только Элиу исчезает, тут же наступает развязка.

5
Итак, как только замолкает Элиу тут же Неба нисходит на землю. План небесный объединяется с земным: «Когда Елиуй перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»
Это удар на поражение. И без того несчастный Иов – первым же возгласом Господа совершенно уничтожен. Но что такого сказал Иову Господь? Разве Господь сказал более того, что уже над собой сотворил Иов? Об этом чуть ниже. Сейчас же обратим внимание на первые два слова Господа:
- «Кто сей?» - вопрошает из бури Господь.
 Господь не помнит имя и вообще не узнает Иова. А ведь по первой главе мы знаем - Иов пред Господом был праведником. Далее - все помыслы Иова о самом себе Господь называет бессмысленными. Вот такой удар кувалдой в темечко на все свои вопли получает Иов. После этого Господь начинает вопрошать Иова:» Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь». Подобных вопросов Творец обрушивает на голову Иова очень много. Господня кувалда, удар за ударом вколачивает в землю бедного Иова.
Когда же заканчивается град сокрушительных вопросов, Господь будто в насмешку напоминает Иову что он делит этот мир с многочисленными, могущественными и поразительными существами, в том числе с Бегемотом и Левиафаном. Имел ли Иов хоть малую часть этого опыта в мире, в котором он живёт?
- Отвечай же! – призывает к ответу Иова Господь.
«И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».
Но разве только этот ответ от Иова слышит Господь?  Нет. Как уже мы видели не раз в тексте-  за фигурой Иова то и дело маячит фигура Иова-2. Вот и тут повторяется удвоение.  Господь ждет от Иова ответ. После первого Всемогущему отвечает второй Иов:
«И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои...».
После явления двух Иовов – один из которых отвечать не хочет и налагает руку на уста свои, а другой напротив размыкает уста и держит подробную речь, - Господь никак на все это не реагирует. Вместо этого Всемогущий обращает внимание на друзей Иова. Казалось, Господь должен был бы похвалить этих ревнителей благочестия. Но ничего подобного не происходит.   Напротив, друзья Иова, оказываются в глазах Творца более, чем Иов-  не правы! «…сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».
Вот собственно и все. Книга заканчивается тем что Господь «поворачивает к возврату путь Иова». Он возвращает всё отнятое ранее в двойном размере и дает Иову новых 10 детей. Его дочери были красивейшими на земле и получили наследство при жизни отца. Иов прожил насыщенную жизнь и умер от старости. Вот таков сюжет и вот такие мытарства бедного Иова представила Библия.

6
«Книга Иова» - особенная во всех отношениях книга. Первое что надо подчеркнуть – эта книга в Ветхом Завете стоит обособленно. Она никак не связана с какой-либо из книг Библии. В талмудических рукописях ее ставят - или после Псалтири, или после Книги Притчей. На этом основании иудейские ученые и богословы считают, что ее написал Исайя или кто-то другой из пророков. Сошлемся на суждение о «Книги Иова» признанного толкователя Ветхого Завета Мэтью Генри: «Иудеи, даже не являясь друзьями Иова (так как он был чужим обществу израильскому), бережно хранили вверенное им слово Божие и всегда вводили эту книгу в свой святой канон».
Исследователи сходятся на том что книга Иова самая древняя из всего библейского корпуса. А вот по поводу ее происхождении нет единого мнения. Из большого множество версий можно выделить две наиболее весомые. Это версия берущая свое начало от Моисея и версия, связанная с царем Соломоном. Версия Моисея основана на библейской истории бегства пророка из Египта. Вот краткий ее пересказ: когда Моисею было сорок лет он увидел, как египтянин бьет одного еврея. Оглянувшись и поняв, что никого нет, Моисей убил египтянина и зарыл его в песок. Фараон услышал, что сделал Моисей, и хотел его убить. Тогда Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую. У священника мадиамского, Иофора, было семь дочерей, которые пасли овец отца своего. Они пришли к колодцу, начерпали воды и наполнили ею корыта, чтобы поить своих овец. Но в это время пригнали свои стада другие пастухи и стали отгонять от колодца дочерей священника. Тогда Моисей встал, защитил девиц, помог им и напоил овец их. Девицы пошли к своему отцу и рассказали ему о том, что было у колодца. Отец велел позвать Моисея, и он остался у Иофора, женился на его дочери и пас его овец. В земле Мадиамской Моисей пробыл сорок лет.
Когда же он собрался вернуться в Египет, тесть Иофор передал ему рукопись в которое повествовалось о жизни праведного мужа по имени Иов. Согласно приданию Моисей, вернувшись в Египет, передал рукопись страждущим евреям, чтобы поддержать и утешить в их трудной ситуации и вселить надежду, что Бог в должное время освободит их и сделает, как когда-то сделал Иова богатыми.
Вторая версия говорит, что изначально история о Иове была записана на арабском языке, а потом ее перевел для Иудейской церкви Соломон.
Как бы ни обстояло дело с появлением книги в иудейском каноне - можно утверждать – эта очень древний текст, который своими корнями уходит в неразличимую фольклорную тьму. И конечно, текст о страданиях Иова несет в себе несколько различных слоев. Упоминаемый выше Мэтью Генри считает, что Моисей в принесенной им древней рукописи произвольно вписал первую и последнюю главы, где происходит основное действие книги. Именно в этих главах Бог называется Иеговой. В русскоязычном тексте Иегова переводится как Господь. В отличии от этого, в основном тексте Иегова-Господь представлен только один раз (гл. 12:9). Дело в том, что имя Бога Иегова было малоизвестным во времена праотцев до Моисея (Исх. 6:3).

