Евгений Иванович Юревич, главный конструктор

Владимир Митренин
Профессор Евгений Иванович ЮРЕВИЧ (1926 — 2020),

доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, основатель и первый директор — главный конструктор Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге

Евгений Иванович ЮРЕВИЧ родился 26 ноября 1926 года в Ленинграде в семье учителей. Родители из крестьян. Мать — Евгения Тихоновна Федорова из под Ленинграда, отец — Иван Ильич Юревич, из Белоруссии. Они вместе окончили в 1926 году Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена, поженились еще будучи студентами и относились к первому поколению советской интеллигенции, с энтузиазмом включившемуся, начиная с работы в комсомоле, в построение нового общества.

К началу Великой Отечественной войны родители дослужились до весьма высоких должностей. Мать стала заведующей ГОРОНО — городского отдела народного образования, а отец — заместителем директора института глухонемых детей.

Мать в блокаду Ленинграда организовывала эвакуацию детей по Ладоге. Отец всю войну был в армии и окончил службу в Германии в чине подполковника.

В 1934 году Евгений поступил в школу и к началу Великой Отечественной войны окончил 7-й класс. В школе обнаружилось, что он левша, пришлось переучиваться писать правой рукой, что плохо повлияло на почерк. Главное в дошкольном и школьном воспитании Евгения — убежденность матери, что основа всего — это чтение, чтение и чтение. Евгений последовательно перечитал все тома полных собраний сочинений, был постоянным посетителем читального зала районной библиотеки.

В самом начале войны Евгений был эвакуирован в составе пионерлагеря сначала в г. Галич Ярославской области, а затем в г. Ялуторовск Омской области, где продолжил учебу в восьмом классе. Будучи заядлым театралом, одновременно окончил курсы при городском драматическом театре и работал в нем артистом.

Весной 1943 года попутными воинскими эшелонами юноша стал пробираться в блокадный Ленинград к матери. В кузове грузовика при пересечении Ладоги его обнаружили, и тут выяснилось, что командиром этой воинской части был Иван Ильич Юревич, отец Евгения Ивановича. Наутро сына переправили к матери в Ленинград, и вскоре они переехали в одну из пустующих квартир в профессорском доме Политехнического института. Вся дальнейшая судьба Евгения Ивановича оказалась связанной с этим институтом.

Уже осенью 1943 года Ленинградский политехнический институт открыл первый военный прием, всего около 40 человек. Несколько человек, в том числе Евгений Иванович, были приняты на первый курс без диплома об окончании средней школы, первый год они одновременно с институтом учились в только что открытой вечерней школе. После возвращения из Ташкента эвакуированного туда основного состава института, Евгений Иванович определился на электромеханический факультет на кафедру «Автоматика и телемеханика». Весной 1949 года он с отличием окончил институт и был рекомендован в аспирантуру.

Однако при распределении он отказался от аспирантуры и попросил направить его на практическую инженерную работу по разработке новой техники. После того, как Евгений успешно и досрочно выполнил первое задание, директор ОКБ — генерал — в приказном порядке направил его в аспирантуру. В 1952 году он защитил кандидатскую диссертацию на кафедре «Автоматика и телемеханика» Политехнического института (ЛПИ), по теме управления сверхмощными объединенными электрическими энергосистемами.

Затем Евгений Иванович Юревич преподавал на кафедре, стал доцентом, читал лекции по теории автоматического управления, издал книги «Электромагнитные устройства автоматики» и «Теория автоматического управления». Работал над докторской диссертацией, в которой разработал цифровой регулятор нового типа, так называемый регулятор по углу для управления глобальными электроэнергетическими системами. В дальнейшем такой регулятор применялся в вычислительной технике, станкостроении и некоторых специальных технических областях. В 1964 году диссертация была защищена. В 1966 году Евгений Иванович получил должность и ученое звание профессора, а в 1971 году стал заведующим кафедрой «Автоматика и телемеханика» ЛПИ после ее создателя и бессменного руководителя профессора Б.И. Доманского.

Еще задолго до этого Евгений Иванович организовал на кафедре небольшую научно-исследовательскую группу, в которую входило не более двадцати специалистов и студентов. Эта группа занималась исследованиями в области управления, выполняла хоздоговорные работы на базе аналоговых вычислительных машин.

