Часть 42. Вольная вольница моего детства, а где-то

Маргарита Лосевская
                СВИДАНИЕ С ОСИПОВОМ   


                "Поставьте памятник деревне
                На Красной площади в Москве,
                Там будут старые деревья,
                Там будут яблоки в траве.
                И покосившаяся хата
                С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
                И мать убитого солдата с позорной
                пенсией в руках.
                И два горшка на частоколе,
                И пядь невспаханной земли,
                Как символ брошенного поля,
                Давно лежащего в пыли.
                И пусть поёт в тоске от боли
                Непротрезвевший гармонист
                О непонятной "русской доле"
                Под тихий плач и ветра свист.
                Пусть рядом робко встанут дети,
                Что в деревнях ещё растут,
                Наследство их на белом свете-
                Всё тот же чёрный, рабский труд.
                Присядут бабы на скамейку,
                И всё в них будет как всегда-
                И сапоги, и телогрейки,
                И взгляд потухший... в никуда.
                Поставьте памятник деревне,
                Чтоб показать хотя бы раз
                То, как покорно, как безгневно
                Деревня ждёт свой смертный час.
                Ломали кости, рвали жилы,
                Но ни протестов, ни борьбы,
                Одно лишь"Господи помилуй"!
                И вера в праведность судьбы.
               
                Автор Николай Мельников.


                В 2006-том году, впервые за 43-и года (с весны 1963-го года, когда простилась с бабушкой) я побывала в Осипове.

                Село  уже не такое уютное, как прежде. Зияют прорехи от исчезнувших домов. Некоторые превратились в руины. Пруды заросли диким кустарником, скрывшим водные зеркала, отражавшие небо, церковь. Исчезла песчаная плотина, которая жёлтой лентой опоясывала чистый пруд. В ряду приземистых ажурных домиков появились высокие громоздкие «новоделы», лишившие село его патриархального очарования. Вместо песчаной дороги по центру села пролегла шоссейка, громыхающая лесовозами, экскаваторами, башенными кранами. На окраинах села и окружающих лесов – множество свалок. Исчезли золотисто-жёлтые поля ржи, овса с россыпью весёлых синих васильков. Поля заросли сорняками.

                С отрадой полюбовалась на милую знакомую церковь. Над  ней воздвигнуты кресты. Снаружи она почищена, покрашена. В порядке ограда и ворота. Но внутренняя реставрация только начата. Приведена в относительный порядок частичка храма, примыкающая к входу. В старинной церкви не осталось ничего от её былого великолепия: ни икон, ни настенной росписи, ни утвари.
               В побелённом извёсткой уголке церкви – русская печь,  на стенах – несколько деяний современного живописца. Сегодня – воскресенье, но в церкви нет паствы. Здесь только пожилой священник да три прислуживающих женщины. Они чистят подсвечники.
 
               Войдя в церковь, я осенила себя Крестным Знамением, но батюшку не решилась беспокоить.

               Однако  он сразу обратил на меня внимание  и спросил:

             - Веруешь ли?
 
             - Да.

             - Здесь ли ты живёшь?

             - Здесь я родилась и провела детство, но живу в Коврове.

             - Вот, все живут где-то, но не здесь. Здесь никто не живёт, в церковь никто не ходит. А тебе – совет: где бы ты не находилась, если видишь священника в облачении и  с крестом, подойди, попроси благословения. Через благословение человек получает благодать  Божию. Ну, а как тебе прежнее село нравилось ли?

              - Да, очень!

                Батюшка резко прервал:

              - Ничего здесь хорошего не было. Церковь изгадили. В ней разместили склад ядохимикатов. Позднее впритык к церкви построили клуб, а церковь превратили в туалет. Еле отчистили.
 
               - В 1963-ем году, когда я приезжала в последний раз проститься с тяжелобольной бабушкой, видела у церкви мрачное, кубообразное  цементное  здание. Оно закрывало вид на светлую церковь, и это неприятно поразило меня. Теперь, Слава Богу, клуб исчез.
 
               - А родные у тебя здесь остались?

               - Никого уже нет. Приезжала в лес за грибами да на родные места посмотреть.

               - Ну, заходи, когда будешь.

                - Хорошо, спасибо, зайду. Благословите, батюшка.

                Он осенил меня крестом.

