гл. 12. Гаштеты

Владимир Озерянин
см. ФОТО: Примерно такой внутренний интерьер немецких кабачков.



        По периметру,  вокруг забора нашего военного городка расположен ряд забегаловок. С натяжкой их можно было назвать пивбары. На рестораны они вообще не тянули. И при этом,  (о майн Готт*!)они были частные! Это 1978 год. Если бы в СССР кто- то тогда открыл частный кабак, это наверное, была бы революция. Переворот ! Потрясение. А здесь только в наших неокрепших мозгах могло быть маленькое сотрясение от такой мысли. И не более.

       Как - то мирно все это уживалось. И у немцев и у нас. Ведь была еще  масса магазинов, стоматологических кабинетов и парикмахерских...И много чего, что можно было безболезненно для государства передать в "приватную" собственность. И при этом на взаимовыгодной основе. И для государства и для народа. Будь у нас тогда что- либо подобное, и не исключено, что Союз благополучно существовал бы до сих пор.


                Но! Как говорил незабвенный кот Матроскин, голосом Табакова, из Простоквашино:
" Мозгов у нас не хватало!".
    И тем не менее в стране гэдээрии все это было, а мы пользовались плодами немецкого социалистического разума. Ближайшие гаштеты находились на расстоянии пяти минут хода. Назывались  они как - то там по немецки. Но при этом все имели  наименования наши, неофициальные. Первый между нами назывался "У лысого". Возможно его хозяин давно расстался с шевелюрой и поэтому наши острословы закрепили за ним такое погоняло. Хотя я этого хозяина никогда и в глаза не видел. Или не замечал. Второй кабак, чуть далее от кпп, называли "У фашиста". Думаю, что нет необходимости разъяснять читателю, почему за этим богоугодным питейным заведением закрепилось столь странное для того периода развития социализма название ? Но наш народ зря не назовет. А третий назывался уже современнее-"Комсомолец".


            На выходе из части никто особо не заморачивался куда идти. Шли или куда ближе, или туда, где вчера не были. Уровень обслуживания и качество употребляемых напитков с закусками везде был примерно одинаков. Заведения какие то приземистые, тесноватые, вечный полумрак. Или нам так казалось, потому что мы всегда приходили под вечер. Вот и сегодня, после затянувшегося совещания я по быстрому перекусил на своем пункте питания. Двое напарников, старшины Кутмеров и Макаров ждали меня на выходе. Они уже как женатые, питаются дома. Но на пиво идем вместе.
-Куда сегодня идем? -спрашиваю я.
-К фашисту не пойдем. Пошел он нах ., -говорит Коля Макаров.


      -Позавчерась у него были. Так его мымра, - официантка скандал закатила по поводу тараньки, бокалы побила. Культуру пития демонстрировала, получается...
- Ладно, тогда пошли к "лысому", -приходим мы к консенсусу. Во всех трех гаштетах рядом с частью, да и во всех остальных в ГДР, правила одинаковы. Приходи, садись за свободный столик. Если хоть чуть-чуть владеешь языком, заказывай то, что хочется. Разумеется, из имеющегося ассортимента. Чаще всего официанты неплохо понимают и говорят на русском. Иногда приходится на языке жестов и мычания, но проблем никогда не бывает.

             Вот и теперь, заходим, занимаем свободный столик. Народу уже предостаточно. Шум не меньший, чем только что было на совещании в части. За длинным, овальным столом сидит большая , человек десять, компания немцев. Мужчины и женщины  средних лет. Взявшись под руки , раскачиваясь влево-вправо поют какие - то свои народные песни. Стол у них накрыт, не ахти как , но выпивки и закуски достаточно. На нас они ноль внимания. Мы на них тоже. Это только я еще с непривычки пялюсь на все для меня диковинное. Мгновенно перед нами нарисовался официант. В униформе, при бабочке на шее На изогнутой в локте левой руке чистое фирменное полотенце. Голова в полупоклоне. Выражение лица ничего не выражающее. Без презрения, но и подобострастия нет на нем.


