Время жениться на ней

Геннадий Рудягин
               
- Да и было это, когда люди жили ещё... как на ладони, открыто и как один кулак... - сказал местный старик-рыбак, опорожнив очередную рюмку водки в кругу городских рыбаков, и кивнул на противоположный берег речки. - Эти копны, которые мы видим теперь, с той поры и стоят никому не нужными мертвецами. Почернели давно, отрухлявели... Их поставили тут ясным днём. Понаехали люди. Пели песни, шутили. А на третьей копне, вон той, что справа, - там подтрунивали над бесхитростной горожанкой Раей. Она приехала к сестре опять с подбитым глазом.

- Ты, Рая, с тех пор, как перебралась в город жить, из парикмахерских этих, поди, и не вылазишь совсем! - перемигивались наши хохотуньи.

- Это почему вы так решили? - тихо улыбалась бесхитростная она.

- Да больно крепко заграничные «тени» в кожу вросли!

- А! - всё так же тихо улыбалась Рая. - Так это и не тени вовсе. Это - синяк у меня такой.

- Да ты что?! О-ёй! А я уж, было, хотела у тебя краски такой попросить!

- А! - всё так же тихо улыбалась бесхитростная Рая. - Ну, это ты не у меня - у мужика свово вон попроси. Он, может, даст.

И все смеялись. Хорошо смеялись, по-доброму...

А когда сметали последнюю копну, непьющий и прижимистый в жизни наш здоровенный мужик Николай Филёнов вдруг и пригласил к себе, в дом, нас, старых друзей, да и закатил в нашу честь небывалый праздничный ужин... Как бы, долго-долго терпел, и на тебе - раскололся.

- Не знаю, как вы, - сказал он тогда за столом, - а я, друзья-товарищи, сёдни в поле прямо-таки опьянел: в голове туман какой-то, а перед глазами - волны, волны... и все в белых барашках!

- Ишь ты! - поразились все мы. - С чего бы так-то?.. Должно, от солнца. Вон какое было сегодня - аж белое!.. Или от пыли. Последнее сено-то было с цветочной пыльцой!

Но как мы, все, ни гадали, угадать не могли.

И тогда же, очень довольный собою, Николай сам и признался:

- Это вот от чего: в тот момент я надумал жениться!,


- Эхх! - сказали мы, все - Это да-а!

А Николай ещё пояснил:

- А чего? - сказал он. - Всё у меня теперь есть: и жизненный стаж, и дом с целым хозяйством, и полная сберкнижка рублей. Пора и о другом человеке подумать. Например, о жене.

- Дело! - согласились мы. - Право, дело! А то у всех у нас вон скоро уже внуки будут пищать, а ты всё бобылишься! Всё копишь неизвестно на что! Всё тащишь и тащишь, не можешь остановиться никак!.. А кого же думаешь брать?

- Раю возьму!

- Которую?

- Да вон ту и возьму!

- Как так?! - ахнули мы, как один. - У ей муж ить живой!

- Какой муж! - отмахнулся легко Николай. - Пьяница горький, алкаш! Был ба другой -  иное дело. А то ж - чистый пропойца!

Ну, мы, друзья-товарищи его, опустили стаканы на стол. Посидели. Помялись.

- Ну что ж, - наконец согласились мы. - Оно, конечно, и верно: крепко пьёт мужичонка. Говорят, дело до недержания мочи даже доходит. Да и третий он у неё. Как бы, значит, и не родной, что ли... Ещё -  бьёт. И всё ж таки... Кхех! Кгм! М-да!..

Но Николай и слушать не стал. Жалость и любовь его одолели. Эта Рая ему мерещилась вся. А запах любого сена ему жить не давал. Бывало, сорвёт в поле какую былинку, и уже видит в ней Раю... без синяков и в белом платье... Сам говорил.

