Всё будет нормально

Елена Сутормина
    
     Экскурсия называется «Алтайская кругосветка» и предполагает посещение Тавдинских пещер, Камышлинского водопада, Чемальской ГЭС и храма на острове Патмос. Экскурсия несложная и насыщенная яркими впечатлениями и интересной информацией. И, что особенно радует, мы час едем, полтора-два гуляем.
     Последовательность объектов определяет, как правило, экскурсовод. Некоторые начинают с Патмоса: «После храма люди такие благостные, воодушевлённые!». Другие – с водопада: «Покатаемся на лодочках – и хорошее настроение на весь день обеспечено».
     Я же всегда начинаю экскурсию с пещер. Тавдинские пещеры, в отличие от большинства других, мною посещённых, уходят не вниз, а вверх. Причём, достаточно круто вверх. И кое-где по ним надо пробираться на корточках. А потом, выйдя на поверхность, по практически отвесной скале, подобно скалолазам, с помощью верёвки, забираться на самый верх горы…
     Для основной массы туристов, привыкших, выходя из дома, тут же прыгать в автомобиль или общественный транспорт, целый день сидеть на работе, а потом также на авто добираться до дома – нагрузка довольно тяжёлая. И, вообще, на этой экскурсии надо довольно много ходить пешком (по моим подсчётам – где-то километров девять). И переезды в общей сложности километров двести.
     Поэтому я и начинаю экскурсию с пещер. Выспавшиеся, за ночь отдохнувшие и бодрые с утра туристы с энтузиазмом идут в пещеры и через час возвращаются слегка обалдевшие от местных пейзажей и непривычной кардионагрузки.
     Затем мы едем в сторону Чемала, по дороге обедаем в абсолютно совдеповской столовой, которая удивляет не только обстановкой 70-х годов прошлого века, но и быстрым обслуживанием, вкусными блюдами и очень лояльными ценами. Сытые и довольные, мы заходим в храм (верующие – помолиться, неверующие – пофотографироваться на подвесном мостике через Катунь), гуляем по территории ГЭС, попутно проходя сквозь километровый строй сувенирных лавок и закупаясь местным деликатесами – вяленой маралятиной и копчёным хариусом.
    На обратном пути, отдохнув часок в автобусе, разминаем ноги пешей трёхкилометровой прогулкой по живописной лесной тропе (слева – красавица Катунь, справа – отвесные скалы, под ногами – натоптанная тропа и заросли папоротника по бокам, а над головой – сросшиеся кроны хвойных деревьев) на Камышлинский водопад. Полюбовавшись водопадом, вдоволь нафотографировавшись, сплавляемся вниз по течению по реке на моторных лодках. А, если учесть, что я экскурсовод «нескучный», то, когда погода жаркая и солнечная, и туристы такие же весёлые и безбашенные, сплав заказываем экстремальный, то есть с заходом в волну и брызгами. Так как лодок на группу несколько, то те, кто не желает получить такую дозу адреналина – просто сплавляются по реке. Бывают и туристы, которые не хотят возвращаться на лодке и идут обратно по той же тропе пешком.
     А смельчаки, коих, как правило, большинство, мокрые, счастливые и довольные возвращаются к автобусу.
     Вот такая длинная предыстория у меня получилась…


     Конец августа – начало сентября. Завершение туристического сезона. Народ разъезжается готовиться к школе, институту, работе… Туристов становится всё меньше и меньше, всё труднее набираются группы на экскурсии. Если в двадцатидвухместном автобусе восемь человек – уже хорошо, а если вдруг двенадцать – прекрасно.
     В моём автобусе было «хорошо».
     Я еду, сидя к дороге спиной, рассказываю немногочисленным туристам интересную, на мой взгляд, информацию об Алтае…
     Напротив меня, по центру, на заднем сидении автобуса сидит мужчина лет тридцати. Симпатичный. Одет прилично. Слегка флегматичный. Особой заинтересованности к моим росказням не выказывает, по сторонам, когда я говорю: «Посмотрите направо, посмотрите налево…» - головой не крутит.
     Как только началась экскурсия, он достал откуда-то чекушку и бутылку пива, и, пока мы ехали в сторону пещер, не торопясь пил водочку, запивая пивком.
     На пещерах все вышли из автобуса, мужчина аккуратно выбросил в урну пустую тару и вместе с группой бесстрашно полез в гору.
     Зайдя после пещер в автобус, я увидела, что этот мужчина (и когда успел?!) несёт в руках очередную бутылочку водки и какой-то «энергетик».
     Пока мы ехали до Чемала, он неторопливо употреблял купленное. У столовой, аккуратно выбросив пустую тару в урну, пообедал со всеми и в автобус зашёл с очередной покупкой – бутылочкой водки и «запивкой».
     Когда мы вышли из автобуса у Патмоса, я подошла к мужчине и негромко предупредила: «Экскурсия длинная. Горный Алтай потому так и называется, что гор много. И ходить мы будем по горным тропам. И я уже волнуюсь, а вдруг Вы с таким количеством выпитого упадёте с обрыва… Я же за Вас отвечаю!», на что был получен ответ: «Всё будет нормально. Всё под контролем.»
     Ну, под контролем так под контролем. Сказано было так уверенно, что я ему поверила. Но, на всякий случай, присматривала…
     После ГЭС он вошёл в автобус опять с двумя бутылочками…
     И после водопада тоже…
     При этом пьяным не был. Вёл себя прилично. Никому не мешал. Не опаздывал.
     Заинтересованности мужчина так и не выказал, наблюдая за происходящим, как мне казалось, отрешённо и безучастно.  Я решила, что попал он на экскурсию случайно, ему это всё не интересно и больше он никуда не поедет.
    Как же я ошибалась. В течение недели он взял ещё несколько дальних и довольно сложных экскурсий!
    Значит всё-таки понравилось!
     А если учесть, сколько он выпил в тот день и остался если не трезвым, то вполне адекватным, то лично у меня это вызвало уважение с долей восхищения.
     И я рада, что он сдержал своё слово, когда сказал: «Всё будет нормально».