7
Но тогда встает закономерный вопрос - был ли человек по имени Иов? Большинство толкователей издревле и до наших дней уверены - история с Иовом не просто литературное произведение, написанное в великолепной стихотворной форме. В основании высокой литературы лежит правдивая история. К примеру библейский пророк Иезекииль упоминает его наряду с Ноем и Даниилом: «Сын человеческий, – говорит Господь пророку Иезекиилю, – если бы какая земля согрешила предо Мной... и Я послал (бы) на нее голод и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они, спаслись бы» (Иез14.13–16).
Далее - историческую достоверность книги, следовательно, и самого Иова, признают и известные слова Апостола Иакова: «Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» (Иак5.11).
Если такой человек реально жил, то хотелось бы знать - когда это могло быть? Вряд ли когда-то точно станет возможным определить время жизни Иова. Так как уже доказано – «Книга Иова» переполнена признаками древностей у специалистов нет оснований не считать ее «ровесницей» самой древней части Библии. На этом основании праведный Иов не просто должен считаться современником Исаака или Иакова, но возможно и быть горазда старше. Древний Иов не был знаком с обетом данного Богом о земном Ханаане библейским праотцам Исааку и Якову.
Специалисты единодушно утверждают– жил праведный Иов, когда Бог людям был известен под именем Шаддай (Всемогущий). Под этим именем Бог в книге упоминается 30 раз. Это значительно больше, чем упоминаний под именем Иегова.
Древность Иова перешагивает самого Моисея. Вот как об этом пишет Мэтью Генри: «Иов жил раньше Моисея, потому что здесь (в книге Иова прим. Автора) нет ни одного упоминания об освобождении Израиля из Египта или о получении израильтянами закона.  В пользу этого утверждения, - продолжает Мэтью Генри, - в книге есть несколько ссылок (гл 8:8).

8
Портрет Иова формируется следующим образом: за основу из текста берется слово или фрагмент. Но так как одним словом или кратким фрагментом ограничивается характеристика, то на выдернутое слово толкователи нанизывают близкие по теме и смыслу высказывания из других источников. Так уж принято, - большинство толкований ограничиваются   ссылками на Талмуд или на Новый завет. Едва ли такой подход можно считать единственно справедливым. В самом деле, разве можно исключительно Библией подкреплять характеристику Иова? Ведь доказано - Иов жил в до Моисея, а значит и в дозаконные времена. Уже поэтому идеологией Торы мерять Иова вряд ли будет справедливо. Далее - из текста мы знаем, что Иов жил в стране Уц. Где такая страна? Точное место расположения этой страны не известно. Считается что страна Уц могла быть где-то в Аравии или в низовьях междуречья, недалеко от древнего Ура халдейского. Кстати, именно из Ура со своим семейством по зову Господа вышел Авраам. Но выход Авраама будет позже.
Что собственно нам известно о древнем Иове? У Иова было семеро сыновей и три дочери. Хозяйство его было немалым: «Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги…». Характеристика Иова завершается упоминанием, что «человек это был знаменитее всех сынов Востока». Заметим, что среди перечисления имущества земля не упоминается. Древний Иов, как и многие его современники, вел кочевнический образ жизни.
 «… и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Характеристика краткая, но для дальнейшего повествования очень существенная. Поэтому не бесполезным будет сравнить древнего Иова с патриархом Ноем. Ведь они были друг для друга близкими современниками. Поэтому Пророк Изыкиль поставил их в один ряд. На этот счет приведем одно любопытное рассуждение, встретившееся нам на просторах интернета.
«Сравним это (самохарактеристику Иова) с тем, как писалось о Ное (Бытие 6:8-9): 8 Ной же обрел благодать пред очами Господа. 9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. (Быт.6:8,9).
Разница налицо. Иов все делал как надо, а Ной следовал Богу или ходил с Богом.
Иов полагается не на его отношениях с Богом, а на то, чтобы делать все правильно, чтобы умилостивить Бога думая, что своими делами, соблюдением обрядов и жертвоприношениями он получит то, что хочет.
Пример того, как он решил умилостивить Бога ради своих детей: «Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни. (Иов.1:5)».
Вот такое любопытное сравнение.   Через чур завышенное самоощущение Иова, в те времена кажется не выглядело таковым и не было каким-то особенным. Человеком праведным и богобоязненным воспринимал себя Иов. И таковых людей было в те времена немало.  Это были люди, которые, как и Иов, могли почти тоже сказать о себе: «Я праведен, я справедлив, я богобоязнен». Разве не таковыми были друзья Иова? Диалоги между друзьями и Иовом занимают большую часть книги. И хотя все они говорят разнообразно и очень много, но по сути все их разговоры сводятся к двум взаимным упрекам. Друзья, упрекая упрямого Иова, говорят - Что он знает такого чего не знают они?
Иов на это отвечает: - Что такого знаете вы, чего не знаю я?
Из этих долгих диалогов становится ясно –Иов и его друзья - это люди одного социального статуса, которые о себе, о мироустройстве и о Боге имеют примерно одинаковые представления.