                От церкви пошла вдоль пруда. Вот дом тёти Дуни Даниловой, подруги и ровесницы бабушки. Домик и палисадник,  как прежде, голубые. Наличники – весёлые, кружевные, сине-белые. Под окнами густо цветёт  жёлтая, с коричневой серединкой ромашка. Перед палисадником – раскидистая рябина в алых коралловых гроздьях.

                Защемило сердце, глаза увлажнились: всё, как прежде! Ещё несколько метров и наискосок от Даниловых, на правом порядке я увижу бабушкин домик…
 
                Но на его месте – чужой безликий дом под №73, окружённый непроницаемым забором. На нашем домике были жёлтые, солнечные наличники, в огороде – много цветов, которые переливались радугой красок сквозь воздушный, прозрачный частокол.

                На другом порядке, почти напротив, - знакомый свидетель моего детства, дом Шлюндиных, такой же, как в сороковые годы, только на более высоком фундаменте, крепкий, уверенный, прочный.

                Я обрадовалась ему, как хорошему знакомому. Стояла, смотрела на его чистые окна в красивых наличниках. Окно отворилось, выглянула симпатичная старушка в белом платочке. Тёмные глаза её необычной, миндалевидной формы, не по возрасту яркие, живые. В них застыл вопрос.

              От неожиданности забыв представиться, я спросила:

             - Вы дочь тёти Мани Шлюндиной?

             - Я – невестка.  Меня зовут Людмила Северьяновна. Была замужем за Дмитрием. Несколько лет назад он умер.

              - А я – внучка Стефаниды Ивановны Пикарычевой. Вы помните Пикарычевых?

              - Как же, как же! Прекрасно помню, соседи. Заходите в дом, попьём чайку, побеседуем.

              - Спасибо, спешу на автобус. Зайду к вам в следующую поездку за грибами. Помните ли вы, что у вашего дома рос большой тополь с красными серёжками?

              - Нет, никогда здесь тополя не было.

               Я удивилась и подумала: «Неужели тополь – игра моего воображения?! Не может быть»!

              - До свидания! Скоро приеду. Пообщаемся.- Я поспешила на автобусную остановку.

                Приехав домой, позвонила тёте Кате.

               - Катя, помнишь ли ты, что у дома Шлюндиных в войну рос большой тополь?

               - Да, рос, огромный такой. А что, почему ты об этом спрашиваешь?

               - Сегодня я была в Осипове, разговаривала с Людмилой Северьяновной  Шлюндиной. Она утверждает, что тополя у их дома никогда не было. А я помню, что серёжками этого тополя мы в детстве чистили ботинки.

               - Ты правильно помнишь. Тополь рос в сороковые годы, когда ты жила в Осипове, а Северьяновна приехала в село в начале пятидесятых, когда тополя уже не было. Его спилили.

                Я хорошо помню её приезд. Мы сидели на крылечке нашего дома. На улице появилась лошадь, запряженная в телегу. Возчик – мужчина. На телеге – молоденькая русоволосая девушка. Глаза – яркие, чёрные, как сливы. На ней - белая крепдешиновая кофточка в крупный чёрный горох. Нас эта кофточка впечатлила, потому что все мы  носили ситец. Рядом с ней в телеге стоял большой деревянный чемодан, наверно, с её имуществом.

               После мы узнали, что это новая учительница нашей школы. Привёз её отец из деревни Ильино, где жила их семья, а он работал там председателем колхоза. Поселили её на квартире у Паршиных.

               Вскоре Василий Паршин сосватал квартирантку с  Дмитрием Шлюндиным. Тот бы сроду не женился, если бы не Василий. Людмила Северьяновна  после свадьбы переехала жить к Шлюндиным и живёт до сих пор. А тополь спилили до неё. Так что тополь был. Людмила Северьяновна работала в школе вместе с Таисией Васильевной Кабиной, снохой тёти Дуни, которую ты знаешь.


                К моему огромному сожалению, я больше не встретилась с Людмилой Северьяновной. Намеченная поездка за грибами не состоялась. Вскоре наступили холода, а за ними – зима.  В следующий грибной сезон узнала, что её не стало.

                Когда имеешь дело с уходящей натурой, надо спешить! Сколько интересного могла бы я узнать об Осипове, его жителях, да и о самой сельской учительнице. Но, увы! Не сбылось.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

                Примечание: на снимке фрагмент дома Шлюндиных с хозяйкой в окне. Фотография моя.