          "Битте шенн" (Чего изволите?) - произносит он дежурную фразу. Мы все трое смотрим на него.
-Драй гросс бир, унд драй дуппель водка", - произносит заштудированную фразу Вова Кутмеров.
-И три сосиски с горчицей и хлебом! -добавляет Николай Макаров.
- Зеер гут! - чеканит местный половой, но при этом как - то слегка кривит рожу и спрашивает:
- Вы со своей тарранкой или без?
-Да, имеем, - снова отвечает Макаров.


            Вопрос официанта не праздный. Это уже давно наболевший вопрос, как для немцев, так и для советских граждан. Мы- то к этому привыкли и не все ощущаем и замечаем. Оказывается, немцы вообще тараньку и  соленую-сушеную рыбу с пивом не употребляют. Несмотря на то, что они еще те пивохлебы. У них к пиву подают сосиски, бройлер , соленый горошек и прочее, только не рыбу. После рыбы на бокалах остается довольно стойкий запах и даже привкус, который не смывается даже мощными посудомоечными средствами, и ПАВами*.Только человек, который злоупотребляет никотином и алкоголем может не почувствовать эти запахи. А те, кто никогда в жизни не пробовал тараньки, мгновенно ощущают довольно неприятное амбре* от фужера. И, соответственно, жалуются на заведение. Или вообще его обходят стороной.


         Для "азиатской орды", по этой причине, бармены держат отдельный набор бокалов.  Но если наши при посещении пивбара заявляют, что пришли без своей рыбы-закуси, то пиво подают в бокалах общего пользования. Довольно быстро нам подали заказ. На подносе стояло три гросс, то есть больших пива. Это тонкостенные бокалы на 750 граммов. Без привычных для нас ручек. Меньшие бокалы-500 миллилитров, и самые малые 330 граммов. Обычно мы, почему то предпочитали максимальный размер пивной тары. Дуппель, это маленькая (25-30 гр.)рюмка. В них немцы подают водку. Тогда между нами еще не ходило выражение, что пиво без водки-деньги на ветер. Но пили пиво именно с водкой вперемешку. Здоровье пока позволяло.


             Обычно наш заказ звучал так: Цвай гросс бир, унд ахт дуппель водка. Два большиж пива и восемь дуплей водки сразу.(на двоих),чтобы не гонять официанта лишний раз. Сосиски обычно горячие , на картонных тарелочках с горчицей или томатным соусом.
 Мы приступили к трапезе. Чокнулись и опрокинули содержимое первых рюмок в глотки. Быстро зажевываем сосисками с хлебом. Быстро по той причине, что насколько в германии пиво качественнее  нашего, вот  на столько же раз хуже нашей, их водка. Не в курсе, может и у них были какие - то сорта приличной, дорогой водки. Но мы пили в ценовом диапазоне до 13-15 марок за бутылку.


      Гадость такая, что только молодая печень была в состоянии ее обезвреживать. Популярной в то время была наша советская водка "Столичная". С достаточно приятными вкусовыми качествами,  но и стоила она, соответственно, почти в два раза дороже, 22 дойчмарки. Вдруг раздается оглушительный звук. Мы не сильно вздрогнули только благодаря крепким еще нервам, но мгновенно посмотрели в сторону, раздавшегося взрыва. А это за пару столиков от нас, на полу во все стороны разлетелись осколки стекла. Там стоял официант с перекошенным от злости лицом. За столиком сидели наши соседи - танкисты, и смущенно прятали глаза.
            

     -Кто - то из них принес тараньку, а от официанта утаили. Вот он со злости и разбил бокал о пол, - прокомментировал произошедшее Коля Макаров. Аж нам всем стало неудобно перед немцами. Тут же подбежала уборщица с совком и веником. Виновники без лишних слов рассчитались, в том числе и за разбитую тару, и незаметно ретировались. Хорошо что, были еще  достаточно трезвые, и не полезли в бутылку. Вечер, как ни в чем не бывало, продолжился, но лично я на всю жизнь запомнил преподнесенный случаем очередной урок. Мы допили свое пиво и разбежались по норам.



*ПАВ-поверхностно активное вещество.
*амбре-запах.
*Майн Готт- мой Бог.(нем).