9
Мы помним - самохарактеристика Иова и мнение о нем Господа в тексте дословно совпадают. При этом самомнение Иова предшествует мнению о нем Господа. Характеристику, идущей первой в тексте, можно назвать самоощущением Иова, а дублирующие слова Господа — это согласие Всемогущего. Господь как-бы говорит:
- Ну если Иов так о себе считает, пусть оно так и будет. У меня нет оснований ему не доверять.
Кстати, такая позиция Всевышнего дает повод хитрому Сатане задавать Господу провокационные вопросы.
С этих вопросов нарушается равновесие «земного и небесного». Тут корень трагедии, в центр которой помещен человек. И как же в этой связи не вспомнить слова мудрого Достоевского, говорившего – Дьявол с Богом борется, а поле их битвы сердце человеческое!
Так вот, - в своей самохарактеристики Иов кроме прочего, считает себя богобоязненным мужем. богобоязненность во всех религиях является одной из главных человеческих добродетелей. И что же мы видим?
Вот на богобоязненного праведника обрушиваются страшные несчастья. Иов скорбит, терпит и в итоге проклинает дела Господа и говорит: «чего я боялся, то и пришло ко мне».
Нет, он не идиот и не объявляет войну Всемогущему. Иов объявляет войну себе. Не потеря имущества, не смерть всех детей и близких и не язвы, вдруг одолевшие его- не это угнетает Иова. Главное, что происходит с Иовом –человек уничтожает собственные суждения. Разрушительное сокрушение представлено в книге в самом начале. Если на это обстоятельство не обращать внимание – все дальнейшее повествование выглядит непонятным, а комментарии интерпретационно натянутыми. Но если принять идейное саморазрушение Иова за основу, тогда «темные» фрагменты книги проясняются, а действия главного персонажа становятся понятными. Лишь в этом контексте становятся ясными вопросы к Иову от Господа. Когда Иов до основания саморазрушился, на руины его сознания с небес приходит ответ. Если кто-то думает, что ответ Господа заключен в словах - «кто сей, омрачающий проведение своим неразумием» с последующей чередой вопросов, срывающих Иова с высот самомнения и возвращающие человека в прах, тот очень ошибется. Не Господь в прах сокрушает Иова. Господу сокрушать нечего. Сокрушение над собой сделал сам Иов. Он признает ложными свои прежние мысли и в них раскаивается. Но тогда в чем ответ Господа? может ответ Всемогущего заключен в возвращение Иову всего что он потерял? Ведь Иову возвращаются и десять новых детей, и двукратно умножается имущество.  Если это так и «возвращение» считать ответом Господа, то все случившееся с Иовом можно расценить – злой шуткой Бога. На такой ответ Иову осталось бы пожать плечами и сказать: - Ты взял –ты и вернул. Спасибо тебе, Господи.
«Но Иов произносит иные слова: Раньше», - говорит Иов, - я о Боге только слышал. Теперь же я его вижу.
Вот в этом ответ Господа и это то новое, что произошло с Иовом. Да, слова эти прозвучали из уст Иова. Но ведь очевидно - в словах этих присутствует уже Бог.
«сердце сокрушенное Бог не уничижит» (Пс. 50); Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (евангелие от Матфея)

10
Отношение человека с Богом редко были ровными. Это невозможно, да и не нужно. Этапы развития отношений довольно подробно показаны в Библии. Если в Раю Адам, ходящий пред лицем Бога, был пропитан лучами благодати, то после грехопадения и изгнания из Рая люди, размножаясь, стали, будто паутина, расползаться по телу земли. Тогда Господь, не желая прекращать общения с падшим человечеством, начинает общаться с избранными его представителями. Главными избранниками Господа, согласно Библии, становится череда патриархов - Ной, Авраам, Исаак, Яков и Моисей. Затем избранничество переходит на пророков. Когда и пророкам становится трудно пробиваться до окаменелых сердец, тогда в мир Приходит Христос.   Такова общая библейская канва общения человека с Богом. В боголюбивом и жертвенном замысле Творца о человеке, вдруг происходит сбой. Одно племя произвольно присваивает себе статус богоизбранности. Вот так нагло и бесстыдно была приватизирована жертвенная милость Творца. Если взгляд иудеев на Творца, как на личную собственность - спроецировать на самоощущения Иова, -  аналогия выглядит более чем уместной.

11
Так, о чем же книга? Какова ее главная мысль? Чему «книга Иова» может нас научить? Это вопросы, на которые надо найти ответы.
При всей поэтичности, драматичности и оригинальности книга оставляет осадок недоумения. Есть ощущение что история с Иовом не закончена. В самом деле, - жил-был богатый праведный богобоязненный человек по Имени Иов. И вот нисходят на его род, его имущество и на его самое несчастье и вся праведность и богобоязненность как карточный домик, разлетаются в щепки. Явившиеся утешить его друзья ничего сделать не могут. Иов требует  суда с Господом. В конце является Господь, который подтверждает все заблуждения Иова. Иов раскаивается, и Господь все обратно возвращает ему.
 Плюс на минус получается ноль. Господь дал, Господь взял, Господь снова дал. Что изменилось? Мы думаем – изменился сам Иов. Ведь написано, что он Бога узрел.
Но что это значит? «Книга Иова» в ее иудейском варианте ответ не дает.
Но если Иову надлежит измениться, то как и в каком направлении? Увы, книга в ее ветхозаветной интерпретации на эти вопросы не отвечает.
 Напомним, как оканчивается повесть о страшных страданиях, мучениях  воплях  бедного Иова : «и умер Иов в старости, насыщенный днями».
Вот такая картинка. был богатый знатный человек по Имени Иов; жил в удовольствии (жил около 300 лет); и умер в глубокой старости, насыщенный днями.
В таком конце все страдания, скорби и вопли человеческие не просто бледнеют, но выглядят смешными.
 - Ну и зачем вся эта книга было написана? – хочется спросить неведомого автора.
- Как же! – удивляется автор. – Ведь Иов Бога узрел!
- Да, узрел. – Но что из этого следует?
Неведомый Автор молчит.
 
Часть вторая

«Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

1
Напомним, первую часть мы закончили с ощущением некоторого недоумения. В самом деле повествование о праведном Иове вроде выглядело цельным и законченным. В нем, как и положено в литературном произведении, были и завязка, и кульминация, и развязка, которая выглядела несколько сказочной. То есть, герой, вдруг потеряв все и пройдя чередой страданий, вновь обретает прежний статус и его благополучие даже умножается. При этом есть ощущение что тебя немножко обманули. Представлен человек, который сперва теряет все, только затем, чтобы все получить обратно.
- Ну и какой в этом смысл? Бог дал, Бог взял, Бог снова дал? Ничего существенного не произошло. Или все же что-то случилось? В конце книги Иов, отвечая Богу, говорит: - Раньше я о Тебе только слышал, теперь же тебя вижу.
Обратите внимание - богозримость, которую обретает Иов - по сюжету даруется ему до всех благ, которые вернет ему Господь. Дар богозримости - это великое откровение и потрясающее чудо! Без этого , повествование о Иове —сказка со счастливым концом: «После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями».
Почему о самом важном событии, произошедшем с Иовом сообщается в двух словах и как-бы между прочем? В общем контексте чудо богоузрения выглядит каким-то случайным явлением. Во всяком случае, богоузрение никакого развития в дальнейшем повествовании не получает. Вместо этого мы видим, как некогда успешный Иов после череды страданий снова становится еще более успешным. Короче, есть вопрос, с которым надо разбираться.

