Не заводится авто!?

Сергей Лихачев 58
Рано или поздно, каждый водитель, задает себе вопрос. Почему не заводится автомобиль?
Причина для отказа запуска двигателя, складывается из нескольких факторов.
Как всем известно, истина у каждого своя, а знания (опыт) могут быть приняты и использованы каждым водителем самостоятельно.
1. Самый важный технический параметр двигателя, это состояние свечей зажигания. Первый враг двигателя автомобиля, это копоть на изоляторе свечей зажигания, наличие которой зависит от состава смеси, во всех режимах работы двигателя.
Карбюраторный двигатель должно «потряхивать» (что говорит о его работе на бедной смеси), и он «не должен» долго работать на холостом ходу.
Состав топлива влияет на его способность переходить в парообразное состояние. Тяжелые фракции топлива плохо испаряются, плохо поджигается их смесь с воздухом, и их горение дает отложение копоти на изоляторах свечей зажигания. Легкое топливо (газовый конденсат), позволяет запустить двигатель при минусовой температуре (- 20 С), даже с помощью пусковой рукоятки (ВАЗ 2106).
Новая (чистая) свеча зажигания дает разряд в атмосферных условиях, даже если ее искупать в бензине. Поэтому, если двигатель не запускается, чаще всего рекомендуют заменить свечи зажигания. Но, если топливная смесь богатая, то этого действия достаточно только на один пуск двигателя.
Отказ свечи зажигания происходит при пробое центрального изолятора, который проявляется на холостом ходу и при резком увеличении нагрузки на двигатель. В первом случае свеча отказывается поджигать смесь с большим количеством отработанных газов. Во втором случае, свеча отказывается поджигать смесь при высоком давлении сжатия в цилиндре двигателя. В обоих случаях имеет место утечка тока через промежуток между изолятором и корпусом свечи через трещину в изоляторе (дуга горит внутри колодца свечи).
По инжекторному двигателю .
Не смотря на всю электронику, датчик кислорода, ДМРВ, температуры двигателя, которые должны обеспечивать требуемый состав смеси, не обеспечивают нормального соотношения масс воздуха и топлива, при пуске в холодное время года. В результате, уже через 30 тысяч километров, на свечах может накопиться большое количество нагара. В холодное время года, двигатель откажется заводиться, а в летнее время или время между сезонов, могут появиться пропуски при пуске холодного двигателя.
Как правило, в зимнее время при прогреве двигателя, и даже на хорошо прогретом двигателе богатая смесь может быть образована системой питания двигателя, в следствии отказа датчика температуры двигателя. При низких температурах (-20 и ниже), прогрев двигателя лучше производить на оборотах не ниже 2000 об/мин. Это создаст достаточное разряжение в цилиндрах двигателя, улучшит испарение топлива, и ускорит прогрев двигателя.
Карбюраторный двигатель. За сет обеднения смеси под нагрузкой, выжигает всю сажу с изолятора свечи, и свечи служат очень долго, необходимо только следить за зазором в свечном промежутке, в пределах 30-50 тысяч километров, в зависимости от первоначальной величины зазора (0,7-0,5 мм.).
2. Слабый аккумулятор, большое переходное сопротивление на клеммах и силовых проводников, также провоцирует плохой запуск двигателя, наравне с плохой компрессией в его цилиндрах. Слабое разрежение не способствует испарению топлива, и оно оседает на изоляторе свечи зажигания, дает утечку тока минуя промежуток разряда.
3. Стартер, в силу износа щеток и приводной шестерни, может быть виновником плохого запуска двигателя. Наличие редукторного стартера, облегчает пуск инжекторного двигателя в зимнее время. Его использование позволяет иметь более высокое напряжение для работы системы зажигания. Однако для пуска карбюраторного двигателя, важно создание максимально возможных пусковых оборотов двигателя, что может быть обеспечено только стартером старого образца и хорошим зарядом АКБ.
4. Провода высокого напряжения в современных авто имеют внутреннее сопротивление. В них гасится энергия передаваемая катушкой зажигания свече воспламенения топливной смеси. Простая замена проводов имеющих сопротивление, на провода без сопротивления, позволяет в два раза увеличить энергию горения искры, и вероятность поджога смеси в цилиндре. Высоковольтных проводов без внутреннего сопротивления, производители давно уже не выпускают, и их приходится изготавливать самостоятельно.
5. Коммутатор (контакты прерывателя) является ответственным элементом за количество энергии запасенной катушкой зажигания. Его отказ иногда трудно обнаружить. В атмосферных условиях иска есть, а при давлении сжатия в цилиндре ее нет. Холодный двигатель не запускается, а горячий двигатель, этим же коммутатором запускается легко. Самостоятельного пуска горячего двигателя нет, а с «толкача» заводится с пол оборота.
Износ контактов прерывателя приводит к уменьшению энергии запасенной катушкой зажигания, в связи с потерей проводимости тока контактами прерывателя. Как следствие уменьшение способности искры воспламенить топливную смесь.
6. Аналогично отказу коммутатора, может вести себя отказ катушки зажигания и конденсатора (БЗ). Холодный пуск двигателя катушка обеспечивает, а пуска горячего двигателя нет (пробой внутри катушки и ее нагрев). Пока катушка зажигания не остынет, двигатель не запускается.
Обрыв конденсатора приводит к искрению в самих контактах и отсутствию искры на свечах зажигания. Потеря конденсатором емкости приводит к подгоранию контактов прерывателя и уменьшению энергии накопления катушкой зажигания. Увеличенная емкость конденсатора уменьшает величину высокого напряжения обратно пропорционально изменению емкости.
7. Крышка прерывателя распределителя и его бегунок с встроенным сопротивлением, тоже могут быть пробитыми на корпус. А добавочное сопротивление может уйти в обрыв.
8. Подсос воздуха в систему ХХ карбюратора, или после ДМРВ - приводит к неустойчивой работе двигателя на ХХ и затрудняет пуск двигателя в холодное время года.
9. Плохая работа форсунок и низкое давление в рампе (регулятор давления в рампе и бензонасос), низкая температура и высокая влажность топлива, фракционный состав топлива, низкая температура воздуха, отвечают за плохое распыление и испарение топлива. Что в свою очередь затрудняет поджог смеси топливной смеси, а так же способствует появлению утечек тока на изоляторах свечей. Поэтому отказ этих элементов чаще всего компенсируют качеством топлива.
В последнее время стали применять подогрев форсунок, для улучшения пуска двигателя при температурах ниже -20 градусов. Поэтому не удивляйтесь тому, что без системы подогрева форсунок, ваш двигатель не заведется при температурах ниже -20 градусов.
Карбюраторные двигатели советского производства более приспособлены к пуску в холодное время года. В связи с большим разряжением в впускном коллекторе во время пуска двигателя, которое помогает испаряться топливу.

Надежный пуск двигателя зависит от всех перечисленных мною факторов ВМЕСТЕ. Как правило, СЛАБОЕ звено не одно. Иногда достаточно устранить одно из них, и двигатель запустится.
Поскольку ничего ОДИНАКОВОГО нет, бесполезно спорить о том, с чего начинать проверку состояния двигателя и его элементов. Они все работают ВМЕСТЕ, и никаких рекомендаций дать нельзя, кроме одной прописной истины. Неустойчивая работа и плохой запуск двигателя, требуют поочередной проверки всех элементов системы. Полный отказ определяется и устраняется довольно легко.

Всем удачи на дороге!