В 1965 году в ОКБ С.П. Королева при разработке нового космического аппарата «Союз» возникла проблема так называемой мягкой посадки. Спускаемый аппарат предшествующего одноместного космического корабли «Восток», на котором летали первые советские космонавты, не имел системы мягкой посадки. Космонавт катапультировался через люк и затем спускался на парашюте. В конструкции спускаемого аппарата нового, уже многоместного, космического корабля «Союз» впервые была введена мягкая посадка спускаемого на парашюте аппарата с помощью пороховых двигателей, которые должны были включаться на определенной высоте от поверхности земли. К созданию этой системы была подключена упомянутая выше группа сотрудников кафедры «Автоматика и телемеханика» Ленинградского Политехнического института им. М.И. Калинина, которую организовал молодой доктор технических наук Евгений Иванович Юревич. Техническое задание от ОКБ С.П. Королева на создание системы было выдано 25 марта 1965 года. Уже в июле 1965 года заказчику был продемонстрирован действующий макет системы управления двигателями мягкой посадки — гамма-лучевой высотомер, получивший шифр «Кактус». Система состояла из излучателя, содержащего радиоактивный изотоп, испускающий гамма-излучение, направленное в сторону поверхности посадки, и приемника, регистрирующего излучение, обратно рассеянное от этой поверхности. Для изготовления системы был определен серийный завод Министерства машиностроения и выдано правительственное задание изготовить и поставить к марту 1966 года 13 комплектов системы. 14 декабря 1966 года была первая штатная работа системы «Кактус» в составе нового спускаемого аппарата космического корабля «Союз» №1 в беспилотном варианте.

21 января 1968 года приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 15 было создано Особое конструкторское бюро технической кибернетики (ОКБ ТК) при ЛПИ и профессор Евгений Иванович Юревич был назначен его директором — главным конструктором.

Система «Кактус» основана на использовании конечного участка спектра электромагнитных излучений — гамма излучений. Дальнейшее успешное применение этого излучения для решения и других задач привело к формированию нового научно-технического направления, получившего название «фотонная техника».

Принципиальным шагом в развитии систем типа «Кактус» стало создание системы «Квант» для управления двигателями автоматических станций «Луна», обеспечивающей их мягкую посадку на Луну. В 1968 — 1970 годах с помощью этих станций был доставлен на землю лунный грунт, а на Луну — радиоуправляемый аппарат «Луноход-1». За успешное выполнение правительственного задания впервые три сотрудника ОКБ ТК были награждены орденами. Евгений Иванович Юревич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Системами типа «Кактус» заинтересовалась авиация. Были созданы системы и высотомеры для использования на малой высоте.

Работы ОКБ ТК и новое научно-техническое направление обсуждались на  заседаниях Комиссии при Совмине СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) с участием министерств оборонных отраслей промышленности и на научных советах нескольких отделений Академии наук СССР.

27 июля 1973 года вышло решение ВПК, которое определило развитие работ ОКБ ТК в области фотонной техники, включая разработку новых систем для конкретных заказчиков. Этим же решением было предусмотрено строительство зданий для ОКБ ТК.

В дальнейшем институт разработал, изготовил и поставил заказчикам десятки наименований образцов фотонной техники как с изотопами, так и с рентгеновскими трубками: измерители сверхмалых высот, углов наклона различных аппаратов, вертикальной и горизонтальной составляющей скорости движения самолетов, вертолетов и ракет, системы определения дальности и координат движения объектов, системы управления тесным строем самолетов и кораблей, системы охраны объектов, системы измерения массы топлива в баках самолетов и ракет, системы поиска источников ионизирующих излучений и других. Была организована многочисленная кооперация отраслевых НИИ, КБ, и предприятий Минсредмаша, Минэлектронмаша и Минхиммаша.

Во всех работах Евгений Иванович был организатором, поддерживал новые идеи. ОКБ ТК создавал технику во исполнение постановлений правительства и решений ВПК на высоком научно-техническом уровне, часто эти изделия не имели аналогов в мире.

Параллельно с развитием фотонной техники в 1968—1969 годах Е.И. Юревич занялся исследованиями в области робототехники. Со временем это стало вторым направлением в тематике ОКБ ТК.