2
Итак, «книга Иова» рождает принципиальный вопрос, ответа на который в тексте почему-то нет. Поэтому, в поиске ответа, придется выйти за пределы книги. Так называемое «запредельное» пространство можно разделить на ближний и дальний культурно-исторические круги. Ближним кругом несомненно является Ветхий Завет. Именно в недра этого культурно-исторического пространства помещено повествование о Иове. Дальний круг - это общая культурно-историческая среда способная повлиять на создание рассматриваемой книги.
3
Обратимся сперва к «ближнему кругу». Что такое Ветхий завет? В русском синодальном переводе Ветхий Завет это пятьдесят отдельных книг. Центральным ядром Ветхого Завета является Тора. Это пять книг авторство которых приписывается Моисею. Напомним, именно Моисей по приданию принес евреям и книгу Иова.
Суть пятикнижия заключена в завете – договоре Бога с человеком. Сразу скажем, мысль эта не оригинальна. Практика общение человека со всемогущими силами суть любой религии. Особенность иудаизма в том, какой это Бог и какой человек.
Иудеи убедили себя и верят-  их Бог — это особенный Бог, который через Авраама, Исаака и Иакова назначил евреев своим народом. И поэтому, чтобы лучше выделить себя и своего Бога, остальной мир все человечество — это нечисть, грязь, невежество и третье сортность.
 Как свидетельствует Тора, Бог Йахве через пророка Моисея предложил народу Израиля завет. Завет содержит два ключевых положения.
Первое – евреи обязаны признать, что Бог Йахве – это не просто один из богов, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе – еврейский народ является избранным Богом народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным.
Вывод - после заключения контракта Бог –истинный и единственный будет сопровождать и помогать только евреям. В итоге, на протяжении всего Ветхого Завета (Танаха) славные евреи рубят десятки народов направо и налево, мужчин убивают, женщин оставляют для себя, города грабят, а потом сжигают вместе с их местными идолами.   Все оправдано так как их благословляет и направляет Йахве.
Конечно может возникнуть вопрос – а заповеди типа: «Не убий», «Не укради», «Не возжелай…» это для кого? Ответ может быть только один. Стоит лишь к каждой заповеди добавить «…ближнего своего», всё становится ясным. Этакая тотальная коррекция и подгонка всего и вся в интересах отдельной группы людей.
Есть еще одна особенность иудаизма. Евреи верят, что их личный Бог Йахвев известное время устроит свой народ наилучшим образом. Будущее свое состояние они называют царством божием. Господь осуществит это не где-то на небесах, а здесь - на земле и исключительно для избранного народа. Ну, а свидетельством того, что Господь ведет свой народ и ведет в правильном направлении должна быть у избранников постоянно улучшаемая жизнь.
Возвращаясь к «книги Иова», и учитывая все выше сказанное об иудаизме, можно утверждать-  логика библейского повествования оправдана. В самом деле – зачем вдаваться в подробности что там в душе случилось с Иовом после того, как он Бога узрел! Ну узрел себе и узрел. Сказали об этом и забыли. Горазда важнее что Господь сделал. Иову Господь возвращает здоровье и статус; возвращены все дети; и главное – с лихвой приумножены богатства и имущество. Разве такой щедрый поступок Бога можно сравнить с тем что там узрел Иов?
Вот так иудейские книжники взяли совершенно неиудейский текст, подтесали начало и конец; и наполнив книгу особенным ароматом, включили ее в свой канон.
Справедливый вопрос – зачем они это сделали?
Ну, во-первых, -  ничего страшно криминального в таком поступке иудейских книжников не было. Весь тогдашний мир был достаточно тесным явлением. Был он ограничен с запада Северной Африкой, Средиземноморьем, и дальше через Ближний Восток через Междуречья на восток вплоть до Индии. Помимо непрекращающегося грохота войн и неукротимого кипения торговли, на этом небольшом участке земного шара обильными плодами взаимно пропитывала народы древняя мульти-культура. Доминантными центрами были -  Египет, Ассирия, Вавилон, Шумер и конечно арийская Индия.  Именно в парадигме взаимопроникновения древними иудеями формировался их Танах.  «С мира по нитке» - столетиями собиралась еврейская Библия. Но это не было простой набор отдельных лоскутов. Скорее, иудейская библия к середине первого тысячелетия д. н. э. была похожа на цветистое сшитое из разноцветных лоскутков одеяло. Это «одеяло» иудеи от первой до последней буквы наполнили идеологией личного Бога и личной богоизбранностью. И вот в этот идеологический бульон была погружена «Книга Иова».

4
Вкратце разобрав «ближний круг», теперь следует взглянуть на «круг дальний». Выше уже упоминалось -  потребность общения человека с вышними силами всегда была и до сих пор остается сутью всех религий.
Философ Карл Ясперс доисторические времена человечества назвал прометеевской эпохой. Это был период, когда первобытные люди начали интенсивно расселяться по земле. Шло формирование человека как вида со всеми его склонностями и свойствами, закладывался фундамент человеческого бытия (возникновение речи и орудий труда, умение пользоваться огнём). Тогда же стали появляться примитивные формы духовной жизни - свои боги, ритуалы, обычаи, мифы. Все это объединяло людей в родоплеменные общности.  Доисторический период принято заканчивать возникновением письменности.  В Месопотамии, Египте, в долинах Инда и Хуанхэ возникли первые великие культуры древности. Их развёртывание шло параллельно. Они аналогичны по своему типу цивилизации, с централизованным управлением и высокоразвитой организацией жизни. Именно здесь складывались великие культуры древности: шумерская, египетская, эгейская, культура доарийской Индии, культура долины Хуанхэ. Арийская раса родилась на далёком Севере, хотя потом, при изменении климата, её племена переселились дальше на юг, в Азию.