Ну, а Рае той было лет тридцать пять. Одинокой Антонине Степановой она младшей сестрой доводилась. Жила, правда, в городе, да наезжала в посёлок наш часто: как запирует этот третий её, - она и приезжает. Чтоб не видеть его, значит, вовсе, совсем... Так-то вот и приехала снова...

Николай Филёнов быстренько убрался с хозяйством, натянул новый костюм и пришёл:

- Здрасьте вам!

- Здрасьте.

- Ну, как, значит, живётя?

- Да как живём? - отвечает за всех Антонина-сестра. - Разве ж это есть жизть?!

- Что правда, то правда, - согласился жених. - Я и то вон дошёл... Жить так больше - не жить!

И тут же всё и выложил: так, мол, и так (насчёт Раи!)

Ну, Рая вся огнём занялась, глаза в свежие синяки опустила. А сестра её, Антонина, так и взвилась, и задрожала:

- Только, - говорит, - если в церкви обвенчаетесь! Хватит ей уже актов таких! Только через Бога теперь!

А Николай этих богов!.. Каменотёсом он был. Не любил святых! Только на самого себя всегда надеялся... Был атеистом.

- Я, - говорит, - лучше Раю тогда украду! Потому, как мне самое время жениться на ней, бедной.

- Только, если обвенчаетесь в церкви!- кричит Антонина.

- Нет!- твёрдо говорит Николай.

- Да!

- Нет!

- Да!

Всё. Так ничего и не решили. А Рая достала из-за зеркала коробочку с пудрой, притушила свои синяки.

- О Господи! - говорит. - Наконец-то я чувствую себя хоть чуть-чуть человеком!
И пошла провожать Николая до самой калитки. У калитки, как сама потом говорила, всплакнула.

- Спасибо, - говорит. - Ждите меня в воскресенье. Я приеду опять... - Так уже сам Николай говорил.

И долго не спала в ту ночь, по рассказу сестры Антонины. - Улыбалась и примеряла прежние девичьи платья. А перед отъездом сказала сестре:

- Неужто, всё это возможно: запах сена, непьющий любящий муж... и заря за окном?
А зори над нашим посёлком в ту пору, и правда, гуляли - ох, знатные! Так и тянули к себе, так и влекли...

Однако, Рая в свой срок не явилась.

С раннего утра и до позднего вечера ждал её Николай. Истомился весь, издёргался. А потом сам двинул в тот город.

Ну, приехал. Разыскал и дом, и квартиру. Вошёл... В комнате, на верёвке, киснут мокрые простыни. Раскардаш. Сам плюгавый алкаш на диване лежит, мутным взглядом меряет свой потолок. А Рая тихо плачет, сидит.

- Вы только посмотрите, Николай Архипович, - говорит Николаю она. - Вы посмотрите, что этот изверг опять натворил: он же бедную кошку убил, а у неё ведь слепые котята!

Здоровенного Николая, который камни-то в крошку дробил, так и тряхнуло.

- Ты зачем же, изверг такой, нашу кошку убил? - говорит.

А тот в одну точку и смо-отрит.

- Это что, - говорит. - Я однажды чуть всех пионеров в городе не попереубивал.

Николай так и сел.

- Да за что? - говорит.

- Сам не знаю. Примерещился свист.

- Что за свист?

- Дразнящий такой, издевательский: «Фюить! Фюить!» Будто, кто насмехается. Замучил он меня тогда окончательно, этот свист, прямо извёл... Иду как-то по улице. Снег хрустит. Школьники на уроки скачут... Только завернул за угол, слышу: «Фюить!» Теперь понятно, думаю. Они, пацаны, издеваются! Выломал кол, и - назад! Смотрю: никого!.. Опять сворачиваю за угол. И опять слышу: «Фюить!» Ладно, думаю. Я же вас, сопляков, перехитрю! Иду, будто бы своей дорогой, а сам огибаю дом с другой стороны. Ка-ак брошусь!.. Никого! А звук этот опять и опять: «Фюить! Фюить!» Я аж взмок... Поднимаю голову, и вижу: сидит на дереве скворец... Оказывается, весна пришла... А вы тут мелете что-то про кошку. Я вон, наверно, и Раю скоро прибью.