Первым существенным результатом в этой области стало создание в 1968 году системы супервизорного управления манипулятором глубоководного робота-геолога «Краб-02» Института океанографии им. П.П.Ширшова Академии наук СССР.

28 июня 1972 г. вышло постановление Госкомитета СССР по науке и технике (ГКНТ) Академии наук СССР № 295 «О создании промышленных роботов в стране», в котором было сформулировано новое научно-техническое направление и поручалось разработать пятилетний координационный план работ по его развитию. Е.И.Юревич был назначен научным руководителем — главным конструктором этих работ. В дальнейшем координационные планы превратились в пятилетние государственные научно-технические программы.

Основные научно-технические достижения ОКБ ТК в робототехнике, помимо промышленной робототехники, определялись в то время разработками для флота. Были разработаны поколения всё более совершенных систем управления манипуляторами подводных аппаратов. Аппараты с командным управлением от человека-оператора — это первое поколение. Аппараты с супервизорным управлением — второе поколение. Третье поколение имело интерактивное интеллектуальное управление. Необходимость такого развития систем управления подводных аппаратов определялась постепенной передачей функций управления от человека-оператора с пульта управления на судне в систему автоматического управления подводного аппарата с замыканием соответствующих контуров управления внутри аппарата.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1974 г. № 583 ОКБ ТК было определено головной организацией в стране по разработке промышленных роботов для машиностроения. В дальнейшем вышло постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1981 г. № 542, где эти функции ОКБ ТК были распространены на все отрасли народного хозяйства и расширены включением в них задач стандартизации и унификации роботов, оценки их технического уровня, осуществления координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области в стране.

Распоряжением Совета Министров СССР от 24 июня 1981 г. № 1225Р ОКБ ТК получило новое название — Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) и соответствующий статус. В том же году было достроено первое здание инженерно-лабораторного корпуса ЦНИИ РТК площадью 12 000 квадратных метров.

Вскоре упомянутые выше работы по робототехнике были распространены на страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Профессор Евгений Иванович Юревич, директор — главный конструктор ЦНИИ РТК был назначен генеральным конструктором — председателем совета главных конструкторов этих стран по робототехнике. Советской стороной были предложены единая концепция технического развития робототехники и долговременная программа совместных работ в рамках СЭВ по робототехнике, включая стандартизацию и унификацию, которые успешно реализовывались. ЦНИИ РТК регулярно организовывал выставки по робототехнике («Роботы-82» и др.).

В области унификации ЦНИИ РТК был предложен и обоснован принцип модульного построения средств робототехники. Вместо универсальных роботов предлагался универсальный набор их частей — модулей. Роботы из этих модулей собирались и видоизменялись очень быстро, как в детском конструкторе. В настоящее время принцип модульного построения средств робототехники широко используется большинством фирм-производителей роботов во всем мире.

Самой ответственной прикладной разработкой по робототехнике для ЦНИИ РТК было создание в 1985 году системы бортовых манипуляторов многоразового космического корабля «Буран» для выполнения погрузочно-разгрузочных операций  различных назначений на околоземной орбите.

В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В начале мая руководство Ленинградского обкома КПСС предупредило, что ЦНИИ РТК включен в проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по работам на ЧАЭС в части робототехники. Евгению Ивановичу Юревичу было приказано, не дожидаясь постановления, ехать на ЧАЭС и с председателем Государственной комиссии определить характер и объем работ. 29 мая вышло распоряжение этой комиссии о создании средств механизированной уборки высокоактивных обломков с территории АЭС и крыш и поручалось ЦНИИ РТК разработать и поставить робототехнические средства для этой цели — до 15 июня первые четыре экспериментальных образца для испытаний в условиях станции, а до 1 июля еще пять штатных роботов для их использования на станции. Всего было разработано, изготовлено и поставлено на ЧАЭС пятнадцать различных роботов. Среди них были первые в СССР дистанционно управляемые роботы-разведчики, снабженные телевизионными камерами, гамма-локаторами и дозиметрической аппаратурой.

Разработка роботов и управление ими на станции велись под непосредственным руководством Евгения Ивановича. Сотрудники ЦНИИ РТК — добровольцы — работали на станции вахтовым методом сменяющимися экспедициями с июня 1986 года по апрель 1987 года.