5
Самая древняя система Божественного знания из до ныне существующих, принадлежит арийским племенам носителям Ведической культуры. Термин «ведическая» произошёл от санскритского слова «веды», что означает «знание». «Веды» – это самые древние Священные Писания, которые известны людям Земли. Они дают ответы на любые вопросы – от устройства Вселенной и строения космических тел до ведения хозяйства, и сохранения гармонии в семье. Считается, что Веды были даны человечеству Богами через Откровения, полученные святыми мудрецами. На протяжении многих веков Веды передавались устно и только гораздо позднее были записаны на языке санскрита.
Таким образом, можно утверждать – исток практически всех будущих размышлений человечества о себе и о высших силах был зарожден в древней Ведической цивилизации. Исключением возможно был Древний Египет. Итак - Ведическая Цивилизация возникает в юго-восточной Азии. Возраст ее приблизительно 35 столетий. Религиозные представления древних ариев, согласно современной индологической науке, формировались в течение периода около тысячи лет. Наиболее почитаемым богом индоариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина. Такое почитание бога-воина обусловлено тем, что арии были народом-кочевником, народом-воином. Ещё один важный ведический бог — Варуна, божество ночного неба и небесных и земных вод. Большим уважением пользовался Агни, бог огня, возносящего жертвы. Важное место в ведах занимает также Сома — опьяняющий напиток и одноимённое божество, являющееся его олицетворением. Бог Солнца Сурья ассоциировался с приходом дня, он развеивал мрак ночи, проезжая каждое утро на своей колеснице по небу.   Окончательно Веды сложились и были записаны к концу II тыс. до н.э. Весь корпус записанных текстов это – четыре Веды (Риг, Яджур, Сама и Атхарва), восемнадцать Пуран (описания истории Вселенной). Существует точка зрения - ведийские арии были монотеистами и поклонялись Единому Богу. Единый Бог выступал в различных воплощениях и под разными именами. Веды разделяют весь мир, всю Вселенную на три сферы — небо, землю, антарикшу (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировалась та или иная божественная ипостась. К проявлениям небесных сил относились Сурья, Варуна, к земным — Агни и Сома — бог «опьяняющего напитка». Помимо представлений о богах и ритуальных формул веды содержали представления о пространстве: кроме вполне обычных для большинства религий понятий неба и земли, верха и низа, в ведах присутствуют такие понятия, как «беспредельность», «мировая иллюзия», «материя», «энергия» и т.д.

6
Но кроме четырех священных Вед есть еще один не менее значимый текст. Это «МАХАБХАРАТА» именуемая также – индийской «Книгой Царств». «Махапхарата» одно из крупнейших литературных произведений в культурные сокровищницы мира. Текст «Махапхараты» представляет собой комплекс эпических повествований, состоящий из новелл, басен, притч, легенд, дидактических рассуждений богословского, политического и правового характера. А еще это богатство космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления. Таким образом - «Махапхарата» содержит более 100 000 шлок (двустиший). Это в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее «Илиады» и «Одиссеи» взятых вместе.
Грандиозная поэма - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии.
 Так вот - индийская традиция «Махапхарату» считает «пятой Ведой». Исследователи уверены - в основу «Махабхараты» легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период. Речь идет о войне между союзами племен куру и панчалов. В переводе слово Махабхарата означает «Великое сказание о потомках Бхараты», или «Сказание о великой битве бхаратов».
Индийская традиция считает «Махабхарату» единым произведением, а авторство ее приписывает легендарному мудрецу Кришне-Двайпаяне Вьясе. Вьяса, автор повествования, является сыном прекрасной Сатьявати, дочери царя рыбаков, от странствующего мудреца Парашары. Вьяса почитается не только современником, но и близким родственником героев «Махабхараты».   