- Ну, это у тебя уже не выйдет, товарищ алкаш! - говорит Николай. - Хватит!

- Почему? - удивляется тот.

- Потому что я на Рае этой женюсь!..

Забрал Николай Филёнов Раю, вместе со слепыми котятами, и увёз в наш посёлок, к себе в дом. Поселил в светлой горнице.

- Обвыкайтесь, - сказал. - А я пока поживу на сеновале.

Так и сделал.

Стала Рая, выхаживая этих котят, наши зори встречать и потихоньку приходить в себя - радостно улыбаться и даже смеяться.

А Николай, любуясь каждое утро ею такой, подарил ей за то белое платье.

- Вот, - говорит, - Рая. - Как полюбишь меня, сыграем белоснежную свадьбу.

- Да я уже, - говорит тихо ожившая Рая, - люблю.

- Нет, - говорит Николай. - Это ты от чистого воздуха слегка охмелела. Этим же пользоваться я никак не могу. Я хочу, чтоб ты вышла за меня по первой любви, а не из-за такой благодарности. Ты же, Рая, даже не знаешь ещё, что такое любовь!
А Рая, и правда, похоже, не знала. Стала она после дел по соседкам ходить, спрашивать:

- Дусь, а, Дусь... Ну, а что есть любовь?

- А ты что же, никогда не любила?

- Нет.

- Как же так? Ведь замужем трижды была!

- Это, Дуся, было от страха. Я боялась остаться одна.

- Плохо! Любовь, Рая, это - когда ничего не боишься!..

А другая соседка сказала, что это - когда одному и тому же человеку хочешь всё время нравиться и вкусно его чем-то кормить.

Третья - когда, мол, своего мужика ждёшь с работы и никак не можешь дождаться.

И всё это Рая, со временем, на себе испытала...

А однажды уже никак не могла Николая дождаться с работы. Полевыми цветами украсила стол. Нарядилась в белое платье. Пригладила перед зеркалом тонкие брови... А когда, наконец,  услыхала скрип ставшей родной уж калитки, да ещё и шаги за окном, так и выпорхнула она на крыльцо... Глядь, а это плюгавый алкаш бегает по двору, ловит прозревших весёлых котят и прячет их в жёлтый здоровеный портфель.

- Ты чего? - рассмеялась бесстрашная наша невеста. - Эй, эй, эй! Ты чего?

- Да понимаешь, - говорит алкоголик, - примерещилось, что моих сиротинок твой здоровенный мужик обижает. Жалко стало, нет сил! Только и слышу: «Мяу! Мяу!» - как по сердцу ножом! Ну, и... не утерпел. Ты ж меня знаешь... Идёмте домой, мои сиротинушки. Больше вам уж ничто не грозит. Обижать вас, малютки, теперь никто не посмеет. Клянусь вам, никто!

И тут с треском распахнулась калитка.

- Рая! - крикнула Дуся-соседка. - Там... Твоего Николая кто-то убил!

И куда-то бежали люди.

- О! - сюсюкал над котятами в портфеле пьяный алкаш. - Никто никогда вас уже не обидит! Я ж сказал, что клянусь!

А над подворьями вовсю играла заря. И на вымытых ступеньках крыльца сидела в белом платье Рая, на которой теперь-то и было самое время жениться...

Дед умолк, глянул на тёмную воду реки.

- Не клюёт! - сказал он со вздохом, и опорожнил последнюю рюмку водки.

А городские рыбаки, сидевшие рядом с ним... Но это уже и не важно.
               
                ***

Вот уж воистину: не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь. Так хотелось завершить рассказ счастливым финалом, а правда жизни оказалась сильнее моих радужных желаний... Простите меня, Рая, и... все-все-все!