Всего сотрудниками ЦНИИ РТК с помощью роботов было обследовано с составлением дозных полей, где недопустимо было нахождение дозиметристов, более 15 000 квадратных метров помещений внутри станции, а также кровли зданий и территории ЧАЭС, очищено от радиационного мусора 5000 квадратных метров зданий и особенно сильно загрязненной территории, были выполнены все задания Государственной комиссии. Решением Государственной комиссии за активное участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Евгению Ивановичу Юревичу была объявлена благодарность.

В последующие годы в ЦНИИ РТК продолжились работы по созданию средств робототехники для экстремальных условий, прежде всего легких роботов-разведчиков для разных целей: инспекция, охрана, борьба с террористами и т. п., что привело к появлению нового раздела в робототехнике, который назвали «Экстремальная робототехника».

1987 год стал для Евгения Ивановича Юревича переломным — на шестьдесят втором году жизни и после завершения основных работ на ЧАЭС  он вынужден был оставить должность директора — главного конструктора ЦНИИ РТК и перейти на преподавательскую работу профессором в ЛПИ. Как он рассказал в своих воспоминаниях, причина была в истощении сил и невозможности поддерживать необходимый ритм работы. Но так ли это было на самом деле?

В ЛПИ Евгений Иванович создал новую кафедру «Техническая кибернетика», стал ее заведующим и участвовал в создании нового факультета технической кибернетики (ФТК).

В 1991 году Евгений Иванович Юревич вернулся в ЦНИИ РТК по просьбе его нового руководителя В.А.Лопоты, где восстановил и возглавил научно-технический совет института и организовал работу по подготовке новых специалистов. Была создана новая кафедра, названная «Робототехника и техническая кибернетика». Затем в 1994 году на основе этой кафедры был организован Межвузовский учебно-научный центр (МУНЦ) еще с тремя новыми кафедрами, охватывая всю тематику ЦНИИ РТК. 31.08.1998 года Евгению Ивановичу присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

После окончания в 2010 году очередного пятилетнего контракта Евгений Иванович ушел по возрасту с должности заведующего кафедрой «Робототехника и техническая кибернетика». Он предложил объединить эту кафедру с кафедрой «Мехатроника» и остался профессором на объединенной кафедре «Мехатроника и робототехника», ответственным за подготовку по робототехнике и основных специальных дисциплин, которые читал. В это же время в ЦНИИ РТК ему дали новую штатную должность «Почетный главный конструктор».

В 2013 году Евгений Иванович Юревич предложил выпускать в ЦНИИ РТК  научно-технический журнал «Робототехника и техническая кибернетика», в котором был назначен главным редактором. Журнал вошел в список ВАК.

В своих воспоминаниях Евгений Иванович рассказал, что его особенности и его поведение базировались на трех китах: искусство, спорт, и только последнее — профессия. Искусство — считает он — основа культуры и творчества. Спорт — источник физического здоровья и твердого упорного характера — здесь он последовательно получил первые разряды по плаванию, бегу, лыжам, туризму. И, конечно, профессия.

3 июня 2020 года Евгений Иванович Юревич на девяносто четвертом году жизни скончался от Covid-19. За свою жизнь он опубликовал более 400 научных трудов, в том числе более 40 книг, оформил около 80 изобретений. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, орденом Мужества и тринадцатью государственными медалями. Работал до последнего дня.

Профессор Евгений Иванович Юревич остался в памяти всех, кто его знал и с ним работал, как ученый безудержной творческой энергии с широчайшей эрудицией, организатор всех работ ЦНИИ РТК. Учитель с большой буквы.

Владимир Митренин Сентябрь 2021 года

Библиографический список

1. Юревич Е. И. Воспоминания политехника. На рубеже XXI века / Е.И.Юревич. — СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, — 2015. — 199с.

2. Евгений Иванович Юревич: Биобиблиографическая серия: Выдающиеся ученые СПбГТУ. Вып. 7. Спб.: Изд-во СпбГТУ, — 2000. — 92с.

3. Митренин В. Б. Как было дело. История про инженера, институт и время. Роман. — СПб.: Изд-во «Царскосельская лира», — 2021 — 164с.