7
Итак - сюжет. В основе всего эпоса лежит повествование о распре между двумя претендующими на престол династиями. в Хастинапурском царстве властвует царь Дхритараштра. Он родился слепым. Его младший брат Панду, управлявший вместо него царством, удалился вместе с двумя своими женами в отшельничество на Гималаи. У Дхритараштры от его супруги Гандхари было сто сыновей и одна дочь. Старшим среди них был коварный и властолюбивый Дурьйодхана. У Панду было пять сыновей, которые были рождены его женами от различных полубогов. После смерти Панду и его супруги Мадри, которая пошла на его погребальный костер, сыновья Панду принимаются под опеку их дяди – Дхритараштры – и воспитываются вместе с его сыновьями. Все двоюродные братья изучают военную науку у прославленного брахмана Дроны. Своими замечательными успехами в науках и военном искусстве пандавы (сыновья Панду) вызывают зависть и ненависть кауравов (сыновей Дхритараштры). Дурьйодхана замышляет погубить пандавов, не пренебрегая никакими средствами, но его попытки всякий раз оказываются безуспешными. Наконец, Дурьйодхана добивается высылки пандавов под благовидным предлогом в город Варанавату, где для них был построен смоляной дом. Предупрежденные пандавы вместе со своей матерью Кунти спасаются из дома через подземный ход. Но все считают их погибшими.
 Между тем, пандавы скитаются по дремучим лесам, переживая различные приключения. Царь Дхритараштра, считавший пандавов погибшими, узнает обо всем случившемся и, по настоянию советников, совершает раздел царства между пандавами и своими сыновьями. Пандавы получают половину царства в пустынной части страны. Там, на реке Ямуне, они основывают столицу Индрапрастху. В ней царствует Юдхиштхира вместе с братьями, в то время Дурьйодхана с братьями правит в Хастинапуре, наследственной столице. Взаимная вражда между двоюродными братьями, однако, не ослабевает.
 Как-то раз кауравы, сыновья Дхритараштры, предлагают пандавам сыграть в кости. Юдхиштхира вступает в игру с Дурьйодханой и постепенно проигрывает ему все свое достояние и царство, даже самого себя, всех своих братьев и общую супругу – Драупади. Ее приводят в залу собрания и подвергают оскорблениям. Громко смеясь: «рабыня!», Духшасана, брат Дурьйодханы, увлекает ее за косу. Потрясенный таким зрелищем, Бхимасена дает страшную клятву: он не успокоится до тех пор, пока не отомстит Духшасане и не напьется его крови. Вдруг раздается вой шакала и крик осла, завопившего человеческим голосом. Напуганный зловещим предзнаменованием Дхритараштра предлагает Драупади три дара. Драупади просит, чтобы не был рабом Юдхиштхира, и чтобы четверо его братьев также получили свободу. От третьего дара она отказывается. Дхритараштра дарует всем свободу и возвращает пандавам все их имущество и царство.
Проходит некоторое время, и Дурьйодхана, добившись разрешения у своего отца, увлекает Юдхиштхиру в новую игру. По условиям новой игры, проигравший должен удалиться вместе с братьями в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый год провести неузнаваемым. Если же в течение последнего года он будет узнан, то должен будет снова удалиться на двенадцать лет. Юдхиштхира вновь проигрывает и вместе с братьями и Драупади удаляется в изгнание. Здесь их навещает Кришна и различные мудрецы. Жизнь пандавов в лесу, полная приключений, длится двенадцать лет.
Когда истекают двенадцать лет, пандавы переодетыми по одиночке отправляются ко двору царя Вираты и поступают к нему на службу. Целый год они живут у царя Вираты неузнанными и приобретают всеобщее расположение. Страна Матсья, где царствует Вирата, подвергается нападению кауравов. В битве против кауравов выступает Уттара, сын царя Вираты. В ней принимают участие и пандавы. Арджуна становится возницей Уттары. Он поднимает свое оружие, объявляет свое имя и побеждает кауравов. Тринадцатый год скитаний для пандавов миновал. Они выполнили все условия, предусмотренные игрой. Пандавы посылают к Дурьйодхане посла с требованием возвратить половину царства.
 Дурьйодхана отказывается выполнить законное требование пандавов. Война между кауравами и пандавами становится неизбежной. Обе стороны готовятся к ней и приобретают себе союзников. Народы и племена всей Индии примыкают – одни к пандавам, другие – к кауравам. Кришна отдает свое войско кауравам, а сам остается на стороне пандавов в качестве мудрого советника и возницею Арджуны. Войска противников стекаются к северу и выстраиваются на необозримой Курукшетре – на «Поле кауравов». Во главе войска пандавов становится Дхриштадьюмна, сын царя Друпады, а военачальником кауравов – их дед Бхишма. Объявляются условия боя, и возвещаются имена героев. После этого происходит знаменитый диалог Кришны с Арджуной. Разговор они ведут прямо на поле боя. Арджуна видит в составе вражеской армии родственников, учителей, друзей, падает духом и отказывается сражаться. Кришна убеждает Арджуну сражаться. Главный его довод— ты кшатрий (воин) участвовать в битве — твой долг.
В следующей главе будет приведен пересказ этой важной беседы.
А мы вновь возвращаемся к общему сюжету. Итак, после разговора Арджуны и Кришны начинается великая битва. Один за другим гибнут прославленные герои. Падает Бхишма, смертельно раненный Арджуной. Кауравы терпят поражение и несут большие потери. Сопротивление еще оказывают Дурьйодхана и его дядя Шакуни. Но и они с горской верных соратников, оставшихся в живых, убегают с поля боя. Дурьйодхана погружается в озеро и скрывается в воде, дыша через камыш. Но тут его настигают пандавы и подвергают оскорблениям. Дурьйодхана слышит их насмешки и, будучи не в состоянии перенести их, выходит на сушу. Он вступает в единоборство на палицах с Бхимой. Долго длится тяжелый бой. Наконец, после применения нечестных приемов боя, Бхиме удается нанести Дурьйодхане смертельный удар. Бхима убивает и Духшасану и, по данному обету, пьет его кровь. Дурьйодхана умирает. Его друзья оплакивают его и клянутся уничтожить всех пандавов. Один из кауравов, Ашваттхаман, сын Дроны, спал под деревом и проснулся ночью от птичьих криков. Это на воронье гнездо напала сова и уничтожила всех ворон. Ашваттхаман усматривает в этом счастливое знамение. Вместе с друзьями он отправляется в лагерь спящих пандавов и безжалостно вырезает их. Почти никого не осталось в живых, но пятеро братьев пандавов спаслись, потому что той ночью их не было в лагере.
Великая битва оканчивается полным истреблением обеих сторон. Нашли гибель все восемнадцать армий, принимавших участие в сражении. Жены павших героев оплакивали своих мужей и родных, когда на поле битвы приходят пандавы. Происходит их примирение с кауравами. Глубоко скорбит Драупади, потерявшая брата и пятерых своих сыновей. Горько рыдает Гандхари, супруга престарелого царя Дхритараштры, оплакивая смерть ста своих сыновей. Воздвигается костер, на котором сжигают тела павших в бою.
Последствия битвы производят потрясающее впечатление на самих победителей, и Юдхиштхира решает оставить царство. Для искупления грехов он устраивает жертвоприношение коня. Престарелый царь Дхритараштра, Гандхари и Кунти принимают решение уйти в отшельничество. Они удаляются в уединенную обитель и там умирают. Затем уходит и Кришна – последний и самый близкий друг пандавов. Гибель Кришны сильно удручает пандавов: они оставляют царство и собираются в последний путь.
 Юдхиштхира посвящает на царство Паришита, внука Арджуны. Все пятеро братьев-пандавов и Драупади прощаются со всеми и отправляются в далекий последний путь в Гималаи, к священной горе Меру. В пути падают и умирают один за другим все спутники Юдхиштхиры. Остается один Юдхиштхира. Навстречу ему выезжает Царь Неба и препровождает его в Рай. Однако, в Раю Юдхиштхира не находит ни братьев, ни Драупади, а видит там Дурьйодхану с его братьями. Юдхиштхира спрашивает, где его братья и отказывается оставаться в Раю один. Тогда ему показывают братьев и Драупади, которые находятся в аду среди мучений и ужасов. Юдхиштхира хочет разделить их участь. Но ему объявляют, что согрешившие мало попадают сначала в ад для оставления там грехов, а затем возносятся в Рай. Те же, которые совершили много грехов, подобно Дурьйодхане, сначала идут в Рай, а затем низвергаются в ад, дабы могли сильнее осознать ужас своего положения. Юдхиштхира вместе с братьями и супругою Драупади возвращается в Рай.

8
Диалог Арджуны и Кришны — это философское и религиозное ядро не только всей Махапхараты, но и всей древнеиндийской (интдоевропейской) мудрости. Вот его краткий пересказ: перед началом битвы Арджуна в смятение чувств обращается к Кришне и говорит, что неизвестно, что лучше: победить или быть побежденными. Если мы убьем сыновей Дхритараштры, жизнь для нас потеряет смысл, если не убьем — они убьют нас. Я в смятении и не знаю, что делать! Мне не безразлична судьба нашего рода! Умоляю, объясни, как поступить. В чем мой долг? Сейчас, о Кришна, я обращаюсь к Тебе как к учителю и жду твоих наставлений.  Даже завоевав царство, равного которому нет на Земле и небесах, я не найду ничего, что утешит иссушающее душу горе. Так говорил Арджуна, Покоритель врагов и Победитель сна, обращаясь к Властелину чувств, Шри Кришне. После этого Арджуна сказал: “О, Господин Шри Кришна, я не буду сражаться”, — и замолчал.
Тогда Повелитель чувств Шри Кришна улыбнулся печальному Арджуне: «Арджуна, ты произносишь мудрые слова, но печалишься о том, что недостойно печали. Мудрый не скорбит ни о живых, ни о мертвых. Не было времени, когда Я, ты и все эти цари не существовали. Мы есть в настоящем, были в прошлом и не перестанем быть в будущем. Подобно тому, как сознание (душа), заключенное в плоть, сменяет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, так и после смерти оно меняет старое тело на новое. Здравомыслящий понимает, что стоит за этими переменами. Взаимодействия чувств с внешними предметами вызывают ощущения холода, жары, удовольствия, боли. Эти переживания временны — они приходят и уходят. Старайся их переждать. О благороднейший из людей, знай, что тот, чей ум уравновешен, кто одинаково спокоен в счастье и несчастье, несомненно готов освободиться от рабства бренного мира. Тело, как и всё, что подвержено изменениям, не существует всегда; всегда существует сознание, оно не претерпевает изменений и не прерывает существования. Кто видит истину, тот отличает действительность от наваждения, вечное от временного и знает свойства того и другого. Сознание, пронизывающее тело, неуничтожимо. Оно неизменно, бессмертно, никто не может погубить его. Разрушению подвержена лишь внешняя оболочка вечного, неуничтожимого и неизмеримого сознания. Поэтому, потомок Бхараты, исполни предписанный тебе долг — сражайся. Кто думает, что сознание способно умертвить или быть умерщвленным, тот заблуждается: сознание не уничтожает и не может быть уничтожено. Оно не рождается, не умирает, не возрождается многократно и не претерпевает изменений. Вечно юное, неиссякаемое, оно живет с незапамятных времен. Тело рождается и умирает, а сознание продолжает жить.  О Арджуна, разве может знающий о том, что сознание неизменно, неуничтожимо, не рождено и неиссякаемо, явиться причиной или орудием смерти? Как человек сбрасывает с себя старую одежду и надевает новую, так сознание надевает новое тело, сбросив старое и бесполезное. Сознание невозможно пронзить оружием, сжечь огнем, утопить в воде или иссушить ветром.  Сознание нельзя расчленить, опалить огнем, растворить или иссушить. Оно вечно, постоянно, неподвижно и не подвержено изменениям. Для него не существует преград. Оно недоступно восприятию чувств, непостижимо для ума и не претерпевает ни одного из шести изменений (рождение, рост, размножение, зрелость, старость и смерть). Кто знает об этих свойствах сознания, тому не о чем сожалеть. Люди считают сознание чудом, описывают и воспринимают его как нечто чудесное, на самом же деле никто не имеет представления о том, что такое сознание. Сознание, живущее в теле каждого существа, вечно и неуничтожимо. Поэтому не сожалей ни о ком! Если у тебя есть долг перед окружающими, не сомневайся, как поступить — исполняй свой долг. Для воина нет более достойного занятия, чем сражаться за справедливость.
Арджуна спросил: По каким признакам узнать человека, пребывающего в состоянии совершенного покоя и свободы? Какие слова он произносит, каков он в окружении людей и наедине с собой? Как он ведет себя в повседневной жизни?
Всевышний ответил: О великий воин, человека, который находится в состоянии совершенного покоя, не привлекают соблазны окружающего мира. Он понимает, что как частица сознания он чужд миру внешних вещей, и поэтому ищет счастье внутри себя. Такой человек обладает незамутненным разумом. Кого не беспокоят три вида внешних воздействий, кто отстранился от мирских удовольствий, не привязан к образам внешнего мира и не испытывает страха и гнева, тот принял правильную точку зрения и пользуется разумом по назначению. Кто не обольщается мирскими соблазнами, не радуется, когда находит, и не печалится, когда теряет, тот пребывает в состоянии не мирской радости. Кто подчиняет себе чувства, удерживая их от соприкосновения с внешними предметами, подобно черепахе, втягивающей конечности в панцирь, тот действительно разумен. Можно заставить чувства не соприкасаться с внешними предметами, но это не сделает тебя умиротворённым и свободным, поскольку, пока сознаёшь себя частью внешнего мира, сохраняется вкус к чувственным удовольствиям. Но этот вкус утрачивается в одно мгновение при встрече с пленительной красотой Абсолютной Истины. Живое существо, даже обладая ясным разумом, не способно бесконечно противостоять натиску чувств, поскольку мысль о наслаждениях живет внутри. Размышляя об объектах чувств, живое существо соприкасается с ними. Следом возникают желание обладать ими и привязанность к ним. Неспособность удовлетворить желание порождает гнев. Гнев ведет к умопомрачению. Умопомрачение ведет к беспамятству, отсутствие памяти лишает разума, а когда нет разума, ты теряешь все. Кто хочет обрести свободу, тот должен не просто отречься от мира, а довериться Мне и действовать в согласии с Моей волей. Кто так поступает, тот не испытывает ни привязанности, ни отвращения к объектам чувств, хотя и соприкасается с ними. Он всегда пребывает в состоянии душевного равновесия. В состоянии душевного равновесия живому существу неведомы печали и тревоги. Ему легко сосредоточиться на желанной цели. Воистину только преданностью можно обрести вечный мир. Кто не может совладать с чувствами, тот действует безрассудно и перестает здраво мыслить. Кто не может здраво мыслить, тот всегда обеспокоен. А когда ум обеспокоен, не может быть настоящего счастья. Кто не идет на поводу у чувств, не привязан к миру предметов, не отождествляет себя с телесной оболочкой и не имеет чувства собственности, тот обретает подлинное умиротворение. Кто хоть на мгновение соприкоснулся с Абсолютной Реальностью, тот больше не бывает обманут соблазнами окружающего мира. Даже на миг, прикоснувшись к Абсолютной Реальности, сознание пребудет там вечно.
 Арджуна сказал: Кришна, Ты утверждаешь, что внутренняя деятельность лучше внешней. Тогда почему Ты велишь мне участвовать в войне? Разве Ты не противоречишь Себе? С одной стороны, Ты призываешь к действию, с другой — к самопознанию. Какой же из двух путей лучше?
Всевышний ответил: Я объяснил тебе два способа освобождения от рабства иллюзорного мира. Первый — действовать бескорыстно; второй — обратить свой разум внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу от иллюзий и ведут к преданности Абсолютной Истине, между ними нет разницы — это два отрезка одного пути. Не совершая предписанной деятельности, нельзя обрести знания, ведущего к свободе. Если отказаться от действий, но в мыслях желать плодов действий, ты не обретешь свободы. Невозможно перестать действовать даже на мгновение. Живое существо вынуждено действовать, находясь под влиянием трех состояний иллюзии. Поэтому для замутнённого сознания предписаны очистительные действия.  Глупец и лицемер тот, кто ограничивает деятельность рук и ног, а сам размышляет об объектах чувств. Мирянин, умом обуздавший чувства и не привязанный к плодам труда, гораздо выше лицемера, отказавшегося от деятельности. С помощью предписанной деятельности можно освободиться из рабства иллюзии: этот путь называется карма-йогой. Выполняй предписанный долг. Бездействуя, невозможно поддерживать себя, поэтому лучше неумело выполнять свои обязанности, чем не выполнять их вовсе. Сознание, попавшее под влияние иллюзии, напоминает одержимого. Оно теряет рассудительность и пристращается к чувственным удовольствиям. Мудрый не должен смущать невежественных людей философскими истинами об отречении и свободе. Пусть они занимаются деятельностью, но не привязываются к ее плодам, поскольку деятельность без привязанности делает человека свободным. Посвяти всю деятельность Мне, сознавая, что всеми поступками управляет извечный. В таком сознании ты избавишься от чувства собственности и скорби. Возьми оружие и сражайся, ибо это твой долг. В ком живет вера в Мои слова, кто не завидует Мне и действует бескорыстно ради Меня, тот не связан ответственностью за свои действия, хотя и продолжает действовать. Но кто завидует Мне и не прислушивается к Моим словам, тот безумен. Такое живое существо пребывает в невежестве и обречено на гибель. Даже мудрый не в силах совладать с врожденными пороками и поступает, как велит ему природа. Кто не прислушивается ко Мне, тот становится рабом дурных наклонностей. О Арджуна, хотя органы чувств тянутся к своим объектам и увлекают тебя, ты не должен поддаваться соблазнам. Чувства — величайший враг тех, чья цель — познать себя. Лучше исполнять свой долг несовершенно, чем чужой безупречно. Знай, даже смерть во благо, если исполняешь свой долг. Но идти чужой дорогой небезопасно. Не прав тот, кто объявляет себя свободным от долга. Пренебрегать мирскими обязанностями, но при этом сохранять мирские желания или отказываться от долга, чтобы пребывать в праздности — это отречение в помраченном состоянии сознания. Отказываться от своего долга из страха перед трудностями или потому, что он обременяет —это отречение в возбужденном состоянии сознания. Такое отречение бессмысленно, поскольку не позволяет познать своей истинной сути — то, ради чего принимают отречение. Выполнять свои обязанности из чувства долга, не привязываясь к результатам — это подлинное отречение, в просветленном состоянии сознания. Таково Мое Мнение. Воистину разумен тот отреченный, кто оставил все сомнения, не испытывает отвращения к неприятным обязанностям и не привязывается к приятным. Воплощенная душа не может полностью отказаться от деятельности. Поэтому истинно отреченный не перестает действовать, а отрекается от плодов деятельности. Если душа с верой и открытым сердцем слушает нашу беседу, Я дарую ей безусловную свободу как заслужившей высшую божественную награду. Надеюсь, ты слушал Меня внимательно, и твои иллюзии рассеялись.
 Арджуна сказал: О Непогрешимый, от моих иллюзий не осталось и следа. Теперь я понимаю свою природу и свой долг. Отныне я во всем уповаю на Тебя и готов исполнить любое Твое желание».

9
- Ну, и какое отношение все эти разговоры Арджуны и Кришны имеет к праведному Иову?- предвидится справедливый вопрос?
Ответ: Самое непосредственное.

 Объяснение в третьей части